Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:16, контрольная работа
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Введение……………………………………………………………………………..31. Церковная реформа Петра I…………………………………………………….5
2. Церковная реформа Петра I как опыт государственной секуляризации…….7
Заключение………………………………………………………………………….12
Список используемой литературы………………………………………………...14
Фактически же в России, с реформами установился некий 'цезарепапизм' в духе Реформации. Сам 'Регламент' остался только актом государственного законодательства, и не имел никакого канонического достоинства. Этот 'цезарепапизм' никогда не был принят, освоен или признан всем церковным сознанием или совестью. Главное было в том, что мистическая полнота Церкви не была повреждена. И Петровская реформа разрешилась протестантской псевдоморфозной церковности. Тогда начинается 'вавилонское пленение' Русской Церкви. Духовенство становится с той поры 'запуганным сословием'. Отчасти оно опускается или оттесняется в социальные низы. А на верхах устанавливается двусмысленное молчание. Лучшие замыкаются внутри себя, уходят во 'внутреннюю пустыню' своего сердца, ибо даже во 'внешнюю пустыню' в XVIII веке уходить не дозволялось. Эта запуганная скованность духовного чиноначалия есть один из самых прочных пороков петровской реформы. И в дальнейшем русское церковное сознание долгое время развивается под двойным торможением - административным приказом и внутренним испугом.
До самого воцарения Елизаветы Петровны протестантизм в России был как бы под неким особым и преимущественным покровительством государственных законов. Впоследствии Екатерина Великая утверждала, что нет "почти никакого различия" между православием и лютеранством (а может и вовсе, это различие в духе реформ и под их прессом у нас тогда действительно просто истерлось и истлело!). В аннинское время, т.е. при Бироне, отношение власти к Церкви было особенно острым. "На благочестие и веру нашу православную наступили, но таким образом и претекстом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительное искореняют".3
В итоге, попущенное Петром, идеологическое разрушение Феофаном православно-канонического строя Русской Церкви "осталось в нашей истории никем не повторенным фортиссимо, лишь затуманенным забвением более чем в течение 250 лет"4. Так Петр, создавший Св.Синод по немецкому лютеранскому образцу, жестоко поработил и ослабил Церковь. Но эта церковная реформа так же стала возможна в результате внутреннего ослабления самой Церкви, невежества иерархии и потери ее нравственного авторитета. В этом-то и лежит основной урок петровской Реформации.
В результате проведения этой реформы, церковь потеряла уважение в глазах народа, поскольку духовной альтернативы режима Петра больше не существовало. Церковь стала послушным орудием в руках государства. Император использовал ее для достижения своих целей, не гнушаясь самого святого.
Реформы, проводимые Петром, служили в основном удовлетворением его страстей, а для страны несли, пожалуй, больше негативные последствия и носили прозападнический характер. Петр не хотел принимать к сведению при проведении реформ практически никакие российские условия, а Россия – страна со своей культурой, образом жизни, духовным наследием.
Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
1. Бердяев Н. Самопознание. М., Харьков, 1998.
2. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
3. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1997.
4. Платонов С.Ф. «Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический», М., изд-во «Звено», 1994.
5. Орлов. «История СССР», М., изд-во «Высшая школа», 1975.
6. В.И.Буганов "Петр Великий и его время" - М., изд-во «Наука»,1989. - 192с
7. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.
8. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.
1 Бердяев Н. Самопознание. М., Харьков, 1998. С. 25
2 Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 89-90
3 Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 95
4 Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1997. С. 342-343