Церковный раскол и его влияние на русскую культуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 22:40, реферат

Описание работы

Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.
Хорошо известно, что раскол русской церкви в середине XVII в., разделил великорусское население на две антагонистические группы, старообрядцев и новообрядцев.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Россия в середине XVII века
1.1.«Бунташный век»………………………………………………………….4
1.2.Церковь и государство…………………………………………………….6
Глава 2. Раскол. Причины и последствия.
2.1. Церковная смута 1658-1666 годов………………………………………..9
2.2 Раскол как трагедия народа………………………………………………..12
2.3 Влияние раскола на русскую культуру и историю………………………16
Заключение……………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………………..20

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ - РЕФЕРАТ.docx

— 53.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

«Церковный раскол и его влияние на русскую культуру»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Россия в середине XVII века

1.1.«Бунташный век»………………………………………………………….4

1.2.Церковь и государство…………………………………………………….6

Глава 2. Раскол. Причины и последствия.

2.1. Церковная смута 1658-1666 годов………………………………………..9

 2.2 Раскол как трагедия народа………………………………………………..12

 2.3 Влияние раскола на русскую культуру и историю………………………16

Заключение……………………………………………………………………...19

Список использованной литературы…………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.

Хорошо известно, что раскол русской церкви в середине XVII в., разделил великорусское население на две антагонистические группы, старообрядцев и новообрядцев.

Прежде слова «раскол» и «старообрядчество» официально употреблялись как синонимы; с тех же пор, как Поместный собор 1971 утвердил равноправие новых и старых обрядов, сняв «клятву» (запрет) на последние, «расколом» принято именовать не вероисповедание, а определенную главу в истории Русской православной церкви и государства.

Раскол XVII века явился второй после «московского разорения» национальной трагедией. По историческим данным, в раскол ушло около ¼ всего русского народа. Царствование Алексея Михайловича - переломное время для истории российской государственности - стало сложнейшим моментом в истории Русской Православной Церкви. Тяжесть самого страшного для Церкви катаклизма - раскола - ощущалась на всем последующем протяжении русской истории. Не преодолены его последствия и по сей день.

Обзор литературы по данной теме показал, что существует две традиции рассмотрения сущности понятия «раскол». Ряд исследователей отмечает социально-политическую направленность этого движения, выступающего против государственного строя и лишь облеченное в религиозную форму. Другие ученые рассматривают раскол, отмечая в первую очередь, его религиозную суть, впрочем, не отвергая при этом социально-политического компонента движения.

Глава 1. Россия в середине XVII века

    1. «Бунташный век»

 

Со смертью царя Федора прервалась династия Рюриковичей, которая более семи веков возглавляла русское государство. Наступило время полузаконных и совсем незаконных царей и иностранной интервенции. Династические потрясения совпадали с чередой неурожайных лет. Русские города были или в руках иностранцев или в руках русских изменников и авантюристов. Банды иностранных и русских грабителей сжигали города, грабили население, уничтожали церкви, мучили, а иногда и сжигали десятки русских священников и монахов. Казалось, что Русь, лишь совсем недавно провозглашенная самой благочестивой землей мира, последует примеру первого и второго Рима и погибнет, оставив безо всякой человеческой защиты православную веру и православную церковь1.

Ключевский отмечает, что Московское государство все еще понималось в первоначальном удельном смысле, как хозяйство московских государей, как фамильная собственность Калитина племени, которое его завело, расширяло и укрепляло в продолжение трех веков. Потому, когда династия пресеклась и, следовательно, государство оказалось ничьим, люди растерялись, перестали понимать, что они такое и где находятся, пришли в брожение, в состояние анархии. Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии2.

Характеристика XVII века как «бунташного» вышла из под пера Ключевского и конечно небезосновательно. После Смутного времени растерянность и возбужденность, как низов, так и верхов, сознание народной отсталости и беспомощности нашли отражение в восстаниях и бунтах, а также мятежах умов и сердец: волнения 1648-1650 годов в Москве, Пскове и Новгороде, в 1662 г. новый мятеж в Москве из-за медных денег; наконец, в 1670-1671 гг. огромный мятеж Разина на поволжском юго-востоке.

Многочисленные народные волнения, безвластие и произвол польско-шведских интервентов привели страну к невиданному хозяйственному разорению. Последствием смутного времени был мощный регресс экономического и социально-политического положения по сравнению с достигнутым к концу XVI века. Документальные и литературные источники того времени рисуют мрачные картины разоренных, обезлюдевших городов и селений, запустевших пашенных земель, упадка ремесла и торговли. Тем не менее, русские люди достаточно быстро справились с бедствиями, и к середине XVII века жизнь стала входить в прежнее русло.

В XVII веке обозначились признаки начавшегося процесса первоначального накопления капитала - появление купцов, наживших богатство путем неэквивалентного обмена (торговцы солью, драгоценной сибирской пушниной, новгородским и псковским льном). Среди всех классов и сословий господствующее место, безусловно, принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов. Служилые люди оформились в XVII веке в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству службой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Большие земельные владения с крестьянами принадлежали духовным феодалам. В XVII веке власти продолжали курс своих предшественников на ограничение церковного землевладения. «Уложение» 1649 г., например, запретило духовенству приобретать новые земли. Ограничивались привилегии церкви в делах суда и управления3.

 

 

1.2. Церковь и государство

Во второй половине XVII века возникают противоречия между церковью и государством. Укрепление самодержавия в России сопровождалось стремлением светской власти поставить под свой контроль хозяйственную деятельность церкви, ограничить рост монастырского землевладения, судебный и фискальный иммунитет монастырей, а также «белого» духовенства. Это, естественно, встречало сопротивление церковных иерархов, особенно после того, как в 1652 г. главой русской православной церкви стал патриарх Никон, последовательно отстаивавший принцип «симфонии властей».

Впервые теория «симфонии властей» была выражена в введении к 6-ой новелле Юстиниана (IV век): «Величайшие дары Божьи, данные людям высшим человеколюбием, - это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому, если первое поистине беспорочно и украшено верностью Богу, а второе украшено правильным и порядочным государственным строем, между ними будет доброе согласие». Гармония в государстве возможна только тогда, когда верховный правитель ищет мудрости и сообразует свои действия с верными ориентирами.

Идеал императора - богослова, несомненно, повлиял на ту исключительную роль, которой император обладал в разрешении церковных споров и в выработке богословских решений: созывая соборы и во многом определяя «кадровую политику иерархии, он мог существенно повлиять на принятие на высшем уровне тех или иных богословских теорий.

Побочным следствием византийской идеи симфонии Церкви и христианского государства явилось преувеличение роли патриарха, как якобы второго элемента симфонии4.

Вместе с тем сопоставление царя и патриарха «на равных» было весьма характерно для византийской политической теории, поскольку каждый из них представлял один из главнейших институтов: священство и царство. Неслитно и нераздельно призваны они были жить в Византии, но в России произошло иное. В соперничестве царя и патриарха победа, начиная с Алексея Михайловича и Никона, оставалась за царем. Царь - по определению бывает один, тогда как патриарх - лишь главный, но отнюдь не уникальный представитель духовенства.

Традиционная нравственность русских людей оберегалась, прежде всего, церковью, поэтому была связана с религиозностью. Церковные установки к тому времени прочно впитались в русский быт. Религиозно-нравственное подвижничество русских поражало многих приезжих из-за границы. Церковь строила свою деятельность так, чтобы влиять на все стороны общественной жизни:

-церковь формировала державную идеологию, поставив свою проповедь на службу государственному и национальному единству, развивая идеи школы Сергия Радонежского с их сильным зарядом патриотизма;

-церковью поддерживалась геополитическая концепция «Москва - третий Рим», согласно которой Москва объявлялась центром православного мира и защитницей всех православных.

Сама по себе идея объединения всех православных народов под державой русского царя возникла задолго до Алексея Михайловича. После падения Византии в 1453 г. не было сомнений, что ее духовной наследницей стала Россия.

Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков.

Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка «ревнителей древнего благочестия», состоявшего из видных представителей духовенства. Кружок ревнителей благочестия - (кружок духовных и светских лиц, объединившийся вокруг Стефана Вонифатьева, духовника царя Алексея Михайловича) был составлен именно из московских начётчиков и людей почтенных, но не способных оценить новых взглядов.

Также кружок ревнителей благочестия стремился к исправлению нравов священнослужителей. Но если в непорядках церкви и в их обличениях не было ничего нового, то зато совершенно новыми явились организация священников и тот факт, что желание улучшения шло от них самих, а не от епископата и патриарха, как это обычно было на Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Раскол. Причины и последствия.

         2.1. Церковная смута 1658-1666 годов

В период, последовавший после оставления Никоном патриаршего престола, русская церковь находилась в тяжелейшем состоянии. Как пишет Каптеpев, «все в тогдашней нашей церковной жизни сверху донизу находилось в полном смятении и как бы разложении, ни в чем не было устойчивости, определенного порядка и прочности, все как бы шаталось, всюду рознь, раздоры, борьба… Казалось, что возвращение к дониконовским церковным порядкам было бы тогда самым подходящим выходом из запутанного положения церковных дел… Дело с реформою Никона, казалось, висело на волоске»5.

Но после ухода Никона фактическим управителем русской церкви становится царь Алексей Михайлович, который всю свою энергию обращает на утверждение реформы, подчинив этому свою деятельность, служа реформе часто наперекор простому здравому смыслу, принося ей в жертву и истину, и честь, и буквально все, когда реформа становится каким-то вседовлеющим культом его жизни, навязчивой идеей. И вполне обоснованно тот же Каптерев заключает, что «царю Алексею Михайловичу главным образом pефоpма обязана своим началом, своим проведением при Никоне и своим завершением после удаления Никона»6.

К 1666 году на территории государства существовали центры «стояния за веру» и были определены и известны идейные вожди противостояния. Концентрация духовенства, посадских людей и купцов, кружок аристократии вокруг боярыни Морозовой в Москве делали город одним из центров неповиновения церковной реформе. Оппозиция церковным исправлениям была во всем государстве; например, во Владимире, в Нижнем Новгороде, в Муроме; на крайнем севере, в Соловецком монастыре, еще с 1657 г. обнаруживается резкое движение против «новин» и переходит в открытый бунт, известное Соловецкое возмущение, подавленное только в 1676 г.

Репрессии в отношении «церковных мятежников» продолжались. Более десятка вожаков сопротивления во главе со старым боголюбцем о. Лазарем привозится из Сибири в Москву, арестованы дьякон Феодор и поп Никита Добрынин. Преждевременная смерть позволила Спиридону Потемкину избежать позора тюрьмы. Другие «мятежники церковные», как, например, игумен Сергей Салтыков, дьякон Феодор, бывший соловчанин старец Герасим Фирсов, архимандрит Антоний, юродивые Авраамий, Федор и Киприан и многие другие, были задержаны и посажены под наблюдение.

Огромное нравственное влияние Соловков на севере Руси приводит к тому, что раскол распространяется по всему северу. И нужно заметить, что в этом движении за церковную старину принимают участие не только образованные люди того времени (например, духовенство), но и народные массы. На восток от Москвы население среднего течения Волги и впадавших в нее рек с центрами в вязниковских, краснораменских и костромских лесах почти сплошь было против «никоновских реформ», и здесь движение приобретало наиболее опасный характер. Даже на Дону, куда стекались не ладившие с властями элементы, церковное «шатание» и недовольство иерархией сказывались все больше и больше. Но до тех пор, пока у населения и духовенства были надежды, что царь и иерархи «образумятся» и «исторгнут злое и пагубное учение», смута в церкви еще не нарушала ее канонического единства7.

Когда Никон стал исправлять старые книги и обряды, в народе заговорили, что Антихрист уже пришел. Когда в 1655-56 гг. появилась комета, то немедленно начались разговоры, что она является символом гнева Божия за измену патриарха православию. «Зрите православные, зрите знамение гнева Божия», - говорили противники патриарха Зловещий и несчастный 1666 год, считалось, что был предсказан, «Откровением» Иоанна Богослова, писаниями Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других отцов церкви как год отступления от православия. Многие русские люди, в том числе и все староверы, считали 1666-й год годом Антихриста, потому что 666 - это его число. Аввакум же утверждал, что сам видел Антихриста «собаку бешеную, зело дурна, а из ноздрей и ушей пламя смрадное исходит». В этом году никто из староверов не пахал, не сеял, во многих местах люди покидали свои избы, собирались вместе, причащались и ждали звука трубы Архангела. В иных селениях старообрядцы, чтобы не встречаться с Антихристом, с пением молитв и псалмов сгорали в огне и «возносились в небеса со своей верой».

Информация о работе Церковный раскол и его влияние на русскую культуру