Церковный раскол в середине 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 00:25, реферат

Описание работы

Русская православная церковь занимает значительное место в истории русского государства. Православие определило этническое самосознание русского народа в период борьбы с монголо-татарским игом, что вместе с общерусской церковной организацией и наряду с социально-экономическими факторами способствовало политическому объединению земель и созданию единого Московского государства.
В XVI-XVII веках церковь, опираясь на государство, подавила многочисленные ереси, проникшие в высшие слои административного аппарата и имевшие достаточно широкую социальную базу.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Церковный раскол в середине 17 века.docx

— 25.29 Кб (Скачать файл)

Церковный раскол в середине 17 века.

Русская православная церковь  занимает значительное место в истории  русского государства. Православие  определило этническое самосознание русского народа в период борьбы с монголо-татарским  игом, что вместе с общерусской  церковной организацией и наряду с социально-экономическими факторами  способствовало политическому объединению  земель и созданию единого Московского  государства.

В XVI-XVII веках церковь, опираясь на государство, подавила многочисленные ереси, проникшие в высшие слои административного  аппарата и имевшие достаточно широкую  социальную базу.

Церковь и монастыри обладали значительной экономической мощью, развитием и эффективным хозяйством, были культурными центрами. Монастыри  строились часто в стратегически  важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тыс. ратников. Эти обстоятельства создали  материальную базу для авторитета церкви (своего рода государства в государстве).

Освященный Собор как  орган церковного управления принимал активное участие в работе Земских  Соборов. В годы Смуты патриаршество (учреждено с 1589 г.), несмотря на некоторые  колебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведской интервенцией (трагическая судьба патриарха  Гермогена, гибель монахов при защите православных святынь, материальная поддержка ополчения и т.п.). Патриарх Филарет фактически управлял Россией, являясь соправителем царя Михаила Романовича, укрепляя самодержавие и новую династию, с одной стороны, и роль церкви-с другой.

В середине XVII века начинается переориентация в отношениях между  церковью и государством. Ее причины  исследователями оцениваются по-разному. В исторической литературе преобладает  точка зрения, согласно которой процесс  становления абсолютизма вел  с неизбежностью к лишению  церкви ее феодальных привилегий и  подчинению государству. Поводом для  этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Церковные историки отрицают такую позицию патриарха, считая Никона последовательным идеологом «симфонии власти»'. Инициативу в отказ от этой теории они усматривают в деятельности царской администрации и влиянии протестантских идей.

Важным фактором русской  истории XVII века был церковный раскол, явившийся результатом церковной  реформы патриарха Никона.

В понимании раскола в  литературе существуют две основные традиции. Одни ученые - А.П.Щапов, Н.А.Аристов, В.Б.Андреев, Н.И.Костомаров - склонны видеть в нем социально-политическое движение в религиозной форме. Другие иследователи усматривают в расколе и старообрядчестве прежде всего религиозно-церковное явление. Среди историков такое понимание раскола характерно для С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Е.Е. Голубинского, А.В.Карташева.

Восприняв христианство от Византии в 988 г. вместе со всеми его  церковными обрядами, необходимой богослужебной  и религиозно-философской книжностью русская православная церковь стремилась хранить это наследие без изменений. Однако в рукописных церковных книгах в процессе многочисленной переписки  неизбежно накапливались различного рода ошибки и погрешности. Несколько  раз начиная с XVI века церковь при содействии государственной власти предпринимала попытки исправления церковных книг путем сличения их с греческими. Но эти начинания, как правило, были недостаточно последовательными и не приобрели общественного характера для богослужения в огромном количестве церквей на все более разраставшейся территории России.

В 1653-1656 гг., во время царствования Алексея Михайловича и патриаршества  Никона, была проведена церковная  реформа, направленная на унифицирование религиозных обрядов, исправление книг по греческим образцам. Ставились также задачи централизации церковного управления, увеличения сбора налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха. Внешнеполитические цели реформы состояли в том, чтобы сблизить российскую церковь с украинской в связи с воссоединением Левобережной Украины (и Киевом) с Россией в 1654 г. До этого воссоединения украинская православная церковь, подчинявшаяся Константинопольскому греческому патриарху, уже прошла аналогичную реформу. Именно патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Основными нововведениями были следующие: крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя; крестный ход вокруг церкви совершать  не с востока на запад (посолонь), а с запада на восток (против солнца); вместо земных поклонов надо делать во время богослужения поясные, произносить  славословие Богу «Аллилуйя» не дважды, а трижды, и ряд других.

Потом патриарх обрушился  на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи. Кроме того, по примеру восточного духовенства в церквах начали читать проповеди собственного сочинения. Русские рукописные и печатные богослужебные  книги велели везти на просмотр в  Москву. Если там находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, взамен печатали и рассылали новые. И хотя все изменения были чисто внешними и не затрагивали православного вероучения, они воспринимались как посягательство на, саму веру, ибо нарушали традиции (веру отцов и их предков). Церковная реформа по сути дела, имела весьма ограниченный характер. Однако эти незначительные перемены произвели потрясение в общественном сознании, были крайне враждебно восприняты значительной частью крестьян, ремесленников, купцов, казаков, стрельцов, низшего и среднего духовенства, а также некоторыми аристократами (боярыней Р.П.Морозовой, ее сестрой Е.П.Урусовой и др.). Возник церковный раскол. Церковь раскололась на никонианцев (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев, которые первоначально называли себя старолюбцами; сторонники реформы называли их раскольниками.

Активным противником  Никона и одним из основоположников старообрядческого движения становится протопоп Аввакум. Человек огромной силы духа, он с детства приучался  к аскетизму и умерщвлению  плоти. Обширная начитанность Аввакума в церковно-учительной литературе и  природный дар проповедника первоначально  способствовали его быстрой церковной  карьере: в попы был поставлен 23 лет, в протопопы - 31 года. Но повсюду, в  селах и г. Юрьеве-Польском, жилось ему тяжело. Отвращение от мира и  стремление к святости он считал настолько  естественным для человека, что не смог ужиться ни в одном приходе  из-за неустанного преследования  им мирских потех и отступлений  от обычаев церкви. Многие считали  его чудотворцем и святым. Гонимый  «паствой» Аввакум переехал в  Москву, сблизился с придворным духовенством, был представлен молодому царю Алексею  Михайловичу. Служа в церкви Казанской  Божьей Матери (на Красной площади), Аввакум проявил себя как замечательный  проповедник — «много людей приходило». Именно он возглавил движение противников  проведения реформы.

Приверженцы старой веры - старообрядцы - спасали и прятали «неправильные» богослужебные книги. Светские и  духовные власти преследовали их. От гонений  ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь сидел в  осаде с 1668 по 1676 гг., пока воевода  Мещеряков не взял его и не повесил  всех мятежников (из 600 человек в  живых осталось 50).

Раскол в Русской православной церкви был социальным движением, питаемым социально апокалипсической утопией. Весь смысл и весь пафос раскольнического сопротивления состоял не в слепой привязанности к отдельным обрядовым  или бытовым мелочам. Основной темой  раскола была тема «Антихриста». В  среде старообрядцев возродились  древние легенды о наступлении «конца света» и «царства Антихриста». Долгое время церковь внушала обществу, что после гибели Византии русское православие являлось единственной хранительницей христианской истины. Православная церковь на протяжении. веков свою местную церковную обрядность признавала неприкосновенной святыней, а свое религиозное понимание нормой и коррективом боговедения, -отмечал В.О.Ключевский. И поэтому изменения, носившие сугубо частный характер, были восприняты как посягательство на религиозную веру.

Некоторые из старообрядцев  «угадывали» уже пришедшего Антихриста в царе Алексее Михайловиче. Главный  идеолог староверия протопоп Аввакум  мечтал, что еще до «Страшного суда»  сможет собственноручно показать своих  глав- / ных врагов: «А царя Алексея велю Христу на суде поставить. Тово мне надобно ( шелепами медными попарить». Царь воспринимался как Антихрист потому, что в действительности церковная реформа была подготовлена во дворце. Вокруг царя сложился влиятельный кружок, в котором особенно выделялись царский духовник и благовещенский протопоп Стефан и боярин Ф.М.Ртищев. В этом кружке и был намечен план унификации религиозных обрядов и исправления церковных книг. Не патриарх Никон был изобретателем церковной реформы. Он был привлечен к уже начатому делу, посвящен в уже разработанные планы.

Движение «раскола», как  и все другие движения Средневековья, не могло выдвинуть позитивной политической программы. Социально-политическое значение церковной реформы заключалось  в конечном итоге в усилении абсолютизма. Единому централизованному государству  с одной государственной религией должны были соответствовать и общие  внешние формы культа - одинаковый текст молитв, один и тот же чин  богослужения, одни и те же формы  религиозных обрядов.

Старообрядцы не расходились  с православной церковью ни в одном  догмате (основном положении вероучения), а лишь в некоторых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а раскольниками.

Встретив сопротивление, правительство приступило к репрессиям против «старолюбцев». Аввакума, монаха Епифания, попа Лазаря и дьякона Федора, вождей «раскола», навсегда сослали в Пустозерск. Всем им, кроме Аввакума, вырезали языки и отрубили пальцы на правой руке, чтобы не крестились двоеперстно и не писали. Аввакум избежал этой «казни», т.к. за него заступилась царица Мария Ильинична и сестра царя, Ирина Михайловна. В Пустозерске они провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены. И до этого раскольники запирались в церквах и сжигали себе заживо, принимая «очищение огнем». После гибели идейных вождей раскола старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» - самосожжению.

Священный собор 1666-1667 гг., одобрив  результаты церковной реформы, сместил  Никона с поста патриарха, а раскольников предал проклятию за непокорность. Ревнители старой веры перестали  признавать отлучившую их церковь. В 1674 г. старообрядцы приняли решение  о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев  с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин. Раскол не преодолен  и по сей день.

Таким образом, церковная  реформа и раскол явились крупным  социальным и духовным переворотом, который не только отразил церковные  тенденции к централизации и  определенной унификации, но и повлек за собой существенные социокультурные  последствия. Он всколыхнул сознание миллионов  людей, заставив их усомниться в легитимности существующего миропорядка, породил  раскол между официальной светской и духовной властью и значительной частью общества. Нарушив некоторые  традиционные устои духовной жизни, раскол дал толчок общественной мысли  и подготовил почву для грядущих преобразований.

Церковный раскол, ослабивший церковь в XVII веке, послужил предпосылкой для последующего подчинения церкви государственной власти.


Информация о работе Церковный раскол в середине 17 века