Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:39, реферат
Церковный Устав Владимира — источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви.
Введение
Происхождение Устава
Состав Устава
Вступление
Установительная часть
Заключение
Значение Устава
План
Церковный Устав Владимира
Введение
Церковный Устав Ярослава
Введение
Церковный Устав Владимира
Введение
Церковный Устав Владимира — источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви.
1.Происхождение Устава
В древности никто не сомневался
в происхождении «Устава» от князя
Владимира. Впервые историк Н. М.
Карамзин, ввиду некоторых
Профессор А. С. Павлов высказал компромиссную точку зрения на происхождение «Устава»: “Письменные памятники древности могут быть подлинными в материальном отношении и не подлинными в формальном. То есть они могут содержать в себе юридические нормы, действительно принадлежащие тем законодательным авторитетам, которым приписывает их данный памятник, но само письменное изложение этих норм может быть делом другой руки, современной и позднейшей… Памятник этот (Устав), несомненно, составлялся из частных и, по всей вероятности, разновременных распоряжений Владимира по делам церкви. Некоторые из которых, именно те, в которых исчисляются суды и люди церковные, надобно думать, сделаны были еще при самом Владимире или вскоре после него. Это доказывается их языком.”
В 1926 году С. В. Юшков, изучая «Устав», пришел к выводу, получившему признание в современной науке: “В основе Устава… лежит грамота о выделении десятины церкви Богородицы в 995—996 гг., которая была переработана в Устав в начале XI века (до 1011 г.) в связи с учреждением епископских кафедр, распространением на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции. Устав продолжал складываться и развиваться в XI—XII вв. вместе с укреплением и расширением церковной организации. В него были внесены перечни церковных судов и церковных людей. Архетипический текст, лежащий в основе существующих редакций, сложился в середине или второй половине XII века.”
Известно более 200 списков памятки, помещенных в летописях, кормчих книгах и некоторых др.. рукописных источниках 12-18 вв. Различают семь редакций этих текстов: Оленинский (12-13 вв.), Синодальную (13 - начало 14 в.), Варсонофьивську (начало 14 в.), Волынскую и Печерскую (14 в.), Троицкую и степенная книги (16 в.). Редакции, в свою очередь, подразделяются на изводы, отражающие местные особенности, присущие определенной группе списков. Поскольку списки времен великого князя киевского Владимира Святославовича (Владимира Великого) не сохранилось, много лет среди исследователей продолжалась полемика о подлинности памятки, в частности высказывалось мнение, что она не связана с государственнической деятельностью Владимира Святославича и являются позднейшей фальсификацией. Этому способствовала и несогласованность между собой отдельных частей Устава нарушение традиционного для памяток того времени порядка изложения текста (санкцию, или клятву, размещено в Уставе после части о десятине и не повторена в конце памятки).
2. Состав Устава
«Устав» разделяется на три части:
Во вступлении говорится о крещении Руси и первой Русской митрополии, о построении князем Владимиром церкви во имя Пресвятой Богородицы и об установлении на ее содержание десятинного сбора со всех княжеских доходов: почему и сама церковь получила название Десятинной. Во вступлении также говорится о том, что, по Номоканону, в духовные суды светская власть не имеет права вмешиваться, вместе с тем Владимир постановляет, что духовные судьи должны присутствовать в светских судах для надзора за правильною, необидною для церкви уплатой десятинного сбора с судебных доходов.
Установительная часть содержит в себе перечень дел, по которым все граждане подлежат духовному суду, а равно, лиц и учреждений, подсудных церкви по всем делам, и постановление об отдаче торговых мер и весов в церковное ведомство. Дела, подлежащие, по «Уставу», церковному суду:
Лица и учреждения, подлежащие церковному суду по делам любого рода:
Заключение, или послесловие, «Устава» состоит из заклятия, обращенного Владимиром к нарушителям прав церкви, определяемых в Уставе:
Аще кто преступить сиа правила, якоже есмь управил по святых отець правилом и первых царь управлению, кто иметь преступати правила си: или дети мои князи, или правнуци, или в котором городе наместник, или судья, или тивун — а имуть обидети суды церковныа или отьимати, да будуть прокъляти в сии век и в будущий о седми Събор святых отець Вселеньскых .
Значение Устава
Устав стал первым нормативным актом, определившим статус и полномочия церковной власти в Киевской Руси, после принятия ею христианства. Церковь кроме судебных полномочий, получила под свой надзор систему мер и весов, а также ежемесячное содержание в виде десятины от княжеских доходов.
Церковный Устав Ярослава
Введение
Церковный устав Ярослава — церковный нормативно-правовой акт государственного происхождения, регулирующие общественные отношения, отнесенные им к церковной юрисдикции, составленный в период правления князя Ярослава Мудрого. Сохранился в двух основных редакциях: западнорусской и восточнорусской, из которых последнюю разные списки представляют в разном объёме. Оригинал памятки не сохранился, однако известно более 90 ее списков, помещенных в летописях и кормчих книгах 15 - 19 вв. Эти списки большинство исследователей разделяет на 6 основных редакций - Расширенную (объединяет более 60 списков), Краткую (19 списков), Румянцевскую, Тарновскую, Устюжскую и западнорусскую, или Свиток Ярославль. Редакции, в свою очередь, подразделяются на изводы.
Устав обнаружено русским историком В. Крестининым 1771 в Архангельске в сборнике 1-й половины 16 в.. Впервые опубликовал 1780 академик Лепехин. Исследовали Устав: К. А. Неволин, А. С. Павлов, В. О. Ключевский, Н. М. Карамзин, Е. Е. Голубинский, Н. С. Суворов, А. Г. Лотоцкий, В. М. Чернов, М. Н. Тихомиров, С. В. Юшков, А. Зимин, Я. М. Щапов.
1.Происхождение Устава
Профессор А. С. Павлов считает, что
«Устав Ярослава» образовался путем
частной кодификации норм церковного
права, вызванных жизненной
Другой точки зрения придерживается историк Я. Н. Щапов. Он считает что текст «Устава» относится к XI веку и что упоминание в нем о составлении его князем Ярославом по согласованию с митрополитом Иларионом вполне достоверно. По его мнению, пространная редакция «Устава» князя Ярослава появилась раньше краткой, на рубеже XII—XIII веков, а краткая восходит к середине XIV века, хотя она точнее воспроизводит его первоначальный текст.
2. Церковная юрисдикция
Краткая редакция, которую считают
текстуально близкой к
«Устав» разделяется на три части:
Вступление — в нем говорится, что князь Ярослав Владимирович, по совету с митрополитом Илларионом, рассмотрел устав своего отца сравнительно с Номоканоном и подтвердил его. Но из текста «Устава» видно, что Ярослав не ограничился подтверждением «Устава князя Владимира»: он дополнил судную часть устава новыми постановлениями, расширившими область церковной подсудности.
Установительная часть — содержит следующие рубрики: «О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду»; «О делах брачных» и «Общее постановление о церковной подсудности по лицам, подлежавшим ей».
Общее заключение и заклятие — содержит указание о том, что все тяжбы и всякие дела, касающиеся церковных людей, подлежат исключительно суду епархиального архиерея. Заклятие определяет нравственную ответственность князю-потомку, который захотел бы нарушить устав предка, и юридическую ответственность нарушителю — чиновнику: «суд и казнь по закону», то есть по Номоканону.
2.1. О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду
Эти правонарушения устав разделяет на церковно-гражданские и исключительно церковные.
Первые подлежали совместному суду княжеской и церковной властей, а вторые относились к исключительной компетенции церковного суда.
Прелюбодеяние
Из преступлений этого рода только
немногие признаются «Уставом» церковно-
Остальные виды прелюбодеяний подлежат духовному суду без участия светского. Из этих преступлений сами тяжкими считались: прелюбодеяние с инокиней и прелюбодеяние двух братьев с одной женщиной — за оба эти преступления полагается 100-гривеная пеня, а виновная (в последнем случае) присуждалась в монастырь на покаяние (ст. 15 и 20).
Присуждение в монастырь женщины, виновной в прелюбодеянии, встречается и в других случаях, например, в случае несохранения девственности. Женщина, виновная в этом, поступала в монастырь, откуда её должны были выкупать родственники (ст. 4). Сумма этого выкупа не определена и зависела, вероятно, от усмотрения судьи (архиерея).
Некоторые виды прелюбодеяний подлежали совместной, духовно-гражданской ответственности - это относилось только к тем случаям, когда виновными были миряне. Священно- и церковнослужители, виновные в прелюбодеянии, подлежали исключительно суду епархиального архиерея и наказывались по его усмотрению, в каком бы виде прелюбодеяния они бы не были виновны (ст. 30).
Личная обида
Личная обида в «Уставе» подразделяется на два вида: оскорбление действием и оскорблением словом.
Обиды действием, перечисленные в «Уставе» можно разделить на: побои, драки, пострижение кому-либо головы и бороды с целью нанести оскорбление.
За тяжкие побои, нанесенные женщине
чужим мужчиной, взыскивалась пеня
и вознаграждение потерпевшей (и
то и другое одинаковой суммы) —
сообразно происхождению