Церковный Устав Владимира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Церковный Устав Владимира — источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви.

Содержание работы

Введение
Происхождение Устава
Состав Устава
Вступление
Установительная часть
Заключение
Значение Устава

Файлы: 1 файл

статути церковні.docx

— 38.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

План

 

 

Церковный Устав Владимира

 

Введение 

  1. Происхождение Устава
  2. Состав Устава
    • Вступление
    • Установительная часть
    • Заключение
  3. Значение Устава

 

 

 

 

 

Церковный Устав Ярослава

 

Введение

  1. Происхождение Устава
  2. Церковная юрисдикция
      • О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду
        • Прелюбодеяние
        • Личная обида
        • Имущественная обида
        • Преступления и проступки духовные
      • Дела брачные

 

  1.  Значение Устава Ярослава

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковный Устав Владимира

 

 

Введение

 

Церковный Устав Владимира  —  источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви.

 

 

1.Происхождение Устава

 

В древности никто не сомневался в происхождении «Устава» от князя  Владимира. Впервые историк Н. М. Карамзин, ввиду некоторых хронологических  несообразностей «Устава» (Владимир по «Уставу» — современник константинопольского патриарха Фотия) первым стал отрицать его подлинность.

 Профессор А. С. Павлов  высказал компромиссную точку  зрения на происхождение «Устава»: “Письменные памятники древности могут быть подлинными в материальном отношении и не подлинными в формальном. То есть они могут содержать в себе юридические нормы, действительно принадлежащие тем законодательным авторитетам, которым приписывает их данный памятник, но само письменное изложение этих норм может быть делом другой руки, современной и позднейшей… Памятник этот (Устав), несомненно, составлялся из частных и, по всей вероятности, разновременных распоряжений Владимира по делам церкви. Некоторые из которых, именно те, в которых исчисляются суды и люди церковные, надобно думать, сделаны были еще при самом Владимире или вскоре после него. Это доказывается их языком.” 

 

В 1926 году С. В. Юшков, изучая «Устав», пришел к выводу, получившему признание  в современной науке: “В основе Устава… лежит грамота о выделении десятины церкви Богородицы в 995—996 гг., которая была переработана в Устав в начале XI века (до 1011 г.) в связи с учреждением епископских кафедр, распространением на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции. Устав продолжал складываться и развиваться в XI—XII вв. вместе с укреплением и расширением церковной организации. В него были внесены перечни церковных судов и церковных людей. Архетипический текст, лежащий в основе существующих редакций, сложился в середине или второй половине XII века.”

 

Известно более 200 списков памятки, помещенных в летописях, кормчих  книгах и некоторых др.. рукописных источниках 12-18 вв. Различают семь редакций этих текстов: Оленинский (12-13 вв.), Синодальную (13 - начало 14 в.), Варсонофьивську (начало 14 в.), Волынскую и Печерскую (14 в.), Троицкую и степенная книги (16 в.). Редакции, в свою очередь, подразделяются на изводы, отражающие местные особенности, присущие определенной группе списков. Поскольку списки времен великого князя киевского Владимира Святославовича (Владимира Великого) не сохранилось, много лет среди исследователей продолжалась полемика о подлинности памятки, в частности высказывалось мнение, что она не связана с государственнической деятельностью Владимира Святославича и являются позднейшей фальсификацией. Этому способствовала и несогласованность между собой отдельных частей Устава нарушение традиционного для памяток того времени порядка изложения текста (санкцию, или клятву, размещено в Уставе после части о десятине и не повторена в конце памятки).

 

 

2. Состав Устава

 

«Устав» разделяется на три части:

Во вступлении говорится о крещении Руси и первой Русской митрополии, о построении князем Владимиром церкви во имя Пресвятой Богородицы и об установлении на ее содержание десятинного сбора со всех княжеских доходов: почему и сама церковь получила название Десятинной. Во вступлении также говорится о том, что, по Номоканону, в духовные суды светская власть не имеет права вмешиваться, вместе с тем Владимир постановляет, что духовные судьи должны присутствовать в светских судах для надзора за правильною, необидною для церкви уплатой десятинного сбора с судебных доходов.

Установительная часть содержит в себе перечень дел, по которым все граждане подлежат духовному суду, а равно, лиц и учреждений, подсудных церкви по всем делам, и постановление об отдаче торговых мер и весов в церковное ведомство. Дела, подлежащие, по «Уставу», церковному суду:

  • Дела брачные — развод, умычка или умыкание, то есть похищение невесты (языческий брачный обычай) и дела о браках в недозволенных степенях родства или свойства.
  • Дела семейные и о наследстве, а именно: ссоры супругов между собой из-за имущества, дурное обращение детей с родителями или близкими родственниками и тяжбы родственников между собой о наследстве.
  • Дела о преступлениях против веры и церкви: о чародействе и изготовлении ядов, о церковной татьбе (краже), ограблении мертвых, о совершении языческих обрядов и об осквернении храмов.
  • Дела об оскорблениях словом и действием.
  • Дела о прелюбодеянии и противоестественном разврате.

 

Лица и учреждения, подлежащие церковному суду по делам любого рода:

  • священно- и церковнослужители и их дети, живущие не в разрыве с отцом.
  • некоторые лица, не принадлежащие к церковному клиру, но причисленные в состав церковных людей:
  • лекари, так как их ремесло находилось в тесной связи со знахарством, считавшимся в те времена одним из видов языческой мудрости, преследуемой церковью, поэтому для очищения врачебного искусства от обрядов и приемов ведовства, лекаря отданы под надзор церковной власти и подчинены церковной юрисдикции.
  • прощенники — лица, удостоившиеся чудесного исцеления от недугов.
  • задушные люди — рабы, отпущенные на волю ради смертного часа их владельца.
  • странники, увеченные, вдовы, получающие от церкви содержание.
  • лица находящиеся под епитимьей.
  • лица добровольно вышедшие из иночества.

 

  • учреждения церковного ведомства: монастыри, больницы и странноприимные дома.

 

 

Заключение, или послесловие, «Устава» состоит из заклятия, обращенного Владимиром к нарушителям прав церкви, определяемых в Уставе:

 

Аще кто преступить сиа правила, якоже есмь управил по святых отець правилом и первых царь управлению, кто иметь преступати правила си: или дети мои князи, или правнуци, или в котором городе наместник, или судья, или тивун — а имуть обидети суды церковныа или отьимати, да будуть прокъляти в сии век и в будущий о седми Събор святых отець Вселеньскых .

 

 

Значение Устава

 

Устав стал первым нормативным актом, определившим статус и полномочия церковной  власти в Киевской Руси, после принятия ею христианства. Церковь кроме судебных полномочий, получила под свой надзор систему мер и весов, а также  ежемесячное содержание в виде десятины от княжеских доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковный Устав Ярослава

 

 

Введение

 

Церковный устав Ярослава — церковный  нормативно-правовой акт государственного происхождения, регулирующие общественные отношения, отнесенные им к церковной  юрисдикции, составленный в период правления князя Ярослава Мудрого. Сохранился в двух основных редакциях: западнорусской и восточнорусской, из которых последнюю разные списки представляют в разном объёме. Оригинал памятки не сохранился, однако известно более 90 ее списков, помещенных в летописях и кормчих книгах 15 - 19 вв. Эти списки большинство исследователей разделяет на 6 основных редакций - Расширенную (объединяет более 60 списков), Краткую (19 списков), Румянцевскую, Тарновскую, Устюжскую и западнорусскую, или Свиток Ярославль. Редакции, в свою очередь, подразделяются на изводы.

 Устав обнаружено русским историком В. Крестининым 1771 в Архангельске в сборнике 1-й половины 16 в.. Впервые опубликовал 1780 академик Лепехин. Исследовали Устав: К. А. Неволин, А. С. Павлов, В. О. Ключевский, Н. М. Карамзин, Е. Е. Голубинский, Н. С. Суворов, А. Г. Лотоцкий, В. М. Чернов, М. Н. Тихомиров, С. В. Юшков, А. Зимин, Я. М. Щапов.

 

 

1.Происхождение Устава

 

Профессор А. С. Павлов считает, что  «Устав Ярослава» образовался путем  частной кодификации норм церковного права, вызванных жизненной необходимостью перенести в сферу церковного суда ту же самую систему вир и  продаж, которая принята в «Русской правде» и относит составление  текста Устава к XII веку.

 

Другой точки зрения придерживается историк Я. Н. Щапов. Он считает что  текст «Устава» относится к XI веку и что упоминание в нем о составлении его князем Ярославом по согласованию с митрополитом Иларионом вполне достоверно. По его мнению, пространная редакция «Устава» князя Ярослава появилась раньше краткой, на рубеже XII—XIII веков, а краткая восходит к середине XIV века, хотя она точнее воспроизводит его первоначальный текст.

 

 

2. Церковная юрисдикция 

 

Краткая редакция, которую считают  текстуально близкой к оригиналу, включает 39 статей, а известная Распространенная редакция - 56 статей.

 

«Устав» разделяется на три части:

Вступление — в нем говорится, что князь Ярослав Владимирович, по совету с митрополитом Илларионом, рассмотрел устав своего отца сравнительно с Номоканоном и подтвердил его. Но из текста «Устава» видно, что Ярослав не ограничился подтверждением «Устава князя Владимира»: он дополнил судную часть устава новыми постановлениями, расширившими область церковной подсудности.

Установительная часть — содержит следующие рубрики: «О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду»; «О делах брачных» и «Общее постановление о церковной подсудности по лицам, подлежавшим ей».

Общее заключение и  заклятие — содержит указание о том, что все тяжбы и всякие дела, касающиеся церковных людей, подлежат исключительно суду епархиального архиерея. Заклятие определяет нравственную ответственность князю-потомку, который захотел бы нарушить устав предка, и юридическую ответственность нарушителю — чиновнику: «суд и казнь по закону», то есть по Номоканону.

 

 

 

 

 

2.1. О преступлениях и  проступках, подлежащих церковному  суду 

 

Эти правонарушения устав разделяет  на церковно-гражданские и исключительно церковные.

Первые подлежали совместному  суду княжеской и церковной властей, а вторые относились к исключительной компетенции церковного суда.

 

Прелюбодеяние

Из преступлений этого рода только немногие признаются «Уставом» церковно-гражданскими. К ним относятся:

  • Изнасилование и похищение девицы (последнее с целью изнасилования). Пеня и частное вознаграждение здесь соизмеряется с происхождением потерпевшей. Сообразно этому пеня определяется от 5 гривен золота до 1 гривны серебра. Частное вознаграждение почти во всех случаях равно пене, однако к какому бы сословию ни принадлежала потерпевшая, плата ей, то есть вознаграждение «за сором» не менее 5 гривен серебра (ст. 1).
  • Толока. Это особого рода позор, наносимый девушке — изнасилование при участии других лиц. За такой позор виновный подлежит наказанию со стороны духовной и светской власти; пеня за такое деяние — епархиальному архиерею — 3 гривны серебра, той же величины определено и вознаграждение потерпевшей «за сором» (ст. 5).
  • Прелюбодеяние мужа от жены подлежит также двойному, церковно-гражданскому наказанию, причём пеня, идущая духовной власти, не определена: вероятно, она зависела от усмотрения судьи.
  • Прелюбодеяние с сестрой: наказание светской власти — смертная казнь, пеня духовной власти 100 гривен; тоже и за прелюбодеяние со снохою (свекром) (ст. 11).

 

Остальные виды прелюбодеяний подлежат духовному суду без участия светского. Из этих преступлений сами тяжкими  считались: прелюбодеяние с инокиней и прелюбодеяние двух братьев  с одной женщиной — за оба эти  преступления полагается 100-гривеная пеня, а виновная (в последнем случае) присуждалась в монастырь на покаяние (ст. 15 и 20).

 

Присуждение в монастырь женщины, виновной в прелюбодеянии, встречается  и в других случаях, например, в  случае несохранения девственности. Женщина, виновная в этом, поступала в монастырь, откуда её должны были выкупать родственники (ст. 4). Сумма этого выкупа не определена и зависела, вероятно, от усмотрения судьи (архиерея).

 

Некоторые виды прелюбодеяний подлежали  совместной, духовно-гражданской ответственности - это относилось только к тем случаям, когда виновными были миряне. Священно- и церковнослужители, виновные в прелюбодеянии, подлежали исключительно суду епархиального архиерея и наказывались по его усмотрению, в каком бы виде прелюбодеяния они бы не были виновны (ст. 30).

 

 Личная обида

 

Личная обида в «Уставе» подразделяется на два вида: оскорбление действием  и оскорблением словом.

  • Оскорбление действием

 

Обиды действием, перечисленные в  «Уставе» можно разделить на: побои, драки, пострижение кому-либо головы и бороды с целью нанести оскорбление.

За тяжкие побои, нанесенные женщине  чужим мужчиной, взыскивалась пеня и вознаграждение потерпевшей (и  то и другое одинаковой суммы) —  сообразно происхождению последней. Наказание за легкие побои, нанесенные женщине чужим мужчиной, отличается от предшествующего лишь тем, что духовной власти здесь определена однообразная пеня — 6 гривен кун (ст. 2 и 28). Что касается побоев, нанесенных женщине свекром или деверем, то такие побои вменяются оскорбителю лишь в том случае, если они нанесены без вины потерпевшей. Кроме того, в этом случае не производится разделение на тяжкие и легкие: наказание всегда применялось как за легкие. В этом наказании не принимает участия светская власть, как и в случае побоев, нанесенных чужим мужчиной.

Информация о работе Церковный Устав Владимира