Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:14, контрольная работа
Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании.
Введение………………………………………………………………...………...3
1. Сущность и существование; свобода и ответственность……………..…4
2. Проблема смысла жизни……………………………..…………………...….8
3. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.....................................................................................................10
Заключение………………………………………………………………..….…12
Список использованной литературы…………………………………..……13
Особенно много внимания вопросу смысла жизни уделяется в философии экзистенциального направления. Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, т.е. жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обременённой телом, и где она реализуется в Царстве Божием [4, с.145]. Таким образом преодолевается трагизм земного человеческого существования, выражающийся в противоположности и непримиримости вынужденного единства души и тела, «царства Духа» и «царства Кесаря».
В атеистическом экзистенциализме Бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд, подобно тому, как абсурден труд Сизифа. Произведение известного французского экзистенциалиста А. Камю «Миф о Сизифе» и призвано дать подобный ответ на вопрос о смысле жизни. Тезис экзистенциализма о том, что «существование предшествует сущности», также прямо связан с утверждением бессмысленности человеческого существования, ибо человек только на пороге смерти может кое-что сказать о смысле бытия. Это подтверждает и один из основных тезисов Сартра: «Человек – это ничто».
Как же всё-таки подойти к ответу на вопрос о смысле жизни, если отвлечься, конечно, от иррациональных, мистических концепций? Представляется, что дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии – это значит встать на точку зрения теологии, предположить наличие заранее заданной для человека цели. Но тогда встаёт ещё один вопрос: «Кто установил эту цель?» – и целый ряд подобных вопросов. Другими словами, обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя. Помимо этого, решение вопроса о смысле жизни предполагает и осуществление сократовского императива – «Познай самого себя», а это тоже открытый вопрос. Дать абсолютный ответ на него – это значит исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своём существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Кроме того, как тут не вспомнить слова Ницше: «Познавший самого себя – собственный палач». Ну и, наконец, для того чтобы познать смысл жизни, ответить на вопрос: «Для чего мы живем?» – необходимо, видимо, познать и смысл смерти и ответить на вопрос: «Для чего мы умираем?» А этот вопрос, наверное, лишён смысла.
К решению вопроса о смысле и цели жизни, как и к самому этому вопросу, не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
Имея в виду реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл жизни, в общем плане можно сказать: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу».
Поскольку человек по своей сути – существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности [4, с.147]. Общность индивида и рода, личности и социума даёт основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысле его жизни.
Определить личностный смысл жизни – это значит осмыслить жизнь во всей её сути и в большом плане, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления.
3. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества
Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон).
Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении её сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чём смысл жизни?», «зачем человек живёт?». Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознаёт свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна [5, с.258]. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия. Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь различную цену.
Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определён окончательно, потому что он не задан наперёд, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смысложизненным ценностям имеют смысл, но не могут охватить всё целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей. Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.
Смерть – завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной – бестленной, духовной. Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок. Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё. что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания.
От всех других
живых существ человек
Заключение
В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек – это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество – это «сам человек в его общественных отношениях». Таким образом, можно говорить о социально-деятельностной сущности человека.
Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Своё наиболее полное выражение она нашла в философии существования, или экзистенциализме. Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесённое с трансценденцией, т.е. выходом человека за рамки индивидуально-реального, посюстороннего мира. Существование – это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте.
Особенно много внимания вопросу смысла жизни уделяется в философии экзистенциального направления. Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, т.е. жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обременённой телом, и где она реализуется в Царстве Божием. В атеистическом экзистенциализме Бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд, подобно тому, как абсурден труд Сизифа. Произведение известного французского экзистенциалиста А. Камю «Миф о Сизифе» и призвано дать подобный ответ на вопрос о смысле жизни. Тезис экзистенциализма о том, что «существование предшествует сущности», также прямо связан с утверждением бессмысленности человеческого существования, ибо человек только на пороге смерти может кое-что сказать о смысле бытия.
Список использованной литературы:
1. Введение в философию: учебник для ВУЗов / И.Т. Фролов [и др.]; под общ. ред. И.Т. Фролова. – Москва: Политиздат, 1989. – 367 с.
2. Махаров, Е.М. Проблема человека в истории философской мысли / Е.М. Махаров. – Москва: Знание, 1986. – 64 с.
3. Никитин, Е.П. Философия человеческого самоутверждения / Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. – 217 с.
4. Сабиров, В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти / В.Ш. Сабиров. – Москва: Знание, 1987. – 64 с.
5. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. – Ленинград: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1990. - 360 с.
6. Философия: учебник / О.А. Митрошенков [и др.]; под ред. О.А. Митрошенкова. – Москва: Гардарики, 2002. – 655 с.
7. Философия: учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ / А.И. Зеленков, В.В. Анохина, А.П. Ждановский [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск: БГУ, 2003. – 335 с.
Информация о работе Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности