Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...………...3

1. Сущность и существование; свобода и ответственность……………..…4

2. Проблема смысла жизни……………………………..…………………...….8

3. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.....................................................................................................10

Заключение………………………………………………………………..….…12

Список использованной литературы…………………………………..……13

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Особенно много  внимания вопросу смысла жизни уделяется в философии экзистенциального направления. Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, т.е. жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обременённой телом, и где она реализуется в Царстве Божием [4, с.145]. Таким образом преодолевается трагизм земного человеческого существования, выражающийся в противоположности и непримиримости вынужденного единства души и тела, «царства Духа» и «царства Кесаря».

В атеистическом экзистенциализме Бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд, подобно тому, как абсурден труд Сизифа. Произведение известного французского экзистенциалиста А. Камю «Миф о Сизифе» и призвано дать подобный ответ на вопрос о смысле жизни. Тезис экзистенциализма о том, что «существование предшествует сущности», также прямо связан с утверждением бессмысленности человеческого существования, ибо человек только на пороге смерти может кое-что сказать о смысле бытия. Это подтверждает и один из основных тезисов Сартра: «Человек – это ничто».

Как же всё-таки подойти к ответу на вопрос о смысле жизни, если отвлечься, конечно, от иррациональных, мистических концепций? Представляется, что дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии – это значит встать на точку зрения теологии, предположить наличие заранее заданной для человека цели. Но тогда встаёт ещё один вопрос: «Кто установил эту цель?» – и целый ряд подобных вопросов. Другими словами, обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя. Помимо этого, решение вопроса о смысле жизни предполагает и осуществление сократовского императива – «Познай самого себя», а это тоже открытый вопрос. Дать абсолютный ответ на него – это значит исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своём существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Кроме того, как тут не вспомнить слова Ницше: «Познавший самого себя – собственный палач». Ну и, наконец, для того чтобы познать смысл жизни, ответить на вопрос: «Для чего мы живем?» – необходимо, видимо, познать и смысл смерти и ответить на вопрос: «Для чего мы умираем?» А этот вопрос, наверное, лишён смысла.

К решению вопроса  о смысле и цели жизни, как и  к самому этому вопросу, не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Имея в виду реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл жизни, в  общем плане можно сказать: смысл  жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу».

Поскольку человек  по своей сути – существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности [4, с.147]. Общность индивида и рода, личности и социума даёт основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысле его жизни.

Определить  личностный смысл жизни – это значит осмыслить жизнь во всей её сути и в большом плане, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

3. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества

 

Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа  существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон).

Но аксиологический  аспект осмысления жизни заключается  не столько в выяснении её сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чём смысл жизни?», «зачем человек живёт?». Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознаёт свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна [5, с.258]. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия. Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь различную цену.

Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и  вытекает он из естественной же потребности  самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определён окончательно, потому что он не задан наперёд, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смысложизненным ценностям имеют смысл, но не могут охватить всё целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей. Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.

Смерть – завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной – бестленной, духовной. Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок. Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё. что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания.

От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни  он никогда не достигает «целей»  жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно нереализуемое, адекватное существо [3, с.149]. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворённость содержит в себе причины творческой деятельности, не заключённые в непосредственных её мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека – всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создаёт различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В человеке реализуется  единство, тождество субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек – это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество – это «сам человек в его общественных отношениях». Таким образом, можно говорить о социально-деятельностной сущности человека.

Проблема человеческого  существования имеет не менее  важное значение, чем проблема сущности человека. Своё наиболее полное выражение она нашла в философии существования, или экзистенциализме. Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесённое с трансценденцией, т.е. выходом человека за рамки индивидуально-реального, посюстороннего мира. Существование – это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте.

Особенно много  внимания вопросу смысла жизни уделяется  в философии экзистенциального  направления. Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, т.е. жизнь продолжается и в потустороннем  мире, где происходит свободное творчество души, не обременённой телом, и где она реализуется в Царстве Божием. В атеистическом экзистенциализме Бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд, подобно тому, как абсурден труд Сизифа. Произведение известного французского экзистенциалиста А. Камю «Миф о Сизифе» и призвано дать подобный ответ на вопрос о смысле жизни. Тезис экзистенциализма о том, что «существование предшествует сущности», также прямо связан с утверждением бессмысленности человеческого существования, ибо человек только на пороге смерти может кое-что сказать о смысле бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

 

1. Введение в философию: учебник для ВУЗов / И.Т. Фролов [и др.]; под общ. ред. И.Т. Фролова. – Москва: Политиздат, 1989. – 367 с.

 

2. Махаров, Е.М. Проблема человека в истории философской мысли / Е.М. Махаров. – Москва: Знание, 1986. – 64 с.

 

3. Никитин, Е.П. Философия человеческого самоутверждения / Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. – 217 с.

 

4. Сабиров, В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти / В.Ш. Сабиров. – Москва: Знание, 1987. – 64 с.

 

5. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. – Ленинград: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1990. - 360 с.

 

6. Философия: учебник / О.А. Митрошенков [и др.]; под ред. О.А. Митрошенкова. – Москва: Гардарики, 2002. – 655 с.

 

7. Философия: учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ / А.И. Зеленков, В.В. Анохина, А.П. Ждановский [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск: БГУ, 2003. – 335 с.


Информация о работе Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности