Чернила и орудия письма XVII-XXвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:30, доклад

Описание работы

Удивительно, что вплоть до середины XX века многие ученые считали, будто бы образованность в средневековой Руси была лишь уделом князей, бояр, служителей церкви. А ремесленники, торговцы, тем более крестьяне в подавляющем большинстве не знали грамоты. Грамотность, как считалось, была им ни к чему, да и писчий материал — пергамент — стоил в то время недешево. С другой стороны как же темные и невежественные люди возводили великолепные храмы, занимались ремеслом, создавая чудесные изделия из дерева, железа, золота и серебра, совершали далекие путешествия в заморские страны, строили корабли, если не умели ни читать, ни писать?

Содержание работы

Берестяные грамоты…………………………………………3
2. Пергамен……………………………………………………...7
3. Привозная бумага в России XIV-нач. XX вв……………….9
Русская бумага ручного отлива……………………………..12
Чернила……………………………………………………….13
Орудия письма………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Русский папирус.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

бумаги из приказа  государевой Большой казны, а  не в торговых рядах. Указ этот, однако, на практике не соблюдался. Приказам требовалось большое количество бумаги. Один из крупнейших приказов, Посольский, расходовал ежегодно 300 стоп, т. е. 144 тысячи «дестных» листов. Еще больше бумаги требовалось для Печатного двора — тираж каждой книги, по подсчетам книговедов, составлял 1000—1200 экземпляров. Для второй трети — конца XVII в. сохранились сведения о закупке бумаги для Печатного двора. Бумагу покупали у купцов, по всей видимости, в Москве.

 

Русская бумага ручного отлива  

 

 

   Вопрос о начале производства бумаги в России до недавнего времени был весьма запутанным. В конце XIX в. Н. П. Лихачев обнаружил упоминание в России XVI в. бумажной мельницы. Это упоминание содержится в купчей 1576 г., копия с которой была найдена исследователем среди документов Троице-Сергиевой лавры. При обозначении границ продаваемого земельного участка в качестве ориентира названа существовавшая когда-то бумажная мельница Федора Савинова на реке Уче (под Москвой). Это открытие побудило Н. П. Лихачева рассмотреть историю бумаги в России более подробно, но никаких следов русской бумаги XVI в. ему обнаружить не удалось. Правда, с находкой Лихачева согласуется известие о вербовке в 1547 г. в Германии для Ивана Грозного ремесленников, среди которых назван и бумажный мастер. Однако производивший вербовку саксонец Ганс Шлитт в Любеке был посажен в тюрьму, и из набранных им 123-х мастеров в Россию попала лишь небольшая часть. Был ли среди них бумажный мастер, неизвестно. Итальянский путешественник Рафаэль Барберини в 1564 г. советовал европейским купцам вести в Россию бумагу, так как, по его

12

 

словам, москвичи бумагу уже изготавливают, но должного качества им достичь не удается. Эти свидетельства  позволяют предполагать, что первые попытки изготовления бумаги в России предпринимались во времена Ивана

Грозного.

    В 1971 г. американский историк Эдвард Кинан обнаружил документ XVI в., написанный на бумаге с русской филигранью. Это грамота Ивана Грозного датскому королю Фредерику II, датированная 26 сентября 1570 г. Она хранится в Датском Королевском архиве (Копенгаген) и была известна исследователям еще с XIX в., но на филигрань обратил внимание только Кинан. Поскольку грамота написана на целом листе, то филигрань сохранилась полностью.

В 1704 г. по указу Петра I построили бумажную мельницу в Московском уезде под селом Богородицким, на реке Яузе. Строительство производилось на средства Монастырского приказа. Эта мельница получила название Богородицкого бумажного завода. Есть данные, что с 1708 по 1714 гг. Богородицкий завод произвел 4000 стоп бумаги, в том числе 1134 стопы бумаги низкого качества («картузной и ракетной»). В первые годы существования Петербурга в его окрестностях, в Красном селе на речке Дудоровке, построена бумажная мельница, которая сначала называлась Дудоровской, а потом Красносельской. В 1720 г. в Петербурге построена еще одна казенная мельница, на берегу Невы за Галерным мостом, она получила название Петербургской. С 1718 г. Красносельская, а с 1720 г. и Петербургская мельницы производили бумагу для военно-морских целей. Вследствие этого на мельницах работали в основном лица, призванные для военной службы на флоте.

     Несмотря на появление в начале XIX в. машинного отлива бумаги, ручной         отлив на большинстве фабрик практиковался вплоть до второй половины XIX в., а в отдельных случаях, для изготовления бумаги особого качества,

13

его применяют и до настоящего времени.

 

Чернила

На пергаменте и бумаге писали чернилами, имевшими на русских  рукописях 

коричневый или бурый  цвет. В химический состав чернил входили соли железа и дубильные вещества. В качестве последних применялись обычно так называемые чернильные орешки (наросты на листьях дуба). Черные чернила получались из смеси черной краски, сажи, плодовых косточек винограда и даже из древесного угля. Позже чернила изготовляли из отвара коры дубильных растений. В XVI веке изобрели известные по сей день железные чернила. Из корней ольхи, ореховой или дубовой коры, «чернильных орешков» (наростов на листьях растений) варилось «чернильное сусло», а затем в него опускались железные слитки. В 1876 году химик К.Б. Шееле изучил процесс приготовления чернил и описал его с химической точки зрения, открыв путь для изобретения новых рецептов. В том числе — «вечных» и невидимых чернил.Употреблялись также чернила из сажи и отвара дубовой коры. Для просушки надписей использовали кварцевый песок, которым посыпали рукопись.      

 Помимо чернил, применялись  и краски, особенно красная, для  заголовков или заглавных букв, а иногда и для первых строк.  Отсюда происходят выражения «красная строка», «рубрика» (от латинского слова рубер, т. е. красный). Краску (киноварь или сурик) разводили главным образом на яичном белке, чтобы она была прочнее. Кроме красной, употреблялась зеленая или синяя краска, но значительно реже. Письмо чернилами и красками не было одновременным процессом. Сначала писали чернилами, а для красных букв и строк оставлялись места, заполнявшиеся позже.

     Вопрос относительно состава чернил, применявшихся для писания на пергамене, разрешается в печатной литературе констатацией двух основные

14

разновидностей чернила: античного, представлявшего собой  смесь камеди и 

сажи, и средневекового, приготовлявшегося разными способами, но в основном характеризуемого использованием чернильных орешков к той же камеди, взятой в большей пропорции. Античное чернило имеет черный цвет,

обладает плотностью и легко смывается, тогда как средневековому чернилу присущи теплота тона и богатство оттенками, а также свойство впитываться в пергамен.     

Орудия письма

 На всех русских рукописях писали предварительно обработанными гусиными, реже лебедиными перьями. Сначала перо, чтобы сделать его упругим и удалить жир, втыкали в горячий песок или золу, затем кончик пера очиняли, а в середине делали небольшой расщеп. (Для очинки употребляли перочинный нож, одновременно выполнявший и роль ластика.) Для письма красками использовали кисти. В XVII в. начинают появляться и карандаши.

    Текст на бересте писали двумя способами: первый — при помощи пера и чернил, во втором текст процарапывался или продавливался специальным орудием письма. Его называли «писало» и изготовляли из металла или кости.

С одной стороны писало имело заострение наподобие шила, им процарапывали текст. С другой стороны была лопаточка вроде  отвертки, ей буквы продавливали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

Список литературы:

 

 

 

  1. Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени. М., 1970.
  2. Тихомиров М. Н., Муравьев А. В. Русская палеография,М..1966
  3. Знание-сила. № 7. 2005.
  4. Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956.
  5. В.Н.Щепкин. Учебник русской палеографии. М., 1969

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16


Информация о работе Чернила и орудия письма XVII-XXвв