Черносотенное движение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:35, доклад

Описание работы

Актуальность темы. При современном развитии многопартийной системы
возрастает интерес к изучению общественно-политической практики России
начала XX века. Особое значение представляет изучение истории партий и
движений, которые были против коренного перелома существовавшего
политического строя и системы социальных отношений.
Важность этой темы обуславливается тем фактом, что в настоящее время
возрождаются политические партии, организации и общественные движения,
поднимающие на вооружение идеи монархизма.

Файлы: 1 файл

монарх. и черносотенные партии России.docx

— 66.17 Кб (Скачать файл)

самодержавия) и яростная, по принципу «цель оправдывает   средства»,  борьба

с любыми формами демократического движения в России.

 

Первый пункт Устава СРН  так определял основную задачу  Союза:  «  Союз

русского народа постановляет себе неуклонной  целью  развитие  национального

русского самосознания и  прочное объединение всех  сословий и  состояний  для

общей работы на пользу   дорогого   нашего   Отечества  -  России  единой  и

неделимой». Этот пункт  выполнялся  ревниво:   массовые  погромы,  убийства,

индивидуальный  террор.  Но  задача  черносотенцев  состояла  не  только   в

организации репрессивных акций.

 

Доносительство  в  среде  «черной   сотни»    считалось    безусловной

гражданской добродетелью. Доносить, как следует из Устава,  можно   было  на

кого угодно, и нередко  бдительные «патриоты» сообщали   о   том,   что  даже

П.А.  Столыпин  был  замечен  в  порочащих  связях.  Характер   политической

аргументации  черносотенцев,  также   как   и   их    историко-теоретических

изысканий, вполне соответствовал общему культурному  уровню   представителей

СРН. Это, естественно, определяло и нравы, царившие в  СРН.  Это  показывает

свидетельство чем-то обиженного члена  Совета  армавирского отдела:  «...  А

собрания этого отдела, на что они похожи? Начиналось чин  чином,  с  молитвы,

председатель садился  за стол,  покрытый   зеленным   сукном.  Потом  страсти

разгорались,  стояла  трехэтажная  русская  брань,  и    нередко   заседание

прекращалось в свалку».

 

Как уже говорилось, черносотенное  движение всячески  культивировалось,

поощрялось, финансировалось, регулировалось властями, но все-таки  это  было

движение со  всеми,  по  крайней  мере  внешними,   атрибутами  стихийности.

Поэтому «черные сотни» следует  рассматривать не  как  совокупность  жестоких

ультраправых организаций, а как  движение,  причем   на  определенном  этапе

довольно массовое. Конечно,  оно не  было  совершенно однородным. По  мнению

самих черносотенцев, их  объединял  национальный характер движения. В  своей

печати и листовках  они обращались  к   «триединому  русскому  народу»,  куда

относились также украинцы  и  белорусы,  не  признаваемыми  самостоятельными

нациями. Собственно и русские  в 1905  году  не  были  горячими  поклонниками

абсолютизма, поэтому  черносотенная  печать  всячески  напоминала  «заблудшим

овцам», что  приверженность  монархии - это чуть ли не русская  национальная черта.

 

Постоянно  подчеркивая  революционность  евреев,   их   стремление   к

республике, парламентской  демократии, к свободе и  плюрализму,  черносотенцы

приписывали  собственному  народу  политический   консерватизм,   покорность

властям,  ненависть  к  инакомыслию,  неприятие    правового    государства.

«Великому триединому народу»  они отказывали не только в правах,  но  и  даже

во внутреннем желании  иметь какие-то иные  мысли  кроме  верноподданнических

и каких-то иных чувств, кроме   раболепия.   Черносотенцы  понимали,  что  к

«истинно русским людям» относятся   не   все   русские,  а  лишь  сторонники

монархических убеждений, причем наиболее крайних. Отсюда, это движение  было

все-таки не национальным,  а  одним   из  политических.  Причем  по  степени

популярности среди русского  народа  его близко нельзя поставить  с  эсерами,

хотя те никогда  не  называли  себя русской национальной партией.

 

Что подкупает в черносотенцах, так  это  предельная   откровенность  в

выражении своих взглядов. Уж если они ненавидели евреев, то и  называли  себя

антисемитами, а не «борцами с сионизмом».  Уж   если   доктор  Дубровин  был

противником любых ограничений  монархии,   то   он   так  прямо  об  этом  и

говорил: «Да, я против вашей  перестройки. Да,  я  против вашей  демократии».

 

В начале ХХ века существовало много  черносотенных   организаций  Союз

русского народа, Союз русских  людей,   Союз   Михаила   Архангела,  Русская

монархическая   партия,   Двуглавый   орел   и    другие.    Как    правило,

черносотенные организации  подчеркивали  в  своих  названиях  национальные  и

религиозные мотивы, а также  лояльность  монархическому  режиму.  Можно  дать

краткую   характеристику   некоторым   организациям   черносотенцев   и   их

руководителям.

 

Первая монархическая  организация  -  Русская  монархическая  партия  -

возникла весной 1905 года в Москве и  была   чисто   дворянской   по  своему

составу.  Лидером  партии  стал  В.А.  Грингмут.   К   марту    1906    года

Монархическая партия только в Москве имела 13 районных отделов.  В   декабре

1907 года выступила за  немедленное   преобразование   патриотических  союзов

на религиозно-нравственных началах. Партия представляла собой  малочисленную

организацию  и  поэтому  оказала   недостаточное   влияние  на  политическую ситуацию.

 

Параллельно с Русской  монархической  партией  в  Москве  была  создана

еще одна черносотенная организация -  Союз  русских  людей.  Учредителями  и

главными деятелями СРЛ  были  графы  Павел  Дмитриевич   и   Петр  Дмитриевич

Шереметевы, князья Г.H.  Трубецкой  и  А.Г.  Щербатов.   Основными  тезисами

программы СРЛ  были:  незыблемость  самодержавия,   подкрепленного  «Советом

земли»  (законосовещательный  Земский   Собор,   выбранный    из   сословных

учреждений);    привилегированное    положение     православной      церкви,

восстановление московского  патриаршества вместо  бюрократического  Синода  и

введение в церковном  управлении выборного  начала  от  мирян;  первенство  в

государстве русской народности. В борьбе с «внутренней смутой» члены СРЛ

занимались слежкой, доносами. Боевые  дружины   Союза  устраивали  еврейские

погромы, участвовали в  разгоне демонстраций и митингов.  Весной  1906  года,

потерпели поражение в I Государственной  Думе, СРЛ прекратил  существование,

многие  бывшие  члены  этого  Союза  стали  активными   участниками   других

черносотенных организаций.

 

И для сравнения можно  дать еще одну организацию, чтобы  показать,  как

они похожи даже в деталях.

 

Союз русского народа был  создан в Петербурге  в  ноябре 1905 года  как

региональная монархическая  организация,  которая  уже  через  полтора  года

имела  практически  общероссийское   значение.    Основателями   были   А.И.

Дубровин, В.H. Пуришкевич. Первый устав СРН был  утвержден  в  августе  1906

года. Основными программными положениями  были  единство   и  неразделимость

России, сохранение самодержавия, единение его  с   народом  в  совещательном

органе  (Земский собор),  великодержавный   шовинизм,  антисемитизм  и так

далее. Текущими делами Союза  ведал  Главный  совет, насчитывавший 12  членов

и  18  кандидатов.  Сложилась  и  сеть  местных   организаций:   губернских,

уездных, городских, сельских.   Официальным   печатным  органом  Союза  была

газета   «Русское   знамя».    Главным    источником   финансирования   были

правительственные субсидии из секретного фонда Министерства внутренних  дел.

Социальный состав Союза  был самым  разнообразным:  от  помещиков  и  крупных

чиновников до рабочих  и крестьян.  В  аграрной  части  своей  программы  они

исходили из необходимости  полного сохранения в незыблемом  виде  помещичьего

землевладения. Не  предлагали  они  и  серьезных  мер  по  решению  рабочего

вопроса.    В    национально-государственном    строительстве     отстаивали

незыблемость «единой  и неделимой» России.

 

По отношению к другим  народам   исходили   из   «степени   готовности

отдельной  народности  служить  России  и  русскому  народу   в   достижении

общегосударственных задач». Исходя из этого, все нации были   ими   поделены

на «дружественные и враждебные». В  рамках  Союза  существовали  и   активно

действовали специальные  террористические  формирования  и  боевые  дружины,

занимавшиеся организацией погромов и политических убийств.  События 3  июня

1907 года были одобрены  союзом  как  первый  шаг   по   наведению  порядка   и

возвращению к дореволюционной  форме   правления.   Активизация  деятельности

Союза была связана с началом  первой мировой  войны.   Однако  в  последующем

углубились раскольнические  тенденции и отрыв  партийных  «верхов» от  низовых

структур партии.

 

Всеми  этими  организациями  кто-то   руководил   и    направлял    их

деятельность. Эти люди должны были быть крайне правых убеждений  и   глубоко

верящие в долгую жизнь существующего строя.  Одним из  таких   людей был

Пуришкевич   Владимир   Митрофанович   (1870-1920   годы).    Это    русский

политический деятель, крайне правый монархист,   черносотенец.   Раньше  был

бессарабским помещиком. С 1901 года служил в Министерстве внутренних дел,  в

1904-1906 годах - чиновник особых поручений   при   Министерстве  внутренних

дел. Один из  основателей   черносотенного   СРН,   после  раскола  которого

возглавил  Союз  Михаила   Архангела.   Депутат   Государственной  думы  2-4

созывов. Приобрел известность  своими черносотенными,  погромно-хулиганскими,

антисемитскими речами и  выходками  в  Думе.  В  годы  первой  мировой  войны

требовал «сильной власти», необходимой для  довершения  войны  до  победного

конца.  Один  из  участников  убийства   Г.  Распутина.  После   Февральской

революции  1917  года  выступал   против    Временного   правительства,   за

восстановление    монархии.    В     октябре     1917     года     возглавил

контрреволюционный заговор  в Петербурге,  который   был   раскрыт  в  начале

ноября. Открытым судом петроградского военного  трибунала 3(10) января  1918

года приговорен к четырем годам   принудительных  работ.  Амнистирован  на

основании декрета Петроградского  Совета  от  1 мая 1918 года  об  амнистии.

После этого уехал на юг,  где  сотрудничал   с  белогвардейцами.  Издавал  в

Ростове–на-Дону черносотенную  газету «Благовест». Умер в Новороссийске.

 

Такая вот нелегкая судьба сложилась у  всех   лидеров   черносотенного

движения. Как похожи были  их  партии,так  похожи  были  и их судьбы.

 

РАСПАД ЧЕРНОСОТЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОЮЗОВ.

После подавления первой русской  революции, когда позиция черносотенцев

должна была упрочиться, в их рядах  происходит  раскол.   Наступает  кризис.

Революция задушена, тюрьмы забиты  революционерами,  евреев  убито  столько,

что самим тошно. Зверства   погромов,  убийства   безвинных  детей,  женщин,

стариков  ужаснули  даже  правоверных   монархистов,   не   говоря   уже   о

либеральной части общества. Многие простые люди  поняли, что  защищали  чужие

интересы и отошли от движения. С этого   момента  выражение  «черные  сотни»

стало употребляться в  резко негативном  смысле слова.  Членам  черносотенных

организаций не подавали  руки,  считая, что их руки  запачканы  кровью.  Под

влиянием общественного  мнения  правительство  вынуждено  было  провести  ряд

расследований по делам  о  погромах и наказать часть виновных.  Черносотенцы

почувствовали себя в  положении  слуг, которым обещали заплатить  и  выгнали,

Информация о работе Черносотенное движение