Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:33, контрольная работа
Задание 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?
Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью.
«Общеизвестно, что основанием для всех исторических построений являются исторические факты, а о фактах этих исследователь узнает не непосредственно, а через исторический источник.
Рассмотрим подробнее структуру эмпирического исследования. В качестве основы такой структуры в методологии выделяется эксперимент. «Экспериментальная деятельность представляет собой специфическую форму природного взаимодействия, и важнейшей чертой, определяющей эту специфику,
является именно то, что взаимодействующие в эксперименте фрагменты природы всегда предстают как объекты с функционально выделенными свойствами». Но для того, чтобы представить эмпирический объект как объект с функционально выделенными свойствами, необходимо создать «приборную установку, с помощью которой и проводится экспериментальное исследование». Причем в качестве прибора могут выступать не, только искусственные, но и естественные объекты, поставленные в квазиприборную ситуацию.
Задание
1. Что такое исторический факт? Какое
место проблема исторического факта занимает
в методологии исторической науки?
Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью.
«Общеизвестно, что основанием для всех исторических построений являются исторические факты, а о фактах этих исследователь узнает не непосредственно, а через исторический источник.
Рассмотрим
подробнее структуру
является именно то, что взаимодействующие в эксперименте фрагменты природы всегда предстают как объекты с функционально выделенными свойствами». Но для того, чтобы представить эмпирический объект как объект с функционально выделенными свойствами, необходимо создать «приборную установку, с помощью которой и проводится экспериментальное исследование». Причем в качестве прибора могут выступать не, только искусственные, но и естественные объекты, поставленные в квазиприборную ситуацию.
Если
мы считаем, что предметом
По существу единственное достоверное знание (т.е. имеющее статус эмпирической закономерности), которое мы можем получить в эмпирическом исследовании, являются данные о внутреннем структурировании отдельных классов источников.
Данное
положение целиком
Прибор или приборная ситуация в эмпирическом исследовании нужны для того, чтобы снизить степень субъективности получаемых данных, делая их как бы независимыми от интерпретации исследователей. История как позитивная наука стремится к тому же самому, но в качестве прибора в ней выступает своеобразный источниковедческий комплекс, созданный самими историками. Порукой их объективности оказываются многочисленные взаимосвязи и корреляции представленных документов и источников. Находясь в структуре такого комплекса, историческое событие превращается в исторический факт. При этом разница между первым и вторым заключается в том, что событие требует интерпретации, объяснения или причины, а факт сам выступает как интерпретация, объяснение или причина. На основании зафиксированных историей фактов мы объясняем те или иные исторические события. При этом, получив достаточное объяснение или обоснование историческое событие, встраиваясь в источниковедческий комплекс, само может стать историческим фактом для объяснения другого исторического события.
В
этом своеобразии перехода
Одновременно
с созданием данного прибора
возникает два комплекса
Задание
2. Объясните, чем были вызваны реформы
Петра I? Как Вы оцениваете результаты
этих реформ?
Таким образом, на рубеже XVII – XVIIIвв. Россия нуждалась в качественных преобразованиях и для реформ Петра I сложились необходимые предпосылки. Основные предпосылки преобразований состояли в следующем:
Россия
сохраняла экономическую
Промышленность страны еще только зарождалась и по своей структуре была крепостнической;
Сельское хозяйство отличалось рутинным способом земледелия, и было основано на подневольном труде крепостного крестьянства;
Экономическая отсталость России проявлялась и в военном деле: страна не имела регулярной армии и военно-морского флота;
Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Реформы
коснулись буквально всех
Масштабы
изменений, произошедших за
Все
эти изменения происходили в
условиях вступления феодально-
Очевидно,
также и сопротивление,
Их осуществление было в немалой степени связано с деятельностью и личностью Петра I, - пожалуй, самого крупного государственного деятеля дореволюционной России, с его исключительной целеустремленностью, энергией смелостью, с которой он ломал рутинные порядки и преодолевал бесчисленные трудности, Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, он умел правильно оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач, из изменения внутри - и внешнеполитической обстановки.
Но
все изменения и реформы осуществлялись
на крепостнической основе, крепостническими
методами, и были направлены на сохранение
и укрепление феодально-абсолютистского
строя, сословной структуры общества,
сословных прав и привилегий господствующего
класса. Они сопровождались распространением
крепостнических отношений на новые территории
и новые категории населения, на новые
сферы экономической жизни, насаждением
наиболее грубых и тяжелых форм крепостничества,
распространением деспотизма и произвола
царя, чиновничье-бюрократического аппарата
и помещиков. Это тормозило формирование
капиталистических отношений в стране,
экономическое и культурное развитие
народа и не позволяло ликвидировать технико-экономическую
и культурную отсталость нации. Негативная
сторона изменений и преобразований была
органически связана и с деятельностью
самого Петра I, для которого была характерна
крайняя жестокость, произвол, обоснование
и осуществление принципов ничем не ограниченного
самодержавного произвола.
Задание 3. Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире», «О земле») и их историческое значение.
25 октября
(7 ноября) 1917 г. в Петрограде свершилась
Великая Октябрьская революция.
Набатным призывом откликнулся в умах и сердцах миллионов трудящихся всего мира принятый 26 октября (8 ноября) 1917 г, II Всероссийским съездом Советов исторический Декрет о мире. Страна Советов подняла знамя борьбы за мир, решительно отвергла политику захватнических войн, грабежа и насилий на международной арене. Именно Декрет о мире, написанный Лениным, впервые выражал идею мирного сосуществования двух различных общественных систем.
Декрет о мире:
Провозглашение выхода России из войны;
Обращение ко всем воюющим сторонам с целью заключить мир без аннексий и контрибуций;
Тогда же, 26 октября, Декретом о земле были решены и удовлетворены вековые чаяния трудящегося крестьянства. Земли, принадлежавшие помещикам, церковному ведомству и царской фамилии, были национализированы и переданы в распоряжение Советов крестьянских депутатов для раздачи безземельным и малоземельным крестьянам. Декретом о земле Октябрьская революция дала практическое решение вопроса о взаимоотношениях рабочего класса с крестьянством. Она показала, что достижение победы пролетариата требует привлечения на его сторону крестьянства и создания между ними прочного классового союза при сохранении руководящей роли за пролетариатом.
Декрет о земле:
Отменена частная собственность на землю;
Установлено
уравнительное землепользование с
периодическими переделами земли;
Задание
4. Дайте характеристику НЭПу, покажите,
какие задачи были решены в результате
проведения этой политики, какие проблемы
возникли при её реализации?
НЭП – это широкая, длительная и многократная политика обеспечивающая реализацию ленинского плана построения социализма.
В результате проведения Нэпа были решены следующие задачи:
- НЭП
обеспечил стабилизацию и
- Наблюдался
подъем в новых отраслях
- Был
полностью ликвидирован
- Быстрые
темпы восстановления
К объективным
причинам свертывания НЭПА относится
непропорциональное развитие сельского
хозяйства и промышленности (в отношении
60% к 40%), которое необходимо было менять.
Другой причиной являются социальные
контрасты в обществе. Финансовые ресурсы
перекочевали в руки нэпманов, а рабочие
по-прежнему жили впроголодь. Увеличивались
масштабы безработицы. Рабочие существовали
в тяжелых условиях: в то время как зарплата
у текстильщиц составляла 93 коп., за см,
пуд хлеба стоил 3,5 руб.
Субъективными
причинами свертывания НЭПА являются
проблемы, возникшие в результате конъюнктурных
ошибок Бухарина. Это, прежде всего кризис
хлебозаготовок, произошедший в связи
с переходом к золотому рублю. Крестьяне
быстро утрачивали интерес к поставкам
зерна на рынок, к продаже его хлебозаготовителям,
так как на вырученные деньги не могли
купить промышленных товаров. Из-за нехватки
промышленных товаров государство устанавливало
низкие закупочные цены на хлеб. Ведь все
материальные средства и ресурсы ускоренным
порядком перекачивались на строительство
индустриальных гигантов, а не заводов
и фабрик, производящих товары народного
потребления. Власти пытались решить проблему
путем лавирования, однако когда государство
не повышало закупочные цены, крестьяне
уничтожали урожай. В итоге на рубеже 1927-1928
гг. государственные закрома после закупок
крестьянской продукции остались пустыми.
Под угрозой голода остались города и
армия. Большевики по примеру эпохи “военного
коммунизма” прибегли к насильственным
методам изъятия зерна, то есть вместо
того, чтобы решать проблему, снова использовали
чрезвычайные меры.