Цивилизации Древнего Междуречья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить район древнего Междуречья — одно из тех мест на Земле, которые заселены с глубокой древности, мест, где, согласно данным официальной науки, возникли самые первые, самые древние цивилизации из тех, что мы можем обнаружить.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…2



Глава I. Древнее Междуречье…………………...………………...4



I.1. Древнее Междуречье ………………………….….…...4



I.2. Истоки Месопотамской цивилизации ……….…….....5







Глава II. Цивилизации Древнего Междуречья...………………....7



II.1. Шумерская цивилизация……………………………...7



II.2. Вавилонская цивилизация.…………………………..12



II.3. Угасание культуры Междуречья..…………………..17



Заключение………………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………….………22

Файлы: 1 файл

реферат по ИМЦ-1.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………….…2

 

Глава I. Древнее Междуречье…………………...………………...4

 

I.1. Древнее Междуречье ………………………….….…...4

 

I.2. Истоки Месопотамской цивилизации ……….…….....5

 

  

 

Глава II. Цивилизации Древнего Междуречья...………………....7

 

                      II.1. Шумерская цивилизация……………………………...7

 

         II.2. Вавилонская цивилизация.…………………………..12

 

         II.3. Угасание культуры Междуречья..…………………..17

 

Заключение………………………………………………………..19

          Список использованной литературы…………………….………22

     ВВЕДЕНИЕ

 

Цель работы: изучить район древнего Междуречья — одно из тех мест на Земле, которые заселены с глубокой древности, мест, где, согласно данным официальной науки, возникли самые первые, самые древние цивилизации из тех, что мы можем обнаружить. 
     Задачи: рассмотреть истоки возникновения цивилизаций Древнего Междуречья, выяснить как они развивались и какое оказали влияние на судьбу всего человечества.

Для решения поставленных задач мне помогали работы следующих авторов :

книга проф. Заблоцкой Ю.А.1 содержит богатый материал по истории возникновения первых цивилизаций, о том, что явилось предпосылками зарождения цивилизационных структур, Матвеев К.П., Сазонов А.А.2 – рассказывают о культурах, которые сформировали основы Шумерской цивилизации, отражает  быт, ремесло, появление сложных систем искусственного орошения и примитивной меновой торговли ;  Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчёк Н.М. 3 – книга содержит огромный материал по одному из самых ранних центров – Шумерской цивилизации, в ней можно найти ответы на такие вопросы:  какой народ создал Шумерскую цивилизацию, на каком языке общалось население, как происходило возникновение первых в истории человечества городов, становление храмов, как центра округи, появление письменности, науки, создание первых школ и ранних форм государственности ; Вигасин А.А., Дандамаев М.А., Крюков М.В. 4, которые в своей работе прослеживают все периоды развития Вавилонской цивилизации в свете новых достижений археологов и историков – это было время подлинного возрождения, экономического и культурного расцвета в истории Вавилона; Оппенхейм Л.А. 5, раскрывает суть и основные причины угасания и конечную гибель культуры Междуречья .

Слово «Междуречье» буквально  означает «Земля между двумя реками», «Месопотамия». Месопотамская цивилизация (др.-греч. Μεσοποταμία — «Междуречье») сошла с пьедестала истории величаво-медленным шагом, словно спускалась по ступенькам зиккурата. Эта цивилизация сформировалась и существовала на протяжении нескольких тысячелетий в тяжелых условиях вторжений и завоеваний. Жители Междуречья, видевшие не один разгром и не одну волну переселенцев, не дрогнули и перед персами. Перед новым завоевателем они не чувствовали себя ущербными и неполноценными. К тому же персы с уважением отнеслись к культуре и святыням народов Междуречья. У Месопотамской цивилизации не было непосредственных преемников, хотя ее достижениями и ученостью воспользовались многие цивилизации мира. Прекратили свое существование и канули в лету Шумер, Аккад, Ур, Вавилон, но культура, ими созданная, претворяясь, продолжала и продолжает жить и в наше время. Эту цивилизацию вновь открыли в эпоху европейского Возрождения и особенно в эпоху Просвещения. Ученые разных стран продолжают изучать интригующе загадочный, наполненный величием и славой мир обитателей Междуречья. Этот процесс пока еще не окончен. Холмы Месопотамии раскрыли не все свои секреты. Политические события наших дней показывают всю актуальную значимость Передней Азии, а вместе с тем и всей ее многотысячелетней культуры в полном ее охвате. Нельзя не сказать о сильном и глубоком впечатлении, которое она производит на современного человека. Когда европейская цивилизация еще даже не зародилась, в Междуречьи из неведомой тьмы веков проступила богатая мощная культура, удивительно высокоразвитая и невероятно разнообразная. Ее творческие и движущие силы поражают воображение: ее литература, ее законы, ее художественные произведения сформировали основу всех последующих цивилизаций Западной Азии. В любой из них можно без труда найти подражания, адаптации или переработанные образцы шумерского искусства, часто скорее испорченные, чем улучшенные в процессе переработки. Таким образом, открытие забытых шумеров – великий вклад в копилку человеческих знаний. Исследования шумерских памятников важны не только сами по себе; они позволяют нам определить происхождение той великой культурной волны, которая накрыла весь мир Древнего Востока, докатившись даже до Средиземноморского бассейна.

 Глава I. Древнее Междуречье

  I.1. Древнее Междуречье

В IV-II тыс. до н.э. на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана появляются первые в истории человечества цивилизации. Возникло несколько центров формирования древних цивилизаций, четыре из которых связаны с бассейнами крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхе. Независимо друг от друга шло зарождение цивилизационных структур и образование четырех речных цивилизаций Месопотамской, Египетской, Индостанской и Китайской.6

Одна из самых древних  цивилизаций в мире возникла на Востоке  на территории Месопота́мии (др.-греч. Μεσοποταμία — «Междуречье») в плодородной низменности между Тигром и Евфратом. Становление цивилизации проходило в особо благоприятных географических условиях. Месопотамия тянется от гор Армении на севере до Персидского залива на юге. С запада к ней примыкают Сирийские степи, с востока Иранское нагорье.

На севере Месопотамии зимой выпадал снег, весной и осенью шли дожди. В Междуречье климат сухой и жаркий. Лето длилось 6 месяцев, и температура воздуха достигала +60 С. Количество атмосферных осадков невелико. Выпадали они главным образом зимой. Со стороны Персидского залива ветры гнали на берег большие волны, поднимая уровень воды в Тигре и Евфрате, что приводило к наводнениям. Совсем не случайно миф о всемирном потопе родился именно в этом регионе. В силу таких климатических условий Междуречье явилось одним из тех регионов, где могла зародиться цивилизация. Он был богат плодородной почвой аллювиальным илом, наносимым сезонными наводнениями. Но благоприятная среда Тигра и Евфрата находилась во власти природы. И на этот вызов человек отвечал упорным трудом, организованностью и стремлением выжить.

Уже в IV тыс. до н.э. здесь начала развиваться ирригация. Система оросительных каналов, распределяющая воды Тигра и Евфрата, бассейны, арыки обратили орошаемые ими области в плодородные житницы, питающие миллионы людей. Эту чрезвычайно тяжелую работу по строительству и чистке каналов месяц-два в году выполняло все взрослое население Междуречья. И так продолжалось из года в год, из века в век на протяжении всей истории Месопотамской цивилизации.

В хозяйственном отношении Тигр и Евфрат объединяли проживавшие здесь народы, но никак не влияли на их этнополитическую пестроту и разобщенность. В Междуречьи одни государства не раз сменялись другими, и различные народы постоянно враждовали между собой. После шумеров, аккадцев, ассирийцев и халдеев здесь появились персы, а затем греки. К тому же в Древнем Междуречьи отсутствовали природой, созданные границы, защищавшие его население от грабительских набегов соседних племен. Этот регион, в отличие, например, от Египта, всегда был проходным двором для кочевников и завоевателей. Месопотамская цивилизация формировалась в условиях полицентризма, когда лидерство переходило от одного центра к другому. Однако в этническом, культурном и религиозном отношении это все-таки была одна Месопотамская цивилизация. 7

Для того, чтобы Месопотамская цивилизация состоялась было все необходимое, хотя без большого разнообразия. В изобилии имелись глина и природный асфальт. Из глины делали ящики, бочки, трубы, очаги, литейные формы, мебель, веретена, светильники, статуэтки, погребальные ящики. Из глины лепили сосуды, сперва от руки, а затем на гончарном круге. Также из глины изготовляли и главный строительный материал сырцовый кирпич, примешивая в него рубленый камыш или солому. Этот кирпич не обжигался в печи, а просто просушивался на солнце. Из него строили дворцы, храмы и жилые дома. Наконец, на глине писали и верили в то, что первых людей боги тоже вылепили из глины.

На севере Междуречья встречались месторождения свинца, олова, железа, в гористых районах много камня. Шумеры научились получать чистую медь, из которой делали оружие, топоры, серпы, посуду, светильники и статуэтки. Несколько позднее появилась бронза - сплав меди со свинцом или оловом. Таким образом, в III тыс. до н.э. шумеры открыли человечеству дверь в бронзовый век.

Главное дерево Месопотамии финиковая пальма, дающая питательные и вкусные плоды, но невысокую по качеству древесину. И, тем не менее, она приносила огромную пользу. В древности знали 360 ее полезных свойств, которые были воспеты в литературе, изобразительном искусстве и религии. В Междуречьи финиковая пальма считалась священным деревом, а ее культ способствовал появлению легенды о дереве жизни. Уже с древних времен здесь росли и другие фруктовые деревья, инжир, виноград, по берегам рек ива, камыш и тростник. 
 
   I.2. Истоки Месопотамской цивилизации

    Первые пробные шаги к цивилизации человечество сделало в Передней Азии примерно в VIII тыс. до н.э. Была предпринята попытка выйти из первобытного существования собирателей и охотников.8 И вряд ли этот переход произошел в одночасье. Для этого потребовалось не меньше тысячелетия. В VII тыс. до н.э. земледельческо-скотоводческие племена, обитавшие у горных хребтов Загроса, начинают переселение в поисках новых пространств для своих полей и новых пастбищ для скота. Именно их поселки появляются на окраинах Междуречья. Прошла не одна сотня лет, прежде чем эти племена, приручив диких коз и собак, стали пользоваться мотыжным земледелием. Судя по культуре Джармо, люди жили в примитивных домах, построенных из глины и тростника, обоготворяли силы природы и поклонялись богине-матери, покровительнице плодородия. Однако генеральная линия развития Месопотамской цивилизации отнюдь не связана с козьими пастухами, как называют носителей культуры Джармо.9

В основе всех последующих достижений цивилизации Междуречья лежит Хассунская культура (VI тыс. до н.э.). Ее признаки глинобитные постройки, появление металлических изделий и глиняная посуда, украшенная орнаментом. Хассунская культура уже отражает образ жизни оседлых земледельцев и скотоводов. Хассунцы жили в глинобитных многокомнатных домах с плоской крышей. Обязательной принадлежностью каждого дома являлась печь, иногда в виде довольно массивного сооружения. Заметное место в рационе хассунцев занимала вареная пища, в том числе разные каши. Полы в доме покрывались циновками из камыша. Благоустроенный быт хассунцев дополняла нарядная глиняная посуда. Она украшалась орнаментом в виде крупных треугольников и узорами, нанесенными темной краской, оттенки которой варьируют от черного до красного. Нередко воспроизводились достаточно сложные сцены и символы. Дописьменная эпоха сохранила две формы хранения и передачи информации устную и художественную. Хассунская керамика своеобразный хранитель информации, отражающий образ жизни оседлых земледельцев и скотоводов. Хассунская культура создана обществом относительного благосостояния, о чем свидетельствует забота его членов о своем внешнем облике: каменные браслеты, бусы из сердолика, халцедона и бирюзы.

В районе верхнего течения Евфрата найдены поселения так называемой Халафской культуры ( V тыс. до н.э.) Она характеризуется глинобитными круглоплановыми домами, керамикой с монохромной, а затем и полихромной росписью, глиняными фигурками полных сидящих женщин. Специфика халафского зодчества преобладание круглых строений. Наиболее интересны круглые постройки на каменном фундаменте с примыкающими к ним прямоугольными помещениями. Возможно, здесь жили племенные вожди. Тонкостенная халафская посуда представляет собой едва ли не наиболее совершенные глиняные изделия древности. По желто-оранжевому фону орнамент расписывался красно-коричневой и коричневой краской. Тщательно сделанная глиняная посуда украшалась разноцветным геометрическим и растительным узором, а также изображениями пятнистых барсов, оленей, птиц, рыб, змей. Излюбленный мотив халафских мастеров головы быков. Впервые появляется техника глазури. Представлены в халафской культуре и терракотовые женские статуэтки. Судя по всему у халафцев ремесло уже отделилось от земледелия, и появилась самая примитивная меновая торговля.

В ходе расселения некоторая часть племен из горных областей Элама и Северной Месопотамии  заняла юг Междуречья. Здесь в середине V тыс. до н.э. сложилась Убейдская культура, которая широко распространилась в Южном Междуречье. Она отличалась монохромной расписной керамикой с геометрическими и криволинейными мотивами росписи, терракотовыми серпами и терракотовыми статуэтками стоящих женщин с головами фантастических существ. Основным занятием убейдцев было сельское хозяйство.10 Они уже начали сооружать большие и сложные системы искусственного орошения, включая каналы и водохранилища. Активно шел процесс специализации производств. Возводились не только утилитарные постройки, но и монументальные и культовые строения, что свидетельствует о значительном потенциале, который уже был накоплен убейдцами. Вероятно, излишки продуктов питания давали возможность какой-то части населения заниматься другими делами, нежели земледелие. Выделились ремесленники, торговцы, жрецы. Таким образом, в пору Убейда сформировались основы Шумерской цивилизации.

     Глава II. Цивилизации Древнего Междуречья

      II.1. Шумерская цивилизация

     Какой народ создал Шумерскую цивилизацию? На каком языке общалось население Месопотамии? Основы цивилизации в Междуречье заложили шумеры. Уже в VI тыс. до н.э. они были основным населением Междуречья, но вовсе не первыми его обитателями. Постепенно занимая Южную Месопотамию, шумеры, возможно, встречали здесь какие-то племена. Где находилась прародина шумеров не ясно. Сами шумеры считали себя выходцами с острова Дильмуна в Персидском заливе. Они говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено.11

С III тыс. до н.э. в Междуречье из Сирийской степи стали проникать семитские племена. Язык этой группы племен получил название восточносемитского (аккадского). К концу III тыс. до н.э. шумерское и семитское население окончательно смешалось. С конца IV тыс. до н.э. в Месопотамии сосуществовали три языка: дошумерский банановый, шумерский и восточносемитский (аккадский). Примерно до 2350 г. до н.э. население Нижней Месопотамии говорило по-шумерски, в Верхней Месопотамии преобладал аккадский язык. В конце концов семитский язык оказался в роли основного: дошумерский язык исчез, а аккадский победил и постепенно вытеснил язык шумеров, восприняв множество шумерских слов. Это отнюдь не объяснялось могуществом и многочисленностью восточных семитов, а лишь тем, что они были подвижными пастушескими племенами, быстро сливавшимися с соседними народами. Этнической вражды между народами, говорившими на различных языках, не было. Все население Месопотамии называло себя черноголовыми, независимо от языка, на котором каждый говорил.

Со второй половины IV тыс. до н.э. начался новый  этап в развитии Месопотамской цивилизации, получивший название Урукской культуры (2-я пол. IV - III тыс. до н.э). Именно в это время завершилось формирование экономической и культурной основы Шумерской цивилизации, сложившейся в южной части Междуречья.12

Первые в  истории человечества города возникли на территории Междуречья. Уже в IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются здесь в города-государства. Город-государство это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40-50 тыс. человек.

Большую роль в развитии Шумерской цивилизации  сыграл город Урук, расположенный на Евфрате. В IV тыс. до н.э. он являлся самым крупным городом Месопотамии. Урук занимал площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В районе Урука находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения. В Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука - место народных собраний и заседаний совета старейшин.

Информация о работе Цивилизации Древнего Междуречья