Дальневосточная республика в истории России 1920-1922 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:23, реферат

Описание работы

Дальневосточная республика – официально независимое и демократическое государственное образование с капиталистическим укладом в экономке, провозглашенное на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока. Фактически являлось «буферным» государством между Советской Россией и Японией. «Буферное» государство – это страна, расположенная между враждующими государствами, разделяющая их и обеспечивающее таким образом отсутствие общих границ и контакта враждебных друг другу армий. Дальневосточная республика просуществовала с апреля 1920 г. по ноябрь 1922 г. В 1922 г. она вошла в состав РСФСР.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3
I. Образование Дальневосточной республики……………………………5
II. Система управления в Дальневосточной Республике…………………9
III. Руководящий состав изучаемой республики…………………………..13
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Московский городской университет  управления

Правительства Москвы

ФАУЛЬТЕТ     Государственного управления и права

                                              Кафедра   истории

 

Направление              «Государственное и муниципальное  управление»

Форма обучения        очная

 

 

 

Реферат

по учебной  дисциплине

«история  государственного управления»

на тему: «Дальневосточная республика в истории России 1920-1922 гг.»

 

 

 

Группа/курс                группа «Б» II курс

Студент(ка)                _____________________        Ушкова Е.И.

                                            (подпись)

Преподаватель          _____________________          доц. Дегтярёв А.П.

                                                          (подпись)

Оценка                            _________________    

 

                                        

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….. 3

I.   Образование Дальневосточной республики……………………………5

II.  Система управления в Дальневосточной Республике…………………9

III. Руководящий состав изучаемой республики…………………………..13

Заключение…………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….17

Приложения………………………………………………………………….18

 

 

 

Введение

 

Дальневосточная республика – официально независимое  и демократическое государственное  образование с капиталистическим  укладом в экономке, провозглашенное  на территории Забайкалья и российского  Дальнего Востока.1 Фактически являлось «буферным» государством между Советской Россией и Японией.

«Буферное»  государство – это страна, расположенная  между враждующими государствами, разделяющая их и обеспечивающее таким образом отсутствие общих  границ и контакта враждебных друг другу армий.

Дальневосточная республика просуществовала с апреля 1920 г. по ноябрь 1922 г. В 1922 г. она вошла в состав РСФСР.

История Дальневосточной республики представляет большой интерес. Дальний Восток во время установления советской  власти в России был единственным регионом, который хотя бы на время  сумел избежать советизации и  предпринял свою, отличную от остальной  территории России, попытку развития.

Дальневосточная республика  привлекала к себе внимание как во время своего существования, так и многие годы после своей ликвидации. Различные авторы изучали эту республику. Существует множество точек зрения по поводу того, нужна ли вообще была Дальневосточная республика, для чего ее создавали, насколько система управления в республике соответствовала условиям того времени, почему она не смогла продержаться дольше 1922 года и т.д. Таким образом, появляется возможность изучить систему управления Дальневосточной республики в различных аспектах.

Изучение  системы управления этого государства  очень актуально сейчас, особенно для меня, как будущего госслужащего. Хотя и маленький, но все же опыт этой страны необходим для анализа  и, возможно, применения к данной ситуации в России, или, наоборот, на примере  Дальневосточной республики избежать некоторых проблем в управлении страной.

Цель  реферата: рассмотреть систему управления в Дальневосточной республике и на основе полученных данных определить, что из опыта этого государства можно позаимствовать для реализации в управлении современной России.

 

Задачи  реферата:

    1. Рассмотреть процесс образования республики;
    2. Рассмотреть систему управления этого государства;
    3. Рассмотреть руководящий состав, изучаемой страны. 

I. Образование  Дальневосточной республики

 

Идея  создания автономного государства  в Сибири и на Дальнем Востоке  родилась еще среди ссыльных декабристов  в 30-х гг. XIX в. Оживление этих идей произошло в 80-90-е гг. XIX в. в связи с ростом переселенческого движения, увеличением промышленного и сельскохозяйственного производства, отдаленностью от центра и конкуренцией сибирских и российских товаров.2

После октябрьского переворота и распада  Российской Империи идея о самостоятельности  Дальнего Востока снова стала  актуальной. Однако большевики имели  свои претензии на эту территорию и стремились сохранить ее в составе  Советского государства. В то же время  страны Азии, прежде всего Япония, пытались оставить Дальний Восток с его  богатыми ресурсами за собой. Назревали  серьезные противоречия между этими  силами, необходимо было найти решение, которое не позволило бы этим противоречиям  вылиться в вооруженный конфликт.

Сложная международная и военно-политическая обстановка в начале 1920 г. привела  Коммунистическую партию и Советское  Правительство к политическому  маневру – временному отказу от восстановления советской власти в  Забайкалье и на Дальнем Востоке  и образованию на этой территории «буферной» республики – Дальневосточной.

Задача  большевиков оказалась довольно сложной: необходимо было решить множество  политических, экономических, социальных, территориальных вопросов. Например, какие территории войдут в состав этого государства, каковы будут  критерии их отбора. Или в какой  степени республика будет подвержена влиянию Советской России, а в  чем получит самостоятельность. Кто получит реальную власть - наиболее интересный вопрос. Мнения по всем этим вопросам не могли не разделиться, так  как в числе "создателей" Дальневосточной  республики были представители различных  политических взглядов, различных социальных слоев, различного образования. Дебаты практически по всем вопросам, касающимся будущего республики, были достаточно напряженными.

7 января 1920 г. Политцентр отправил делегацию для переговоров о перемирии с Советской Россией и образовании временного «буферного» государства в Восточной Сибири.

19 января 1920 года в Томске было  решено организовать буфер с  границами по линии р. Оки и р. Ангары (Приложение 1 – с. 18). Для решения партийных вопросов буферного строительства ЦКРКП(б) создал 3 марта 1920 года Дальбюро, куда вошли: Н.К. Гончаров, А.М. Краснощеков, А.А. Ширямов,                      И.Г. Кушнарев, С.Г. Лазо, П.М. Никифоров.

28 марта 1920 года в Верхнеудинске (ныне – Улан-Удэ) открылся съезд трудового населения Прибайкалья, который 2 апреля принял решение об образовании буфера на Дальнем Востоке с властью в составе коммунистов-большевиков, эсеров, социал-демократов, земства.

После обсуждения 6 апреля 1920 г. был принят документ, формально узаконивший создание нового государства, геральдические знаки которого представлены в Приложении 1 (с. 18). Он имел множество слабых мест, не решал тех многочисленных проблем, которые существовали в связи с образованием нового государства, но давал Дальнему Востоку статус независимой республики - «Декларация об образовании независимой Дальневосточной республики» (Приложение 2 – с. 19).3

На  Дальнем Востоке оказалось 4 территории со своими правительствами:

    • Временное Правительство ДВР в Верхнеудинске;
    • Семеновское Правительство в Чите;
    • Советская власть в Амурской области;
    • Приморское Правительство во Владивостоке.

В «Декларации…» ставилась задача объединить эти центры. На роль центра претендовали Верхнеудинск и Владивосток.

14 мая 1920 г. Советское Правительство официально признало Правительство Дальневосточной республики в Верхнеудинске. В состав государства тогда входили:

    • Забайкальская;
    • Амурская;
    • Приморская;
    • Камчатская;
    • Сахалинская

области, а  также полоса отчуждения Китайско-Восточной железной дороги.

Но  оставались еще те 4 территории, которые  до сих пор имели свои, хотя и  не признанные Советской Россией, правительства. Так продолжалось все лето 1920 г., когда шла борьба за приоритет, пока ситуация не стала очевидно неприемлемой. Было решено обсудить этот вопрос на новой конференции.4

29 октября 1920 г. в Чите состоялась конференция, где была принята Декларация, по которой весь Дальний Восток от реки Селенги и Байкала до Тихого океана объявлялся независимой самостоятельной республикой с демократической властью. Основные законы республики должно было выработать Учредительное Собрание, все правительства на территории Дальневосточной республики утрачивали свои функции и превращались в органы местного самоуправления.

Таким образом, был решен вопрос о единой власти в республике, и оставалось только дождаться выборов в Учредительное  Собрание, чтобы решить, какие партии получат власть, и сформировать правительство  и другие органы управления.

На  Дальнем Востоке появился тот  буфер, который, с одной стороны, давал надежды на развитие демократического государства и, с другой стороны, на предотвращение агрессии со стороны Японии.

ДВР отличалась от Советской России тем, что там продолжали легально существовать различные политические партии, в  том числе буржуазные, действовало Учредительное Собрание и коалиционное правительство и не действовала политика военного коммунизма. Дальневосточная республика была формально независима от Советской России.

Однако  это независимость действительно  была лишь формальной. Во-первых, Дальневосточная республика появилась во многом благодаря большевикам, которые при создании республики вложили в нее осуществление своих интересов на Дальнем Востоке, и продолжали контролировать деятельность органов власти республики на протяжении всего времени ее существования. Во-вторых, в органах власти республики было достаточно коммунистов, избранных народом, чтобы влиять на принятие политических решений.

И в-третьих, это государство все-таки было частью России с исторической и национальной точки зрения, и порвать такие связи вряд ли было возможно.

Тем не менее, создание Дальневосточной республики стало вторым по значению и масштабу после Брестского мира внешнеполитическим компромиссом Советской России, позволившим выиграть время и освободить Дальний Восток от интервентов без прямого военного столкновения с Японией. Война с Японией была в то время непосильна для России.5

 

 

II. Система управления в Дальневосточной Республике

 

Новому  государству необходимо было создать  и закрепить систему органов  управления, как центральных, так  и местных. Строй был определен  как парламентская республика. Политической основой государства являлись представительные органы. Высший орган государственной  власти – Народное Собрание – ему  принадлежала законодательная власть и право контроля за исполнением конституционных законов. По сути это был орган управления, созданный по примеру передовых государств мира, наделенный практически теми же полномочиями, но адаптированный под условия тогдашней ситуации.

В Учредительном Собрании была сохранена  традиционная парламентская процедура: несколько чтений законопроекта, проверка полномочий депутатов, наличие кворума, разрешение вопроса о регламенте и т.д. Почти по всем вопросам возникали  острые дискуссии. Эсеры и меньшевики требовали сделать Учредительное  Собрание по примеру ведущих государств мира двухпалатным постоянно действующим  парламентом. Большевики же, выполняя решение ЦК РКП(б), выступили против постоянно действующего парламента в Дальневосточной республике. Оппоненты большевиков выступили с запросами о коррупции в ряде министерств. Острота дебатов доходила порой до рукопашных схваток. Единственным вопросом, по которому было достаточное согласие между фракциями, был вопрос о прекращении японской интервенции.

Так как в Народном собрании были представлены совершенно разные по своим программам и целям партии, совершенно естественно, что заседания парламента превращались в споры между представителями  партий, а реальное решение главнейших вопросов отходило на второй план.

Тем не менее, 23-27 апреля 1921 г. Учредительное Собрание обсудило и приняло Конституцию. Для разработки Основного закона была создана Конституционная комиссия, которой было поручено создать проект, соответствующий демократическим правовым нормам.

При разработке проекта Основного закона Дальневосточной республики конституционная комиссия использовала обширный политико-правовой материал: Конституцию РСФСР 1918 г., тексты отдельных конституций буржуазных стран (США 1787 г.), конституционные законы Дальневосточной республики, ее политические декларации, проект Временной Конституции Дальневосточной республики 1920 г., конституционные акты временного Народного Собрания Дальневосточной республики.6

В Конституции не декларировалась  руководящая роль ни одной политической партии, не регулировались нормы взаимоотношения  между государством и общественными  организациями. В Дальневосточной республике сохранялся институт частной собственности, не проводилась национализация крупной промышленности. Были конфискованы лишь отдельные предприятия, принадлежавшие контрреволюционерам. В республике отсутствовала монополия внешней торговли, не были национализированы банки. Применялся наемный труд, хотя он и ограничивался путем правовой регламентации условий труда. В стране была проведена денежная реформа и введен рубль на основе золотого стандарта. Реформа активизировала товарооборот местных рынков, которые быстро наполнялись товарами.

Между сессиями Народного Собрания верховным  органом было Правительство, игравшее роль коллегиального президента, подотчетное  Народному Собранию. Правительство  получило право издавать временные  законы, принятие которых не могло  быть отложено до следующей сессии Народного Собрания.

Теоретически  Правительство являлось вторым по значению органом в государстве после  Учредительного собрания, а на практике – именно этот орган управления руководил жизнью страны, проводил соответствующую политику.

Оценивая  деятельность Правительства Дальневосточной республики в целом за период существования республики, можно сказать, что она была достаточно продуктивна, несмотря на неспокойную политическую ситуацию, на противоречия в самом Правительстве. За период своей деятельности Правительство приняло ряд правовых актов, регламентирующих жизнь государства.

Кроме того, Правительство формировало  Совет Министров – высший орган, возглавлявший весь аппарат государственного управления. Его правовое положение определено Конституцией Дальневосточной республики и «Положением о Совете Министров Дальневосточной республики» от 8 сентября 1921 г. Совет Министров состоял из Председателя Совета Министров и министров. Был подотчетен Народному Собранию, а в период между его сессиями – Правительству. В его работе принимали участие:

Информация о работе Дальневосточная республика в истории России 1920-1922 гг