Децентрализация власти КПСС (198-1991 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в плане 12-й пятилетки (1986-1990 гг.). Он получил название «курса на ускорение социально-экономического развития».
Четыре фактора, по мнению советского руководства, диктовали необходимость ускорения: во-первых, острые нерешенные социальные задачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производства товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза слома военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу СОИ — стратегической оборонной инициативы); в-третьих, необходимость обеспечения полной экономической независимости страны (главным образом, на стратегических направлениях); наконец, задача прекращения падения темпов развития, сползания экономики к кризису и создания образцовой экономической политики.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ (готово).docx

— 40.25 Кб (Скачать файл)
  1. Децентрализация власти КПСС (198-1991 гг.)

     В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А.Громыко (с июля), Председателем Совета Министров СССР до осени 1985 г. оставался Н.А.Тихонов, которого затем сменил Н.И.Рыжков. Руководство взяло решительный курс на активизацию внутренней и внешней политики СССР, на восстановление и укрепление авторитета партии и государственной власти в советском обществе и на международной арене. 
     Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в плане 12-й пятилетки (1986-1990 гг.). Он получил название «курса на ускорение социально-экономического развития». 
     Четыре фактора, по мнению советского руководства, диктовали необходимость ускорения: во-первых, острые нерешенные социальные задачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производства товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза слома военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу СОИ — стратегической оборонной инициативы); в-третьих, необходимость обеспечения полной экономической независимости страны (главным образом, на стратегических направлениях); наконец, задача прекращения падения темпов развития, сползания экономики к кризису и создания образцовой экономической политики. 
     Как понималось ускорение? Прежде всего, как повышение темпов экономического роста. В 1986-1987 гг. М.С.Горбачев не уставал предупреждать, что национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год, иначе пятилетка будет сорвана. Далее ускорение понималось и как новое качество роста, т.е. рост на базе научно-технического прогресса за счет повышения производительности труда, интенсивного развития. 
Под понятие «ускорение» подводилась и «активная социальная политика». Руководство страны в 1985-1986 гг. заверило народ, что забота о его благосостоянии станет, наконец, главной заботой государства, и определило шесть задач повышения благосостояния на XII пятилетку и на период до 2000 года. 
     Среди них выделялись две — продовольственная и жилищная. Продовольственная считалась приоритетной внутриполитической задачей, ее решение связывалось с 1990 г. Решение жилищной («каждой семье благоустроенную отдельную квартиру») отодвигалось на конец века. 
С чего начали ускорение? Как и в предыдущие пятилетки, с тяжелой промышленности. Машиностроению была отведена роль «ключевого звена» реконструкции народного хозяйства. Перейти от производства отдельных станков к производительным комплексам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение — таков был первый порыв. Он требовал больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С.Горбачев призвал мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм «молодого поколения» надеялись направить на приведение в действие «скрытых резервов» роста, чтобы уже сейчас, сегодня, не дожидаясь нового класса машин, добиться ускорения. 
     Были определены следующие резервы. Полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух, четырех-сменку. Укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков. Силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, немедленно повысить качество продукции. С этой целью создавалась еще одна контролирующая инстанция — госприемка. 
Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала авария на Чернобыльской АЭС, происшедшая 27 апреля 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколений. «Чернобыль» стал мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство. 
     В 1987 г. решено было сменить провалившуюся «концепцию ускорения»  на  «концепцию перестройки». Ускорение оставалось целью, перестройка же рассматривалась как широкомасштабное средство ее достижения. В 1987-1988 гг. перестройка сводилась главным образом «радикальной экономической реформе», затем в нее включили реформу политической системы и курс на «обновление» идеологии. 
     Идея экономической реформы начала складываться еще 1970-х гг., когда в научно-экономических кругах заговорили о необходимости усиления роли рыночных, товарно-денежных отношений в социалистической экономике. 
     В конце 1970-х — начале 1980-х гг. был проведен так называемый экономический эксперимент», в ходе которого ряд отраслей (прежде всего, бытового обслуживания и примыкающих ней) переводились на хозрасчет. При Ю.В.Андропове экономисты-«товарники» стали более настойчиво проводить идею расширения рыночных отношений в экономике страны, однако с приходом к власти в феврале 1984 г. группировки консервативно настроенных членов ЦК КПСС во главе с брежневцем» К.У.Черненко эксперимент был свернут, идеи рыночного социализма» перестали поддерживаться правительством. Однако уже во второй половине 1980-х гг. тенденция усиления рыночных факторов стала шаг за шагом одерживать победы в экономической политике СССР. 
     Идея перевода жесткого централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки. 
     Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Они должны были стать самостоятельными (обособленными) хозяйственными единицами, составив основу рыночного сектора экономики. 
     Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, не централизованно, а самостоятельно могли выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Цены же как важнейший рычаг социальной политики государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий. 
Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращение численности министерств и ведомств, а также их аппарата, переход на «партнерские» отношения министерств с предприятиями. Однако центр своих прав уступать не хотел. 
     В 1988 г. были приняты еще два закона, открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства: Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). 
     В 1989 г. в социально-экономические преобразования был втянут аграрный сектор. На мартовском (1989, г.) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть начатую в 1986-1987 гг. борьбу с личным подсобным хозяйством, которая велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. Признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских хозяйств (крестхозов или фермерских хозяйств). 
     В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношении собственности во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провозглашена новая цель экономической реформы — не ускорение, а переход к рыночной экономике. 
     Поскольку государство, отказавшись от пятилетних всеохватывающих планов, не хотело и не могло в данных условиях свернуть свою роль в экономической жизни, то была выбрана модель «регулируемого рынка». Она предполагала сочетание плана и рынка и была закреплена в постановлении Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» (июнь 1990 г.). 
     Начать переход было намечено с 1991 г., по окончании 12-й пятилетки. Это была программа «арендизации экономики», главным разработчиком которой был академик Л.Абалкин. Она окончательно сменила программу «ускорения экономического роста», к создателям которой относили академика А.Аганбегяна. Согласно новой программе до 1995 г. было намечено перевести на аренду 20% промышленных предприятий. 
Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. И они довольно быстро стали приниматься Верховным Советом СССР: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о земле, о предприятиях в СССР, о местном самоуправлении и местном хозяйстве и др. Они должны были регулировать процесс децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, создания акционерных обществ, развития мелких предприятий, развертывания свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. С конца 1989 по 1991 г. было принято более ста законов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам, но большинство из них не работало. 
Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4%), то с 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%. Реальные доходы населения стали падать. В стране начался острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Отчужденность масс от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., она стала осознанной. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Первыми взялись за это, казалось, давно забытое оружие, шахтеры («горячее лето» 1989 г.). Они заявили на своем съезде, что не считают КПСС партией рабочего класса. Шахтеров поддержали трудящиеся других отраслей. 
     В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н.И.Рыжков подал в отставку. Новый глава правительства В.С.Павлов, надеясь оживить финансовую систему, решился на непопулярные меры: обмен денег и повышение цен в 2-10 раз (апрель 1991 г.). «Павловское» повышение цен сопровождалось 40% компенсацией населению за понесенные убытки. Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии народов союзного государства были отданы республиканским руководителям, которые обещали провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного руководством СССР, руководители России во главе с Б.Н.Ельциным. 
     В 1988 г. союзное руководство во главе с М.С.Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система, и переключило свое главное внимание на политические преобразования. 
     Летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партконференции Генеральный секретарь впервые обнародовал целый комплекс идей по перестройке политической системы в СССР. М.С.Горбачев предложил создать новый высший орган власти — Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий орган, изменить избирательный закон. Выборы народных депутатов предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двуступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций, а не всенародным голосованием. Намечалось создание Комитета Конституционного надзора по соблюдению Конституции СССР. Далее М.С.Горбачев предложил соединить в одних руках посты партийных и советских руководителей сверху донизу по всей стране, одновременно учредив пост «председателя Совета» (от Верховного до районного); наконец, взять курс на гласность, отказаться от неоправданной засекреченности деятельности государственных органов. Итогом развернувшегося курса на гласность стало духовное и идейное раскрепощение общества. Существенно была смягчена цензура в средствах массовой информации, число которых резко возросло. Стали появляться периодические издания различной идейной направленности. Начала публиковаться ранее запрещенная или засекреченная литература и документация. Появились произведения искусства, далеко выходившие за рамки метода соцреализма. Официально было заявлено о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми. Перестала подвергаться государственным ограничениям деятельность церкви. 
     Намеченные XIX Всесоюзной партийной конференцией меры были в большинстве своем реализованы осенью 1988-1989 гг. Был принят новый избирательный закон, проведены выборы народных депутатов СССР, в мае-июне 1989 г. состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, затем избран Верховный Совет СССР во главе с М.С.Горбачевым, проведены республиканские съезды народных депутатов. Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 г. стал Б.Н.Ельцин. Инициатива реформирования политической системы перешла в руки народных депутатов. Реформа на этом этапе проходила под лозунгом «Вся власть Советам!». 
     Весной 1990 г. была определена новая цель реформы — переход к правовому государству, государству, где правят законы, а не люди. Предполагалось, что только оно в состоянии обеспечить переход к рынку и демократическому обществу. 
     Среди первостепенных задач реформирования политической системы были создание президентской системы власти в СССР и переход к многопартийности. Решение этих задач было начато III съездом народных депутатов СССР (март 1990 г.). Он избрал Президентом СССР М.С.Горбачева. 
     Вскоре стала оформляться и структура президентской власти, одним из главных звеньев которой стал Президентский Совет, преобразованный в начале 1991 г. в Совет Федерации, а в конце года — в Госсовет. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской власти. 
     III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Это был курс на возрождение многопартийности в обществе. 
     Одновременно начался процесс идейного раскола КПСС. Прежняя программа партии в ее новой редакции была отброшена. Новой не было. Это способствовало фактическому расколу КПСС на две партии: коммунистическую и социал-демократическую. В 1990 г. партийным руководством была разработана одобренная XXVIII съездом КПСС (лето 1990 г.) платформа строительства «демократического социализма», в центре которого должен стоять человек. Это была платформа мирного преобразования партии из коммунистической в социал-демократическую западного образца. Плану не суждено было сбыться. 
     Несмотря на то, что в КПСС возникло несколько платформ (демократическая, марксистская, группа «ленинградского съезда» и др.), ни раскол, ни преобразование КПСС оформить не удалось. В 1990 г. была создана КП РСФСР как составная часть КПСС, объединившая партийные организации на территории Российской Федерации. Поскольку она создавалась по инициативе сверху, то ее руководство долго не признавалось многими партийными организациями. 
     После «августовского путча» 1991 г. и последующего ареста высших должностных лиц союзного государства, включая Председателя Верховного Совета А.И.Лукьянова, приостановки (23 августа), а затем и запрета компартии на территории России (ноябрь 1991 г.) политическая система СССР была обречена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Распад СССР (1985-1991 гг.)

     Конец 80-х-начало 90-х годов вместе с глубокими изменениями в политической системе Советского Союза привел к подобного рода изменениям в социалистический странах Восточной Европы. За этот период там пришли к власти демократические правительства, тяготеющие к Западу, коммунистические партии потеряли свое влияние и ведущую роль. В октябре 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. В многонациональной Югославии начались межнациональные конфликты. Политический ландшафт и расстановка сил в Европе коренным образом изменились.

     С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сократился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть внутреннего товарооборота СССР.

     Отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса.

     Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.

Внутриполитические, национальные и внешнеполитические события к середине 1991 года подошли к критическому рубежу. Главной, определяющей проблемой было сохранение союзного государства. Центробежные тенденции стали доминирующими. Они усугублялись все большим расколом в отношениях между руководством Союза ССР и Российской Федерации. Два Президента, находящиеся в Москве, открыто выражали неприязнь друг к другу. Без взаимности действовали и государственные органы: Верховные Советы СССР и РСФСР, правительства СССР и России. Хотя союзное руководство предпринимало усилия вернуть утраченный авторитет, попытки были малоэффективными. Весной-летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение "9+1", то есть девяти республик и центра, которое регулировало отношения между сторонами на основе конфедерации. Подписание договора было намечено на 20 августа. Однако в окружении Президента СССР к этому времени сформировалась группа, поставившая своей целью любым способом изменить ситуацию.

     18 августа Президент СССР М.С.Горбачев во время своего отпуска был изолирован на даче в Крыму. В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г.И.Янаев, председатель правительства В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, председатель КГБ В.А.Крючков, зам. председателя Совета обороны О.Д.Бакланов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель крестьянского Союза СССР В.А.Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий А.И.Тизяков. ГКЧП объявил о введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о расформировании структур власти, действующих вопреки Конституции СССР 1977 года, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над средствами информации, ввел войска в Москву.

     Утром 19 августа было передано обращение к гражданам России, в котором действия ГКЧП оценивались как правый, реакционный, антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. Десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого Дома. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день в Крым отбыли уполномоченные ею руководители во главе с вице-президентом РСФСР А.В.Руцким и председателем Совета министров И.С.Силаевым, которые освободили М.С.Горбачева.

     Дальнейшие события развивались стремительно. Члены ГКЧП были арестованы как государственные преступники. Президент СССР М.С.Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников.24 августа М.С.Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и объявил о самороспуске партии. В этот же день он подписал указ о ликвидации политических органов и партийных организаций в Вооруженных Силах.

     24 августа Совет министров РСФСР взял на себя полномочия кабинета министров СССР. Одновременно Б.Н.Ельцин подписал указ о запрете деятельности КПСС и РКП на территории России.

     После августовских событий Союз советских республик стал быстро распадаться. 26 августа Украина провозгласила свою независимость и подчинила себе три военных округа: Киевский, Одесский и Прикарпатский и Черноморский флот. 2 сентября начал свою работу V внеочередной съезд народных депутатов СССР, который предложил всем желающим республикам подписать договор о Союзе суверенных государств на основе конфедерации. 6 сентября была признана независимость Литвы, Латвии и Эстонии. 9 сентября провозгласила независимость Чеченская республика. В течение сентября-октября о независимости объявили остальные союзные республики.

     В декабре 1991 года в Минске встретились лидеры России, Украины и Белоруссии, которые заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года, о намерении создать Содружество Независимых государств (СНГ). СНГ объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики). Верховные Советы России, Украины и Белоруссии ратифицировали принятые главами государств соглашения. 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев подал в отставку, сложил с себя полномочия Верховного Главнокомандующего. Над Большим Кремлевским дворцом был спущен флаг СССР и водружен флаг Российской Федерации. Советский Союз прекратил свое существование[4]. Распад СССР происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением). В период 1989—1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов. С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью). Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году. В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса (9 декабря 1990 года), в Чехословакии — бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989 года). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а президент-диктатор Чаушеску вместе с женой расстрелян по приговору трибунала. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния. На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов. Первым проявлением напряжённости в период Перестройки стали события в Казахстане. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялась демонстрация протеста после того, как Москва пыталась навязать на пост первого секретаря ЦК КП КазССР своего ставленника В. Г. Колбина, работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС и не имевшего к Казахстану никакого отношения. Эта демонстрация была подавлена внутренними войсками. Некоторые её участники «пропали без вести», либо попали в тюремное заключение. Эти события известны под названием «Желтоксан». Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт. Происходят взаимные этнические чистки, причем в Азербайджане это сопровождалось массовыми погромами. В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В апреле 1991 года между двумя советскими республиками фактически начинается война. В 1990 году происходят беспорядки в Ферганской долине, особенностью которой является смешение нескольких среднеазиатских национальностей (ошская резня). Решение о реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму — между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии — между осетинами и вернувшимися ингушами. На фоне общего кризиса растёт популярность радикальных демократов во главе с Борисом Ельциным; она доходит до максимума в двух крупнейших городах — Москве и Ленинграде. Вывод – Кризис социалистического лагеря не обратимо приводит к распаду СССР и дробление сверх державы на не зависимые государства.

     В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие: центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику; авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, идеологическая зашоренность, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции)); растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада; диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было); кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом; ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них; неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года); снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР; моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени; поражение в гонке вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке; Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет. Возможность распада СССР рассматривалась в западной политологии (Элен д’Анкосс. «Расколовшаяся империя», 1978) и публицистике советских диссидентов (Андрей Амальрик. «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» , 1969).

В результате проделанной работы были выявлены основные события и направления внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы.

Развитие советского общества во второй половине 80-х годов прочно увязывается с понятием «перестройка». Этим понятием обозначался переворот вначале в сознании граждан, а затем – в экономической и, в конечном счете, во всей внутренней и внешней политике СССР. В итоге "перестройка" превратилась в символ глубинного обновления и одновременно изменения всей социалистической системы и ее положения в мире.

     Ключевым и наиболее решающим шагом внешней политики СССР являлась концепция нового политического мышления, позволившая завершить «холодную войну».

     Эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению разумных политических целей. Высшей ценностью новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества. Кроме того, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и идеологии противостояния. Новое мышление предполагало нахождение баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм.

 


Информация о работе Децентрализация власти КПСС (198-1991 гг.)