Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:13, реферат
188 лет назад в России произошло событие, которое обозначило новую полосу ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции……………………………………………………………………………7
Глава 2. Декабристы в Омске……………………………………………………...19
Глава 3. Значение деятельности декабристов в Сибири…………………………23
Заключение…………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………
Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в развитие народного образования. Приемами обучения декабристы охотно делились с коллегами, многие ездили учиться их методическому мастерству. Учителя-сибиряки часто увозили с собой не только опыт организации школ и преподавания, но и вольнодумство, готовность к самопожертвованию во имя просвещения сибиряков.
Из среды учеников и друзей декабристов выросла сибирская интеллигенция, вышли ее общественные деятели: А.П. Першин - организатор и руководитель первой в истории русского рабочего движения забастовки забайкальских рабочих; организатор первого в России независимого рабоче-потребительского общества; М. Знаменский - учитель рисования, известный сибирский художник-карикатурист, краевед; А.П. Сазонович и О.Н. Балакшина - учительницы рукоделия ялуторской женской школы; Т.Н. Сайлотов-Крюков (сын декабриста Н. Крюкова) - учитель Минусинского городского училища. Последний много сделал для начального женского образования в городе. М. Кюхельбекер (сын В.К. Кюхельбекера), получив юридическое образование, с 1876 года был директором общества для улучшения помещений рабочего и нуждающегося населения в Петербурге. Одна из дочерей М. Кюхельбекера (а их было семеро) занималась педагогической деятельностью в Екатеринбурге. Сын декабриста Волконского, Михаил был с 1872 года товарищем министерства народного просвещения в России. Мария Свистунова, Варвара Поджио и другие - прекрасные музыкальные династии декабристов. Сестры Мария и Вера Ивашевы явились пламенными проповедницами и организаторами кружков женского равноправия в России. Они энергично выступали в 60-х годах XIX века за свободу и права женщин. Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в дальнейшее культурное развитие не только сибирского народа, но и всей России.30
Глава 2. Декабристы в Омске
В начале 1826 года в Омск дошли слухи из Петербурга о восстании декабристов на Сенатской площади. А через несколько месяцев по Московско-Сибирскому тракту жандармы и фельдъегеря повезли партии «государственных преступников», осуждённых «за умысел на потрясение империи», - представителей первого поколения русских революционеров.31
10 августа 1826 года в Омск были доставлены первые осуждённые по делу декабристов, разжалованные в рядовые за участие в восстании 14 декабря: П.П. Коновицын, Н.Р. Цебриков и А.А. Фок. Город произвёл на них удручающее впечатление. После блистательного С.- Петербурга Омск, как писал впоследствии декабрист В.Ф. Раевский, побывавший здесь 8-9 июня 1858 года, - «…пустой город с крепостью, раскинутый или разбросанный. Жителей вообще считают до восемнадцати тысяч с войсками…».32 Все трое вскоре были переведены в полки Сибирской линии, а затем переведены на Кавказ в действующую армию.33
В ноябре того же 1826 года в Омск прибыл на поселение после заключения в Петропавловской крепости магистр этико-политических наук Степан Михайлович Семёнов. Он был приговорён к ссылке навечно в Сибирь за принадлежность к Северному тайному обществу.
Семёнова зачислили в штат Омского общего областного управления, но губернатор Капцевич потребовал удаления «государственного преступника» из областного центра, и декабриста выслали в Усть-Каменогорск. Но в 1827 году, когда Капцевич уехал из Сибири, Семёнов был снова переведён в Омск и определён чиновником в канцелярию общего областного управления. Однако служить в канцелярии ему долго не пришлось. Офицер Омского гарнизона Жуковский послал донос в Петербург шефу жандармов Бенкендорфу донос, в котором сообщал, что «… государственный преступник Семёнов успел снискать общую благосклонность… подобрав шайку областных чиновников, и несколько месяцев действует с большой самостоятельностью».34 Бенкендорф распорядился выслать Семёнова в глухой Туринск. Лишь в 1838 году разрешили ему жить в Омске. С появлением Главного управления Западной Сибири, Семёнова зачислили туда в штат 2-го отделения, а позже перевели в Пограничное управление.
В Омске Семёнов прожил до 1843 года и оставил о себе добрую память. Жители с уважением относились к «простому барину, как прозвали Степана Михайловича в омских слободках за то, что он был прост, отзывчив в обращении с людьми, охотно помогал, чем мог, защищал интересы людей, ходатайствовал за них.35
В сороковые годы стали появляться здесь и другие декабристы, отбывавшие каторжные работы в Восточной Сибири и получившие разрешение на поднадзорное жительство в Кургане, Омске, Ишиме, Таре и окрестных деревнях. Одним из таких был Николай Васильевич Басаргин – активный участник Южного общества декабристов, приговорённый в 1826 году к политической казни и ссылке на каторгу. После 15-летних каторжных работ в Нерчинских рудниках Басаргин был направлен на поселение сначала в Туринск, а затем в Омск и был зачислен в штат Пограничного управления служителем 4-го разряда.36
«Начальники пограничного управления, - пишет Дмитриев-Мамонов, - избегали давать Басаргину какие-либо особые поручения, кроме канцелярских несложных обязанностей».37 Они не хотели, чтобы новый поднадзорный житель Омска соприкасался с народом. Но никакие заградительные меры, предпринимаемые местной администрацией, не могли отдалить Басаргина и его товарищей по ссылке от простого народа, с которым декабристы общались
непрестанно. Недаром Басаргин писал в своих «Записках»: «Жители скоро ознакомились с нами и полюбили нас». И далее: «…Я уверен, что добрая молва о нас сохранится надолго по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило.38
Около четырёх лет (1839 – 1842) в Омске жил декабрист Николай Александрович Чижов, поэт и моряк-полярник, участник известной в истории русских арктических плаваний экспедиции на Новую Землю под командой Ф.П. Литке в 1821 году.
К ссылке в Сибирь Чижов был приговорён за принадлежность к Северному тайному обществу. В Омск он приехал после того, как отбыл почти десятилетнюю ссылку в Якутии и отслужил несколько лет рядовым 14-го линейного Тобольского полка.39
Николай Чижов был одним из первых русских поэтов, познакомивших русского читателя с творчеством народов Сибири. В ссылке он написал по мотивам якутского фольклора поэмы «Нуча», «Воздушная дева», ряд стихотворений, песен. Всё творчество Чижова, посвящённое «стране изгнания», проникнуто любовью к Сибири. Поэт воспел её могучую суровую красу. Для него Сибирь стала не местом ссылки, а «отчизной», «родной страной». И Чижов не одинок в своей привязанности к краю, в котором он «жил в казнь». Вопреки планам царского правительства сосланные в Сибирь декабристы сроднились с ней, с её людьми, поняли и оценили её могучую красу.40
В Омске, где было средоточие
административно-военных
Однако даже в условиях жесточайшего полицейского надзора, когда каждый человек, что называется, был «на виду» у недремлющего жандармского ока, политические ссыльные, в частности декабристы, несомненно, оказывали культурное влияние на местное население.41
В большинстве своём широко и разносторонне образованные, передовые люди своего времени – декабристы знакомили сибиряков с достижениями культуры, научной и технической мысли, прививали им вкус к знаниям, к чтению книг, к размышлению над прочитанным. Жители форштадтов нередко обращались к декабристам за советом и помощью.
В близком к Омску Ялуторовске декабрист И.Д. Якушкин создал школу для мальчиков и девочек, в которой бесплатно учились и дети омичей. Деятельное участие в создании якушкинской школы принимал декабрист Басаргин. Он вспоминает, как ночами сидели изгнанники в доме Якушкина и составляли на местном материале учебник географии, рисовали карты, делали наглядные пособия.42
Почти все декабристы, отбывавшие ссылку в Западной Сибири, участвовали в благородном деле обучения сибирских детей, вели просветительскую работу среди народа, некоторые оказывали медицинскую помощь населению. Многое было сделано декабристами, в частности Семёновым и Басаргиным, для изучения местных природных богатств. Они предугадали великое будущее края, служившего им долгие годы местом изгнания.
Таким образом, наш край тоже не обошло культурное и просветительское влияние декабристов. К сожалению, в рамках одной работы невозможно осветить жизнь и деятельность всех декабристов прошедших через Омск, но мы помним и чтим память о них. Всего же с 1826 по 1856 годы в Сибирь по распоряжению царского правительства было выслано около 200 человек, причастных к декабрьскому восстанию.43
Глава 3. Значение деятельности декабристов в Сибири
Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенно ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков.
Здесь и участие в рукописных и печатных изданиях края, распространение и пропаганда вольных изданий А.И. Герцена, участие в них, публицистические выступления.44
Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».45
Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.
Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и, в конечном счете, определило его место в общественно – политическом движении страны.
Следует заметить, что просветительство сибирского периода не было простым повторением идей программы «Союза благоденствия». В сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять просвещенные массы во главе с армией под руководством тайного общества. Таким образом, это было просветительство с ориентацией на более широкие социальные слои.
Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.
Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.
Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.
Заключение
Ссыльные декабристы принесли немалую пользу Сибири и ее жителям. Они сделались лекарями и правозащитниками, ходатаями за обиженных и притесняемых. Они способствовали изучению истории и природных богатств края, занимались просвещением, распространением новых сельскохозяйственных культур. Кто-то из них завел здесь семью, выбрав жену среди сибирячек, воспитывал детей. Сибирь, где прошла значительная часть их молодости, их жизни, стала для них второй родиной. И, несмотря на все пережитые здесь тяготы, нужду, преследования, покидая ее, они отдавали ей дань благодарности и предрекали светлое будущее.
Многое из того, что вводили в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практике.
Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало. Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.
Вся их деятельность была посвящена будущим социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.