Декабристы, западники и славяне в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Отечественная война и война за освобождение Европы создали в русском обществе и в русской армии высокий патриотический подъем. В тогдашней Европе существовало два типа организаций, ставивших себе освободительные цели: немецкое национально-патриотическое общество, подготовлявшее восстание против Наполеона в Германии; политические конспиративные организации, подготовлявшие политические перевороты с целью введения либеральных конституций. Оба эти типа организаций нашли потом свое отражение в кругах будущих русских декабристов. В передовых кругах офицерства, вернувшегося после войны за освобождение Европы в страну «аракчеевщины» и крепостного права, в 1816—1817 гг образовалось общество под названием Союз спасения.

Содержание работы

1)Декабристы, западники и славянофилы в истории России 3
2)Тестовые задания 9
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Istoria_7_variant.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Оглавление

 

 

 

 

Декабристы, западники  и славяне в истории России.

Внутренние и внешние  предпосылки зарождения декабристов

Отечественная война и война за освобождение Европы создали в русском обществе и в русской армии высокий патриотический подъем. В тогдашней Европе существовало два типа организаций, ставивших себе освободительные цели: немецкое национально-патриотическое общество, подготовлявшее восстание против Наполеона в Германии; политические конспиративные организации, подготовлявшие политические перевороты с целью введения либеральных конституций. Оба эти типа организаций нашли потом свое отражение в кругах будущих русских декабристов. В передовых кругах офицерства, вернувшегося после войны за освобождение Европы в страну «аракчеевщины» и крепостного права, в 1816—1817 гг образовалось общество под названием Союз спасения.

 

 Пестель и Н.  Муравьев о специфике России

Артель офицеров Семеновского полка (1815 г.), созданная Н.М. Муравьевым , была малочисленной организацией (15-20 чел) с неясными целями. По указанию Александра I она была распущена, но ее члены продолжали собираться и после роспуска, благодаря чему артель стала началом декабристского движения.

"Союз спасения" (1816-1818 гг.) - первая тайная офицерская организация во главе с полковником Генерального штаба А.Н. Муравьевым. У ее истоков стояли все участники Отечественной войны: князь С.П. Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин. После прихода в организацию П.И. Пестеля в 1817 г. организация была переименована в "Союз истинных и верных сынов Отечества ". Численность общества составляла всего около 30 человек. Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия.

"Союз благоденствия" (1818-1821 гг.) Общество было организовано теми же лицами, что и "Союз спасения". Они образовали Коренную управу, которой подчинялись местные управы в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе. Эта организация была более многочисленной (около 200 человек) и открытой. Так "Союз" помимо пропаганды в армии и великосветских салонах, осуществлял и легальную деятельность. Под его влиянием находились легальные литературные общества: " Зеленая лампа ", "Измайловское общество", а также "Общество для распространения ланкастерских училищ". Цели и средства их достижения. В уставе (" Зеленой книге ") говорилось, что "Союз" " распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения " будет " споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия ". В ходе деятельности в "Союзе" выделилось три идейно-политических направления: либеральное - против крайностей царизма, за реформы, просвещение, порядок в стране; умеренное - за ликвидацию крепостничества, конституционную монархию, против республики и революционной диктатуры; республиканское - за радикальное решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей за счет помещиков, за республику.

"Южное общество" (1821-1825 гг.) во главе с П.И. Пестелем, С. Волконским, С.И. Муравьевым-Апостолом, А.П. Юшневским действовало на Украине. Общество в своей структуре имело три управы. Программным документом общества стала " Русская Правда ", написанная Пестелем и включавшая следующие положения: уничтожение самодержавия и установление республики; уничтожение сословий, равноправие всех граждан: введение суда присяжных для всех граждан; введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий; Россия остается единым унитарным государством (а не федерацией). Только Польша получает право на автономию; вводится разделение властей на законодательную власть - Народное вече, исполнительную - Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) - Верховный Собор; уничтожается крепостное право; земля делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок земли, определенного размера; введение в действие "Русской правды" должно произойти декретом Временного революционного правительства, обладающего диктаторской властью.

"Северное общество" (1822-1825 гг.) во главе с Н.М. Муравьевым, С.П. Трубецким , а с 1823 г. - К.Ф. Рылеевым действовало в Петербурге и Москве. Программным документом стала " Конституция ", написанная Никитой Муравьевым и предполагавшая: введение конституционной монархии; разделение властей на законодательную (парламент) и исполнительную (во главе с императором); федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей; ликвидацию крепостного права; сохранение права помещиков на землю в определенных размерах; наделение крестьян приусадебным участком в 2 десятины, остальная земля должна арендоваться у помещика; рассмотрение и принятие "Конституции" Учредительным собранием.

 

Место и роль декабристов в истории России

В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почти исключительно дворянами. Декабристы не только выдвинули лозунги борьбы с самодержавием и крепостным строем, но впервые в истории революционного движения в России организовали открытое выступление во имя этих требований. Это было первое открытое выступление против самодержавия с оружием в руках. В первые в истории России мы можем говорить о революционной программе, о сознательной революционной тактике, анализировать конституционные проекты. Лозунги борьбы против крепостного права и самодержавия, выдвинутые декабристами, не были лозунгами случайного и преходящего значения: они имели большой исторический смысл и остались на долгие годы действенными и актуальными в революционном движении.

В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и  новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории, без которых немыслимо национальное самосознание.

 

Славянофилы

Славянофилами стали  называть группу мыслителей, литераторов  и публицистов, наиболее яркими фигурами, среди которых были А.С.Хомяков, братья П.В. и И.В.Киреевские и братья И.С. и К.С.Аксаковы. Вопреки Чаадаеву, славянофилы утверждали, что нет какого-то единого, универсального, общечеловеческого пути развития, а каждый народ живет своей особой жизнью, имеет свой особый “народный дух”. Выступая против казенного патриотизма, против крепостного права, самодержавной бюрократии, в защиту достоинства личности, славянофилы, тем не менее, говорили о чувстве национальной гордости за Россию.

Лидеры славянофильства - Алексей  Степанович Хомяков (1804—1860), Иван Васильевич Киреевский (1806—1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Юрий Федорович Самарин (1819—1876) — выступили с обоснованием самобытного пути развития России.

Тремя основами особого  исторического пути России славянофилы  считали православие, самодержавие и народность, но понимали их иначе, чем официальная правительственная идеология. Во-первых, из этих трех основ главной считалось православие, а не самодержавие (как в официальной правительственной идеологии). Во-вторых, и это важно, над «самодержавием» понималась некая образцовая самодержавная монархия — совокупность идеальных принципов, на которых должно базироваться государство. Эти идеальные принципы, по мнению славянофилов, отнюдь не адекватно, а в ряде отношений уродливо воплотились в российской действительности, но их можно и должно исправить. Также и под «православием» понималось основное содержание православной религии — воплощение вечных истин добра, справедливости, милосердия, человеколюбия

Славянофилы отнюдь не были теми реакционерами, которыми их часто изображают. Они были скорее своеобразными утопистами. Свой идеал они выделив своеобразной от всякой вещной зависимости высоконравственной личности. Свобода личности не может быть понята как произвол, ибо эта свобода подчинена нравственной необходимости, выраженной в религиозных ценностях. Личность не может быть противопоставлена и обществу. Свободу личности, противопоставившей себя обществу, славянофилы сравнивали со свободой, которую «смерть дает органическим элементам разлагающегося тела».

 

Западники

Славянофилам противостояла  другая группа мыслителей, получившая название “западников”. Наиболее ярким  представителем этой группы был Т.Н.Грановский. Западники были убеждены в общности исторического пути всех народов и считали, что Россия должна двигаться по пути Европы, преодолевая свою отсталость. По их мнению, подлинная история России началась лишь с эпохи Петра I, направившего страну на путь европейского просвещения. “Запад” ассоциировался для этих мыслителей с понятиями “прогресс, гуманность, свобода” – со всем тем, чего так не хватало в России. В отличие от славянофилов и Чаадаева, западники мыслили секуляризированно, в рамках светской культуры, исходили из идеалов космополитизма и абсолютной автономии (независимости) личности. Западники П. Чаадаев, А. Герцен и др. считали, что у России не может быть противоположного западноевропейскому пути развития, обеспечивающего процесс и общества, и личности. Они резко критиковали не только российскую действительность, но и также основы социальной и духовной жизни России того времени, как самодержавие и православие. Главную задачу они видели в просвещении народа, в развитии демократических начал, в достижении большей социальной и политической свободы личности.

Ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православной церкви, обоснование приоритета личностного начала над коллективным четко просматривается уже у П. Чаадаева. Вместе с тем, критикуя церковь, П.Чаадаев считал необходимым сохранить христианскую религию, как основу духовности личности. При всем отличии западников и славянофилов, у них было много общего. И этим общим у них была любовь к свободе, любовь к России, гуманизм. На первое место на шкале ценностей они ставили духовные ценности, были глубоко озабочены проблемой нравственного роста личности, ненавидели мещанство. Из всей системы западноевропейских ценностей, западники по существу хотели взять только ориентацию на разум, науку, рациональное осмысление мира.

 

Отличительные особенности западничества и славянофильства

Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: какой  должна быть форма правления, законы; нужны ли правовые гарантии свободы  личности; каковы оптимальные пределы  автономии личности; какое место  должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов. Главное принципиальное различие между западниками и славянофилами проходило по вопросу о том, на какой основе можно и нужно следовать к социальному и нравственному идеалу: религии и веры, опоры на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, или опоры на разум, логику, науку, на преобразование в соответствии с ними социальной реальности.

И западники и славянофилы  относились к одной духовной среде, встречались в одних дружеских компаниях и одинаково глубоко ненавидели рабство и унижение человеческого достоинства со стороны николаевского режима. И те и другие бились над решением одного и того же вопроса – как преодолеть отсталость и несвободу русской жизни, но ответы давали разные.

 

Тестовые задания

 

1. Политические предпосылки  образования Российского централизованного  государства:

2) целесообразность централизованной  защиты русских земель от внешних  врагов; - всегда было решающим фактором

3) стремление православной церкви к централизованной власти с целью своего усиления. – объединительные тенденции поддерживала и русская церковь, стремившаяся к закреплению своих привилегий в масштабах всей страны.

 

2.   В результате  какой русско-турецкой войны Россия  получила выход к Черному морю?

2) 1768-1774 гг. (Кучук-Кайнарджийский  договор). – Черное и Азовское моря и Черноморские проливы были открыты для русского торгового мореплавания.

 

3.   Каковы были  цели сплошной коллективизации  сельского хозяйства в СССР?

2) распространение влияния государства на частный сектор сельского хозяйства; - в 1928 году составлен 5-и летний план развития с/х,  складывалась административно-командная система управления экономикой страны.

 

 

4.   Каковы результаты  сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР?

2) уничтожение слоя  зажиточных крестьян; - борьба с кулачеством и подкулачеством.

 

5.   Какие мероприятия  по укреплению обороноспособности  СССР были осуществлены в 1939-1941гг.?

1) перераспределение  средств бюджета в сторону  увеличения расходов на военные нужды; - удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, в третьей увеличился почти в два раза

2) усиление внимания  к восточным странам, строительство  предприятий-дублеров; - в годы второй и третьей пятилеток началось сооружение предприятий-дублеров в восточных районах страны

3) разработка образцов  новой техники; - в 1940 году было начато серийное производство совершенных боевых самолетов, боевых машин, из них 3 тысячи – новейших типов, танков и др.

 

 

 

 

6.  Кто был назначен  председателем ГКО и Верховным  Главнокомандующим с началом  Великой Отечественной войны?

2) И.В.Сталин. – одним из наиболее крупных мероприятий в деле централизации политического, государственного и военного руководства, обусловленных требованиями военного времени, явилось создание еще одного чрезвычайного органа управления страной – ГКО под председательством

И. В. Сталина.

 

7.  Какие военно-политические  блоки, направленные против СССР, созданы в 1949-1955 гг. ?

1) НАТО; - 1949,  в который под эгидой США вошли еще 11 государств

3) СЕНТО; - создана по инициативе США И Великобритании

 

8.  Какова была сущность  экономической реформы в промышленности  СССР в середине 60-х годов XX в.?

1) сокращение числа  спускаемых сверху показателей; - число директивно планируемых показателей, которые утверждались сверху, было резко сокращено.

2) перевод предприятий  на хозрасчет; - предполагалось увеличить роль хозрасчета, оставлять в распоряжении предприятий долю прибыли.

3) восстановление отраслевого принципа управления промышленностью; - одновременно восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью. Вместо совнархозов восстанавливались отраслевые министерства.

Информация о работе Декабристы, западники и славяне в истории России