Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 19:22, сочинение
Тема моей работы: «Дети и война».Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов в ряду других войн занимает особое место и по времени, и по охвату территории, и по количеству героических поступков, совершаемых советскими людьми. Герои этой войны – фронтовики, погибшие, умершие от ран и чудом оставшиеся в живых . Герои этой войны – труженики тыла, без которых невозможна была бы победа. Герои этой войны – партизаны и участники движения сопротивления, не щадившие своих жизней за свободу Отчизны.
Страдавшие от этой войны все –и взрослые и дети.
Краеведческая конференция учащихся
Шатурского муниципального района
Секция: «Военная история»
Тема: «Дети и война»
Автор: Курлаева Анастасия,
учащаяся 9 класса
МОУ ООШ д. Голыгино
Руководитель:
Огурцова Алла Олеговна,
учитель истории
МОУ ООШ д. Голыгино.
2008 год
Содержание:
1. Введение……………………………………………………….
2.
1. Введение
«Да избавит нас БОГ
от неблагодарного отношения к отечеству,
к предкам нашим»
Н.А. Бердяев
Тема моей работы: «Дети и война». Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов в ряду других войн занимает особое место и по времени, и по охвату территории, и по количеству героических поступков, совершаемых советскими людьми. Герои этой войны – фронтовики, погибшие, умершие от ран и чудом оставшиеся в живых . Герои этой войны – труженики тыла, без которых невозможна была бы победа. Герои этой войны – партизаны и участники движения сопротивления, не щадившие своих жизней за свободу Отчизны.
Страдавшие от этой войны все – и взрослые и дети.
Актуальность моей работы состоит в том, что тема войны и мира - вечные темы, и в наши дни слово война пугает любого нормального человека. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы, дети, не должны расти иванами, не помнящими родства.
Я выбрала эту тему, потому что я сама ребёнок, и я не хочу войны, а также мне не безразлична судьба тех людей, что живут рядом со мной, в одной деревне, людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми.
Методы моей работы – беседы с участниками Великой Отечественной войны и детьми военных лет, их анкетирование, тестирование учащихся Голыгинской школы, работа с литературой, аналитическая работа. Кроме того, я изучила материалы Музея боевой и трудовой славы МОУ СОШ с.Середниково и предложила учащимся начальной школы д.Голыгино нарисовать рисунки по теме «Война, какой вы ее видите?».
Цель моей работы: изучить жизнь детей в военные годы на нашей территории, проанализировать состояние работы по краеведческому и патриотическому воспитанию в школе.
Задачи:
- узнать как можно больше о детях, которые жили во время войны в нашем поселении;
- провести
с ветеранами анкетирование «
- провести
с учащимися школы
- провести опрос учащихся «Что вы знаете о военных событиях в нашей местности?»,
- предложить
самым маленьким ученикам
- проанализировать и сделать выводы.
2. Война и дети (из воспоминаний…)
По данным 1939 года [4, 255] наши деревни входили в состав Коробовского района. Согласно «Дозорной книги» Казакова, «сельское хозяйство специализировано на производстве молока и картофеля. В районе много естественных сенокосов, пастбищ; из общей территории района пашня занимает только 12,5 тыс. га. Из технических культур разводится лён. Животноводство имеет молочное направление… В районе 104 колхоза, которые обслуживаются МТС… МТС имеет 29 тракторов, 4 комбайна». По воспоминаниям местных жителей, в каждой деревне был свой колхоз, было 2 сельских совета – Обуховский и Шелогуровский. Харлампеево, деревня, где я живу, входила в Обуховский сельский совет. Голыгино, где расположена наша школа, - в Шелогуровский. Везде жили люди, работали мужчины и женщины. И вдруг война…
Линия фронта у каждого была своя: у одного окоп, у другого станок или сельское поле. Победу ковали сообща: и взрослые, и дети. Люди из нашего края не остались в стороне. Они тоже сделали всё, чтобы приблизить победу. Мужчины уходили на фронт, а женщины и дети оставались в тылу. Согласно воспоминаниям А. М. Горохова, «колхозники… и до войны жили не богато, но, тем не менее, находили силы и время вязать тёплые рукавицы, носки. Всё это отсылали на фронт. Многие жители Коробовского района зимой 1941 - 1942 года ездили в Рязанскую, Тамбовскую, Воронежскую области за хлебом, получая его (зерно) от местных жителей в обмен на ткани или обувь…» [3,33]
Я представлю вам свидетельства людей, видевших эту войну своими детскими глазами, - не только видевших, но и трудившихся на благо победы.
2.1. Родина Полина Гавриловна
«В
начале войны мне было 7 лет. Это
было очень трудное время. Везде
был очень сильный голод, так
как еды было мало – всё
отправляли на фронт солдатам.
Особых боевых действий в
2.2. Иванова Зоя Ивановна
Иванова Зоя Ивановна вспоминает: «Мне было 13 лет, когда началась война, но, несмотря на возраст, мы все работали для фронта. Старались сделать всё, чтобы солдатам было легче, так как у них была самая главная задача – сделать всё, чтобы защитить свою Родину. Мы пахали землю, рубили и возили дрова, молотили рожь, ячмень, овёс, сажали и копали картошку».
2.3. Лобова Лидия Сергеевна
С апреля 1941 года 15-летней девчонкой ей пришлось добывать торф в деревне Большое Гридино. В деревне Маланьинской рубили и вывозили лес на лошадях. Все работали в дни войны по 11-12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая…
2.4. Назарова Татьяна Павловна
Назаровой Татьяне Павловне было уже 16 лет, когда началась вой на. «Я училась в 8 классе в Коробове, - вспоминает она, - и жила там, на съёмной квартире. Отца и брата сразу забрали на фронт. Мы с матерью остались здесь. Позже нам принесли весть о гибели отца и брата. Было голодно. Но меня голод затронул меньше, чем моих подруг, т.к. у нас была корова. А корова в то время была источником жизни. Правда, содержать её было трудно. Еды не хватало. Мы ходили за 5 км в деревню Курапово Рязанской области. Там в зиму оставалась картошка – мы собирали ее и ели потом крахмал. Всем приходилось много работать. Мужчин не было – все были на фронте. Летом мы с подругами ходили косить, чтобы прокормить скот. Также мы ходили убирать рожь. Как-то раз я даже сильно порезала серпом руку. Машины, что были раньше в колхозе, забрали на фронт. Также забрали половину лошадей. Работать приходилось на оставшихся лошадях и бычках. Летом я работала, а зимой училась. В школу брала с собой хлеб и пол-литра керосина. Этот керосин я заливала в лампу, когда делала уроки. Несмотря на все трудности, восьмилетку я закончила без единой «3» и пошла, работать в деревню Бабынино. Там была средняя школа. Одновременно я работала и училась дальше. Деревня была небольшая, но людей в ней проживало много. Я не помню, кто принес весть о том, что война закончилась, и мы победили. В деревне по этому поводу был большой праздник с песнями и плясками. Люди плакали и смеялись, целовали друг друга от радости.»
2.5. Горелова Анна Михайловна
Не
только мужчины и молодые
2.6 Дети войны
В нашей местности есть ещё дети войны. Это Елисеева Нина Максимовна (16 лет), Минаева Клавдия Васильевна (16 лет), Курлаева Анастасия Степановна (9 лет) и другие. Несмотря на разницу в возрасте они все работали вместе. Из их рассказов: «Во время войны самым тяжёлым для всех был голод. Продукты давали по карточкам. Работали мы очень много. Делали любую работу: и пахали, и косили, и молотили рожь, и ходили за картошкой. Всё это мы делали ради того, чтобы помочь фронту, потому что нам было тяжело, а им было в десятки раз тяжелее. Всем приходилось очень трудно».
2.7 Ильчук Павел Степанович
Самым страшным воспоминанием о своем детстве среди наших односельчан оказалось у Ильчука Павла Степановича. Вот что мы узнали из его рассказа: «Мне было 15 лет, когда в 1942 году в деревню, где я раньше жил, пришли немцы. Они собрали всех подростков и погнали нас как скот на станцию за 25 км, посадили в поезд и увезли в Германию. Заставляли работать на заводе, пока хватало сил, а когда дети заболевали, их отправляли якобы в госпиталь. Пока не было конвоя мне удалось подсмотреть, что за госпиталь… Оказалось, крематорий… Впереди стоящие уже горели в топке… Что было сил, я побежал обратно на завод и стал проситься на самую трудную работу… лишь бы не сожгли. А когда сорвалась лебедка и убила 15 человек, мне опять повезло… Я выжил, меня нашли среди трупов живым…»
3. Война и современные дети
Работая над этой темой, я очень хотела узнать, насколько хорошо знают историю родного края мои сверстники, учащиеся со мной в одной школе, потому что «если мы войну забудем, вновь придет война». С этой целью я провела тестирование учащихся школы, анкетирование, а также попросила учащихся начальной школы нарисовать рисунки. Хочу отметить, что вопросы, которые я предложила учащимся, заинтересовали респондентов. Никто не засмеялся. Ни у кого мои анкеты не вызвали недоумения. Результаты анкетирования таковы:
Принимали участие 6 учащихся из 3 – 4 класса МОУ ООШ д.Голыгино. Для своих рисунков дети выбрали серые, черные и коричневые цвета. Это значит, что тема рисунка их совсем не радует. Война приносит только слезы и печаль, а дети – это радость. Поэтому можно сказать что «дети» и «война» два несовместимых слова.
Принимали участие 21 учащийся из 1 – 9 классов МОУ ООШ д.Голыгино. Было предложено 5 вопросов по основным датам ВОВ. Из 21 опрошенного 17 респондентов ответили на все вопросы верно, что составляет 81%. В 4 работах, что составляет 19%, были допущены следующие ошибки:
- В каком году началась Великая Отечественная война? – 2 человека (9,5 %);
- В каком месяце началась война? – 3 человека (14%);
- С кем воевали наши солдаты? – 1человек (5%);
- В каком году закончилась война? – 3 человек (14%);
- В каком месяце вся наша страна празднует День Победы? - 1 человек (5%).
Принимали участие 6 ветеранов. Во время ВОВ они были детьми, жителями нашего Шатурского края. Кто-то из них ходил в школу, кто-то нет. Но все они точно помнят самый важный день с 1941 по 1945 гг. Это День Победы! Точно они помнят, что война отняла у них детство, радость, смех, родных. И принесла слезы, горе, воспоминание на всю жизнь о тех страшных днях.
Для подсказки было предложено несколько вопросов: проходили ли боевые события на территории нашего поселения, были ли в лесах партизанские отряды, бросали ли бомбы на наши деревни немецкие самолеты, были ли танковые сражения. В анкетировании приняли участие 11 человек 6-9 классов. У 9 человек не было допущено ошибок в ответах на вопросы по истории родного края. В 2-х работах замечены следующие ошибки: наличие боевых сражений на нашей территории. Стоит отметить, что факт базирования в наших лесах партизанского отряда отметили 3 человека. И, действительно, согласно Книге памяти, «осенью 1941 года выбрали место в нескольких километрах от поселка Радовицкий Мох в глухом лесу в местечке, именуемом Поганое, для базы партизанского отряда. Были завезены продукты, одежда, обувь, медикаменты, снаряжение и заранее подготовлены места конспиративных встреч, разработана четкая система передачи информации. …Отряду не пришлось действовать в условиях оккупации, разгром немецко-фашистских войск под Москвой ликвидировал эту угрозу». [ 6,54]
4. Заключение.
Работа, которую я провела, позволяет мне сделать следующие выводы:
1. Мне удалось узнать о жизни детей военных лет. Беседы с жителями наших деревень показали, что дети смогли заменить ушедших на фронт отцов и братьев. Интерес у учащихся к моей работе свидетельствует о достаточном уровне патриотического воспитания в нашей школе.
2.Учащиеся нашей школы знают о Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг. И эта тема их интересует. И вместе с тем, стоит отметить, что незнание основных дат Великой отечественной войны у почти 20% учащихся говорит о недостаточном историческом воспитании.