Деятельность Индийского национального конгреса и Мусульманской Лиги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим событием политической истории Индии колониального периода стало создание в 1885 г. Первой общеиндийской буржуазно-националистической организации – Индийского Национального Конгресса (ИНК), объединившего существовавшие в различных районах Индии общественно-политические ассоциации, представлявшие интересы национального предпринимательства и интеллектуальной элиты индийского колониального общества. Открытость конгресса по отношению ко всем социальным кастовым и этноконфессиональным слоям превращала его из организации, обратившей интересы узкой прослойки формирующейся национальной буржуазии, в широкое объединение, представляющее собой своеобразный социальный конгломерат.1

Содержание работы

Введение
Индийский Национальный Конгресс
Мусульманская лига
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

индия.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Со второй половины 20-х гг. налаживание контактов с различными силами внутри национального движения становится главным методом колониальной политики лейбористских правительств с конца 20-х – начала 30-х гг.

В ноябре 1928 г. радикально настроенные конгрессисты провели съезд общеиндийской Лиги независимости, во главе которой встали Дж. Неру и С.Ч. Бос. На съезде конгресса в Лахоре (декабрь 1929 г.), председателем которого был избран Дж. Неру, было принято решение о проведении новой общеиндийской компании гражданского несотрудничества. Руководителем ее стал М.К. Ганди. Съезд подтвердил решимость ИНК добиться конечной цели национальной борьбы – полной независимости.

В основу компании гражданского неповиновения 1930 г. были положены «11пунктов» Ганди, содержавшие требования к английским властям.  Компания была начата в апреле 1930 г. и проходила по той же программе, что и в начале 20-х годов, предполагавшей бойкот английских товаров, отказ от занимаемых постов, от участия в Законодательном собрании. Она приобрела огромный размах и объединила представителей самых различных слоев индийского общества, включая крестьянство и фабрично-заводских рабочих. Сатьяграха была облечена в форму борьбы с законом о соляной монополии. Сатьяграха Ганди широко освещалась индийской прессой, а движение несотрудничества охватило территорию всей страны.8

5 марта 1931 г. было заключено соглашение между руководством Национального конгресса и администрацией вице-короля (Пакт Ганди — Ирвин), по которому английская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить арестованных, но только тех, кто не был обвинен в насильственных действиях. Конгресс объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества.

1934 г. Ганди формально  выходит из ИНК. Руководство Конгресса  вернулось к сварджистам, развернувшим  подготовку к участию в выборах. Накануне выборов в конгрессе  произошли изменения. Группа правых во главе с М.М. Малавией вышла из него, образовав националистическую партию. В 1934 г. внутри ИНК создана еще одна фракция Конгресс-социалистическая партия под руководством Джайпракаша Нарайяна, Ачарья Нарендра Дева и Ашока Мехты, отстаивающая идеи социал-демократического характера. Третья группировка во главе с А. Патвардханом и Р.М. Лохией выступала за синтез идей демократического социализма с философией гандизма.

Вторая половина 30-х гг. стала периодом размежевания Лиги и Конгресса, она же представляла собой период консолидации лево-демократических сил страны. Этому способствовало усиление левого крыла ИНК. В 1939 г. президентом ИНК был избран С.Ч. Бос, как один из наиболее леворадикальных деятелей партии. С.Ч. Бос с группой сторонников вышел из ИНК и образовал самостоятельную партию Форвард блок. Раскол в Конгрессе повлек уход из него левых групп конгресс-социалистов и коммунистов. Создание единого антиимпериалистического фронта было непрочным и кратковременным. Накануне вступления Индии во вторую мировую войну ее политические силы оказались разрозненными.

 

2. Деятельность Мусульманской Лиги

Мусульманская националистическая партия во главе с Ансари, выступившая за единство действий с ИНК, была немногочисленна и не пользовалась особым влиянием в среде индийских мусульман. Остальные же мусульманские организации – как более авторитетная и крупная Мусульманская Лига во главе с М.А. Джинной, так и менее значимые Всеиндийская мусульманская конференция во главе с Ага-ханом и группа М. Шафи, отколовшаяся от Лиги, негативно относились к гандистским методам борьбы, будучи приверженцами умеренного конституционализма.

Отход от ИНК консолидировал мусульман: на Аллахабадской сессии Лиги 1930 г. Джинна и Шафи воссоединились. Большинство мусульманских политиков отказывалось обсуждать вопросы будущего конституционного вопроса до решения индусско-мусульманской проблемы. Мусульманам-конгрессистам все труднее становилось находить общий язык с лидерами Мусульманской Лиги.

12 ноября 1930 г. открылась I конференция «круглого стола» в Лондоне. В ней приняли участие с индийской стороны Мусульманская Лига, Хинду маха сабха, Федерация либералов, князья и федерация «неприкасаемых». ИНК бойкотировал конференцию, отклонив предложение участвовать в ней.9

Мусульманская Лига выдвинула «14 пунктов», главным из которых были требования проведения реформ в Синде и создания полноправной, имеющей Законодательное собрание Северо-Западной пограничной провинции. В случае их удовлетворения она о своей готовности к политическому диалогу с представителями других политических сил Индии. Отказ делегации Хинду маха сабха обсудить «14 пунктов» Лиги помешали выработке общей точки зрения. Нежелание английской стороны в отсутствии Конгресса проводить переговоры было расценено мусульманскими лидерами как признание ИНК ведущей политической силой Индии, а Лигу – второстепенной организацией. На конференции не было принято никаких конструктивных решений.

II конференция «круглого  стола» состоялась в сентябре 1931 г. Для ее проведения было создано три подкомитета: по вопросам федеральной структуры Индии, по делам меньшинств и по реформам в Северо-Западной пограничной провинции. На конференции, в центре внимания которой оказалась проблема гарантии прав малых народностей, религиозных общин и каст, наметилось два кардинально различных подхода к общинному вопросу.10  

Конгресс рассматривал разрешение общинной проблемы в качестве венца конституции, предусматривающей самоуправление, Мусульманская Лига – как ее фундамент, что предполагало необходимость решения всех спорных проблем индусско-мусульманских отношений до определения нового государственного статуса страны. При этом Мусульманская Лига не настаивала на обязательном сохранении куриальной системы выборов, считая возможным урегулировать общинную проблему путем резервирования определенного числа мест в центральных и провинциальных органах за мусульманами.

Отсутствие единства и взаимопонимания между политическими силами Индии позволило англичанам взять разработку нового закона об управлении Индией в свои руки.

В результате выборов Индийский национальный конгресс одержал победу в 8 провинциях из 10 («кроме Пенджаба и Бенгалии) и сформировал там провинциальные правительства. Правда, в 1938 -г. Конгресс и Мусульманская лига создали коалиционные правительства в Ассаме и Синде.

Вместе с тем закон 1935 г. осложнил отношение двух основных конфессиональных общностей – индусов и мусульман. Во-первых, он поставил их в соревновательные отношения на выборах и, во-вторых, создал автономные провинции с преобладанием мусульманского населения, подготовив фактически почву для последовавшего через десятилетие раздела Британской Индии. Поражение Мусульманской Лиги на выборах 1937 г. (получение Лигой 109 мест в законодательных собраниях провинций из 482, предназначенных для мусульман; формирование лишь в четырех провинциях из 11 коалиционных правительств при участии Лиги) заставило ее руководство пересмотреть свои позиции.11

На очередной сессии Лиги в Калькутте в 1938 г. М.А. Джинна выступил с заявлением, что отныне его партия будет строить свои отношения с конгрессом на основании «полного равноправия», а не на правах религиозного меньшинства. Условием возможного диалога должно быть признание Конгрессом права Лиги представлять всех мусульман Индии.

Растущая обособленность индийских мусульман была обусловлена не только развитием изоляционистических теоретических установок их лидеров на базе роста мусульманского национализма. Она была вызвана последовательной политикой англичан, нацеленной на внесение раскола в национально-освободительное движение, ростом активности индусских коммунистических сил, выступавших за создание индусского государства, и проявлениями антимусульманских настроений среди части конгрессистов.

В создавшейся обстановке руководство Мусульманской лиги попыталось укрепить свои позиции за счет главного политического соперника — Национального конгресса. В декабре 1939 г. Лига объявила о проведении в стране кампании «освобождения от ига Конгресса» (после ухода в отставку провинциальных конгрессистских правительств), однако это движение не приняло массового характера.

Сепаратистская позиция руководства Мусульманской лиги в значительной степени предопределила дальнейшее развитие политической борьбы в стране. Политика Мусульманской лиги играла на руку англичанам, уже давно сделавшим ставку на разжигание индусско-мусульманских противоречий.

Поскольку неуступчивость руководства Национального конгресса была подкреплена начавшимся массовым антиимпериалистическим движением, английское правительство оказалось вынужденным обратиться к руководству национальным движением с новыми предложениями. 10 января 1940 г. вице-король выступил в бомбейском «Восточном клубе» с заявлением о том, что после войны Индии будет предоставлен статус доминиона с учетом интересов князей, а также меньшинств, но при сохранении ответственности Англии за оборону страны в течение последующих 30 лет.

 

 

 

 

 

Заключение

Итогом первой половины ХХ столетия стало не только завоевание независимости, но и складывание в Индии политической системы - многопартийной, с решающим преобладанием на общеиндийском уровне ИНК, с течением времени все более приобретающей черты политической партии со строго централизованным руководством.

В формировании партийно-политической системы преобладали центростремительные тенденции, ядром и центром притяжения неизменно оставался Индийский национальный конгресс. ИНК выработал концепцию компромиссного согласования несхожих групповых интересов – систему консенсуса, которая была положена в основу политической стратегии этой партии и которой она оставалась приверженной и в период независимого развития.12

Национально-освободительное движение привело к становлению идеологии общеиндиского национализма и секуляризма, что явилось основой представлений о «единой индийской нации». Вместе с тем объективные процессы формирования этнических и конфессиональных общностей способствовали соединению религии и политики, что обусловило, в частности, возникновении теории «двух наций» - индусской и мусульманской, углубление конфликта между двумя общинами и оформление движения за создание независимого мусульманского государства Пакистан, приведшего к разделу колоний на два независимых государства.

Конфликт между индусами и мусульманами содействовал ускорению процессов межэтнической интеграции среди индусского большинства и подготовил почву для создания централизованной федерации. Решение индо-мусульманского конфликта путем раздела стало предпосылкой обеспечения единства Индии и стабильности ее демократического режима.

Колониальный период стал этапом становления институтов буржуазной демократии в Индии, заложил основы современной государственности и политической жизни, предопределил особенности функционирования политической системы в период независимости.

15 августа 1947 г. Закон о  независимости Индии вступил  в силу. Индии был предоставлен статус доминиона в рамках Британского содружества наций. Изменение государственно-правового статуса страны открывало принципиально новую страницу ее истории. Учредительное собрание получило полномочия издавать свои законы, преступило к работе первое независимое правительство Индии.

Освобождение Британской Индии привело к изменению геополитической ситуации в южно-азиатском регионе и оказало решающее воздействие на судьбы сопредельных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Списокиспользованных источников и литературы

Источники.

  1. Неру Дж. Автобиография./Гопал С. М., 1955. С. 265
  2. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. / Под ред. Г.Л. Бондаревского, П.В. Куцобина, А.Л. Нарочицкого. М., 1981.  М., Т.2. (письмо 109)

Литература.

  1. Национально-освободительское движение в Индии и деятельность Б.Г. Тилака: Сб. ст. М., 1958. С. 326
  2. Поддубный В.К. Идеология и политика ИНК в 1917-1947 гг., М. 1989. С. 268
  3. Райков А.В. Пробуждение Индии. М., 1968. С. 232
  4. Регинин А.А. Индийский  Национальный конгресс. М., 1978. С. 298

 

 

 

 

 

1 Регинин А.А. Индийский Национальный конгресс. М., 1978., с. 36.

2 Поддубный В.К. Идеология и политика ИНК в 1917-1947 гг., М. 1989., с. 88.

 

3 Райков А.В. Пробуждение Индии. М., 1968., с. 137

4 Национально-освободительское движение в Индии и деятельность Б.Г. Тилака: Сб. ст. М., 1958., с. 92.

 

5 Регинин А.А. Указ. соч., с. 116.

 

6 Райков А.В. Указ.соч., с. 152.

 

7 Неру Дж. Автобиография./Гопал С. М., 1955., с. 135.

8 Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. / Под ред. Г.Л. Бондаревского, П.В. Куцобина, А.Л. Нарочицкого. М., 1981.  М., Т.2. (письмо 109).

 

9 Поддубный В.К. Идеология и политика Индийского Национального Конгресса 1917-1947 гг., М. 1989. с. 105.

10 Поддубный В.К. Указ.Соч., с. 126.

 

11 Поддубный В.К. Указ.Соч., с. 147-148.

 

12 Поддубный В.К. Указ.Соч., с. 221.


Информация о работе Деятельность Индийского национального конгреса и Мусульманской Лиги