Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:57, реферат
Становление государства у восточных славян проходило в весьма сложных геополитических условиях, обусловленных привлекательностью открытых, не имеющих естественных географических границ Великой Русской равнины, через бассейны которой пролегали важнейшие торговые пути, соединявшие Северную Европу с Византией и арабским миром.
Сложившиеся на севере Восточной Европы в середине IX века своего рода феодализация союзов племенных княжений, в которую наряду со славянами (ильменскими словенами и кривичами) входили неславянские этносы (финно-угорские племена – чудь и меря), платила дань скандинавам (на Руси их называли варягами).
Введение
3
1 Деятельность первых князей из династии Рюриковичей
4
1.1 Князь Олег
4
1.2 Князь Игорь
5
1.3 Княгиня Ольга
6
1.4 Князь Святослав Игоревич
8
Заключение
10
Список используемых источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Институт радиоэлектроники и информационных технологий – РТФ
Кафедра «История России»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КНЯЗЕЙ ИЗ ДИНАСТИИ
РЮРИКОВИЧЕЙ
Реферат по дисциплине «История»
Подпись Дата
Преподаватель ______________________________
Студент ______________________________
Группа РИЗ-110407
Екатеринбург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 | |
1 Деятельность первых князей из династии Рюриковичей |
4 | |
1.1 Князь Олег |
4 | |
1.2 Князь Игорь |
5 | |
1.3 Княгиня Ольга |
6 | |
1.4 Князь Святослав Игоревич |
8 | |
Заключение |
10 | |
Список используемых источников |
11 |
ВВЕДЕНИЕ
Становление государства у восточных славян проходило в весьма сложных геополитических условиях, обусловленных привлекательностью открытых, не имеющих естественных географических границ Великой Русской равнины, через бассейны которой пролегали важнейшие торговые пути, соединявшие Северную Европу с Византией и арабским миром.
Сложившиеся на севере Восточной Европы в середине IX века своего рода феодализация союзов племенных княжений, в которую наряду со славянами (ильменскими словенами и кривичами) входили неславянские этносы (финно-угорские племена – чудь и меря), платила дань скандинавам (на Руси их называли варягами).
Согласно летописной версии, дошедшей до нас в изложении «Повести временных лет» в 862 году члены северной федерации союзов племенных княжений изгнали варягов и прекратили выплату им дани. Затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за власть. В этих условиях «за море к варягам, к руси» было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение, в соответствии с летописной традицией, будто бы согласились три брата из среды варяжских князей – Рюрик , Синеус и Трувор, первый из которых вокняжился в Новгороде, второй – на Белоозере, третий – в Изборске. После смерти Рюрика, новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 году он с помощью хитрости захватил племенной центр полян Киев и стал правителем объединенных под его властью северных и южных восточнославянских протогосударственных образований. 882 год принято считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве.
Во главе Древнерусского государства остался потомок Рюрика. Кто были первые князья государства, чем они занимались и какой вклад внесли в становление Руси.
1.1 Князь Олег.
Олег – первый достоверный правитель древнерусского государства, образовавшегося после объединения Северной и Южной Руси. Князя Олега не особо интересовала внутренняя политика. Олег стремился всеми правдами и не правдами расширить земельные владения молодого русского государства.
В 883 году Олег покорил соседних с полянами древлян, в следующем 884 году победил северян и возложил на них лёгкую дань, потому что большую дань платили северяне хазарам. Олег сказал северянам «Я враг их (хазар) и вам им платить незачем». В 885 году Олег так же поступил и с радимичами. Так князь освобождал славян от дани Хазарскому каганату – присоединяя их к своему, славянскому государству. Хазары стали смертельными врагами Олега, но открыто он с ним не враждовал. Этими действиями он подрубил основу могущества каганата: он вырвал данников славян из рук хазар и прервал хазарскую торговлю со славянами и Северной Европой. В 907 году Олег собрал большое войско из всех подвластных ему племен и на 2000 кораблях двинулся в поход. Его целью была Византийская империя. Когда Олег подошёл к Константинополю, греки натянули цепь поперёк залива Золотой Рог, чтобы русские ладьи не подошли вплотную к городу. Тогда руссам пригодилось умение перетаскивать ладьи волоком по суше. Видя, что военным путём руссов не победить, они отправили Олегу, как бы в знак мира, отравленные яства и вино, но князь разгадал их замыслы и отказался от даров. С византийцами он заключил мир, взяв большую дань, а в знак победы, по легенде, прибил свой щит к воротам Константинополя. В 907 и 911 годах были оформлены мирные договоры между Византией и Русью. Это первые дошедшие до нас международные договоры молодого русского государства. Они определяли порядок взаимоотношений между странами, их жителями, в том числе и в области торговли. Византийские императоры, заключив мир с Олегом. Русские послы заключили договор и получили от императора богатые дары и отпущены из Константинополя с «великой честью». Этим он подтвердил все прежние договоренности с Византией, это позволило еще долгие годы русским купцам иметь неплохие условия торговли. Русское государство выходило на международную арену. Оно заявило о себе как о серьёзной самостоятельной силе, проводящей свою внешнюю политику. Люди прозвали Олега Вещим. Он остался в русской истории как объединитель северной и южной Руси в одно государство.
Князь Олег правил 33 года, с 879 по 912 года. Смерть князя Олега овеяна легендой. Летопись говорит о том, что волхвы нагадали Олегу смерть от коня. Князь Олег доверился их предсказаниям, и отказался от своего любимого коня. Вспомнив через несколько лет про предсказания волхвов, Олег спросил у своих приближенных о судьбе коня. Конь умер, ответили те. Олег захотел прийти на место, где лежали останки его любимца. Придя туда, князь Олег наступил на его череп, и сказал: «Его ли мне бояться?». Оказалось, что в черепе умершего коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя. Место его захоронения подлинно не известно. В историю нашей страны князь Олег вошел как строитель городов русских, собиратель славянских племен и талантливый полководец.
1.2 Князь Игорь.
Игорь родился в 878 году. Он был сыном Рюрика. В 903 году из Пскова Игорю привели жену, будущую княгиню киевскую, Ольгу. Но дата женитьбы выглядит крайне сомнительно, учитывая, что сын Игоря и Ольги – Святослав, рожден в 942 году.
После смерти князя Олега в 912 году Игорь вступает на Киевский престол. Получив такое известие, древляне не спешили с уплатой дани, и Игорь вынужден был выбивать ее силой. В 914 году покорив уличей и усмирив племя древлян, он заставил их выплачивать большую дань, чем прежде. В 915году, Свенельд, воевода князя, двинулся на юг и после трехлетней осады, взял, город Пересечен, за что в награду получил древлянскую дань.
В 920 году Игорь вновь воевал с печенегами, но результаты этой войны не известны.
Слава князя Олега и его богатая добыча не давали покоя Игорю, и он совершил два похода на Византию. Первый поход на греков в 941 году окончился полной неудачей. Царь Роман был предупрежден болгарами и встретил Игоря во всеоружии: выслал свой флот навстречу Игоревым судам и сжег их. Спасаясь от разгрома остатки дружины, высадились на берег Малой Азии и стали грабить окрестные поселения, но византийцы выдворили их и оттуда. Игорь с уцелевшей дружиной бесславно вернулся в Киев.
«Повесть временных лет» отмечает алчность и жадность Игоря. Неудача с греками его не остановила. Игорь стал готовиться к новому походу, который состоялся в 944 году. Собрав многих воинов: словен, кривичей, тивирцев, русь, полян, нанял печенегов, взял у них заложников, и пошел в ладьях и на конях на греков. Император Византии был опять предупрежден болгарами: "Идет русь и наняла с собой печенегов" и послал к Игорю своих лучших бояр с мольбою: "Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани". Царь Роман и князь Игорь вступили в переговоры. В945 году заключили договор между Византией и Русью. Установили «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит». В договоре присутствуют более благоприятные условия для торговли с Византией, чем раньше.
По возвращении из византийского похода, осенью 945 года, князь Игорь, по требованию своей дружины и недовольный своим содержанием, отправляется к древлянам за данью. Древляне не числились в составе войска, который потерпел разгром в Византии, и поэтому решил поправить свое положение за их счет. Легко собрав дань, на пути домой Игорь передумал: не потребовать ли больше? «Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". Отправив большую часть дружины в Киев, с малой он вернулся в Древлянскую землю. Древляне справедливо рассудили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Они перебили всех дружинников и убили самого князя Игоря. По словам Иоанна Цимисхия «он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Близ Искоростеня он и был похоронен под высоким курганом.
1.3 Княгиня Ольга.
После смерти Игоря, управление государством ложится на плечи княгини Ольги, так как их сын Святослав был еще мал. Первым делом Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. После расправы с древлянами Ольга начинает активно заниматься внутренней политикой древнерусского государства. Вместо полюдья Ольга установила четкие размеры дани для земель, находившихся под властью Киева. Ольга установила «уставы и уроки», «становища и ловища», «погосты». Погосты – место сбора дани, как бы становились небольшими центрами княжеской власти. Смысл реформ княгини Ольги заключался в нормировании повинностей, централизации власти, ослаблении племенной власти. Долгое время Ольга приводила в действия эту реформу, оттачивая её механизмы. Эта работа не принесла ей славы, зато имела большое значение в становлении русского государства. Теперь русское хозяйство имело административно – хозяйственную систему.
Во внешней политике, во время правления Ольги было затишье. Не было крупных походов, нигде не лилась русская кровь. Завершив внутригосударственные дела, Ольга решила позаботиться и о престиже Руси на мировой арене. И, если Ольгины предшественники Рюрик, Олег, и Игорь завоевывали авторитет для Руси с помощью силы, военных походов, то Ольга предпочитала пользоваться дипломатией. Примерно в 955 году Ольга совершила поездку в Константинополь. Эта поездка имела два важных результата. Между Русью и Византией надолго установился мир, а русские воины в качестве союзников и наёмников участвовали в военных действиях византийской армии и флота. И крещение Ольги в православие. Княгиня приняла православие и стала первой правительницей – христианкой на Руси. Историки спорят, где же приняла Ольга веру православную, в Киеве или в Константинополе? Скорее всего, в Киеве Ольга только ознакомилась с христианством, а непосредственное крещение приняла уже в Византии, куда её сопровождал киевский священник Григорий. Сам Византийский Император стал крестным отцом русской княгини. Такое положение дел резко повышало престиж Киева и возвышало княгиню среди прочих представителей других государств. Получить в крестники Византийского Императора дорогого стоит. Крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси.
Ольга правила Киевской Русью до совершеннолетия сына Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
1.4 Князь Святослав Игоревич
Уже с 964 года Святослав правил самостоятельно. В 965 году оставив княгиню Ольгу управлять Киевом, отправился в поход. Всю дальнейшую часть жизни Святослав проводил в походах и сражениях, лишь иногда навещая родные края и мать, в основном в критических ситуациях.
В течение 965-966гг. подчинил себе вятичей, освободил их от дани хазарам, разгромив Хазарский каганат и волжских болгар. Это дало возможность взять под контроль Великий Волжский путь, который соединяет Русь, Среднюю Азию и Скандинавию.
В своих сражениях Святослав прославился тем, что прежде чем напасть на врага, посылал гонца со словами: «Иду на вы!» Захватывая инициативу в конфликтах, он вел вооруженное наступление и добивался успеха. «Повесть временных лет» описывает Святослава «он передвигался и ходил, как пардус и много воевал. В походах не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины».
Святослав считался язычником. Княгиня Ольга, приняв крещение, пыталась уговорить сына тоже принять христианство. Согласно летописи Святослав отказался и ответил матери: «как мне одному принять иную веру? Дружина моя станет насмехаться».
В 967 году Святослав со своей дружиной разгромил войско болгарского царя Петра. Дойдя до устья Дуная «поставил» город. Город так понравился Святославу, что он решил сделать его столицей Руси. По данным летописи он сказал матери: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей! Туда сходится все хорошее: из Греции золото, поволоки, вина и разные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси меха и воск, мед и рыбы».
Византийский император Иоанн I Цимисхий, находясь в сговоре с печенегами, был очень обеспокоен успехами русских войск и пытался ослабить соседей. В 968 году узнав об утверждении Святослава в Болгарии, Иоанн заставил печенегов напасть на Киев. Князь оставил Болгарию и вернулся в Киев, на защиту своего города, где правила его мать. Святослав разгромил печенегов, но вероломство Византии не забыл.
У Святослава было три сына: первый Ярополк – рожден от первой жены, дочь или сестра венгерского короля. Второй Владимир. Считался незаконнорожденным. Прозван Красным солнышком. Третий сын Олег от жены Эсфири.
Информация о работе Деятельность первых князей из династии Рюриковичей