Династия Абрикосовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 06:10, реферат

Описание работы

На Новый, 1880 год в газетах Москвы появилось сообщение о том, что в одном абрикосовском магазине продавщицами работают только блондинки, а в другом - только брюнетки. Обыватели, уже привыкшие к тому, что "шоколадный король" вечно что-нибудь придумывает, отправились проверить, так ли это на самом деле. Ну и пока присматривались, заедали свой интерес знаменитыми абрикосовскими сластями. А там было что выбирать - глазированные фрукты, пастила, конфеты для балов и свадеб, а также и специальные конфеты вроде "Утиный нос от кашля", шоколад "Древнегреческий", кофе, какао, пироги фигурные, торты, пряники, печенье, бисквиты, мармелад "Лилипут" и "Царский", варенье.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………3-4 стр.
2. Династия Абрикосовых:
- Настоящая фамилия………………………………………5-6 стр.
- Товарищество отцов и детей……………………………..6-8 стр.
- Сладкая жизнь……………………………………………..8-9 стр.
- Золотая свадьба……………………………………………10-11 стр.
- Мало кто знает… …………………………………………12 стр.
3. Краткая биография А.И. Абрикосова ………………………..13-14 стр.
4. Список литературы……………………………………………. 15 стр.
5. Семейное древо Абрикосовых…………………………………16-20 стр.

Файлы: 1 файл

Абрикосовы.doc

— 603.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА» 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине:

«История  экономики и российского  предпринимательства»

на  тему:

«ДИНАСТИЯ АБРИКОСОВЫХ» 
 
 
 

                                                                                 Выполнил студент группы 1-с

                                                       Сысолина Анна 

                                                Проверил:

                                                       Ремизов Н.М.

                                                           Оценка _______

                                                             Роспись _______ 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2011 год

Содержание: 

1. Введение…………………………………………………………3-4 стр.

2. Династия Абрикосовых:

       -  Настоящая фамилия………………………………………5-6 стр.

       -  Товарищество отцов и детей……………………………..6-8 стр.

       -  Сладкая жизнь……………………………………………..8-9 стр.

       -  Золотая свадьба……………………………………………10-11 стр.

       -  Мало кто знает… …………………………………………12 стр.

3. Краткая биография  А.И. Абрикосова ………………………..13-14 стр.

4. Список литературы……………………………………………. 15 стр.

5. Семейное древо  Абрикосовых…………………………………16-20 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

ЖИЗНЬ «КОРОЛЯ СЛАДОСТЕЙ» 

     На  Новый, 1880 год в газетах Москвы появилось сообщение о том, что в одном абрикосовском магазине продавщицами работают только блондинки, а в другом - только брюнетки. Обыватели, уже привыкшие к тому, что "шоколадный король" вечно что-нибудь придумывает, отправились проверить, так ли это на самом деле. Ну и пока присматривались, заедали свой интерес знаменитыми абрикосовскими сластями. А там было что выбирать - глазированные фрукты, пастила, конфеты для балов и свадеб, а также и специальные конфеты вроде "Утиный нос от кашля", шоколад "Древнегреческий", кофе, какао, пироги фигурные, торты, пряники, печенье, бисквиты, мармелад "Лилипут" и "Царский", варенье. И все такого качества, и так пахнет, и в такой упаковке, и предлагается такими блондинками и брюнетками, что, как написала одна из газет, "и Медный Всадник не удержался бы и прискакал бы к нам из Петербурга на дни проведения этой очередной оригинальной рекламной акции "А.И. Абрикосова сыновей фабрично-торгового товарищества". 

НАЧИНКА КИНДЕР-СЮРПРИЗА

 

     Алексей  Иванович в семейной и общественной жизни держался старых строгих правил, но в своем бизнесе считался по своей чуткости и открытости ко всему новому одним из самых, как сейчас сказали бы, продвинутых профессионалов. К примеру, работа с покупателем. Тут с Алексеем Ивановичем вообще почти никто в России тягаться не мог. Красочные плакатики с улыбающимися детьми, предлагающими конфеты, пастилу и шоколад, открытки-вкладыши в коробках конфет с загадками и головоломками в рождественских и пасхальных наборах. Существовали даже целые серии вкладышей и этикеток, посвященных знаменитым артистам, деятелям культуры и науки. Товарищество дважды побеждало на Всероссийских художественно-промышленных выставках в Москве. Эти успехи Абрикосовы отметили особыми открытками. Одна изображала нарядного мальчика, символизировавшего год первого официального признания - 1882-й. Другая - красивую девочку, олицетворявшую 1896 год, когда была получена вторая награда. Эти карточки - один из первых примеров использования детских фотографий в рекламе, ведь дети - главные потребители всяческих сладостей, и радость, с какой они демонстрировали памятные даты истории предприятия, заставляла их родителей связывать свои воспоминания о счастливом детстве именно с фабрикой Абрикосовых. Важно еще и то, что на самой открытке не изображались конфеты, а значит, продукция не навязывалась покупателю, но реклама была обращена к тому лучшему, что есть в каждом человеке, - к его родительским чувствам, а уж после этого, конечно, и к его покупательским возможностям.

 

     Съев, допустим, конфету, люди потом  долго (некоторые до сегодняшнего  дня) хранили такие красочные  открытки, не решаясь их выбросить,  и, стало быть, держали у себя  в доме своеобразную рекламу  когда-то съеденных шоколадных  чудес. А это побуждало снова что-нибудь купить у Абрикосовых в надежде повторить удовольствие и найти новый красочный сувенир. Через много лет рекламный ход Товарищества "Поставщика Двора Его Императорского Величества", действительного статского советника Абрикосова Алексея Ивановича будет использован в известном ныне "киндер-сюрпризе". Вот только начинка у "киндера" будет уже не та. Ведь Абрикосовы создавали сладости по старинным русским рецептам. Еще живы люди, которые помнят, каковы были вкус и запах свежей (а другой в те времена не продавали!) абрикосовой, яблочной и рябиновой пастилы от Абрикосовых, но передать эти воспоминания обычными словами они не берутся. И только сочувственно смотрят на нас, навсегда лишенных этого счастья.

ДИНАСТИЯ  АБРИКОСОВЫХ

НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ

 

     Основоположником будущей шоколадной империи считается крепостной Степан Николаев. Известно, что Степан с детства увлекался кулинарным ремеслом, особенно удавались ему варенье и мармелад из яблок и ягод. В 1804 году 64-летний Степан, видимо, порадовав старую барыню каким-то особенным угощением, уговорил старуху дать ему вольную и отправился искать экономического счастья в Москве. Нашел его в Китай-городе, где вместе с сыновьями Иваном и Василием организовал скромное кустарное производство и мелкую торговлю джемом и конфетами. Вскоре появилась своя постоянная клиентура, заказывавшая изделия мастерской для званых вечеров и свадеб. Качество продукции было таково, что, как утверждает семейная легенда, игумен ближнего Новоспасского монастыря за пастилу и мармелад даже благословил Степана древней иконой. Эта икона потом оберегала Абрикосовых до 1917 года. А пастила та самая - из зернистых абрикосов - и послужила впоследствии основой для возникновения фамилии знаменитого купеческого рода, которая утвердилась официально за ними в 1814 году, а до того, в 1812-м, сын Степана Николаевича - Иван - получил дозволение открыть "торговый дом".

 

     Женился  Иван Степанович на 15-летней крепостной  фрейлины Орловой-Чесменской, и 20 февраля 1824 года у него родился  сын Алексей Иванович, вот он-то и станет в будущем "шоколадным королем России". Но то в будущем. А в 1838 году, когда наследнику было только 14 лет, доходы "торгового дома" Абрикосовых упали, и отец был вынужден забрать его из престижной Практической академии коммерческих наук. Недоучившийся ученик четвертого класса оказался вынужден сам зарабатывать себе на жизнь, для чего его устроили на службу в торговую комиссионерскую контору Гофмана, занимавшегося в основном продажей сахара. Здесь Алеша и прошел свои "университеты". Старательный мальчик работал привратником и счетоводом, бегал на почту и разносил покупки, а попутно много и охотно учился. Не только коммерции, но и бухгалтерскому учету, так что в "мальчиках" надолго не задержался, дослужился до главного бухгалтера, и наконец в 1847 году Алексей Иванович уже смог уйти от хозяина и открыть свое, пусть и небольшое, "кондитерское заведение в городской части". Наладился кое-какой собственный бизнес, пришло время подумать и о личной жизни. А в те времена это означало только одно: пора жениться.  

ТОВАРИЩЕСТВО  ОТЦОВ И ДЕТЕЙ

 

     На  каком-то очередном семейном празднестве  добрые люди, а точнее свахи,  прямо как в пьесах Островского,  познакомили Абрикосова с Агриппиной  Александровной Мусатовой, дочерью  известного парфюмерного и табачного фабриканта. Молодой человек медлить не стал, и в 1849 году состоялась скромная свадьба. В приданое от отца Агриппина Александровна, избранница и верная спутница Абрикосова на всю жизнь, получила 5 тысяч рублей, которые тоже немало поспособствовали развитию семейного дела. Первое время молодые жили в маленьком домике на Варварке. Трудились все: Алексей Иванович ежедневно занимался заготовкой ягод и фруктов, для чего лично ездил на Болотный базар, эту операцию он никому не доверял, кроме того, он вел бухгалтерию, а любимая жена и старшие дети, Николай и Анна, помогали заворачивать готовую карамель в обертки. Жили дружно. У счастливых супругов родилось 22 ребенка - 10 мальчиков и 12 девочек, семнадцать из которых, как и их родители, были здоровы, крепки верой, успешны в своем деле, счастливы в семье и дожили до преклонных лет. Работали честно и с выдумкой. Вскоре собственное кондитерское производство имело "40 очагов для варки сладостей", которые выпускали более 30 пудов продукции в год. В списке фабрик и заводов Москвы, составленном в 1850 году, Абрикосовы лишь бегло упоминались - так, дескать, "кондитерское заведение в городской части". А уже в 1877 году "кондитерское заведение" было преобразовано в "Фабричное торговое Товарищество А.И. Абрикосова сыновей". И было оно действительно Товариществом - с заглавной буквы, содружеством и общим делом семьи, а не теперешним, как это нередко случается, "соединением ужа и белки в одном", продиктованным зачастую лишь печальной необходимостью иметь какую-то "крышу".

 

     Товарищество  же отца и сыновей Абрикосовых  к тому времени стало крупнейшим  московским механизированным предприятием, выпускающим более 500 тонн продукции  в год на общую сумму 325 тысяч  рублей (что исходя из тогдашней  покупательной способности рубля соответствует 5 миллионам долларов теперешних). Весной 1879 года в Сокольниках, на Малой Красносельской, был приобретен земельный участок в четыре гектара под постройку новой фабрики. Появились в Москве и новые магазины Товарищества - на Тверской, Кузнецком мосту, в Пассаже Солодовниковых, - одни из самых ярких и интересных в столице по богатству отделки. Открыли Абрикосовы лавку и прямо на фабрике, где сладости продавались с большой скидкой. Когда настало время приобщать к бизнесу старших детей, Алексей Иванович направил московскому генерал-губернатору прошение: "Желаю передать принадлежащую мне фабрику в полном ее составе своим сыновьям Николаю и Ивану Алексеевичам Абрикосовым". Далее шла очень характерная для того времени приписка: "Мы, нижеподписавшиеся, желаем приобрести фабрику А.И. Абрикосова, желаем содержать (вот оно ключевое слово: содержать! Приобрести-то высокорентабельное отцовское дело и сейчас никто не отказывается, но вот содержать в должном порядке, и чтобы не хуже, чем у родителей, - не все горят желанием! Так было уже и в те времена, так оно и сейчас. Но у Абрикосовых и с детьми все сложилось удачно. Его дети желают содержать! - А.К.) и производить работу под фирмой "А.И. Абрикосова сыновья". К началу XX века Товарищество выросло в огромную, по тогдашним представлениям, корпорацию, выпускавшую четыре тысячи тонн карамели, конфет, шоколада и бисквитов в год. 1900 человек обеспечивала работой "шоколадная империя" Абрикосовых. Производство, как и всякое успешное дело, постоянно расширялось и перестраивалось.  

СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ

 

     В  1902 году Абрикосовы известили  Московскую городскую управу, что  все прежние фабричные строения  Товарищества следует исключить  из оценочных налоговых ведомостей  как "сломанные с 1 апреля  сего года". А уже через полгода в Сокольниках появляется новое, суперсовременное по оснащению кондитерское предприятие. На первом этаже трехэтажного каменного здания располагались шоколадная, яблочная, варенная мастерские; на втором - пастилочная; на третьем - конфетная и карамельная. В другом, тоже трехэтажном, но поменьше, находились бисквитная мастерская и помещения для укладки продукции. Так было организовано производство. А для работников выстроили здесь же прекрасное благоустроенное общежитие, где каждый имел свою комнату (в то время как на других предприятиях Москвы обычно устраивались рабочие спальни на 40-50 кроватей в два яруса).

 

     В  фирме, созданной высокими профессионалами  в своем деле, разумеется, особо  ценились квалифицированные кадры.  Известно, например, что помимо легендарной пастилы Абрикосов славился еще и глазированными фруктами. Рецепт изготовления этих чудес знали только иностранные кондитеры. Тогда Абрикосов оборудовал на фабрике специальную лабораторию, нанял первоклассных специалистов, отрядил на это дело своих лучших рабочих, и вкусный секрет был раскрыт! Монополия заморских глазированных сладостей закончилась. Абрикосовские арбузы в шоколаде (которые по размерам не уступали астраханским настоящим!), сливы и вишни стали с тех пор самой сладкой частью воспоминаний о прошлой России. Но осуществляли-то все это люди. Поэтому для "шоколадного короля России", человека верующего, привыкшего с детства уважать свой и чужой труд, было само собой разумеющимся, что на его фабрике рабочих обеспечивали бесплатным питанием на фабрике, вручали подарки по праздникам (а праздников тогда было до тридцати дней в году!), предоставляли возможность покупать кондитерские изделия собственного производства в 10 раз дешевле, чем в магазинах. Еще в 1898 году на фабрике было проведено электричество, новшество по тем временам очень недешевое, зато решительно облегчавшее условия труда. Заботились и о досуге людей. И уже через год по выходным дням столовая для рабочих превращалась в зрительный зал, как тогда говорили, "электротеатра", где для рабочих, ставших одними из первых в Москве зрителей, демонстрировали всевозможные "туманные картины с волшебного фонаря". А еще еженедельно устраивался День открытых дверей, когда все желающие могли ознакомиться с условиями работы на предприятии. Экскурсия начиналась с трехэтажного особняка, сохранившегося и сегодня, где тогда размещалась контора. Именно это здание можно рассмотреть на логотипе нынешнего АО "Бабаевский", преемника абрикосовского производства.  
 

Информация о работе Династия Абрикосовых