Династия Романовых. Загадка старца Федора Кузьмича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 00:58, реферат

Описание работы

Скоропостижная смерть сорокавосьмилетнего государя, находящегося в самом расцвете своих сил, тотчас породила разного рода толки, слухи, один нелепее другого. Русский военный деятель и историк Н. К. Шильдер в своей биографии императора приводит пятьдесят одно мнение, возникшее в течение нескольких недель после смерти Александра. Один из слухов сообщал, что «государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душею и станет давать советы, нужные теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством». Также высказывались иные предположения, например, что государь не умер, что вместо него похоронили трагически скончавшегося ранее фельдъегеря Маскова, который очень был похож на императора. Существовала и версия, гласившая, что в самого Александра убили, а в гробу похоронили маникен государя.

Файлы: 1 файл

Романова Анастасия.docx

— 27.07 Кб (Скачать файл)

Работа по истории

на тему

«Династия Романовых.

Загадка старца Федора Кузьмича»

 

 

Автор: Романова Анастасия

ФФ 2114

РЭУ им. Г. В. Плеханова

12.10.2013

 

 

Старец   Федор   Кузьмич

Согласно официальной  версии Александр I  Павлович Благословенный, император и самодержавец Всероссийский умер 1 декабря 1825 года в возрасте 47 лет в городе Таганроге, в доме русского генерала и градоначальника Папкова, от горячки с воспалением мозга.

А. Пушкин написал эпитафию: «Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге». В доме, где скончался император, был создан первый в России мемориальный музей его имени, просуществовавший до 1925 года.

Скоропостижная смерть сорокавосьмилетнего государя, находящегося в самом расцвете своих сил, тотчас породила разного рода толки, слухи, один нелепее другого. Русский военный деятель и историк Н. К. Шильдер в своей биографии императора приводит пятьдесят одно мнение, возникшее в течение нескольких недель после смерти Александра. Один из слухов сообщал, что «государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душею и станет давать советы, нужные теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством». Также высказывались иные предположения, например, что государь не умер, что вместо него похоронили трагически скончавшегося ранее фельдъегеря Маскова, который очень был похож на императора. Существовала и версия, гласившая, что в самого Александра убили, а в гробу похоронили маникен государя.

Позднее в 30—40 годах XIX века появилась легенда, что Александр, измученный терзаниями совести (якобы как соучастник убийства своего отца, императора Павла I), инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и начал скитальческую, отшельническую жизнь под именем старца Фёдора Кузьмича.

В начале 1920-х годов в Петропавловском соборе проводились вскрытия императорских могил. Рассказывают, что гробница Александра I оказалась пустой. Могилу закрыли, факт не обнародовали, но слухи зародились. Именно тогда и всплыла в памяти прежняя легенда, гласившая, что в 1825 году в Таганроге умер якобы не Александр I, а настоящий император отправился в Сибирь, где скончался почти через 40 лет под именем старца Федора Кузьмича. Но кого же тогда хоронили в Петропавловском соборе в 1825 году и куда потом делось тело?

 

Император Александр I, хотел посмотреть юг России и отдохнуть от государственных забот. С этой целью в сентябре 1825 года он прибыл в Таганрог, расположенный на берегу Азовского моря. Дождавшись приезда своей супруги, императрицы Елизаветы, вместе с ней государь объездил Крым, побывал в Севастополе и вернулся в Таганрог сильно простуженным. Однажды у него неожиданно закружилась голова, он упал в обморок, а утром 1 декабря его не стало. В Москве и Петербурге принимали повышенные меры безопасности. После подавления декабрьского восстания офицеров на Сенатской площади противоречивые слухи странной кончине Александра I пошли на нет. Возобновились они лишь спустя десять лет. В 1836 году в одной деревеньке Пермской губернии объявился мужчина лет 60-ти, который назвался старцем Федором Кузьмичом, сказал, что у него нет ни семьи, ни дома, ни денег, он скиталец. Его передали в руки полиции, там за бродяжничество его наказали плетьми и сослали в Сибирь.

В Сибири он жил в разных местах, нигде подолгу не останавливался, но у всех вызывал большое уважение. Встречавшиеся с ним люди отмечали, что он, безусловно, человек воспитанный, образованный, знает несколько иностранных языков и внешне похож на родовитого дворянина, имеет барские манеры. Но старец никогда не рассказывал о своем происхождении. Многие обращали внимание на его икону с вензелем «А».

Он скончался 20 января 18б4 года, похоронили его в одном из монастырей Томска. Тогда и родился  слух, что старец Федор Кузьмич  и есть император Александр I, который  не умер в 1825 году, а отправился в  народ, стал странником. Якобы об этом своем желании оставить трон он писал  в завещании. Следом появилось совершенно сенсационное сообщение, распространившееся в Петербурге. Якобы некий солдат Преображенского полка перед кончиной исповедовался священнику и признался ему, что сразу после похорон императора он и еще трое солдат по приказу графа А. А. Аракчеева, одного из самых приближенных к императору лиц, тайно ночью прибыл в Петропавловскую крепость. В присутствии Аракчеева они вскрыли могилу усопшего императора, перевезли тело в принадлежавшее Аракчееву село Грузино Новгородской губернии и похоронили перед собором. На этом месте Аракчеев воздвиг бронзовый памятник Александру I, который поддерживали аллегорические фигуры. Под вензелем императора была надпись «Государю благодетелю по кончине его».

Если версия о старце Федоре Кузьмиче вызывала большие сомнения в достоверности, то сообщение о  перезахоронении императора имела  под собой веские основания. Дело в том, что Аракчеев буквально  боготворил Александра. Он с трепетом относился ко всему, что было связано  с его именем. Известно, что и  Александр благоволил к нему, был  частым гостем в селе Грузино, любил подолгу беседовать с графом. И последняя воля императора якобы заключалась в том, чтобы его похоронили в Грузино. Если это так, то тогда получается, что гробница Александра в Петропавловском соборе пуста? Но официальные лица утверждают обратное. Они уверены, что в гробнице покоятся останки императора Александра I, и нет никакого основания ее вскрывать. Проверить же версию о перезахоронении императора в селе Грузино нет возможности — во время Великой Отечественной войны в тех местах все было уничтожено.

Вопрос о тождестве  Фёдора Кузьмича и императора Александра историками однозначно не определён. Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к императору Александру, могла бы только генетическая экспертиза, возможность проведения которой не исключают специалисты  Российского центра судебной экспертизы. О возможности проведения такой  экспертизы высказался архиепископ  Томский Ростислав (так как именно в его епархии хранятся мощи сибирского старца).

В середине XIX века аналогичные  легенды появились и в отношении  супруги Александра императрицы  Елизаветы Алексеевны, умершей вслед  за мужем в 1826 году. Её стали отождествлять с затворницей Сыркова монастыря Верой Молчальницей, появившейся впервые в 1834 году в окрестностях Тихвина.

 


Информация о работе Династия Романовых. Загадка старца Федора Кузьмича