Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:07, доклад
После переворота 9 термидора контрреволюционные круги буржуазии, осуществив массовые репрессии в отношении якобинцев, обеспечили себе большин-ство в Конвенте: были проведены «довыборы», в состав палаты вернулись и некоторые уцелевшие жирондисты (в количестве 78 человек). Механизм революционной диктатуры был постепенно разрушен. Правительственные комитеты были обновлены в персональном отношении; функции Комитета общественного спасения быши резко ограничены. Революционный трибунал быш сначала реформирован, а в мае 1795 г. упразднен. Быша ликвидирована Парижская коммуна и революционные комитеты на местах. Социально-экономическое законодательство якобинцев, которое строилось на принципах государственного регулирования, было отменено.
После переворота 9 термидора
контрреволюционные круги буржуазии,
осуществив массовые репрессии в
отношении якобинцев, обеспечили себе
большин-ство в Конвенте: были проведены
«довыборы», в состав палаты вернулись
и некоторые уцелевшие
С целью юридического закрепления произошедших
в стране изменений и окончательного разрыва
с «якобинским прошлым» 22 августа 1795 г.
через Конвент была проведена новая конституция
(Конституция III года республики). Она была
утверждена на плебисците в сентябре того
же года большинством 1 057 390 голосов против
49 978 голосов. Конституция представляла
собой детализированный, громоздкий по
объему (377 статей) документ, фиксировавший
новую расстановку политических сил в
стране. По выражению известного историка
А. Олара, из каждой строчки этой Конституции
как бы вырывался крик: «Пусть никогда
не явится новый Робеспьер!» Вместе с тем
конституция закрепила все те завоевания
революции, которые были направлены на
разрушение феодального строя. Провозглашалась,
в частности, законность продажи национальных
имуществ и невозможность их изъятия из
рук новых владельцев; подтверждался запрет
на возвращение в страну контрреволюционеров-
эмигрантов, а конфискованное у них имущество
объявлялось безвозвратным достоянием
республики. Декларировалось отсутствие
каких-либо ограничений в торгово-предпринимательской
деятельности, определялась свобода собственности,
понимаемая как право «пользоваться и
располагать своими имуществами, своими
доходами, плодами своего труда и своего
производства».
Конституция 1795 г. открывалась традиционной
Декларацией прав, из которой были изъяты
все якобинские идеи, отражавшие всеобщее
равенство граждан, право народа на восстание,
всеобщее избирательное право и т. д. Основной
упор делался на закрепление основ общественного
строя, построенного на принципах демократии
для имущих. «Страна, управляемая собственниками,
— говорил один из авторов Конституции,
— находится в цивилизованном состоянии;
если же в стране властвуют не имеющие
собственности, она находится в первобытном
состоянии». Отмежевываясь от крайностей
якобинизма, Конституция, вместе с тем,
сохраняла преемственность традиций 1789
г. В тексте Конституции сохранялся основной
девиз революции: «Свобода, равенство,
братство»; подчеркивалась приверженность
идеалам республиканизма, народного суверенитета,
представительной демократии. Характерными
чертами анализируемого документа являлись
его элементы доктринерства и морализирования,
а также внешнего подражания образцам
государственныгх систем античного времени
(в частности, Афинской республики).
Конституция уделила самое пристальное
внимание принципу разделения властей,
государственно-правовых институтов и
их полномочий. Законодательная власть
вручалась Законодательному корпусу,
состоявшему из двух палат: Совета пятисот
и Совета старейшин (250 чел.); состав обеих
палат ежегодно обновлялся на одну треть,
причем никто из членов Законода-тельного
корпуса не мог занимать должность более
6 лет подряд. Идея двухпалатной структуры
(бикамерализма) высшего государственного
органа, реализованная впервые в истории
французского конституционного строительства,
формально объяснялась необходимостью
более тщательной проработки законопроектов.
По выражению одного из разработчиков
Конституции, «Совет пятисот будет мыслью
и как бы воображением республики, Совет
старейшин будет ее разумом». Более же
глубокая причина создания двухпалатной
структуры Законодательного корпуса состояла
в том, что авторы Конституции 1795 г. видели
в ней гарантию против произвола, свойственного
террористическому режиму якобинцев (напомним,
что ввести двухпалатную структуру не
решилось в свое время даже монархически
настроенное Учредительное собрание,
когда оно готовило проект Кон-ституции
1791 г.).
В нижней палате (Совете пятисот),
обладавшей правом законодательной
инициативы, законопроекты только выщвига-
лись и обсуждались; в верхней
палате (Совете старейшин) эти законопроекты
только принимались или отклонялись
без обсуждения. Если законопроекты,
предложенные Советом пятисот, ут-верждались
Советом старейшин, они становились
законами; законопроект, отклоненный
верхней палатой, мог быгть вновь
предложен Советом пятисот лишь
по истечении года. Подобная схема
законодательного процесса не только
не исключала, а, наоборот, заранее предполагала
неизбежную политическую конфронтацию
палат. В реальной жизни это имело своим
следствием слабую эффективность работы
высшего органа законодательной власти.
В Конституции специально обговаривался
строгий запрет Законодательному корпусу
брать на себя функции других ветвей власти
— исполнительной и судебной.
Законодательный корпус представлял собой
постоянно действующее учреждение. Оба
Совета имели общую резиденцию, но заседали
в отдельных помещениях; совместные заседания
палат не допускались. Заседания были
публичными, однако по требованию 100 депутатов
одной из палат могли быть организованы
закрытые заседания этой палаты. Председатели
и секретари палат избирались на один
месяц. Обсуждение законопроектов происходило,
как правило, в трех чтениях. Обычные голосования
производились открытым способом; поименные
голосования могли быть тайными. Члены
обеих палат обладали депутатской неприкосновенностью.
По новой Конституции выборы в Законодательный
корпус становились цензовыми и двухстепенными.
Избирателями являлись граждане мужского
пола, выплачивавшие прямой налог, поземельный
или профессиональный, в размере стоимости
3 дней земледельческого труда, достигшие
21 года и проживавшие в течение одного
года на территории республики в пределах
данной коммуны. Выборщиками (т. е. лицами,
полномочными избирать членов обеих палат
Законодательного корпуса, судей и всех
остальных должностных лиц), являлись
граждане мужского пола старше 25 лет, соответствовавшие
цензу оседлости в 1 год и обладавшие имуществом,
стоимость которого была эквивалентна
местной заработной плате за 150—200 рабочих
дней. Общее количество таких граждан
в целом по стране не превышало 30 тыс. человек.
Депутатами могли стать граждане, умеющие
читать и писать и знавшие какое-либо ремесло.
Для депутатов Совета пятисот был установлен
30-летний возрастной ценз, для депутатов
Совета старейшин — 40-летний; кроме того,
обязательным условием для последних
было состояние в браке или во вдовстве.
Исполнительная власть принадлежала Директории,
состоявшей из 5 человек в возрасте не
ниже 40 лет. Кандидатуры директоров проходи
Существенные изменения были внесены
в структуру местных органов. Муниципалитеты
мелких коммун (менее 5 тыс. жителей) были
упразднены, здесь учреждалась должность
муниципального агента. В более крупных
коммунах муниципальная ад-министрация
была выборной. Дистрикты (округа) как
административно-
Внутренняя политика
режима Директории отличалась крайней
неустойчивостью. Начало периода (1796 г.)
было ознаменовано заговором Г. Бабефа,
представителя идеологии
Коррумпированность режима, беспринципность
и карьеризм высших чиновников, неспособность
Директории справиться с экономическими
проблемами вызвали новый подъем демократического
движения, а это порождало страх у крупной
буржуазии в не меньшей степени, чем опасность
реставрации монархии. В период Директории
по крайней мере трижды складывалась такая
ситуация, когда термидорианцы были вынуждены
нарушать собственную Конституцию (легально
изменить ее можно было не ранее чем через
9 лет после ее принятия). Как было отмечено
Д.М. Туган-Барановским, «складывалась
парадоксальная ситуация: если социальные
основы режима устраивали имущие слои
(буржуазию и собственническое крестьянство),
то система политической власти и ее функционирования
была так организована, что с трудом защищала
этот социальный порядок, да и то при условиях
нарушения Конституции». В обстановке
всеобщей нестабильности и неопределенности,
хаоса и анархии рождалась потребность
в «сильной власти». Все громче высказывались
пожелания вручить власть твердому, решительному
человеку, который был бы способен навести
в стране устойчивый порядок. «Должна
быть одна голова и одна сабля, которая
должна подчиняться этой голове», — так
сформулировал общее мнение Э. Ж. Сиейес.
В результате довольно сложной борьбы
между возможными претендентами на эту
роль (а кандидатов в диктаторы было немало)
симпатии буржуазии склонились на сторону
молодого (30-летнего) генерала Наполеона
Бонапарта, прославившегося своими военными
победами и поэтому пользовавшегося значительным
авторитетом в армии. Кроме того, во время
итальянской кампании 1796—1797 гг. Наполеон
впервые проявил себя политическим и государственным
деятелем крупного масштаба.
Не желая связывать себя с режимом, дни
которого были сочтены, Наполеон решительно
отверг сделанное ему предложение войти
в состав Директории.
9—10 ноября 1799 г. (18—19 брюмера VIII года республики)
Наполеон совершил переворот, приведший
к установлению в стране нового политического
режима. Особенность этого государственного
переворота проявилась в том, что он был
осуществлен с помощью армии, которая
в условиях нестабильности конституционного
режима впервые проявила себя в качестве
стержневого элемента государственной
власти. Это был урок, который Наполеон
преподал многим своим последователям
в эпоху Нового и новейшего времени.