Дискуссии в историографии о характере и цене общественного развития в Петровскую эпоху

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей контрольной работы является изучение петровской модернизации России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить объективные причины преобразований Петра I;
раскрыть сущность военной, социально-экономической и политической реформ;
рассмотреть различные точки зрения среди ученых на характер и цену общественного развития в Петровскую эпоху.

Содержание работы

Введение………………………………………………..………………………….3
Петровская модернизация России..…….………………………………………..5
1. Объективная необходимость преобразования..…...…………………..……..5
2. Военные, социально-экономические и политические реформы……………8
3. Дискуссии в историографии о характере и цене общественного развития в Петровскую эпоху……………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Государственные казенные заводы использовали труд  государственных  крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность  -  металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления,  работали и посессионные, и оброчные крестьяне,  а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия  полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика  Петра  вела к появлению  мануфактур в самых разных отраслях промышленности,  зачастую появлявшихся в России впервые.  Основными были те,  которые работали на армию  и флот: металлургические, оружейные,  судостроительные,  суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. Возникают мануфактуры  во многих отраслях - стекольной,  пороховой, бумагоделательной,  парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной,  канатной,  шляпной,  красочной,  лесопильной и многих других.  Огромный вклад в развитие металлургической  промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала,  способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс.  пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. более 2 млн. пудов.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге,  Москве, на Урале. Крупнейшими  предприятиями были Адмиралтейская верфь,  Арсенал, петербургские пороховые заводы,  металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства.  Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть (русскую кожу), поташ (щелочную соль), пушнину, икру.

Тысячи россиян  проходили  в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного  дела  нанимались на российскую службу.  Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате  Петровской  политики  в  экономической  области за сверхкороткий срок была создана  мощная  промышленность,  способная полностью обеспечить  военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

В конце XVII — первой четверти XVIII вв. продолжался начавшийся еще  в XVII столетии процесс стирания граней между двумя формами землевладения — вотчиной и поместьем.

Указ о единонаследии 1714 г. окончательно закрепил слияние  этих форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли  были объявлены "недвижимой" собственностью, которую нельзя было продавать, закладывать или делить на части. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали остальные дети и вдова, что мотивировалось необходимостью предотвращения раздробления помещичьих хозяйств. Однако главная цель указа 1714 г. состояла в том, чтобы принудить молодых дворян "хлеба своего искать службой, ученьем, торгами и прочим".

Консолидации дворянства способствовала и Табель о рангах 1722 г., определившая новый порядок  прохождения службы. Служебная лестница состояла теперь из 14 ступеней или рангов — от фельдмаршала, генерал-адмирала или канцлера до прапорщика или коллежского регистратора. Отныне значение для карьеры дворянина имели его личные способности, а не происхождение. Вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе или обер-офицерского по военной становились дворянами и приобретали все привилегии дворянства выходцы из других сословий. Эти реформы способствовали слиянию в единый класс родовитых и неродовитых служилых людей, термин «боярство» исчез из употребления, «дворянами» стали называться все землевладельцы, эксплуатирующие крепостных крестьян.

 

Политические реформы

Важнейшим направлением преобразований Петра I являлась административная реформа, носившая всеобъемлющий характер. Главной задачей этой реформы было окончательное формирование централизованного бюрократического аппарата самодержавного государства. В основе реформы органов как центрального, так и местного управления находился принцип коллегиального решения вопросов и, в то же время, личной ответственности чиновников за принятие решений. Если раньше государственная система формировалась десятилетиями, опираясь на национальные традиции, то Петр реформировал ее быстро, используя в построении «регулярного государства» европейский опыт.

С конца XVII в. царь перестал назначать новых членов в Боярскую думу, и к 1704 г. ее деятельность прекратилась естественным образом. Параллельно  с 1701 г. действовал новый совещательный  орган, созданный царем, т. н. Ближняя  канцелярия или «консилия».

В 1711 г. Петр I учредил  сменивший «консилию» Правительствующий Сенат - высшее правительственное учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Боярская Дума действовала под непосредственным руководством государя. Поэтому стало необходимым заменить Боярскую Думу высшим правительственным учреждением иного состава, уполномоченным руководить страной в отсутствие монарха. Все обязаны были повиноваться указам Сената как указам самого государя, под страхом смертной казни за ослушание. Первоначально Сенат состоял из 9 человек, назначенных лично Петром. За деятельностью Сената был установлен контроль в лице генерал-прокурора (с 1722 г.). Первым генерал-прокурором стал П.И. Ягужинский. Ему подчинялись прокуроры, назначаемые во все государственные учреждения. Для тайного надзора за управлением и особенно за сбором и расходованием казенных сумм были введены должности фискалов. Ими руководил выбираемый и состоящий при Сенате обер-фискал.

Взамен сложной и  неповоротливой приказной системы (около 90 приказов к концу XVII в.) в 1718-1721 гг. создавались коллегии по образцу учреждений, существовавших в Швеции и других западноевропейских странах. Принципы функционирования центральных отраслевых учреждений определялись специальным кодексом - Генеральным регламентом. Изначально возникли 11 коллегий со строгим разграничением функций: Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Военная, Адмиралтейская, Вотчинная, Юстиц-коллегия, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг- и Мануфактур-коллегии. На правах коллегии действовал и основанный в 1720 г. Главный магистрат, руководивший работой городовых магистратов.

Наряду с укреплением  центрального аппарата в начале XVIII в. шла и реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации с 1708 г. вводится губернская система управления. Первоначально страна была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы. В подчинении каждого губернатора находились 4 заместителя: обер-комендант (руководство войском), обер-комиссар (ответственный за сбор налогов), генерал-провиантмейстер и ландсрихтер (обладал судебными полномочиями). С 1713 г. при губернаторах были учреждены выбиравшиеся дворянством советы (ландраты), без которых губернатор не мог ничего решать. После отмены этих советов в 1719 г., участие дворянства в местном управлении было перенесено из губернии в уезд. Уездное дворянство ежегодно собиралось для выбора из своей среды земского комиссара, ведавшего сбором податей и полицейскими делами. С 1719 г. основной административной единицей стала провинция (их было около 50) во главе с воеводой. Губернии сохранились, но во власти губернаторов осталось управление губернским городом и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные власти сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.

Для управления городами Петр I создал городовые магистраты. Эти новые учреждения (сначала  называвшиеся ратушами) выполняли административно-полицейские  и судебные функции, способствовали развитию городских ремесел и торговли. Они подчинялись специальной коллегии – Главному магистрату. Фактическая власть в Главном и городовых магистратах находилась в руках богатых купцов. Члены городовых магистратов избирались пожизненно, им могло быть пожаловано дворянство. Городская реформа, таким образом, укрепила права купечества и способствовала развитию торговли и промышленности.

 

3. Дискуссии в историографии о характере и цене общественного развития в Петровскую эпоху

Петровские  реформы грандиозны по своим масштабам и последствиям. Эти преобразования способствовали решению остро стоявших перед государством задач, прежде всего – в сфере внешней политики. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились в рамках существующего строя и, более того, консервировали российскую феодально-крепостническую систему.

В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило  России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.

Однако форсированная  модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.

Главное же заключалось  в том, что дворянство, воспринимая  ценности европейской культуры, резко  обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.

Парадокс петровской реформы сводился к тому, что «вестернизация» России, носившая насильственный характер, укрепляла основы русской цивилизации - самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности.

В вопросе оценки сущности петровских реформ мнения ученых расходятся.

В отечественной историографии можно выделить несколько основных направлений в оценке преобразований Петра Первого.

   Сторонники всемирно-исторической теории одобряют деятельность Петра I. Историки «государственной школы» (особенно С.М. Соловьев (1820-1879)) писали о личности и реформах Петра в восторженных тонах, приписывая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике России.

Материалистическое  направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

   Историки-материалисты (Б.А. Рыбаков, Н.И. Павленко, В.И.  Буганов, Е.В. Анисимов и др.), продолжая традицию «государственной школы», считают, что в результате Петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превратилась в европейскую державу. Созданный Петром I абсолютистский режим ничем существенно не отличался от абсолютистских режимов Запада. Преобразования проведены за счет усиления эксплуатации трудящихся.

   Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности. Либеральная литература (И.Н. Ионов, Р. Пайпс и др.), признавая заслуги Петра в деле европеизации страны, акцентирует внимание на формах и методах его преобразовательской деятельности. По ее мнению, цель Петра — «сделать Восток Западом» — не может быть оправдана теми страданиями, которые вынесла Россия при «ломке» ее устоев. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия. В результате «слепого» заимствования, перенесения чужих идей с Запада (вестернизации) на русскую «почву» утвердился не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии.

В зарубежной литературе о России эпохи Петра Великого, несмотря на различия в подходе ученых к оценке событий того времени, присущи некоторые общие черты. Отдавая должное правителю, тем успехам, которые были достигнуты страной, иностранные авторы, как правило, с некоторой недооценкой или с открытым пренебрежением судили о допетровской эпохе в истории России. Большое распространение получили взгляды, согласно которым Россия совершила скачок от отсталости, дикости к более передовым формам общественной жизни с помощью «Запада» – идей, заимствованных оттуда, и многочисленных специалистов, ставших помощниками Петра Первого в проведении преобразований.

 

Заключение

На основании проведенной  работы можно сделать следующие  выводы об особенностях реформ Петра  Великого.

Россия XVII века самим  ходом исторического развития  была поставлена перед необходимостью коренных реформ,  так как только таким путем могла обеспечить себе достойное  место  среди  государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Уже до Петра начертана была  довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с его реформами. Однако реформы, как они были исполнены Петром, были его личном делом, делом беспримерно насильственным, но необходимым. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально  всех сторон жизни русского государства  и  русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие  реформы: военную, социально-экономическую, административную (органов власти и управления, сословного устройства  русского общества).

Основной особенностью петровских реформ было то, что эти  реформы (как и большинство российских реформ) велись сверху и насаждались  в приказном порядке. Режим как  бы стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия.

Внешняя политика России эволюционировала в сторону  имперской политики. Именно при Петре I была создана Российская Империя, сформировалось имперское мышление, которое сохранялось почти в  течение трех веков.

Основной особенностью российской промышленности времен Петра I было то, что она создавалась преимущественно за счет казны и долгое время находилась под непосредственным государственным контролем, формы и методы которого изменялись. Второй особенностью русской промышленности стало использование крепостнического труда на мануфактурах.

В это время происходит создание боеспособной регулярной армии и мощного военного флота.

Информация о работе Дискуссии в историографии о характере и цене общественного развития в Петровскую эпоху