Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 10:11, реферат
Александр III (26.02.1845, Петербург - 20.10.1894, Ливадия) - российский император с 1881 года. Второй сын Александра II. Стал наследником престола в 1865 после смерти старшего брата. В 1868 Александр III был введен в состав высших гос. учреждений, но почти по всем вопросам являлся противником реформаторской деятельности отца. В рус.-турецкой войне 1877 - 1878 он почти год достойно командовал Рущукским отрядом (ок. 75 тыс. чел.). О своей политике Александр III высказался определенно: "Министры наши... не задавались бы несбыточными фантазиями и паршивым либерализмом".
Реферат на тему:
«Дискуссии вокруг Александра III»
Александр III (26.02.1845, Петербург - 20.10.1894, Ливадия) - российский император с 1881 года. Второй сын Александра II. Стал наследником престола в 1865 после смерти старшего брата. В 1868 Александр III был введен в состав высших гос. учреждений, но почти по всем вопросам являлся противником реформаторской деятельности отца. В рус.-турецкой войне 1877 - 1878 он почти год достойно командовал Рущукским отрядом (ок. 75 тыс. чел.). О своей политике Александр III высказался определенно: "Министры наши... не задавались бы несбыточными фантазиями и паршивым либерализмом". Начиная царствовать, он хотел улучшить положение крестьян. При Александре III был проведен ряд реформ: поэтапная отмена подушной подати, обязательный выкуп земли и понижение выкупных платежей, но вскоре он отказался от начатого курса, стремясь укрепить сословный строй и монархический порядок. Либерально мыслящие деятели заменялись Александром III "истинно русскими людьми", убежденными реакционерами К.П. Победоносцевым, Д.А. Толстым и др., проводившими контрреформы, направленные на пересмотр преобразований 60 - 70-х гг. Были введены "Положение об усиленной и чрезвычайной охране", позволившее, властям осуществлять произвол; закон о земских начальниках, возвративший дворянам многие из утерянных ими прав; "Циркуляр о кухаркиных детях", восстанавливавший сословный принцип при получении образования. Было осуществлено усиление цензуры, увеличение имущественного ценза для присяжных заседателей и др. Редчайшая особенность царствования Александра III - отсутствие войн. За свою внешнюю политику был прозван "миротворцем". В 1893 Александр III подписал франко-русскую военную конвенцию, чем обезопасил Россию от растущей агрессивности Германии.
Государь Александр
По инициативе Государя в Петербурге открылся Русский музей. Официально он назывался "Русский музей Императора Александра III". Государь передал свою коллекцию, а также собрание русской живописи Императорского Эрмитажа новому музею.Часто бывал в Аничковом дворце художник Алексей Петрович Боголюбов. Талантливый, разносторонне образованный он был принят при Дворе. Дружеские отношения у него сложились с наследником и Цесаревичем Александром, которые основывались на общей любви к искусству. Укреплению этой дружбы способствовала супруга Великого Князя Александра Великая Княгиня Мария Федоровна, пожелавшая, чтобы А.П.Боголюбов руководил ее занятием искусством. В честь Государя Александра III был также назван Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве).Любил Государь Александр III и музыку, сам играл на валторне, оказывал поддержку П.И.Чайковскому. Участвовал в домашних концертах, которые проходили раз в месяц в последний четверг. Для этого был создан медный септет в числе 9 человек. На этих вечерах все приглашенные были в сюртуках с погонами, а наследник в обыкновенной тужурке и белом жилете. Весьма часто приезжал послушать музыку Император Александр II.Государь Александр III покровительствовал русской науке. При нем открылся первый университет в Сибири – в Томске, был подготовлен проект создания Русского археологического института в Константинополе, основан знаменитый Исторический музей в Москве.
Тринадцатилетнее царствование императора Александра III было наиболее успешным и многообещающий на протяжении всего петербургского периода правления династии Романовых. В основе политики Александра III были два принципа: «Россия для русских» — во внутренней, и мир — во внешней. 8 марта 1881года (через неделю после трагической гибели Александра II) было созвано особое совещание, на котором решалась судьба либеральных реформ. В вопросах внешней и военной политики он был осторожен и сдержан, так как в этой сфере Александру III осталось тяжёлое наследство. Берлинский трактат не только отнимал у России победу в Русско-турецкой войне 1877-78 годов, но и создавал на её западной границе враждебный союз. В 1879 году Германия заключила с Австро-Венгрией союз, к которому через три года присоединилась Италия. Так образовался «Тройственный Союз», к которому затем примкнула Румыния. Александр III взял на себя руководство внешней политикой. Должность государственного канцлера была упразднена, а министр иностранных дел Н.К. Гирс фактически был низведён до письмоводителя при императоре.
29 апреля 1881 года Александр III выступил
с манифестом об утверждении
самодержавия, означавшим переход
к реакционному курсу во
В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в.
По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%). Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений) понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах.
Вновь избранные земские гласные
утверждались губернатором, что ставило
земские учреждения под жёсткий
контроль государства. Фактически это
перечёркивало главную идею земства
– независимость от органов государственной
власти и царя в решении вопросов
местного самоуправления. Смысл земской
контрреформы состоял в том, чтобы
свести на нет возможность участия
в работе земских органов «случайных»
(нежелательных для режима) людей,
увеличить представительство
Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза.
Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову – председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.
В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в.
По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%). Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений) понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах.
Вновь избранные земские гласные
утверждались губернатором, что ставило
земские учреждения под жёсткий
контроль государства. Фактически это
перечёркивало главную идею земства
– независимость от органов государственной
власти и царя в решении вопросов
местного самоуправления. Смысл земской
контрреформы состоял в том, чтобы
свести на нет возможность участия
в работе земских органов «случайных»
(нежелательных для режима) людей,
увеличить представительство
Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.
В соответствии с новым законодательством
в 1884 г. прекратил существование
ненавистный правительству
Обладая тонким публицистическим талантом и репутацией либерала, он сумел заронить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолжения реформ, объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев, быть может, недель прежнего режима, - писал он по случаю манифеста 29 апреля 1881 г., - и крушение было бы неизбежно» Таким образом, уже к середине 80-х гг. сложилась реакционная концепция контрреформ, которая основывалась на традиционных догмах:
а) божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как основа его политики, противопоставляющиеся планам политических реформ.
б) полная централизация власти;
в) осуждение земского и городского самоуправления, как не соответствующие условиям русской жизни;
г) шовинизм; интересы дворянства рассматривались в традиционном понимании (в качестве типичной фигуры представлялся помещик- крепостник).
Все мероприятия, проводимые в противовес предыдущим реформам, обладали одной общей ярко выраженной чертой. Государство, построенное по принципу пирамиды, вершиной которой является императорский трон, стремилось ничего не оставлять вне своего контроля. Отсюда и всегдашнее стремление властей повсюду иметь за всем следящего и всем руководящего «государева чиновника – будь то губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного округа. Это стало итогом развития российской самодержавной государственности, достигшей при Александре III своей вершины.
Не следует думать, что ужесточение
контроля со стороны государства
было следствием недобрых намерений
людей, озабоченных лишь тем, чтобы
удержать власть в своих руках. Напротив,
представление о сильной
Победоносцев считал, что западные
парламентарные демократии изначально
порочны, ибо постоянно обсуждают,
толкуют и изменяют государственный
закон в угоду времени, а так
же интересам тех или иных групп
людей. Между тем такие интересы
могут быть временными, к тому же
они не всегда совпадают с интересами
всего народа. Идея же российского
самодержавной