Основными очагами отечественного
рока становятся Москва и Питер.
Однако, поскольку рок был подпольным
направлением музыки в то время,
все эти группы позиционировали
себя как вокально-инструментальные или
фольклорные ансамбли. К 70-м годам рок
начинает приобретать всеобщую популярность
в нашей стране, что доказывает огромное
количество разнообразных вокально-инструментальных
самодеятельных ансамблей, образующихся
повсеместно. 1971 год – переломный в истории
отечественного рока. Он ознаменован проведением
первого Фестиваля рока. На этом повествование
о советском роке заканчивается, а я пока
пойду куплю триммер, может, потом еще
напишу о современном состоянии данного
движения в России, или про какие-либо
другие направления. Однако, большая часть
рок - исполнителей в нашей стране продолжает
давать концерты на квартирах, в залах
ВУЗов и школ, оставаясь неизвестными
широкой публике. Главным двигателем рок-музыки
в массы в 70-е годы были магнитные ленты,
которые записывались подпольно и быстро
расходились среди советской молодежи,
интересующейся рок-музыкой. К 1980-м годам
рок-движение в нашей стране набирает
обороты. Отечественный монополист
звукозаписи – «Мелодия» официально записывает
пластинки с участием иностранных рок-звезд
и начинает их распространять. Иностранные
рок-музыканты и группы начинают посещать
нашу страну с концертами. Еще одна важная
дата в развитии русского рока – 1982 год,
ознаменовавшийся появлением первого
объединения отечественных исполнителей
рок-музыки – питерского клуба. В этом
клубе не раз выступали такие популярные
группы, как «Аквариум», «Автоматические
удовлетворительный», «Зоопарк», «Тамбурин»,
«Мифы», «Санкт-Петербург» и многие другие.
Советский рок в 80-е годы
приобретает определенную форму.
Выделяется несколько направлений:
рок-н-ролл, лирический фолк-рок,
металл, панк-рок, new wave, джаз-рок, которые
отечественные рок-музыканты предпочитают
и сегодня.
Глава 2. Аналитическая
часть
Теперь попытаемся понять какие
же всё-таки формы социально –
культурной деятельности существовали
в тот период? На мой взгляд, их
уже было несколько. И в первую
очередь среди них выделяется
форма – информационного характера, выражающаяся
в беседах, лекциях. До сих пор они занимают
не последнее место в современном обществе.
Сейчас такие формы активно
используют в своих целях политики,
в момент предвыборной кампании.
А также просто чиновники, чтобы
разъяснить какой-либо вопрос касающейся
деятельности представительных органов.
Также активно используют эту форму различные
частные компании. К примеру, строительные,
перед тем как начать застройку той или
иной территории всегда проводят собрания,
где присутствующие обсуждают этот вопрос.
Изменилось лишь то, что сейчас
эти формы доступны. В прошлом
на такие виды деятельности
получить разрешения было трудно,
а при некоторых случаях даже
невозможно. Но вот запрет на
некую литературу мы могли
бы использовать и в современном
обществе. Не секрет, что сейчас многая
художественная литература не несёт никакого
смысла. Но сегодня решить этот вопрос,
как и в прошлом, тоже будет проблематично.
Как достичь нужного результата? Во-первых,
соответствующим издательствам необходимо
проверять всю выпускаемую ими литературу.
Во-вторых, тем авторам, которые по каким-либо
причинам не походят для печатания объяснить,
почему это было сделано.
Ещё одной формой социально-культурной
деятельности, которая существовала
в то время, являлась художественно
– зрелищная. Она тоже дошла и до нашего
времени. Изменился лишь её характер. К
сожалению, сегодня авторская песня уже
не имеет такого смысла, которой ей заложили
ещё в 60 и 70 годы. Конечно, сейчас многие
исполнители активно используют так называемую
бардовскую песню в своём творчестве,
но смысл её уже не тот. Ведь изначально
это направление творческой деятельности
было создано как некий протест существующему
обществу. Перестав
быть социально значимым явлением, она
практически ушла из обихода. Вместе с
ней ушли и знаменитые поэты песенники.
Вместо них появились поющие поэты песенники,
основной целью которых становится получения
выгоды. Они собирают концерты, записывают
альбомы, вот только творчество их всё
более не имеет смысла. Да и в творческом
отношении не происходит ничего принципиально
нового. Можно ли возродить эту утраченную
культуру бардовской песни сегодня? Думаю
да, главное найти пути решения этого вопроса.
Необходимо создавать такие творческие
объединения, где авторы – песенники могли
бы делиться своим опытом с подрастающим
поколением, рассказывая в беседах о том,
что представляет собой авторская
песня. И для чего она нужна.
Ведь такое направления творчества очень
хорошо бы могло бы показать себя и сегодня,
когда деятельность песенников направлена
всё более на обогащение. Современное
состояние авторской песни ускользает
от адекватной оценки. Можно приводить
длинные вереницы фамилий новых авторов,
но они никому ничего не скажут. Можно
ссылаться на "заговор" СМИ и продюсеров
- действительно, отражение авторской
песни в СМИ, место, которое она занимает
в нашем арт-бизнесе, далеко не соответствует
роли этого феномена в жизни общества.
Подведем итоги и заодно
рискнем сделать осторожный прогноз.
В последние годы (начиная приблизительно
с 1994-95) и в самом жанре АП и в
отношении к нему потенциальных слушателей
наблюдается оживление, ныне ставшее очевидным
для всех, кто хоть сколько-то следит за
состоянием дел в данной области. Можно
даже сказать, что русская авторская песня
переживает ныне свое второе рождение.
Благодаря своей нетребовательности к
условиям существования, легкости воспроизведения
и распространения, активности поклонников
и неподверженности посторонним влияниям
она может стать одним из наиболее мощных
факторов формирования новой общенациональной
системы ценностей. Однако ее представленность
в общественном сознании совершенно не
соответствует даже ее нынешнему потенциалу
- "существует не то, что существует,
а то, о чем сообщает CNN". Кроме того,
чрезвычайно сомнительно, что даже в случае
максимально благоприятного развития
АП сможет стать элементом культурной
жизни всего народа, каким она была в 1960-е
- 1970-е годы, - не только из-за отсутствия
такой специфической фигуры как Высоцкий,
но и из-за нарастающей социальной неоднородности
российского общества.
Также в годы диссидентства
активно использовалась форма социально
– культурной деятельности направленная
на активность. К этому можно отнести развивавшуюся
в то время рок – культуру. Активность,
которой пришлась на конец 80-х годов 20
века. Сегодня современный рок, хоть и
приобрёл всё большие обороты, но стал
обычным явлением. Сегодня использование
традиций рока прошлого века тоже могло
бы помочь современной музыкальной культуре.
Самое главное, возродить все её лучшие
качества и свойства.
Заключение
Тридцать без малого лет правозащитное
и диссидентское движение создавало
предпосылки новой общественной
ситуации. Идеи правового государства,
ценности личности; превалирование общечеловеческих
ценностей над классовыми или
национальными стали – задолго до перестройки
основой взглядов правозащитников.
Среди интеллигенции отношение
к диссидентству различно. Одни
считали, что в движении преобладала
нигилистическая направленность, разоблачительный
пафос становится над позитивными
идеями. Но есть и другая точка зрения.
Люди, близкие к движению (Л. Богораз, С.
Ковалев) пишут о «раскрепощении снизу»,
о том, что 70-е гг. были эпохой перестройки
– перестройки общественного сознания,
которая в наши дни всего лишь обрела официальный
статус и, наконец, начала приносить первые
зримые плоды. Р. Медведев утверждал, что
«без этих людей, сохранивших свои прогрессивные
убеждения, не был бы возможен новый идеологический
поворот 1985-1990 годов». Исследование истории
правозащитного и диссидентского движения
только начинается, но сегодня ясно: без
изучения истории инакомыслия нельзя
понять эволюции нашего общества от сталинизма
к демократии.
Список используемой
литературы
- А.Б. Безбородов, М.М. Мейер, Е.И. Пивовар «Материалы по истории диссидентского движения 50-80-х
годов»
- Смотрин В. Рок в Советском Союзе [электронный ресурс].- http://thearticles.ru
- Добровольский Б. М. Современные бытовые песни городской молодежи. Фольклор и художественная самодеятельность. М., 1968
- Жуков Б. журнал Итоги [электронный ресурс].- http://www.bard.ru
- Добровольский Б. М. Современные бытовые песни городской молодежи. Фольклор и художественная самодеятельность. М., 1968