Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:30, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучение феномена диссидентства.
Для достижения поставленной цели автору предстояло решить следующие задачи:
- поиск и изучение материала по заявленной теме;
- обобщение изученного;
- систематизация изученного;
- оформление выводов в заключении работы.
1. Введение. С. 3
2. Глава 1. Диссидентские движения 1930-х – 1960-х годов. С. 5
3. Глава 2. Диссидентские движения 1970-х – 1980-х годов. С. 8
4. Заключение. С. 18
5. Список использованной литературы. С. 20
Оглавление
Введение
Название диссидентского движения (движения инакомыслия в СССР в ХХ - м веке) происходит от латинского dissidens (dissidenntis) диссидент- 1) человек, не придерживающийся господствующего Вероисповедания; 2) инакомыслящий человек, несогласный с господствующей идеологией.
Противостояние между властью и обществом, вплоть до отдельных граждан в государственном обустройстве любой страны мира, существовало во все времена становления и развития человеческой цивилизации. Особенно такое противостояние касалось высших форм индивидуального и общественного бытия - прав человека. Разрешение проблем противостояния преимущественно носило мирный характер в демократических формах правления и репрессивный - в деспотических и тоталитарных режимах.
В тысячелетней истории России преобладала репрессивная политика в отношении диссидентских движений среди населения, подверженных идеям инакомыслия граждан и покорно не принимающих идеологию властной политики. Типичными примерами такой политики можно назвать подавление раскольнического движения в ХУ11 веке, движения декабристов в Х1Х веке и т.д.
Тема контрольной работы звучит как «Диссидентские движения в СССР».
Таким образом, предметом изучения стали движения сопротивления официальной власти в период существования СССР.
Объектом изучения – диссидентские движения, существовавшие в период тоталитарного режима.
Цель контрольной работы – изучение феномена диссидентства.
Для достижения поставленной цели автору предстояло решить следующие задачи:
- поиск и изучение материала по заявленной теме;
- обобщение изученного;
- систематизация изученного;
- оформление выводов в заключении работы.
При изучении темы автором были использованы литературные, исторические и научные источники из Центральной городской библиотеки.
Материал обширен, изданий на эту тему достаточно. Большинство источников сохраняют довольно нейтральную позицию, излагая материал строго в историческом ракурсе. Таковы, как правило, различные учебники по истории России ХХ века.
Однако есть также
и другие издания, авторы
ГЛАВА 1. Диссидентские движения 1930 – 1960-х годов
Советский тоталитарный период в истории России ХХ века стал известен как жестоко репрессивным не только к политическим оппонентам к власти коммунистических идеологов, но и к мирным гражданам, лояльным к существующей власти, в особенности к тем, кто критически оценивал деятельность КПСС. Как невиданную в истории трагедию оценивают масштабы репрессий в СССР, в результате которых жертвами стали десятки миллионов людей (по данным А.И.Солженицина, жертвами политических репрессий с 1917 по 1959 годы стали 66 700 000 человек). При политике массовых репрессий, инакомыслие в СССР, в России, не исчезало даже в годы Большого террора - в 1930-е годы. В тот период было диссидентство одиночек, отстаивающих культурные и нравственные принципы и традиции человеческих отношений предыдущих поколений (Реквием А.Ахматовой и др.). Первые подпольные организации появились в 1940-е года (группа челябинских школьников создала организацию Идейно-коммунистическая молодежь (ИКМ), в Воронеже - создали Коммунистическую партию молодежи). После смерти Сталина репрессивная система КПСС стала оттаивать, прекратился тотальный террор, начали освобождать из тюрем и лагерей осужденных по политическим статьям. Возникло либеральное движение интеллигенции, пытавшейся реализовать независимую творческую инициативу, оппозиционно настроенной замкнутой властной к культурной политике КПСС. В марте 1956 г. на собрании Института физики Академии наук выступил ученый Юрий Орлов, в будущем создатель Московской Хельсинской Группы, с утверждением о необходимости демократических реформ, на основе морально-нравственных принципов.1
Однако репрессии КПСС и КГБ против инакомыслия, т.е. тех, кто критиковал официальную политику КПСС, продолжались. В 1956 году состоялся судебный процесс КГБ против ученого из г. Перми Шарапова И.П., выступившего в защиту писателя В.Дудинцева, автора книги «Не хлебом единым.» После подавления в 1956 г. восставших жителей в Венгрии против оккупации войсками СССР, по обвинению в антисоветской пропаганде, выражавшейся в критических высказываниях в адрес властей - в 1957 году было арестовано 1796 человек, в 1958 г. - более полутора тысяч человек. Была организована травля писателя Б. Пастернака, опубликовавшего за рубежом роман Доктор Живаго.2
Несмотря на продолжающиеся репрессии КПСС против инакомыслящих, диссидентские настроения среди населения не исчезали, стал развиваться самиздат или самсебяиздат - издание художественной и иной литературы, различных документов политического, экономического, исторического и другого содержания, запрещенных или полузапрещенных для свободного распространения среди населения, в обход официальной цензуры или устройство художественных выставок независимых художников в частных помещениях. С 1958 до 1961 гг. на площади Маяковского в Москве в неофициальном порядке проводились литературные чтения крамольных поэтов и политические выступления известных диссидентов Юрия Галанскова, Владимира Буковского, Владимира Осипова и других. Данные выступления в Москве прекратились после ареста и других видов репрессий их участников. В 1950-60-х годах в самиздате распространялись произведения Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Солженицина, М. Булгакова, Н. Бердяева и других всемирно известных писателей, поэтов, философов. Появились исторические, политические, экономические, литературные и другие исследования реальной исторических и других фактов реальной жизни граждан СССР и России, тщательно скрываемой от них правящей КПСС и ее репрессивными структурами: Ф. Раскольников «Письмо Сталину», А. Некрич «1941 год», Джилас «Новый класс», А. Гинзбург «Синтаксис», В. Шаклеин «Провал пятилетних планов СССР в 1930-50-е годы» и т.д.
С начала 1960-х годов среди диссидентов все более стали проявляться попытки к объединению граждан в независимые от тоталитарных требований власти организации: группа молодых московских литераторов создала творческое объединение - СМОГ (Л. Губанов, В.Батшев, В. Алейников, Ю. Кублановский, Ю. Вишневский, Б.Дубин, В. Бережков, и др. Смогисты выпускали самиздатовские собственный машинописный журнал – «Сфинксы» и сборники («Здравствуйте, мы – гении», «Авангард», и др.). Однако продолжающиеся репрессивные действия КПСС и КГБ пресекали арестами или компрометацией активных диссидентов, что способствовало развалу уже созданных организаций типа СМОГ, или препятствовало созданию независимых организации.3
ГЛАВА 2. Диссидентские движения 1970-х 1980х годов
Середина 1960-х годов отмечена рядом всемирно известных судебных процессов над диссидентами. В 1964 году был арестован и осужден на 5 лет ссылки за паразитический образ жизни поэт Иосиф Бродский. Стенографическая запись судебного процесса была распространена в самиздате, вызвала протесты представителей общественности в СССР и за рубежом, что привело к досрочному освобождению поэта из ссылки.4
В сентябре 1965 г. КГБ были арестованы писатели А. Синявский и Ю.Даниэль как особо опасные государственные преступники. Их обвинили в том, что с середины 1950-х годов они тайно передавали за границу рукописи своих произведений для последующей публикации, под псевдонимами Абрама Терца и Николая Аржака. В феврале писатели были приговорены соответственно на 7 и на 5 лет лагерей строгого режима. Арест и судебный процесс над писателями вызвали возмущение различных кругов в СССР и на Западе и комментарии распространялись радиостанциями, работавшими на СССР. Информация стала широко известной и вызвала опасения ужесточения репрессий против инакомыслящих в Советском Союзе, особенно причастных к самиздату. В таких условиях 5 декабря 1965 года на Пушкинской площади в Москве, впервые с 1927 года прошел несанкционированный КПСС свободный митинг гласности. Инициатором демонстративной гражданской акции был Александр Есенин-Вольпин, математик, поэт, ставший основателем правового просвещения населения в диссидентском деятельности, автор листовки Гражданского обращения, распространенной на митинге. Участниками митинга было более 40 человек. Их лозунгами были «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем», «Уважайте советскую конституцию». Плакаты были немедленно вырваны присутствующими на площади сотрудниками КГБ, арестовано около 20 человек, но через несколько часов задержания их освободили.
Принято считать, что судебный процесс над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем послужил началом широкого правозащитного движения в СССР, консолидации различных диссидентских групп, активными участниками которых было несколько сот человек в России, в СССР. Независимое общественное движение консолидировало граждан самых разных политических убеждений, национальностей, вероисповедания под общим лозунгом защиты прав человека.5
В 1966 году Александром Гинзбургом были составлены материалы по делу Синявского и Даниэля под названием «Белая книга» и распространены самиздатом. КГБ в январе 1967 г., по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде, арестовало А. Гинзбурга, а также Ю. Галанскова, А.Добровольского и В. Лашкову. В январе 1968 г. Галансков был осужден на 7 лет лагерей, Гинзбург - на 5 лет, Добровольский - на 2 года, Лашкова - 1 год. До начала судебного процесса известными диссидентами П. Литвиновым, Л. Богораз, впервые в истории гражданского движения, было передано зарубежным корреспондентам обращение по поводу суда над А. Гинзбургом и другими - в адрес международного общественного сообщества. Данное обращение послужило поводом многочисленных писем протеста граждан СССР и зарубежных стран в защиту прав человека на свободу слова, печати, других гражданских свобод. Среди протестующих в СССР были сотни ученых, писателей, деятелей культуры, технической интеллигенции, что ранее казалось невозможным в условиях тоталитарной власти в стране. Развитию диссидентского движения способствовала опасность ресталинизации, оправдывающей Сталина в жестоких массовых репрессиях. Появились многочисленные индивидуальные и коллективные протестные письма и обращения, в том числе А. Солженицина, Л. Чуковской, артистов, художников, представителей всех слоев интеллигенции, 13 академиков (в том числе А.Д. Сахаров), 80 писателей и т.д.
Петиции и выступления против ресталинизации в какой-то степени препятствовали его восстановлению стоявшей у власти КПСС. Репрессии 1968 года, особенно вторжение советских войск в Чехословакию, дали четкую оценку безнадежности демократических преобразований в СССР без замены тоталитарного режима и власти КПСС. Большинство подписантов были вынуждены отказаться от открытого противостояния КПСС. Только небольшая часть протестантов осталась на принципиальной гражданской позиции сопротивления реакции, подвергаясь самым различным репрессиям, от исключения из партии, увольнения с работы до помещения в психушки, арестов и заключений в тюрьмы и лагеря (в их числе были всемирно известные правозащитники генерал Петр Григоренко, рабочий писатель Анатолий Марченко, священник Глеб Якунин, Владимир Буковский и многие другие) по статьям Уголовного Кодекса РСФСР, в том числе ст. 70. Антисоветская агитация и пропаганда, ст. 190-1 Заведомо ложные измышления, порочащие советский государственный и общественный строй.6
Репрессии в виде отстранения от работы на объекте подвергся и академик Андрей Дмитриевич Сахаров, трижды Герой Социалистического Труда, отец советской водородной бомбы, - за распространение в 1968 году своего меморандума Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. Позднее, в 1975 году А.Сахаров, уже как общепризнанный в мировом сообществе общественный деятель и правозащитник, стал лауреатом Нобелевской Мира
Большую мировую известность приобрели открытые протестные выступления диссидентов против ввода советских войск в Чехословакию. Особенно уникальной в истории существования СССР явилась демонстрация 25 августа 1968 г. на Красной площади в Москве Ее участники Лариса Богораз, Павел Литвинов, Константин Бабицкий, Наталья Горбаневская, Виктор Файнберг, Вадим Делоне и Владимир Дремлюга. Они у Лобного места развернули плакаты: Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!, Позор оккупантам!, Руки прочь от ЧССР! и За вашу и нашу свободу! Все демонстранты были немедленно арестованы и позднее были осуждены. (трое направлены в ссылку, двоих - в лагеря, одного - в психбольницу. Только Н. Горбаневская освобождена в связи с тем, что у нее был грудной ребенок).
В конце 1960-х годов были многочисленные демонстрации и выступления граждан по национальным проблемам (еврейским, немецким, крымско-татарским и т. д.). Таким образом, в 1966-68 г. формировалось правозащитное диссидентское движение в СССР и в России.7
Неоценимую роль в формировании правозащитного движения сыграл самиздат, особенно многолетнее подпольное самиздатовское информационное издание бюллетеня Хроника текущих событий с 1968 года (за период с 1968 по 1983 год было подготовлено и распространено 64 сборника информации о положении с правами человека в СССР). Позднее академик Андрей Сахаров назвал Хронику текущих событий (ХТС) самым большим достижением правозащитников, способствовавшей не только распространением подлинных фактов нарушений прав человека в СССР, но и установлению постоянной связи между диссидентами и гражданами, находящимися в разных городах и районах бывшего СССР. Первым редактором ХТС была Наталья Горбаневская. После ее ареста в 1969 г. - Анатолий Якобсон и другие редакторы, менявшиеся из-за арестов. КГБ подвергало репрессиям любых граждан за размножение, распространение, хранение и даже чтение любого самиздата с антисоветским содержанием, в числе которых особое место уделяли сборникам ХТС. В связи с жестокими репрессиями КПСС и КГБ не только против диссидентов, но и членов их семей и других граждан, сочувствующих в разной форме их деятельности, а также по другим причинам, в диссидентском движении большинство правозащитников было против организационных форм образований для реализации задач их деятельности. Тем не менее, с целью объединения усилий эффективного противостояния граждан тоталитарному режиму власти в различных сферах общественной жизни и демократических преобразований в государственном обустройстве, возникали различные оппозиционные общественные объединения и ассоциации. Например, в 1967 году была создана подпольная правозащитная организация Просветительское общество, активными участниками которой были жители разных городов на территории России и других республик бывшего СССР (В. Балакирев - г. Москва, В.Шаклеин - г. Москва, Д. Миненков - г. Чусовой, В. Вольский - г. Ижевск, В. Плисс - г. Майкоп, Г. Давыдов - г. Ленинград, Г. Торхов - г. Киев, и др. граждане: из Эстонии, Литвы и т.д.). Уставными требованиями деятельности активистов Просветительского общества были: способствовать размножению и распространению самиздата, участие в иных правозащитных акциях - на основе соблюдения восьми принципов (объединение самиздатчиков, конспирация, строгая дисциплина и т.д.) - позволили активно действовать ее участникам до 1972 г., когда КГБ были арестованы в Москве и Ленинграде 8 человек.8