Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:46, доклад
Описание работы
Самая древнейшая из цивилизаций Востока, месопотамия сложилась в дельте Тигра и Евфрата, где уже в V - IV тыс. до н. э. существовали рабовладельческие государства. Центровые объекты их строительной деятельности - ирригационные сооружения и укрепленные города. Необходимость изучения сезонных особенностей климата, звездного неба, движения Солнца и Луны вызвана зависимостью хозяйства и всей жизни от водного режима рек. Из ученых занимающихся астрономическими наблюдениями людей формируется особая каста жрецов, взявших на себя регулирование всех хозяйственных работ.
Дворцовое строительство
Ассирии, занявшее после утверждения ее
военного могущества ведущую роль в архитектуре,
неизменно носило характер подавляющей
монументальности, крепостной замкнутости
(необходимой для защиты от народных возмущений),
официального блеска и холодности. Особого
расцвета архитектура достигла в Ассирии
в VIII – VII вв. до н.э., в период великой ассирийской
державы. Развивая традиции древнейшей
Месопотамии и соседних народов, монументальная
архитектура Ассирии ярко проявилась
в строительстве городов, дворцовых ансамблей
и культовых сооружений – зиккуратов.
Саргoн II, возведенный
на престол привилегированными классами
путем переворота (в 722 г. до н.э.), после
блестящих военных успехов искал все же
безопасности во вновь основанной им столице-крепости
Дур-Шаррукuне (в переводе «крепость Саргона»,
ныне Хорсабад). Одновременно с достройкой
царского дворца было начато строительство
нового города в виде почти правильного
квадрата (1780x1685 м), который вырос в течение
четырех лет (711 – 707 гг. до н.э.). Помещения
дворца отличаются великолепной внутренней
отделкой, стены их расписаны фресками;
он был оборудован ванными комнатами и
уборными.
Дворец Саргона
II в Дур-Шаррукине стоял на огромном глиняном
массиве платформы (1 миллион 300 тысяч куб.
м), пронизанном целой системой дренажных
труб и вентиляционных колодцев. На платформу
вели из города монументальные пандусы
для въезда колесниц. Главный вход был
обрамлен двумя мощными башнями и украшен
внизу фигурами крылатых быков.
Дворец включал
более 200 различных помещений и 30 открытых
дворов. Расположение помещений почти
всегда асимметрично, форма и размеры
разнообразны; установить их назначение
затруднительно, но они распадаются на
отчётливо различимые группы.
Конструкция перекрытий
в больших залах была балочной. В одной
из надписей Саргон говорит: «Я соорудил
мощные стены, балки из больших стволов
кедра положил я поверх».
В последний и наиболее
блестящий век существования Ассирии
столицей вновь стала древняя Нинeвия
(VII в. до н.э.). Сын Саргона, Синахерuб, обстраивает
её с невиданной роскошью. Он окружает
город стеной протяжением около 12 км с
15 воротами. О размерах этого города говорят
следующие цифры: в нем было 27 монументальных
порталов с фигурами крылатых быков и
львов; найденные здесь алебастровые плиты
с рельефами занимают по протяжению около
3 км.
Знаменит канал
(первый в мире акведук), который Синахериб
провел с гор, чтобы снабдить Ниневию хорошей
питьевой водой. Он имел ложе из каменных
плит (20 м шириной), местами шёл через туннели,
местами пересекал низины по акведуку
на сплошном основании. Длина его превышала
50 км. Вавилoн – столица мира VI в. до н.э.,
притягивал великое множество паломников,
купцов и путешественников. Этот город
с его высокими кирпичными стенами был
издалека виден на широкой и плоской равнине.
Вытекающий с Армянского нагорья Евфрaт
на вавилонской равнине превращался в
широкую реку, которая делила его на две
неравные части. Новый Вавилон стал тогда
мировым торгово-финансовым центром, сохраняя
вместе с тем руководящую роль в религиозной
жизни Месопотамии, славу священного города:
само название «Вавилон» значит «ворота
Бога».
Вавилоняне считали
свой город центром Вселенной, как это
видно из дошедшей до нашего времени вавилонской
географической карты. Численность населения
Вавилона достигала в период расцвета
200 тыс. человек.
Подъезжая к Вавилону
с севера, вдоль Евфрата, путник должен
был миновать могучие внешние крепостные
стены, которые Навуходонoсор II (царь Вавилонии
в 605 – 562 до н.э.) построил для защиты города.
Находясь под защитой башен и бойниц, обороняющийся
город был способен отразить любой натиск.
Нападающие должны были преодолевать
сначала широкий ров, за которым поднималась
внешняя стена толщиной 3,72 м, через каждые
20 м ощетинившаяся башнями. За этим кольцом
укреплений проходила вторая стена; она
была ещё выше и почти вдвое толще.
Улицы в жилых кварталах
очень узки (не шире 4 м). Они зажаты между
глухими стенами отдельных усадеб. Усадьбы
сохраняют древнюю, замкнутую планировку
вокруг центрального двора, с главными
комнатами, обращенными проёмами, во избежание
перегревания, к северу. Стены поразительно
массивны, они занимают до 40% площади застройки.
Во всём проявляется стремление укрыться
от нестерпимой летней жары.
Главной композиционной
осью города была так называемая
«Дорoга процeссий»: ширина средней, замощенной
части которой составляла 7,5 м. Навуходоносор
назвал эту дорогу, украшенную с особой
заботой, «Аибyр-шабy» – «Врагу не добиться
победы». «Дорога процессий» вела от древней
крепости города на юг, по направлению
к важнейшей святыне – храму бога Мардyка.
Как и все улицы Вавилона, она проходила
между глухими стенами, но здесь они были
расчленены выступами и декорированы.
На пересечении
«Дороги процессий» с городской стеной
располагались Ворoта Иштaр в виде четырёх
массивных, квадратных в плане башен с
арочными проходами между ними. Две меньшие
башни были вынесены в сторону города,
за ними находился небольшой двор и далее
две главные башни. В VI в. до н.э. стены башен
были облицованы глазурованным рельефным
кирпичом.
Ворота, носившие
имя богини любви Иштар, единственные
из восьми городских ворот, состояли из
орнаментальных полос, полос с голубым
фоном и рельефными изображениями то рыжих
с синим быков, то светло-желтых с оранжевым
чудовищ, имеющих голову и шею змеи, чешуйчатое
тело, передние лапы собаки, а задние –
птицы. Всего в Вавилоне было 4 главных
(астрaльных) Бога: Мардyк – крылатый бык,
Набy – крылатый человек, Негaл – крылатый
лев и Нинyркт – крылатый орёл.
Святилище бога
Мардука включало огромный участок (около
16 га), обнесённый двойной стеной с 12 монументальными
воротами. Храм Мардука состоял из главного
здания (77х86 м), окружённого мощной стеной
с бастионами; он имел белые стены, голубые
зубцы и чёрный цоколь.
Прямо против главных
(священных) ворот, выходивших на «Дорогу
процессий», стояла знаменитая Вавилонская
башня – огромный восьмиярусный зиккурат,
носивший название – Этеменaнки, «дом
основы Небес и Земли», как называли его
вавилоняне, полагавшие, что на вершине
башни обитает сам великий бог Мардук.
Зиккурат Этеменaнки
– прославленная библейской легендой
Вавилoнская бaшня – с давних пор привлекал
к себе внимание исследователей. Описания
античных авторов вызвали бесчисленные
попытки изобразить его. Из вавилонских
надписей известно, что он существовал
уже при Хаммурaпи (царь Вавилонии в 1792
– 1750 г.г. до н.э.), много раз терпел разрушения
и перестраивался.
Археолога, нашедшего
не только место, где когда-то стояла башня,
но и её основание, звали Кольдевeй. Впоследствии
говорили, что ему сопутствовало просто-таки
огромное везение: Кольдевей попал на
ту самую стену, о которой некогда писал
Геродoт: «...На стене той могут разъехаться
две колесницы, запряжённые четвёрками
лошадей...». Стена, обнаруженная Кольдевеем,
– самое крупное из городских укреплений
древности. Только число башен на ней достигало
360, а расстояние между каждыми двумя –
50 м. Таким образом, получалось, что длина
стены составляла приблизительно 18 км.
В отличие от древних,
прямоугольных в плане храмовых башен
зиккурат имел квадратное основание, со
сторонами около 91,5 м, а в высоту он достигал
33 м. Его внутреннее ядро состояло из сырца;
облицовка – из обожжённых кирпичей (32х32
см), уложенных на битуме. Расчленённые
с каждой стороны 12 широкими лопатками,
стены были в отличие от ранних зиккуратов
строго вертикальны.
Второй ярус практически
не уступал первому по площади, но был
значительно ниже – не более 18 м; издали
две первые террасы казались цельным каменным
кубом. Все последующие этажи были ещё
ниже – их высота не превышала 6 м. Такое
уменьшение таило в себе ещё одну маленькую
хитрость: общая высота башни была в точности
равна длине стороны основания – около
90 м. На площадке, образованной крышей
седьмого яруса, стоял 15-метровый храм
верховного бога Вавилонии Мардука, покрытый
золотом и облицованный голубым глазурованным
кирпичом.
Пирамида Хеопса,
высота которой больше высоты зиккурата
почти вдвое, скрадывает столь колоссальные
размеры своей формой, от широкого основания
постепенно сходя на нет. Чёткие же формы
зиккурата не позволяли глазу скользить
по гладким ребрам или откосам.
Взгляд зрителя
неизбежно передвигался рывками, вынуждая
осознавать грандиозность сооружения,
и пятнадцатиметровый сверкающий храм
на вершине зиккурата, видимый за десятки
километров, выглядел настолько величественно
и вызывающе, что кочевники-иудеи считали
его воплощением человеческого могущества,
богатства, знатности и спеси.
Зиккурат был главной
святыней Вавилонского царства. Изощрённый
ритуал моления начинался внизу, у золотой
статуи верховного божества, которая,
если верить Геродоту, весила 24 т. К башне
примыкала треугольная каменная лестница,
которая вела на первый ярус. Оттуда пилигримы
(итал. рellegrino – странствующие богомольцы,
паломники), поднимаясь с террасы на террасу,
попадали на верхнюю площадку, где стоял
голубой храм. Войти в него, впрочем, мог
только старший из жрецов: в храме обитал
сам Мардук, там стояли его ложе и позолоченный
стол, туда вносились многочисленные дары
и жертвы, в том числе и человеческие.
Широко известная
реконструкция Кольдевея изображает Вавилонскую
башню близкой к кубическому объёму, с
мало выраженной ступенчатостью. В отличие
от неё новейшая из многочисленных реконструкций
(шведского археолога Бусинка) рисует
башню восьмиярусной, в соответствии с
описанием Геродота. Два нижних яруса,
расчлененных лопатками, показаны намного
выше остальных. К южной стене примыкали
три лестницы, ведущие на первую террасу
(как и в Уре).