Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:07, доклад
Древнейшая Казань
Булгары, пришедшие в Среднее Поволжье в конце VII века, быстро подчинили себе тюркские и угорские племена. Это племя активно осваивало не только Нижнее Прикамье и Поволжье, но и передвигалось на север. Одновременно у булгар формируется государство, и начинают возникать города.
Булгары, пришедшие в Среднее Поволжье в конце VII века, быстро подчинили себе тюркские и угорские племена. Это племя активно осваивало не только Нижнее Прикамье и Поволжье, но и передвигалось на север. Одновременно у булгар формируется государство, и начинают возникать города.
Своеобразным катализатором
Новые виды вооружения, не
известные до этого времени у
булгар, демонстрируют распространение
общеевропейских средств
Картографирование этих находок демонстрирует, что все они концентрируются близ ранне городских центров Булгарии: Болгар, Биляр, Балымер, городищ у Старой Майны и Старых Нохрат, частично Казани. Показательно, что такая концентрация подобных социально престижных изделий характерна и для Руси, и для Венгрии в период становления государственности.
Видимо, в этот период наряду с крупными городами начинает складываться целая городская сеть - торгово-ремесленные центры, торговые фактории в устьях рек, следы которых зафиксированы в Верхнем Прикамье и Приказанье. В Приказанье такие булгарские поселения X-XII веков найдены в районе сёл Русский Урмат, Уньма, Сосновка, Чурилино и Бужа. Все это создало основу для возникновения близ устья Казанки города - административного, хозяйственного и религиозного центра округи.
По данным археологических исследований, первоначально Казань занимала северо-восточную оконечность Кремлевского холма. Крепость эта была довольно хорошо укреплена. Во время раскопок на Кремлевском холме в последнее десятилетие, начатых профессором А.Х.Халиковым и продолженных доктором наук Ф.Ш.Хузиным и профессором А.Г.Мухамадиевым, археологи сделали целый ряд важнейших открытий, позволивших уточнить дату образования раннего поселения и представить его характер. Среди находок - обломки горшков из грубого теста с волнистым узором по плечику, характерным для гончарных традиций Хазарского каганата до конца X века, обломок восточного дирхема, бусы из стекла и полудрагоценных камней, медные браслеты, а также бронзовая накладка для конской сбруи. Сенсационной находкой стала свинцовая подвеска (печать?) с оттиском чешской монеты первой половины X века (по определению профессора Я.Хасковой из Праги, - 929-930 годов), которая не только указала на контакты булгар со странами Средней Европы, но и заставила скорректировать дату начала чеканки монет в Чехии, "удревнив" ее почти на сто лет. Судя по всем этим материалам, первое булгарское поселение на Кремлевском холме, возникшее в конце X - начале XI веков, имело торгово-ремесленный характер и активно участвовало в торговле по волжскому пути.
Город постепенно разрастался. Менялись его функции. В районе кремлевского сада с южной напольной стороны А.Х.Халиковым в 1977-1978 годах были найдены остатки земляного вала шириной до 12 м и высотой до 2 м, по верху которого шла белокаменная стена шириной до 4,5 м, и рва перед ним (ширина до 14 м и глубина до 5 м). В 1990-х годах эти данные были уточнены и дополнены, когда остатки подобных стен выявились также с северной, западной и восточной сторон западной оконечности Кремлевского холма. В северо-восточной части города, видимо, располагались проездные ворота в виде башни и целые системы валов и деревянных стен в виде срубов. Все это окружало площадь около 5 га. На этой площадке обнаружены многочисленные находки булгарской гончарной посуды, наконечники стрел и другие детали вооружения и конского снаряжения, бытовые предметы (железные замки и ключи, прясла из шифера и т.д.), а также фрагменты ближневосточной поливной посуды и стеклянные браслеты из Древней Руси. Все это заставляет считать, что Казань XII-XIII веков была сильной крепостью и важным торгово-экономическим центром в северо-западных районах булгарского Поволжья. Не исключено, что возникновение такой сильной крепости в устье Казанки, где был целый ряд булгарских поселений, связано с усилением экспансии владимиро-суздальских князей в Среднем Поволжье.
Однажды задумал хан построить город. "Где будем строить?" - посоветовался он со своими людьми.
Один из них сказал:
- Нальем в казан воды, поставим его в телегу, зажжем под казаном огонь и погоним лошадей. Где казан закипит, там и построим город.
Так и сделали. Казан закипел на месте современной Казани. Сказывают, там и построили город.
Один из казанских беков имел работника. Он пришел к реке, захватив с собой медный котел. Берег реки был крутой, не удобный, чтобы вычерпнуть оттуда воду. Когда он старался в таком неудобном берегу вычерпнуть воды, нечаянно выпустил из рук этот медный котел, который утонул в реке. Вот после этого эта река была названа Казанкою. А город, построенный около этой реки, стал называться также Казанью.
Начальная история Казани,
как и начальная история
Да и складом товаров Казань никогда не была! Другие могут настаивать на обратном: Казань с самого основания была и остается самым бойким местом внутренней торговли, ибо такова ее география.
Другая легенда утверждает: "Одна предводительница племени старуха Туйбика, взяв около 15 своих людей на парусной лодке, поплыла по Волге в поисках нового поселения. Старуха Туйбика не оставила и свой казан (котел) - символ богатства и изобилия. Казан был шести пудов весом, его цепь также весила шесть пудов.
Пройдя на парусной лодке некоторое расстояние, путники сошли и остались там жить. На облюбованном месте закопали казан, чтобы он приносил им изобилие и счастье. Там же начали строить город Казань. Говорят, что казан с цепью до сих пор лежит под городом, только вот найти его никто не может".
Есть и другая версия, опубликованная татарским ученым Каюмом Насыри в календаре за 1881 год: "После того как начали строить крепость вокруг города Казань, народ стал бояться собираться в крепость, а это потому, что в этих местах повсюду лежали кучами змеи, настоящие драконы, толстые, как бревна. От них произошло и название Зилантов (жилан тауы), т.е. Змеиная гора. В этих горах было много крылатых драконов.
Затем хан, строивший Казань, собрал своих визирей и устроил с ними совещание, каким бы образом истребить змей. Решили так: туда, где лежали змеи, натаскать соломы и зажечь. Нашли одного проворного юношу и, посадив его на лошадь, послали туда, где была наложена солома. Высек он огонь огнивом, зажегши огонь, бросил в солому. Когда солома загорелась, одна большая змея, взяв в зубы свой хвост, как кольцо, подкатилась к юноше сзади и, нанося ему удары, погубила его. Когда солома загорелась, много змей погибло, а оставшиеся в живых заползли под землю и скрылись в норах, но и их истребили огнем от пороха. Когда змеи были истреблены, а окрестности города стали безопасны для людей, только тогда народ начал заселять город".
Еще рассказывают, как однажды хан послал слугу натаскать воды для хозяйственных нужд. Слуга схватил казан (котел) и побежал на речку, а берег был очень крутым и неудобным. Пытался слуга зачерпнуть воду казаном, а на той стороне стояла красивая девушка (в то время речка была узкая), слуга засмотрелся на нее, а казан выскользнул из его рук, упал в воду и утонул. После этого речку назвали Казанкой, а город - Казанью.
"Первоначально Казань
была построена на крутом
- Ну и где же, по-твоему, надо было выстроить город?
- Да лучше всего там, где пчельник моего отца
- а Джилан тау, - ответила женщина.
- А змеи, которые там водятся?
- А колдуны на что? - ответила женщина.
Тогда хан послал сына-наследника с двумя вельможами к устью Казанки, чтоб подыскали место для нового города. Посланным дал запечатанную бумагу, которую надо было вскрыть после того, как место будет выбрано, а потом исполнить то, что там написано. Выбор пал на тот холм, где стоит теперь Казанский кремль. Но когда посланцы прочитали волю хана, то ужаснулись: одного из трех посланцев по жребию надлежало закопать в землю живым, чтоб новый город крепче стоял. Жребий пал на ханского сына. Но мурзы не решились убить его и спрятали, а вместо него закопали живую собаку.
Хан сильно переживал потерю любимого сына. Тогда мурзы признались в обмане. Но старый мулла предрек, что новый город скоро падет, так как основанием его послужил обман. А змей всех сожгли в огромном костре, но один самый большой змей по имени Зилант улетел и поселился на горе неподалеку от города, от чего и гора с тех пор называется Зилантовой. Много лет наводил Зилант ужас на окрестности, но и его умертвили. А в память о змее хан назвал его символом Казани".
Вот что говорит об основании Казани легенда русская: "Богатый Саин долго искал место, чтобы заложить собственный город, и наконец нашел его на булгарской земле, на Волге. Местность понравилась ему своей красотой, пастбищами для скота, множеством пчел, зверей, рыб в реке, разными овощами и съедобными травами.
- Нигде во всей земле нет места более прекрасного! - воскликнул Саин. -Жить тут нам и детям вековечно!
Но скоро выяснилось, что хозяином сей земли является змей, который не склонен ни с кем делиться ни растительной, ни животной пищей. Тогда Саин нашел колдуна, который Змея умертвил магией и сжег".
Наличие в легендах татарского народа могущественного змея Зиланта и подобных ему мифических существ говорит о том, что легенды эти ведут свое начало со времен язычества. Их таинственности, грозности и сверхъестественности страшно боялись наши предки и потому преклонялись им как божествам. Показательно, что такие существа, как правило, сопутствуют большинству легенд городов-крепостей. Зилант же был не врагом, а хранителем города, его символом и оберегом.
На протяжении века после взятия Казани его изображение присутствовало на гербе города.
Ко временам язычества следует отнести закапывание казана (котла) под основание города. Требование человеческой жертвы при основании крепости (города) - несомненное свидетельство того, что мы имеем здесь дело с легендарным сюжетом, значительно более древним, чем сама Казань. Кстати говоря, в Европе этот обычай существовал уже давно, правда, людей там подменяли животными. При раскопках столицы Булгарии Биляра в основании фундамента многих домов также находили костяки собак (собака, согласно древним поверьям, - хранительница домашнего очага).
Сегодня мы точно знаем,
что Казань первоначально была пограничным
поселением и постепенно превратилась
в укрепленное поселение
И все же каждая легенда имеет право на жизнь, потому что ничего не возникает на пустом месте.
Легенды о Сююмбике
...Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда Иван Грозный решил применить силу — пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова.
Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.
Согласно другой легенде, не менее поэтичной, башня была специально построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. Тело его покоилось в белокаменном мавзолее рядом с этой башней. Если верить словам очевидцев, над гробом своего мужа Сююмбике часто молилась, оплакивая его смерть и свою судьбу. Русский летописец так описывал прощание пленницы Сююмбике с могилой Сафа-Гирея перед насильственной отправкой ее в Москву: «Пришла, убитая горем, в усыпальницу мужа, обняла с плачем могилу и причитала жалобно со словами: «О великий хан! Ты в неведении, что случилось с твоей любимой женой и сыном. Так знай же! Отдаемся мы теперь в руки жестокому царю московскому. Не могла я одна противиться силе его и крепости. И не было того, кто помог бы мне. Хан мой милый! Услышь горький плач мой и открой темный свой гроб, и возьми меня, живую, к себе. И пусть будет нам гроб твой один на двоих — тебе и мне!».
И долго еще так причитала царица, и даже приставленный к ней воевода прослезился, и все находившиеся там люди плакали и рыдали. И проводил ее с честью весь народ Казанской земли, вспоминая разум ее, мудрость и большую заботу о знатных и совсем простых людях.
Символ Казани
Невооруженным глазом виден крен башни Сююмбике на восток. Насколько существенно ее отклонение от оси?
Сложенная из крупного красного кирпича, высотой 58 метров башня Сююмбике имеет семь ярусов, разных по высоте и размерам. Сразу после окончания ее строительства башня стала крениться на восток. Крен стал явно заметен только в начале XX века. Башню укрепили железными скобами, а в 1913 году ее корпус был стянут металлическим поясом. Однако сооружение продолжало "падать", и к 1930 году отклонение его верхушки от оси составило уже 1 метр 28 сантиметров. После восстановительных работ в начале 90-х годов крен был остановлен на отметке 1,9 метра. Сейчас башня Сююмбике является одной из самых "падающих" башен в мире. Этот архитектурный памятник является символом Казани, таким как Эйфелева башня для Парижа или статуя Свободы для Нью-Йорка.