Древнейшие промыслы Мордовии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:32, реферат

Описание работы

Основными субэтносами мордвы являются мокша и эрзя. Мордва-мокша расселена в юго-западных районах Республики Мордовия, а также в Пензенской и Саратовской областях. Мордва-эрзя проживает в восточных районах Мордовии, компактные ареалы ее находятся также в Самарской, Оренбургской областях, Башкирии, Татарии, а также в прилегающих к Мордовии районах Нижегородской и Ульяновской областей и Республики Чувашия.

Файлы: 1 файл

морд.doc

— 850.50 Кб (Скачать файл)

Средняя школа №35


 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Древнейшие промыслы Мордовии»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила ученица 9 «А» класса:

Мац Инна

Проверила: Клокова Н.В.

 

 

 

 

 

Саранск, 2012

Мордва является одним из многочисленных народов финно-угорской языковой семьи  в Российской Федерации. По данным ученых, на территории бывшего СССР проживает более 20 миллионов человек, имеющих мордовские корни.

Мордва расселена очень дисперсно. В границах Республики Мордовия проживает  лишь треть всего мордовского  населения страны. Компактными группами мордва живет в Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской, Нижегородской, Саратовской областях, а также в республиках Башкортостан, Татарстан и Чувашии. Значительное количество мордвы проживает также в Москве и Московской области, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и на Алтае.

Основными субэтносами мордвы являются мокша и эрзя. Мордва-мокша расселена  в юго-западных районах Республики Мордовия, а также в Пензенской и Саратовской областях. Мордва-эрзя проживает в восточных районах  Мордовии, компактные ареалы ее находятся также в Самарской, Оренбургской областях, Башкирии, Татарии, а также в прилегающих к Мордовии районах Нижегородской и Ульяновской областей и Республики Чувашия.

Древняя мордва проживала в близком  соседстве с племенами славян. В конце I тысячелетия н.э. на мордовских землях появились первые славянские поселенцы. С этого времени и начинается тысячелетняя история совместного проживания русского и мордовского народов.

Вплоть до начала XX века среди мордвы были широко распространены ранние формы религиозных воззрений, которые включали культ предков и веру в божеств, олицетворяющих различные природные явления. Примерно с XIV века в среду мордвы стало проникать православие.

В Мордовии издавна широко развиты  промысловые традиции. В конце XIX – начале ХХ веков здесь насчитывалось более 100 видов промыслов.

Основным занятием мордвы издревле было земледелие. В первой половине I тысячелетия новой эры землю  в основном обрабатывали мотыгами, а с середины I тысячелетия земледелие становится пашенным.

На рубеже I и II тысячелетия применялись  подсечно-огневая система земледелия. Она состояла в том, что вырубался  участок леса под пашню, корни  и ветви деревьев сжигались для  удобрения земли. Участок эксплуатировался до тех пор, пока не переставал давать урожай. После этого его забрасывали и расчищали в лесу новый участок. Использовалось и переложное земледелие, когда участок земли засевали через год, давая земле отдохнуть. Мордва применяла и парово-зерновой метод земледелия: участок земли засевался через год попеременно то весной, то осенью, чтобы восстановить её плодородие.

К началу XIX века у мордвы распространилась трёхпольная система земледелия, при которой под паром оставалась не половина, а только треть пахотной земли. Остальные два участка засевали один весной, другой - осенью.

Основной формой крестьянского  землевладения было общинное. Каждый год общинное поле делилось на наделы. Наделы давались только на мужскую  душу вне зависимости от возраста. Кроме того, имела место и аренда земель у помещиков, государства и бедных однообщинников.

Основными возделываемыми культурами являлись рожь (розь), овёс (пинем), ячмень (шуж), горох (снав - у мокши, кснав - у  эрзи), просо (сура - у мокши, суро - у  эрзи), полба (виш). Из технических культур  выращивали коноплю (канфь - у мокши, кансть - у эрзи) и лён (льяназ - у мокши, лияназ - у эрзи). В XIX веке появляются новые культуры: картофель, чечевица и мак.

Сев производился вручную. Наиболее распространёнными  пахотными орудиями являлись соха и  тяжёлый плуг - сабан. Для рыхления почвы использовались бороны (инзама - у мокши, изамо - у эрзи). Уборка урожая проводилась в основном серпами (тарваз), а также граблями (грабля), вилами (сянга - у мокши, сянго - у эрзи).

После жатвы хлеба обычно вязали в снопы, которые оставляли сохнуть на некоторое время, а затем укладывали в копны. Мололи хлеб на токах (тинголанга - у мокши, тинге - у эрзи), в основном цепами (таляма - у мокши, пивсэме - у эрзи). Иногда хлеб обмолачивали путём прогона скота или колотушками. Очищалось зерно лопатами (кайме - у мокши, койме - у эрзи) и с помощью решета (сифтема - у мокши, сувтеме - у эрзи).

Для размола зерна  использовались ручные, водяные и  ветряные мельницы. Муку хранили в  деревянных амбарах или сараях. Хлеб ссыпали в лари, сусеки, большие бочки или мешки.

Кроме полеводства  мордва издавна занималась огородничеством. Выращивали лук, чеснок, морковь, свёклу, капусту, огурцы, хмель. В XIX веке начинают выращивать помидоры и табак. Садоводство  у мордвы было развито слабее, чем  огородничество, в основном в пищу употреблялись дикорастущие ягоды и фрукты.

Важное место в хозяйстве  мордвы занимало животноводство и птицеводство. Основным животным была лошадь (алаша - у мокши, лишме - у эрзи), которая  в основном использовалась как тягловая сила - для пахоты, боронования, перевозки грузов и людей. Коров (тракс - у мокши, скал - у эрзи), овец (уча - у мокши, реве - у эрзи), свиней (тува - у мокши, туво - у эрзи) разводили главным образом для собственных нужд: получения мяса, молока, шерсти, шкур.

Птиц - кур, гусей, уток - держали для своих потребностей. Лишь яйца обменивались на соль, спички, мыло, украшения, материю у разъездных торговцев.

Древнейшим занятием мордвы было пчеловодство. В древности мордва широко занималась бортничеством, то есть сбором мёда и воска у диких пчёл. Продукты пчеловодства были важнейшими продуктами обмена и торговли. В XVI веке появляются колодные ульи, которые выдалбливались из обрубка дерева высотой около 1,5-2 метра. В средней части делался леток для пчёл, а сверху колода прикрывалась досками в виде двускатной крыши. Рамочные ульи, которые употребляются и сейчас, стали использоваться в конце XIX века.

Древними занятиями мордвы были охота и рыболовство. Охотились на пушных и мясных зверей и птиц. Вплоть до XVII века для охоты на пушных зверей использовали лук и стрелы. Кроме того пользовались ловушками, капканами, ловчими ямами, на медведя охотились с помощью рогатины. Есть свидетельства о существовании у мордвы соколиной охоты. В XIX веке среди охотников стали распространяться ружья. Для охоты специально держали  борзых или гончих собак. Рыболовством занимались в основном  жители приречных селений. Ловили рыбу крючками, острогами, использовали различные снасти в виде корзин. Весной, когда рыба шла на нерест, реку перегораживали специальным забором-заколом. Практиковался и подлёдный лов. 

У мордвы были распространены различные  ремёсла и промыслы. Наибольшее развитие получили промыслы, связанные с деревообработкой, изготовлением глиняной посуды, производством холстов, пошивом одежды.

Мастера-мебельщики из с. Кабаево в  конце XIX – начале ХХ веков на всероссийских, губернских и уездных выставках  за свои изделия – гнутую мебель – получили 15 серебряных и бронзовых медалей.

Подлесная Тавла - производство деревянной игрушки, Рузаевка - керамика.

Глиняная посуда на территории Мордовии появилась около 7 тысяч лет назад. Внешняя поверхность большинства  глиняных сосудов была орнаментирована  прочерченными линиями, отпечатками зубчатого штампа, ямками. Орнаментальные узоры состояли из геометрических фигур (ромбов, треугольников, зигзагов), горизонтальных и наклонных линий. У разных племен была своя, характерная только для них орнаментация, что оказывается очень важным для определения территории расселения тех или иных племен, путей их передвижения.

В 1982 году при раскопках древнего кургана у с. Моревка в Большеигнатовском  районе были найдены глиняные сосуды, на которых видны загадочные рисунки  и знаки. На одном из этих сосудов были прочерчены волнистые линии, два вертикальных зигзага, наклонная линия, пересеченная вертикальными, справа - схематичное изображение какого-то животного. На другом сосуде имеются рисунки, выполненные неглубокими ямками: силуэт животного, по-видимому, лошади, зигзаговидная линия (змея?) и дуговидная фигура (лук?). Несомненно, эти рисунки передавали какую-то информацию, важную в мировоззрении древних людей. Курган Был оставлен племенами срубной культуры бронзового века, которые около 35 веков назад проникли на территорию Мордовии. У этого населения, относившегося к индоиранской ветви древних индоевропейцев, отмечаются зачатки пиктографического, рисуночного письма

 Широко был распространён  среди мордвы ткацкий промысел - выделывание холста и сукна из шерсти, конопли и льна. Значительное развитие получила также выделка овчин, валяние сукон, обуви.

Ярким и самобытным явлением народного  творчества мордвы является вышивка, которая  была основным украшением традиционной одежды. Для вышивания применялись шерстяные, реже шелковые и бумажные нитки преимущественно красно-кирпичного и черного или темно-синего цветов. Исполнялась вышивка без предварительного нанесения рисунка, по счету ниток. Для вышивания использовался специальный крючок – кечказ.

Значительное место в народном искусстве мордвы занимает шитье бисером. Бисер широко применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения. Его нашивали на холст, кожу или нанизывали на нитку, проволоку и т.п.

Занималась мордва и узорным  ткачеством. В основном узорные ткани употреблялись для отделки. Ими украшались концы поясных и головных полотенец, головные уборы и плечевая одежда. Состав орнаментальных мотивов узорного тканья геометрический: зигзаги, елочки, косые кресты, ромбы, клетка.

К промыслам по обработке металлов относились кузнечное и слесарное дело. Мордовские кузнецы изготовляли сельскохозяйственные орудия труда, подковы, замки, гвозди, топоры, домашнюю утварь. Большое развитие имела также выгонка смолы и дегтя.

До начала ХХ века в крестьянском быту сохранялось полунатуральное хозяйство. Одежда, большинство сельскохозяйственных орудий, посуда, мебель изготовлялись самими хозяевами. Домашние промыслы были тесно связаны с земледелием, поэтому многие работы выполнялись в свободное от основных сельскохозяйственных забот время, чаще всего зимой. Женщины пряли лён, посконь, шерсть, ткали холст и сукна как для собственных нужд, так и на продажу.

Изготовленные на дому ткани отдавали для крашения и валяния специальным  ремесленникам. По набивке сукна и крашению холста специализировались целые деревни. Например, в Бугурусланском уезде этим ремеслом занимались в селе Старые Сосны. В Бузулукском уезде был развит кушачный промысел. В селе Черемшанская крепость занимались выделыванием кож на обувь и рукавицы. Много было среди мордвы и портных, которые шили верхнюю одежду. В центральных и северных уездах Самарской губернии отдельные мордовские сёла специализировались на изготовлении прялок, деревянных кувшинов. Занималась мордва и гончарным производством.

В Ставропольском уезде крестьяне  некоторых мордовских сёл занимались смолокурением и приготовлением древесного угля. Особенно этот промысел был развит в селах Курумоч  и Старая Бинарадка. Если смола сбывалась  лишь в окрестных деревнях, то уголь  продавали как в Самаре, так и в окрестных губерниях: Казанской и Симбирской. Мордовские сёла, расположенные близ городов, специализировались также на заготовке дров для топлива. В Бузулукском уезде многие мордовские крестьяне делали кирпич, а в Бугурусланском жгли известь.

Наряду с местными промыслами имели  место и отхожие, то есть те, которыми люди занимались не в своих родных селениях, а в других местах. Но отхожие  промыслы были развиты у самарской  мордвы гораздо меньше, чем местные. Отхожие промыслы были связаны  с земледелием: многие бедные крестьяне нанимались на различные полевые работы к богатым хозяевам и помещикам: в пахари, жнецы, косцы и т.п.

Ещё одним важным промыслом был  извозный, когда крестьянин нанимался  со своей лошадью перевозить какой-либо груз. Особенно этот промысел получил распространение во второй половине XIX века, когда стала развиваться торговля.  Был очень развит извоз хлеба, рыбы, соли.

Жители некоторых мордовских селений  осенью отправлялись в соседние сёла для стрижки шерсти.

Надо отметить, что, в отличие от мордовского населения правобережных губерний, у самарской мордвы были слабо развиты деревообрабатывающие промыслы (бондарный, колёсный, изготовление повозок, рогож и т.п.), в южных уездах из-за отсутствия лесов их вообще не было. Лишь незначительное количество мордвы занималось обработкой железа.

В настоящее время в Мордовии активно пробуждается интерес к  промыслам, продукция которых имеет  не только художественную ценность, но и утилитарное назначение. Из традиционных промыслов ныне по-прежнему широко развито валяние валенок. Известность в России и далеко за ее пределами приобрели урусовские валенки. Происходит становление и новых промыслов на традиционной основе. В первую очередь это относится к деревянной игрушке из Подлесной Тавлы, керамике из Рузаевки, другой разнообразной сувенирной продукции.

Литература

  1. http://www.e-mordovia.ru/area/view/25/history
  2. http://podsolnushek.kazan.ru/append/app_2_4_2.html
  3. http://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ID=351&ELEMENT_ID=2355

 




Информация о работе Древнейшие промыслы Мордовии