Древнейшие торговые пути

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Торговля играла важнейшую роль в жизни древних государств. Постепенно складывались и развивались торговые пути, по которым двигались из страны в страну товары, приезжали заморские гости — купцы. Торговые пути связывали десятки государств, племен, народов. Торговые пути складывались постепенно, с учетом географических и климатических особенностей местности. Купцы шли там, где путь был легче, где дорога была проторенной; по мере надобности они сами прорубали путь сквозь заросли, находили броды, перебрасывали мосты через стремнины. Во избежание нападений купцы ездили группами и были хорошо вооружены

Файлы: 1 файл

История.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

1. Древнейшие торговые пути в  Восточной Европе

Торговля играла важнейшую роль в жизни древних государств. Постепенно складывались и развивались торговые пути, по которым двигались из страны в страну товары, приезжали заморские гости — купцы. Торговые пути связывали десятки государств, племен, народов. Торговые пути складывались постепенно, с учетом географических и климатических особенностей местности. Купцы шли там, где путь был легче, где дорога была проторенной; по мере надобности они сами прорубали путь сквозь заросли, находили броды, перебрасывали мосты через стремнины. Во избежание нападений купцы ездили группами и были хорошо вооружены.

Так постепенно были проложены и определены торговые пути, обычно проходившие вдоль больших рек.  Неприязненные и враждебные отношения между иноземными торговыми караванами и местным населением с течением времени изменились. Чтобы обеспечить себе свободный проход через славянские земли, торговцы договаривались с местным населением, выделяя за это населению или их вождям часть своего товара. Так, наконец, развились новые правовые отношения, заключавшиеся в том, что торговцы, помимо добровольных даров, платили обязательную и установленную заранее пошлину, и за это им была гарантирована безопасность, разумеется, лишь на том отрезке пути, который был предусмотрен соглашением.1  
    На этих путях были как рынки, так и склады для товаров, при которых взимались пошлины, называемые мыто, здесь же были корчмы или дома, в которых мог отдохнуть купец. Эти торговые центры, помимо торговли, имели большое значение в жизни славян. Там была сосредоточена не только торговля, но и вся остальная жизнь племени. Там жил князь, там собирался народ для совершения языческих обрядов и празднеств, там происходили сходки и туда же приходили впоследствии христианские миссионеры провозглашать новую веру и крестить язычников.

Такое объяснение возникновения торговых путей дает понять одновременно, почему многие пути сохранились от первобытных времен и до начала исторической эпохи. Ходили всегда проторенными дорогами, и естественно, что пути, известные нам в древние времена, оставались главными путями и позже, в IX и X века. Это были традиционные пути, ведшие купцов с юга прежде всего к Дунаю, где завершался первый этап пути, а затем – от Дуная к руслам главных рек, впадающих в Балтийское море; что касается славянских земель, то к Одеру и Висле, а также от Черного моря по Бугу, Днестру и Днепру к Припяти, Березине и Неману.  
    Когда область, занятая славянами, распространилась на запад вплоть до Эльбы, Заале и Майна, то тут уже существовало несколько торговых путей, которые вели из Западной Германии в славянские земли. Это видно по торговым центрам, основанным в 805 году на германо-славянской границе Карлом Великим в качестве рынков для обоих народов.

Главные из этих путей шли через  Магдебург, к сербам и лютичам, затем  через Эрфурт туда же и в Чехию (в Прагу).  Третий важный путь шел от Ржезна по Дунаю в Венгрию до устья Савы. Все они разветвлялись по славянским землям в разных направлениях, и всегда вели к большим торговым центрам, каковыми являлись на севере крупные прибрежные города славянских племен ободритов, лютичей и поморян; в некоторых из этих городов жило множество чужеземных купцов, как, например, в Любице (Любеке) или в Волине, а в южной западнославянской полосе – в Праге и Кракове. У Дуная, который был самым главным торговым путем, древние римские пути ответвлялись на юг до Альп, к Саве и на север через некоторые карпатские перевалы, в частности Дукельский, Ужоцкий, Верецкий и Яблонецкий, в Польшу и русскую Галицию. Здесь они, с одной стороны, присоединялись у Сана и Вислы к северным путям и к путям, идущим с запада, и, с другой стороны, к днестровскому пути, идущему от Черного моря. По этим путям шла главным образом соляная торговля, что обусловило постоянное их использование, так как солью из Перемышля снабжалась (в XI веке) вся Киевская Русь. Связь поморских и польских славян с Русью осуществлялась по нескольким направлениям, хотя главным был путь из Мазовии на Люблин, Холм и Владимир-Волынский и затем на верхнюю Припять к Бресту, где был волок у истоков Пины. Но эта связь была все же слабой. 

Значительно лучше известны основные древние торговые пути Восточной Европы, которые также использовались в IX и X веках славянами. Здесь мы должны различать прежде всего два больших торговых пути, значение которых далеко превышало все другие: Волжский и Днепровский. Оба они имели европейское значение. Первый путь соединял весь Восток со скандинавскими эмпориями, Биркой и Готландом, и дальше со всем севером и западом Европы, второй – север Европы с Царьградом, Малой Азией и Персией. Первый путь был более древним. Находки показывают, что на Волге торговля восточными товарами шла уже со II века н. э., и, несомненно, этот путь существовал еще раньше. Второй путь также был немного известен уже с середины I тысячелетия, но полное его использование и расцвет торговли на нем были достигнуты лишь в IX веке.

Оба пути имели выход в Финский залив у устья Невы или, что еще удобнее, на южном берегу Ладожского озера (древнее Нево), где уже в VIII веке у скандинавов были торговые фактории в укрепленной колонии, называемой в настоящее время Старой Ладогой. Отсюда купцы отправлялись по реке Ловати до Новгорода и дальше волоком до притоков Верхней Волги, по которой плыли затем до Хвалынского моря. «Путь в Болгары и Хвалисы» – так называет этот путь Киевская летопись. Главные рынки на этом пути были в Булгаре около современной Казани, затем в хазарском Итиле близ Астрахани и в Абескуне на Каспийском море. Рынки Булгара, где собирались не только русские и славянские купцы, но и купцы из всей Средней Азии, имели еще и то значение, что они служили одновременно главными рынками так называемой Биармии - земли, известной своей торговлей мехами и дорогими металлами (главным образом серебром) и расположенной на территории, покрытой большой водной сетью, образуемой реками Вычегдой, Печорой, Камой и Вяткой с центром на Каме и ее притоках. Здесь уже начиная с эпохи бронзы находился крупный центр, связанный в культурном отношении как с центральной частью Восточной Европы, так и с Уралом и Центральной Сибирью. Из Итиля купцы плыли дальше Каспийским морем либо шли по побережью Дербентским проходом на армянские, персидские и туркестанские рынки, а также в Трапезунд.

Другой большой путь, соединявший  Финский залив с Царьградом («путь  из Варяг в Греки»), шел из Старой Ладоги и Новгорода по рекам Ловати, Усвяти, Двине и Каспле, а затем  волоком до Днепра, по которому купцы плыли вплоть до его впадения в Черное море; пороги между Александровском и Екатеринославом либо проплывали, либо обходили, в зависимости от уровня воды. Главными торговыми пунктами на этом пути,

помимо вышеуказанных Старой Ладоги и Новгорода, были Смоленск (Гнездово), Любеч, Киев, Вышгород, Витичев и остров Хортица около Александровска. В Киеве находился, конечно, самый большой рынок, а сам Киев славился широко своим богатством уже в конце X века. По словам Титмара, в нем было 400 церквей и восемь рыночных площадей. Отсюда от предыдущего большого пути ответвлялся ряд других путей – с одной стороны, на запад, к Балтийскому морю (к Двине и Неману), с другой стороны – на восток, к Верхней Волге, Оке, Донцу и Дону. Повсюду большую роль играли волоки, которыми связывались бассейны разных рек, а тем самым и разные отдаленные друг от друга моря. Одна группа этих второстепенных путей шла от среднего Днепра в Крым, где важнейшим был в то время Херсонес (Корсунь), затем к Азовскому морю, в Керчь, Тмутаракань-Таматарху и к устью Дона. Здесь проходил так называемый греческий путь, соляной и так называемый залозный путь упоминаемый в Ипатьевской летописи под 1170 годом.

Что же касается славян на Балканском полуострове, то можно утверждать, что  здесь торговля проходила и в дальнейшем по древним, хорошо известным римским дорогам, а именно по трем главным направлениям:

1) по пути, шедшему от Дуная  у Виминация (Костолац) через Ниш,  Среденц, Филиппополь и Адрианополь  до Константинополя;

2) по пути, ведущему от Ниша на юг через Скотче и дальше через долину Вардара до Солуни;

3) по пути, называемому via Egnatia и  шедшему из Солуни через Эдессу (Воден), Лихнидус (Охрид), Скампу (Эльбассан)  до Эпидамна (Драч, Дуррес).

Между ними разветвлялась сеть второстепенных путей. Повсюду здесь имела место византийская торговля товарами собственного и восточного происхождения. Только на побережье Адриатического моря Италия владела обоими главными торговыми центрами – Венецией и Рагузией. От Рагузы (Дубровника) до Драча была сосредоточена торговая связь славян с Италией. Отсюда шли важнейшие пути через Черногорию и северную Албанию по направлению на Печ (Ипек), Призрен и дальше на Липлян, Ниш и Среденц.

Из болгарских рынков в Киевской летописи под 969 годом прославляется  Переяславец на Дунае. В ней киевский князь Святослав говорит: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага». Разумеется, большое значение имела и Солунь. Туда во времена Симеона греки попытались перенести главный болгарский рынок, который когда-то был в Константинополе.

Таким образом, в Восточной Европе сформировались следующие основные торговые пути.

Волго-балтийский путь - главная водная торговая магистраль Восточной Европы 8-1-й пол. 9 вв. Проходил по Волге от устья до верховий, далее к Ладожскому озеру, по притокам Ильменя и р. Волхов на Балтийское побережье. Связывал южные провинции Арабского халифата с народами Балтийского побережья и через них — с Западной Европой.  
Установление прочных торговых связей между арабским миром и Прибалтикой датируется 2-й пол. 8 в. Именно с этого времени арабский дирхем стал основной денежной единицей для всех племен Восточной Европы и Прибалтики. В Восточной Европе главные торговые центры Волго-Балтийского пути: Старая Ладога, Булгар (столица волжских булгар), Итиль (столица хазар).2

С Балтийского побережья и из Восточной Европы в Закавказье и  Арабский халифат поступал янтарь, пушнина, из Прикамья — цветные металлы. Арабы везли ремесленные изделия  и предметы роскоши. Наиболее активная торговля по Волго-Балтийскому пути началась в 20-30-е гг. 9 в.  
В нач. 11 в. торговля по Волго-Балтийскому пути замерла. Этому способствовало, с одной стороны, ослабление Арабского халифата, а с другой — начало экспансии немецких рыцарей в славянские земли.

«Из варяг в греки» - торговый путь 10-11 вв., соединявший Балтийское и Черное моря.

Путь «из варяг в греки» был освоен в кон. 9 - нач. 10 вв. после временного замирания торговли по Волго-Балтийскому пути. Он был активно действующей водной артерией, по которой велась торговля между Скандинавией, прибалтийскими народами, Русью, Византией. Путь пролегал по рекам Восточной Европы: из Черного моря суда двигались по Днепру до его верховий, далее волоком перетаскивались в р. Ловать и плыли до оз. Ильмень, затем по р. Волхов — в Неву, и далее в Балтийское море, которое в древнерусских источниках называлось Варяжским.

Шелковый путь — общее название торговых караванных путей, связывавших со 2 в. до н.э. до 16 в. н.э. Китай с Передней Азией, а в 8-9 вв. и с Прибалтикой. Протяженность пути достигала 7000 км. Название произошло от китайского шелка — главного товара, который по нему поставлялся. Начинался путь в центральных районах Китая и шел к г. Дуньхуан, где разделялся на две ветви — южную и северную. Южная проходила через гг. Хотан, Балх и Мерв, а северная — через Турфан, Самарканд и Мерв. В Мерве Шелковый путь вновь соединялся и шел через Нису и Багдад к портам Восточного Средиземноморья.

В 5-6 вв. большая часть Шелкового  пути находилась в руках иранских и согдийских купцов, а после образования в 7 в. Арабского халифата перешла к арабам.

В кон. 8-9 вв. две водные «ветви» Шелкового пути проходили через Восточную Европу. Одна дорога вела через Каспийское море на Волгу и далее в Прибалтику (Волго-Балтийский путь), вторая — через Сирию и Закавказье на Дон и Северский Донец. Дальше торговый путь проходил через земли приднепровских славян до Немана и заканчивался в Юго-Восточной Прибалтике. С 830-х гг. эта ветвь Шелкового пути прекратила существование.

По обеим дорогам в Восточную  Европу из Арабского халифата и стран  Востока доставлялись предметы роскоши  — ювелирные изделия, оружие из дамасской  стали, шелковые одежды. Из Восточной  Европы в арабские страны поставлялись пушнина, зерно и янтарь.

К XIV в. значение Шелкового пути снизилось. Арабский халифат распался на мелкие государства; с развитием мореходства купцы освоили более короткие торговые пути.

2. Внутренняя и внешняя  торговля Киевской Руси IX-XII вв.

Потребность в развитии торговых отношений в разных частях русских земель была различна. Богатый юг получал все необходимое за счет собственного земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства, бортничества и т. д. Долгое время южные земли довольствовались меновой торговлей, получая взамен продукты сельского хозяйства, меха, скот (в основном коней). С юга на север постоянно везли хлеб, в обратном направлении в обмен на хлеб – новгородские ремесленные изделия. Этим занимались не князья и дружинники, а посадские торговые люди. Торг, т. е. торговая площадь города, был центром общественной жизни, где не только торговали, но и давали объявления об украденном имуществе и т. д. Русская торговля с древних времен находилась в тесной связи с церковью. В соборах хранились важнейшие документы, относившиеся к области внешней и внутренней торговли; по Уставу Владимира церковь стала хранительницей весов и мер. Всякими торговыми делами ведал торговый суд из трех представителей – тысяцкого от житьих или зажиточных граждан и двух старост торговой и гостиной сотен. Русские купцы должны были следовать нравственным правилам, которые гласили:

– соблюдайте полностью меру и  не будьте из числа недомеривающих;

– взвешивайте верными весами;

– не уменьшайте людям их вещей  и не ходите по земле, распространяя  нечестие.

В XI–XII вв. получила распространение  как оптовая, так и розничная  торговля продукцией ремесла, сельского  хозяйства, промыслов. В ней использовались и натуральный обмен (по схеме  «товар на товар»), и товарно-денежные операции (по принципу «товар – деньги – товар»), в том числе, кредит и предоплата за товары; распространяется окладничество купцов. В отличие от стран Западной Европы древнерусское ремесло не имело цеховой организации, но существовали купеческие объединения. В Южной Руси упоминаются «гречники», торговавшие с Византией, «залозники», ездившие на Кавказ.

Постепенно сформировались местные  рынки (город и близлежащая сельская округа), областные (в границах княжеств) и межобластные рынки. В XII-ХIII вв. образовались четыре крупнейших межобластных рынка:

1) Северо-Западная Русь (Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Смоленск  п др.);

2) Северо-Восточная Русь (Ростов, Суздаль,  Владимир-на-Клязьме, Тверь и др.);

Информация о работе Древнейшие торговые пути