Древнерусская культура: ремесло, архитектура и литература

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Цель нашей работы - исследование культуры Древней Руси. Объект - культура, а предмет - культура Древней Руси. Цель нашего исследования обусловила постановку и решение таких задач: ознакомление с влиянием христианства на культуру Древней Руси; становление и развитие древнерусской письменности, литературы, науки и образования; рассмотрение древнерусской литературы и ремесла; исследование театрального и музыкального искусства; изучение меценатства и культурных связей в Древней Руси.

Файлы: 1 файл

Р Е Ф Е Р А Т 2.docx

— 38.98 Кб (Скачать файл)

                                                    

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине «История» на тему:

 

 

Древнерусская культура: ремесла, архитектура, литература.

 

                                                                      Введение.                     

Культура Древней Руси - выдающееся явление мировой средневековой  культуры. Хронологически она охватывает IX - с. XIII ст. Культура эта развивалась  в общем контексте мировой  культуры, но имела лишь ей присущие черты, обусловленные конкретными  историческими обстоятельствами и  восточнославянскими традициями, которые  сказались в планировании и застройке  городов, в композиционных особенностях архитектурных ансамблей и отдельных  сооружений, своеобразности декоративно-прикладного  искусства и пластики.

Феномен необыкновенного взлета культуры Древней Руси часто объясняют  тесными контактами ее с Византией, Хазарией, странами Центральной и  Западной Европы. Их влияние на развитие культуры Руси в самом деле было значительным, но не решающим. Чтобы зерна передовых культур, прежде всего византийской, могли дать густые восхождения в новой среде, они должны были попасть в хорошо подготовленный грунт. Именно такой был культурный грунт восточных славян, который вобрал многовековые традиции местного развития, обогащенного влиянием соседей.

Исследование изделий славянского  и древнерусского художественного  ремесла проявляют в них много  таких традиций, которые берут  свое начало еще в скифской эпохе. Знаменитый скифский звериный стиль  прикладного искусства VI - III ст.д.о н.э., который развился под влиянием культур Греции и Переднего Востока, заметно проступает в киевских фибулах, змеевиках, браслетах, галичских керамических плитках, черниговской резьбе по камню. Близок мифологический мир восточных славян и к древнеиранскому.

Культура Древней Руси выросла  на грунте материальных и духовных достижений тех народов, которые  на протяжении предшествующих тысячелетий  заселяли нашу землю. Частые миграции населения, которые происходили  в старинные времена на ее территории, оказывали содействие культурному  обмену между народами. Но вместе с  тем они приводили и к значительному  разрушению отдельных культурных образований, которые иногда и совсем исчезали вследствие ассимиляции или уничтожения. Из всего разнообразия материальных и духовных достояний грядущих народов  отбирались те, что наибольшей мерой  отвечали климатическим и геополитическим  условиям существования на нашей  земле, усваивались коренными жителями этих земель и отвечали общемировым  тенденциям культурного развития. В  конце концов, это и образовало самобытную отечественную культуру, обусловило ее неповторимость.

Как свидетельствуют археологические, лингвистические и прочие данные, этот процесс начался задолго  до возникновения первого государства  под проводом Киева. Киевская Русь уже  унаследовала определенную местную  культуру тех восточнославянских и  неславянских племен, которые составляли этническое ядро этого государственного образования (прежде всего полян  и древлян). Эта культура обогащалась и усложнялась за счет распространения территории государства, включения в его состав других народов и племен и за счет межгосударственных конфликтов с соседями. Ведь к тому времени войны часто велись ради добычи, среди которой случались и по-настоящему ценные культурные изобретения других народов, которые пользовались престижем в Древней Руси, оказывали содействие развитию ремесел, искусства, культурных                      традиций местного населения.                                                                                      2                                                   Торговля, война, дипломатические контакты оказывали содействие оживлению культурной жизни русичей. Но культурная поступь Древней Руси предопределялась, в первую очередь, собственными потребностями и силами, которые их удовлетворяли. Вот почему посторонние влияния, даже из наиболее передового в тогдашнем мире государства - Византии, могли лишь ускорить те тенденции, потребность в которых уже ощущалась. Они не омрачали оригинального вида культуры средневековой Руси, которое осталось уникальным явлением мирового значения.

Красноречивым свидетельством этой особенности  древнерусской культуры может служить  любая ее область, но, прежде всего  это делают наглядно памятки культуры материальной. Несмотря на торговые отношения  с Византией, а через нее и  со всем миром, жители Киева и других городов государства ориентировались  на товары, которые вырабатывалось местными мастерами.

Важным элементом культуры народа есть государственность. Именно она  выступает основным двигателем этнической и культурной интеграции населения. Первым государством восточных славян была Киевская Русь, которая сформировалась в конце VIII - ІХ ст. на базе ряда союзов племен. На ранней стадии, как и в  процессе дальнейшего развития, она  подверглась влиянию со стороны  своих соседей, в частности Хазарского каганата и Византии. От них Русь позаимствовала отдельные элементы государственной структуры. Вместе с тем следует помнить, что  процесс создания государства восточных  славян имел и собственные глубинные  традиции. В границах территории Украины  они относятся к VI-V ст.д.о н.э. Это греческие города-государства в Северном Причерноморье и скифское государство с центром на Нижнем Днепре.

Изучение славянских культур рубежа первой половины 1 тыс. н.э. (зарубинецкой и черняховской), развитие которых происходило в тесном взаимодействии с римской цивилизацией, показывает, что ряд их элементов возродились и получили дальнейшее развитие в период Киевской Руси. К ним относятся высокая культура плугового земледелия, керамическое и эмалевое производство, традиции строительства домов.

Глубинная закоренелость традиций также заметна в народном творчестве, литературе, музыке. Языческие песни  и танцы, фольклор, свадебные и  похоронные обряды, эпические легенды  и влияли на развитие древнерусской  духовной культуры, представляли его  неотъемлемую составную часть. Отголосок  языческих верований ярко проступает в "Слове о полке Игоревом" и других литературных произведениях.

В сущности, в древнерусской культуре нет области, развитие которой бы не опиралось на многовековые, иногда тысячелетние, народные традиции.

Цель нашей работы - исследование культуры Древней Руси. Объект - культура, а предмет - культура Древней Руси. Цель нашего исследования обусловила постановку и решение таких задач: ознакомление с влиянием христианства на культуру Древней Руси; становление  и развитие древнерусской письменности, литературы, науки и образования; рассмотрение древнерусской литературы и ремесла; исследование театрального и музыкального искусства; изучение меценатства и культурных связей в Древней Руси.                                                   3    

                    

Древнерусская литература.

 

В Древней Руси большую  роль в литературном процессе играла церковь. Рядом со светской широкое развитие получила и литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII ст. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особого изготовления. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV-XVI ст. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в. использовали гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма: текст подавался в одну строку без слогораздела, слова, которые часто встречались сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI-XIII ст. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги - объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянное плетение, обтянутая тисненой кожей. Уже в XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Плетение их оковывалось золотом или серебром, украшалось жемчугом, драгоценными камнями (Остромирово Евангелие (XI в) и Мстиславово Евангелие (XII в) 1.

В основу литературного языка  лег живой разговорный язык Древней  Руси, точнее - областные его диалекты, южные и северные (Поднепровье и Новгорода Великого). Вместе с тем в процессе его формирования большую роль сыграл близкий ему, язык старославянский, церковнославянский. Именно на нем моравскими братьями Кириллом и Мефодием были переведены во второй половине IX в. книги Священного Писания. На его основе развивалась на Руси церковная письменность, велось богослужение. Будучи одним из диалектов древнеболгарского языка, церковнославянский имел большой набор абстрактных понятий, которые осели в древнерусском языке настолько крепко, что стали его неотъемлемым достоянием: пространство, вечность, ум, истина.

Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Церковностью древнерусской  литературы обусловлен выбор переводных произведений, которые существовали в рукописной традиции и подход авторов, который прослеживался даже в  описании истории, в бытовых повестях и в других, казалось бы, светских сюжетах. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся  рядом со Священным Писанием достижениями раннехристианских родителей церкви IV-VI ст.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Ниского, Кирилла Иерусалимского.

Переводились также достижения массовой литературы - Хроника Иоанна Малали, "Христианская топография" Косьми Индикоплова, апокрифы, патерики. Наибольшей популярностью пользовался Псалтырь.                                                    4

Первые оригинальные произведения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI - начала XII ст. Среди них такие выдающиеся памятники, как "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского", "Слово  о законе и благодати".

Жанровое разнообразие древнерусской  литературы XI-XII ст. небольшое: летописание, житие и слово.                                                                                                                               

В литературоведении жанром принято называть тип достижения, которое складывается постепенно и  развивается с течением времени. В связи с тем, что средневековые  достижения, как правило, преследовали утилитарные целые, к формально-содержательным признакам всегда прибавляется еще  и функциональный, который и становится для них основным. Распределение  достижений древнерусской литературы на жанры довольно условно. Это происходит потому, что сами восточнославянские книжники не имели единых представлений  о жанровых категориях. Тем самым, наиболее общим термином "слово" писатели называли и торжественный  язык митрополита Илариона, и воинскую повесть.

Среди жанров древнерусской  литературы центральное место занимает летопись, которая развивалась на протяжении восьми столетий (XI-XVIII ст). Ни одна европейская традиция не имела такое количество анналов, как древнерусская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, которые прошли специальную выучку. Составляли летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению, она носила более или менее официозный характер, отображая политическую позицию, симпатии и антипатии заказчика. Но не следует преувеличивать официозный характер древнерусского летописания, как это иногда делает историческая наука. В действительности же летописцы проявляли независимость мысли, отбивая точку зрения широких масс на то или другое событие, нередко подвергали критике действия князей, отображая "все доброе и недоброе" и "не украшая пишущего".

Древнейшая летопись называется "Повесть временных лет" (1068). В оригинале она имеет более  длинное название: "Сие повести временного года, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал впервые княжить, и откуда Русская земля постоянная существовать". Дошла к нам эта летопись в рукописных копиях не старшее XIV в. Из них наиболее замечательные две: сборники 1377 г., условно названный Лаврентьевской летописью по имени переписчика-монаха Лаврентия, который переписал ее для суздальского великого князя Дмитрия Константиновича, и сборник начала XV в., что получил название Ипатьевской летописи по месту сохранения - Ипатьевскому монастырю в Костроме.

Главное расхождение между  обоими списками "Повести" - в ее окончании. Лаврентьевская летопись заканчивается оборванным на полуслове рассказом о чудесном явлении 11 февраля 1110 г. огненного столба над Киево-Печерским монастырем. В Ипатьевском списке этот рассказ закончен и за ним вытекают еще несколько сказаний о 1111, 1112 и 1113 г. Авторство "Повести" приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, который создал ее около 1113.               5

Основная идея достижения глубоко патриотична - единство Русской  земли. Княжеские междоусобицы и  кровавые распри, которые начались тогда в Древнерусской земле, осуждаются летописцем. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого  общерусского летописного свода, который  повествует об истории Русской земли  в целом.

Другой распространенный жанр древнерусской литературы - "житие" - буквально соответствует греческому "жизнь". Он представляет жизнеописания  знаменитых епископов, патриархов, монахов - основателей монастырей, реже биографии  светских лиц, но только тех, которые  считались церковью святыми. Отсюда житие в науке часто называется также термином "агиография" (писание  про святых). Составление житий  требовало соблюдение правил и стиля  изложения. К ним относился неторопливый рассказ в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступления, собственно жития и выводы. Главное действующее  лицо изображалось неопровержимо святым, а                  5  отрицательный герой вводился для контраста и действовал на заднем плане. По пересказу, Нестору-летописцу  принадлежит авторство всех трех первых житий, которые дошли к  нам - двух житий первых христианских мучеников князей-братьев Бориса и Глеба и житие игумена  Феодосия - основателя Киевской лавры.

Информация о работе Древнерусская культура: ремесло, архитектура и литература