Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:59, контрольная работа
Век металла начался в Китае достаточно поздно. Самые ранние и по меньшей мере частично импортные изделия из меди и бронзы в луншаноидном горизонте Китая, и особенно в Ганьсу (культура Цицзя), датируются максимум III тысячелетием до н.э. Собственная же металлургия бронзы появляется примерно в середине II тысячелетия до н.э., причем сразу в весьма совершенном варианте, в виде изделий, изготовление которых по сложности технологии и изысканности форм едва ли вообще можно отнести к раннему периоду века бронзы. Естественно, это уже давно поставило перед специалистами проблему генезиса бронзолитейного дела в Китае. Одни считают, что искусство изготовления бронзовых изделий могло прийти в Китай с запада.
Век металла начался в Китае
достаточно поздно. Самые ранние и
по меньшей мере частично импортные
изделия из меди и бронзы в луншаноидном
горизонте Китая, и особенно в
Ганьсу (культура Цицзя), датируются максимум
III тысячелетием до н.э. [58]. Собственная
же металлургия бронзы появляется примерно
в середине II тысячелетия до н.э.,
причем сразу в весьма совершенном
варианте, в виде изделий, изготовление
которых по сложности технологии
и изысканности форм едва ли вообще
можно отнести к раннему
Фундаментом для него был хэнаньский Луншань.
На рубеже III—II тысячелетий до н.э. восходящие
к раннему луншаноидно-му горизонту (переходная
яншао-луншаноидная культура типа Мяодигоу-II)
стоянки хэнаньского Луншаня стали воспринимать
мощный поток различного рода влияний,
шедший как с востока и юго-востока (Давэнькоу
и поздний Цинляньган), так и с запада (Цицзя),
а также, возможно, с юга и юго-запада. Будучи
своего рода перекрестком, центром пересечения
различных культурных потоков, Хэнань
довольно быстро стала зоной некоего синтеза,
что дало толчок ускоренному развитию.
Начальный этап этого процесса представлен
стоянками типа Лодамяо, Эрлитоу-I, Эрлитоу-II.
Ориентировочно датируемые XIX—XVII вв. до
н.э., эти стоянки, как правило, еще незнакомы
с бронзой, но уже обогащены рядом новых
типов и форм керамики, в последующем типичной
для эпохи Шан с соответствующим ей шнуровым,
штампованным, резным и апплицированным
орнаментом, со знаками типа тамг на сосудах.
Будучи переходным по характеру, этот
слой уже в XVI— XIV вв. до н.э. был замещен
иным, представленным, в частности, Эрлитоу-III
и Эрлитоу-IV (в районе уезда Яныпи) и культурой
Эрлиган (в районе города Чжэнчжоу). Третий
и четвертый (считая снизу) слои стоянки
Эрлитоу и городской комплекс Чжэнчжоу—Эрлиган
являют собой культуру стадиально нового
типа, ранний бронзовый век Китая. Отличаясь
друг от друга лишь размерами и степенью
зрелости, стоянки этой культуры, подчас
именуемые «фазой Эрлиган», весьма быстро
распространились по всему северному
Китаю и междуречью Хуанхэ и Янцзы.
Что нового принесла с собой «фаза Эрлиган»?
Стадиально едва ли не наиболее ранний
представитель ранней бронзы, слой Эрлитоу-III4демонстрирует
не только знакомство с бронзолитейным
делом как таковым, но и умение выплавлять
высокохудожественные и богато орнаментированные
сосуды. Культура Эрлитоу-III представлена
также новым уровнем строительной техники
— имеется в виду сооружение земляных
утрамбованных платформ-стилобатов, игравших
роль фундамента для внушительного дворцового
комплекса. Инвентарь и погребальный обряд
свидетельствуют о заметном социальном
неравенстве жителей поселка, о развитом
ритуале и высоком уровне развития художественного
вкуса и ремесленного мастерства.
Словом, перед нами стратифицированное
общество пред- или протогосударственного
типа, быть может, даже некий политический
центр, к которому тяготела немалая округа
(стоит напомнить, что вокруг стоянки Эрлитоу
расположено множество более мелких, типа
того же Лодамяо). Видимо, хронологически
это первое раннее протогосударство, известное
пока что на территории Китая по данным
археологических раскопок. Стоит еще раз
напомнить, что существовало оно примерно
в XVI—XIV вв. до н.э.
По сравнению с Эрлитоу-III городище Эрлиган
предстает более крупным и развитым. Оно
обнесено стеной (по периметру — около
4 км); кроме крупного дворцового комплекса
в нем имеется ряд ремесленных мастерских,
включая бронзолитейную. Там обнаружено
множество различного типа бронзовых
сосудов, оружия и иных изделий. Среди
находок в других стоянках эрлитоу-эрлиганской
культуры ранней бронзы можно обнаружить
бронзовый полостной топор, аналогичный
южносибирским андроновской культуры.
На сосудах из бронзы — богатый орнамент,
центральную часть которого занимает
знаменитая маска тао-те, т.е. изображение
головы монстра с огромными глазами, надбровьями
и рогами различной конфигурации. Из предметов
ритуала выделяются гадательные кости
— пока без надписей5.
Эрлитоу-эрлиганский комплекс в середине
II тысячелетия до н.э. распространился
по Китаю достаточно широко. Следы его
обнаружены, в частности, и далеко на юге.
Имеется в виду дворцовый комплекс Паньлунчэн
(пров. Хубэй, к северу от Янцзы) с аналогичной
хорошо утрамбованной и чуть приподнятой
над поверхностью земли платформой-фундаментом
(стилобатом), изделиями из бронзы и нефрита,
орнаментальными поясами с применением
маски тао-те и иными культурными признаками
аналогичного характера. Стоянка Паньлунчэн
принадлежит ко все той же культуре ранней
бронзы, хотя и точная датировка комплекса
пока не определена.
Существенно заметить в этой связи, что
нередко стоянки эрлитоу-эрлиганской
культуры — особенно вдалеке от Хэнани
— датируются более поздним временем,
т.е. могут считаться синхронными с аньянским
протогосударством Шан. К числу их относится,
в частности, Учэн (пров. Цзянси, район
Янцзы), где наряду с платформой-фундаментом,
бронзой и иными предметами было обнаружено
несколько керамических сосудов с нацарапанными
на них иероглифами аньянского типа (свыше
60 знаков).
Что же представляла собой социокультурная
общность протокитайцев, обитавших в поселках
и городках эрлитоу-эрлиганского комплекса?
Если опираться только на данные археологии,
есть основания для вывода о существовании
стратифицированного общества, уже знакомого
с надобщинными политическими структурами
и даже с ранними формами протогосударства.
Явно прослеживается существование мелких
и даже довольно крупных (типа Эрлигана)
городских политических центров с тяготевшей
к ним периферией. Существенна разница
в социальном статусе захороненных, что
опять-таки свидетельствует о стратификации
социума. Справедливости ради необходимо
заметить, что неравенство в захоронениях
существовало и в эпоху неолита. Но теперь
оно заметнее. И все же это был лишь самый
начальный этап процесса политического
структурирования, что характерно для
стадии ранних простых пред- и протогосударств.
В чем это проявлялось?
Эрлитоу-эрлиганский комплекс (вся «фаза
Эрлиган») отличался от пришедшего ему
на смену аньянского прежде всего тем,
что неравенство еще не слишком заметно:
вождь общности был скорей старейшиной
разросшегося над общинного коллектива,
нежели всевластным правителем своих
подданных. Не обнаружено ни регалий власти,
ни аксессуаров высокой должности, ни
захоронений типа гробниц с массовыми
сопогребениями людей и огромным количеством
вещей. Нет следов сколько-нибудь развитых
ритуала и культа, призванных обслуживать
социальные верхи и символизировать их
мощь и величие, — здесь снова стоит сделать
акцент на отсутствие письменности и на
сохранение той же практики гаданий, что
была характерна и для луншаньцев. Нет
еще изысканного искусства и бросающейся
в глаза роскоши, возникающих для удовлетворения
нужд оторвавшегося от рядовой массы производителей
высшего слоя управителей.
Подытоживая сказанное, можно уверенно
говорить о серьезном процессе социально-политической
трансформации по пути от первобытной
общины земледельцев неолита к ранним
надобщинным политическим структурам
бронзового века. Этот процесс, совершавшийся
не без воздействия извне (вспомним о нововведениях
скотоводческого комплекса луншаноидного
горизонта, о новых злаках и породах одомашненного
вне Китая рогатого скота, об изделиях
из металла и т.п.), но все же в основном
на местной неолитической яншао-луншаньской
основе, логически вел к переходу на новую
стадию развития — как в сфере материального
производства (век бронзы, совершенствование
хозяйственных навыков в сфере земледелия,
скотоводства, ремесла), так и в сфере социально-политической
(возникновение надобщинных политических
структур, предгосударственных образований,
рост социального неравенства и появление
зачатков централизованной администрации).
Тем самым в Китае — и прежде всего в бассейне
Хуанхэ, в пров. Хэнань, — закладывались
основы для появления развитого очага
первичной урбанистической цивилизации.
Такой очаг вскоре и появился — в виде
аньянской цивилизации, протогосударства
Шан. Но прежде чем перейти к изложению
связанных с этим событий, необходимо
остановиться на представлениях о дошанском
этапе истории Китая, зафиксированных
в традиционной китайской историографии.
Эти представления, в обилии встречающиеся
в источниках, начиная с «Шуцзина», опираются
на древнюю мифопоэтическую традицию.
Однако сама она в Китае необычна и заметно
отличается от красочной мифологии древних
греков или поэтического эпоса индийцев
своей сухостью и прозаической прагматичностью.
Здесь сыграла определенную роль рационалистическая
этика конфуцианства, представители которого
редактировали древние предания. Впрочем,
справедливости ради необходимо заметить,
что задолго до Конфуция в силу ряда причин
(подробнее см. [21, с. 17—49]) начался специфический
процесс демифологизации китайской мысли,
итогом которого было очищение мифических
преданий от поэтического вымысла и превращение
героических сказаний в некую линейную
историзованную схему. Внутренним смыслом
было выдвижение на передний план назидательной
дидактики, которая со времен Конфуция
обрела мощный социально-этический фон.
Вот почему в историографической традиции
на передний план вышли полулегендарные
повествования о великих и мудрых мужах
прошлого, чьи деяния, очищенные от преувеличений
и явного вымысла, стали считаться на долгие
века эталоном политической дальновидности,
высшей нравственности, социальной мудрости.
Традиция начинает отсчет с упоминавшегося
уже Хуанди, легендарного первопредка
китайцев, жившего в районе гор Куньлунь.
В нелегком противоборстве со своими соперниками
Яньди и Чи-ю Хуанди сумел подчинить себе,
как повествует о том Сыма Цянь, владетельных
вождей (чжухоу) и стать императором. Установив
мир, он принес жертвы богам, назначил
чиновников-управителей, заботился о разумном
использовании природных ресурсов, включая
земледелие, внимал результатам гаданий
и т.п. У него было 25 сыновей, 14 из которых
— подобно сыновьям библейского Иакова
— стали родоначальниками кланов (см.
[86, т. 1, с. 133—135]). Есть немалый соблазн
сопоставить борьбу Хуанди и Яньди с процессами,
связанными с освоением неолитическими
земледельцами северного Китая бассейна
Хуанхэ (пришельцы сражаются с аборигенами).
Но легендарный материал слишком лапидарен6,
чтобы всерьез на него опираться, — можно
лишь иметь его в виду.
Преемником Хуанди легендарная традиция
считает Чжуань-сюя, затем — Ку. После
Ку пришла очередь знаменитого Яо.
Яо в истории Китая — едва ли не наивысшее
воплощение добродетели и мудрости правителя.
Уже из описаний «Шуцзина» явствует, что
его достоинства и заслуги поистине неисчислимы.
Он объединил и привел в состояние гармонии
страну, установил согласие между людьми
(байсин — «сто кланов»), назначал умелых
помощников следить за порядком, заботился
о правильном летосчислении, соблюдении
календарных сроков при выполнении соответствующих
работ и т.п. Преемником своим Яо избрал
добродетельного Шуня, зарекомендовавшего
себя почтительностью к родителям, умеренностью
в образе жизни и мудростью в администрации.
Управляя Поднебесной, Шунь заботился
об урегулировании семейных норм и взаимоотношений
между людьми, определил сферы действий
каждого из своих многочисленных помощников,
унифицировал регламент, знаки власти,
ритуалы. Он сам объезжал владения и требовал
от вождей-чжухоу регулярно наносить визиты
в центр. Вся страна при нем была поделена
на двенадцать регионов, повсюду были
введены установленные им законы.
Как и Яо, Шунь в конце жизни своим преемником
назначил одного из своих помощников,
добродетельного Юя, прославившегося
своими подвигами по усмирению разбушевавшейся
водной стихии и отличавшегося личной
скромностью, заботой о людях и т.п. (подробней
см. [86, т. 1, с. 136—163]).
Период правления Яо, Шуня и Юя — как, впрочем,
и их предшественников, начиная с Хуанди,
— воспринимается в историографической
традиции Китая как золотой век прошлого
(ди-дао). Идиллия здесь смешана с дидактикой,
но сущностная информация тем не менее
заслуживает внимания и в общем вполне
сочетается со всем тем, что нам нынче
известно по данным археологии: конфликты
между аборигенами и пришельцами с победой
последних; расселение за счет сегментирования
кланов первоначальной этнокультурной
общности; выделение признанных политических
лидеров и борьба между ними за власть;
тесная связь политических лидеров с народом;
забота наиболее преуспевших из них о
гармонизации социума; все возрастающий
сакрализованный авторитет правителей;
господство принципа меритократии при
выдвижении их преемников. Любой из антропологов,
хорошо знакомый с нормами ранних стратифицированных
обществ, увидит в этой схеме вполне знакомые
ему и закономерные явления и признаки,
сопутствующие процессу генезиса надобщинных
политических структур. Но вернемся к
легендарной традиции.
Согласно ее данным, Юй считается родоначальником
первой в Китае легитимной династии Ся.
Правители-ваны трех династий (Ся, Шан и
Чжоу) воспринимаются как представители
своего рода серебряного века прошлого, ван-дао.
На смену ему в период Чуньцю пришел век ба-дао,
период господства нелегитимных правителей.
Шан и Чжоу, включая Чуньцю, — периоды
древнекитайской истории, и о них будет
идти речь ниже. Совсем иное дело — Ся.
Данных об этом периоде и об этой династии
в древнекитайских источниках немного.
Историческая концепция «Шуцзина» исходит
из того, что династия и государство Ся
предшествовали эпохе Шан и что они рухнули
потому, что потомки Юя деградировали,
растеряли благодать-добродетель дэ
Проблема Ся долгое время не была в центре
внимания специалистов по древней истории
Китая. Легендарные предания оставались
преданиями, вновь открытые письменные
памятники (гадательные кости) сообщали
только о шанцах, даже не используя при
этом знак Ся, а археология без письменных
свидетельств остается как бы немой. Но
после открытий в Хэнани поселений культуры
ранней бронзы (эрлиганская фаза), весьма
отличной от развитой бронзы аньянского
типа, ситуация изменилась. Эрлитоу-эрлиганскую
культуру ранней бронзы археологи стали
воспринимать как раннешанскую, тогда
как в качестве позднешанской теперь начала
считаться развитая цивилизация Аньяна
(шанские гадательные надписи, обнаруженные
в Аньяне, позволили датировать аньянский
период XIII—XI вв. до н.э.).
Однако в последнее время многие специалисты
как в Китае, так и вне его доаньянскую
раннюю бронзу стали интерпретировать
иначе. По меньшей мере часть культур переходного
от Луншаня к Аньяну периода (а это пять-семь
столетий) они предпочли рассматривать
как свидетельство реального существования
государства Ся. Так в современной синологии
вновь обрела свое место проблема Ся.
Логически подкрепляя новый взгляд на
Ся ссылкой на Сыма Цяня и всю китайскую
историографическую традицию (коль скоро
эти сведения частично подтвердились
после нахождения в Аньяне шанских гадательных
костей, в надписях на которых встретились
все имена шанских правителей, перечисленных
в свое время Сыма Цянем, то почему бы не
предположить, что рано или поздно то же
самое произойдет и с более древней династией
Ся?), археологи стали разрабатывать соответствующие
версии. Одни в существенной разнице между
двумя нижними и двумя верхними слоями
Эрлитоу увидели подтверждение последовательного
существования сначала Ся, а затем — Шан.
По мнению других, в первую очередь американского
специалиста Чжан Гуан-чжи (см. [177, с. 335—355]),
все четыре слоя Эрлитоу представляют
эпоху Ся в ее динамике, тогда как истоки
Шан следует видеть в позднелуншаньском
этапе Давэнькоу в Шаньдуне, откуда шанцы
затем мигрировали в Хэнань (известно,
что они, по Сыма Цяню, часто меняли свое
местонахождение) .
Согласно концепции Чжан Гуан-чжи, шедший
в бассейне Хуанхэ в первой половине II
тысячелетия до н.э. процесс сложения и
созревания развитой культуры бронзы
и урбанистической цивилизации протекал
параллельно по меньшей мере в двух регионах,
причем в ходе взаимодействия восточного
(шаньдунского) и центрального (хэнаньского)
сложилась в конечном счете цивилизация
Шан. Следует сразу же сказать, что при
всей кажущейся резонности такого построения
оно недостаточно и неубедительно просто
потому, что игнорирует третий компонент
— сильное западное влияние в процессе
генезиса цивилизации Шан. Имеются в виду,
в частности, запряженные лошадьми боевые
шанские колесницы, о чем подробней будет
идти речь в следующей главе. Впрочем,
даже если принять основные позиции Чжан
Гуан-чжи, проблема Ся никак не проясняется.
Во-первых, гипотетическое - если даже
не мифическое — Ся по-прежнему остается
чем-то вроде миража просто потому, что
до тех пор, пока не будет обнаружено письменных
документов, которые с достоверностью
позволили бы идентифицировать любую
дошанскую культуру или местонахождение
ранней бронзы именно с Ся, любая такая
попытка будет оставаться лишь недостоверным
предположением, не более того.
Во-вторых, даже если принять условно гипотезу,
что до реально обнаруженной археологами
и детально исследованной специалистами
эпохи Шан, представленной аньянскими
находками, включая надписи, действительно
существовало какое-то политическое образование,
именовавшееся, как на том настаивает
историографическая традиция, Ся, то встает
законный вопрос, почему среди сотен тысяч
шанских надписей нет о нем никакого упоминания?
Ведь не могли же шанцы, пусть даже не слишком
заботившиеся о сохранении памяти о прошлом,
но все же приносившие жертвы своим умершим
предкам, просто ничего не знать о том,
что один из их предков, Чэн Тан, некогда
одолел могущественное Ся, будто бы владевшее
всей Поднебесной (а именно это утверждает
традиция)? Одно из двух: либо ничего похожего
вовсе не было, как не было и мифического
Ся, либо реально было лишь незначительное
столкновение в постоянной борьбе одних
мелких этнополитических образований
с другими. Оба варианта возможны.
Но главное все-таки не в этом. Самое важное
в том, что никакого более раннего государства
и соответственно никакой династии в дошанское
время в Китае, судя по изученному в достаточной
уже мере археологами уровню развития
древнекитайского общества, в то время
не было и просто не могло быть. Реально
существовали лишь мелкие этнополитические
общности, ранние надобщинные политические
структуры со скорей всего еще основанным
на принципе меритократии выбором вождей,
в лучшем случае с практикой постепенного
перехода от выборности их к наследованию
должности в пределах правящего клана,
как то было, в частности, и в обществе
Шан.
Было ли одним из таких протогосударств
Ся? Если оно и существовало, то было незначительным
и, даже будучи действительно когда-либо
уничтоженным, едва ли могло оставить
о себе память в веках. Неудивительно,
что в надписях шанцев ничего подобного
не запечатлелось. Но ведь позже, в раннечжоуских
текстах, откуда-то Ся взялось. И не просто
взялось, но стало в центре сверхважной
концепции небесного мандата, обосновавшей
право чжоусцев на власть в Поднебесной.
У меня нет сомнений в том, что Ся сконструировали
сами чжоусцы, и я уже приводил свои версии
и аргументы на этот счет (см. [20, с. 64— 86;
21, с. 41—49]). Вкратце суть дела сводится
к следующему.
История с Ся — типичная для чжоуской
предконфуцианской историографии легенда,
построенная на основе переинтерпретированной
традиции. Согласно Сыма Цяню, после победы
над Шан чжоуский У-ван наделил уделами
своих соратников, среди которых будто
бы были и потомки легендарного Юя (см.
[86, т. 1, с. 188], т.е. те самые правители, которые
в чжоуской конструкции о Ся стали правителями
государства и династии, владевшей Поднебесной.
Переинтерпретированные предания, хранившиеся,
как это представляется вполне очевидным,
в доме потомков некоего Юя, получивших
в государстве Чжоу удел, были обработаны
чжоускими историографами в духе концепции
о мандате Неба и задним числом включены
в созданную ими же линейно-циклическую
историческую схему, ведшую от Хуанди
через Яо, Шуня и Юя, а затем через весь
цикл Ся (от праведника Юя к развратному
недобродетельному Цзе) и аналогичный
цикл Шан (от мудрого и добродетельного
победившего Ся и получившего небесный
мандат на управление Поднебесной шанского
Чэн Тана к последнему развратному и утратившемудэ шанскому
правителю Чжоу Синю) к закономерно унаследовавшим
великий небесный мандат ванам.
Но почему первые государство и династия
названы традицией именно Ся? Дело в том,
что этот термин в раннечжоуское время
использовался для обозначения всего
протокитайского этнокультурного субстрата
(хуа-ся>, чжу-ся). Очень логичным и по-своему
весьма разумным, понятным для всех было
использование именно его. Коль скоро
все китайцы — ся, то самым удачным было
в заново создававшейся конструкции первую
династию, первое будто бы охватывавшее
всю Поднебесную государство назвать
Ся, что ассоциировалось бы со всеми китайцами
времен Чжоу и воспринималось бы современниками
с максимальным доверием, которое было
весьма необходимо формировавшим традицию
раннечжоуским историографам.
Аньянский очаг культуры развитой бронзы
и урбанистической цивилизации
являет собой, безусловно, сложный гетерогенный
комплекс. Он сложился на местной китайской
поздненеолитической основе, вобрал
в себя многое из представленных местонахождениями
в Эрлитоу и Эрлигане культур
раннего бронзового века. Но только
к этому его истоки, как на том
ни пытаются настаивать специалисты
в Китае, да и не только одни они,
процесс его становления явно
не сводился. Некая и, возможно, весьма
существенная, а в цивилизационном
отношении наиболее развитая его
часть имела, видимо, внешние по отношению
к Китаю источники.
В первую очередь это касается запряженных
лошадьми боевых колесниц, бронзового
оружия, выделанного с украшениями в «зверином
стиле». Не вполне ясен также генезис шанской
иероглифической письменности, календаря
и высокохудожественного искусства, представленного
в форме поделок из камня, дерева, кости,
а также изделий из бронзы. Словом, в проблеме
генезиса развитого бронзового века и
урбанистической цивилизации в Китае
стоит разобраться основательней. Она
принадлежит к числу ключевых в ранней
истории Китая — как то было и применительно
к земледельческому неолиту в поздней
его предыстории.
Чем общий облик аньянского очага развитой
цивилизации отличен от раннего бронзового
века Китая, не говоря уже о неолитических
культурах хэнаньского и шаньдунскош
Луншаня, к которым он генетически в немалой
мере восходит? Давая ему характеристику,
Чжан Гуан-чжи в свое время выделил несколько
основных параметров — развитый урбанизм,
дворцовое строительство, человеческие
жертвоприношения, заметная социальная
дифференциация (классы), развитый комплекс
аристократического потребления (роскошные
гробницы, каменная скульптура, изделия
из нефрита и т.п.), бронзовая металлургия,
новые элементы военного дела (колесницы),
развитая система письма (см. [176, с. 273—274]).
Я бы прибавил к этому перечню еще и оружие
из бронзы, «звериный стиль» как специфическую
евразийскую форму изображений, развитый
евразийского типа календарь.
Часть этих нововведений может быть отнесена,
как то справедливо считает Чжан Гуан-чжи,
за счет постепенной эволюции китайского
неолита, другая фиксируется на стадии
раннебронзового века. То, чем аньянский
комплекс резко отличен и от китайского
неолита, и от ранней бронзы Эрлитоу и
Эрлигана, — уже упоминавшиеся письменность,
«звериный стиль», боевые колесницы с
одомашненными лошадьми, бронзовое оружие
втульчато-полостного типа, гробницы с
человеческими жертвоприношениями, календарь.
Это минимальный перечень, к которому
можно еще кое-что при желании добавить.
Как и откуда столь важные элементы развитого
урбанизма появились в Аньяне в XIII в. до
н.э.?
Чжан Гуан-чжи полагает, что практика сооружения
гробниц могла быть заимствована с юго-востока,
ще еще насельники неолитической культуры
Хуатин были знакомы с использованием
деревянной обшивки для гробов и погребальных
камер, в которых на специальных платформах
второго уровня — как то было и в шанских
погребениях — располагались сопогребенные
с покойником изделия [176, с. 280]. Что касается
бронзы, то она богато — хотя и не в таком
ассортименте, как в Аньяне, — была представлена
среди находок Эрлитоу и Эрлигана. Иными
словами, бронза и гробницы как бы выходят
за рамки принципиальных нововведений
аньянского этапа.
Стоит, однако, отметить, что вопрос о бронзе
не сводится только к тем моментам, которые
сближают аньянский очаг развитой бронзы
с предшествовавшими ему бронзовыми изделиями
Эрлитоу и Эрлигана. Во-первых, важно напомнить,
что и вопрос о генезисе эрлитоу-эрлиганской
бронзы остается неясным — при всех принципиальных
отличиях в технике литья китайских бронзовых
сосудов от иных евразийских образцов.
Во-вторых, существенно иметь в виду, что
очень характерные для аньянского бронзового
оружия втульчато-полостные типы топоров-кельтов,
наконечников копий и т.п. имеют, как то
было доказано специальными исследованиями
[262], некитайское происхождение.
Кроме того, по меньшей мере часть мотивов
украшений на аньянских изделиях из бронзы,
равно как и на многих иных изделиях из
камня, кости и дерева, — особенно те, что
выполнены в «зверином стиле», — тоже
не может быть сочтена результатом спонтанного
развития, хотя на том настаивал в свое
время Чжэн Дэ-кунь [181]. Ведь «звериный
стиль» — не просто изображения животных,
хорошо известные еще в палеолите, но определенный
и четко фиксированный стиль изображений
(динамически напряженные тела мчащихся
либо готовых к прыжку зверей с характерными
для их изображений стилевыми особенностями
— играющие мускулы и т.п.), истоки которого
восходят к ирано-месопотамскому региону.
Позже изделия в этом стиле распространились
по всей евразийской степи, включая Ордос,
откуда они, скорей всего, проникли и в
северный Китай (см. [17, с. 265—295]).
Но если по меньшей мере часть аньянской
бронзы, особенно втульчато-полостные
типы оружия и художественные украшения
в «зверином стиле», генетически не восходит
к протокитай-ской основе, даже к раннему
бронзовому веку эрлиганской фазы, в этом
смысле много более скудному, то это значит,
что на аньянском этапе к ранней шанской
(протошанской?) бронзе было добавлено
нечто существенно новое. Оно пришло в
Аньян после эрлиганской фазы и, скорей
всего, вместе с таким воинским снаряжением,
как запряженные лошадьми боевые колесницы,
ближневосточные корни которых (это касается
и лошади, которая была одомашнена именно
и только на Ближнем Востоке) вынужден
признать, хотя и как бы сквозь зубы, Чжан
Гуан-чжи [176, с. 279]. На мой взгляд, такого
рода вынужденное признание красноречивей
многих его аргументов в пользу автохтонности
аньянской цивилизации. Ведь если нечто
очень и очень весомое (а как раз так следует
относиться к месту запряженной лошадьми
боевой колесницы со всей сбруей, деталями
повозки и даже оружием колесничих, включая
в первую очередь втульчато-полостные
боевые топоры и наконечники копий) в цивилизации
Шан пришло в Аньян извне, издалека, минуя
предшествующие этапы автохтонного развития
собственно китайского раннебронзового
века, то это значит, что о полной автохтонности
аньянского очага цивилизации говорить
нельзя.
Но если стерильной автохтонности не было,
то многое следует (во всяком случае, допустимо)
рассматривать с позиций воздействия
хорошо знакомой по более ранним этапам
китайской истории (точнее, предыстории)
культурной диффузии. Например, можно
согласиться с тем, что пышные царские
гробницы шанских ванов в чем-то напоминают
погребения культуры Хуатин. Но можно
вспомнить и о том, что, когда эти гробницы
были обнаружены археологами, их сравнивали
с месопотам-скими царскими гробницами
из Ура (см. [25, с. 102]). И не столько потому,
что еще не были известны хуатинские погребения,
сколько вследствие бросавшегося в глаза
сущностного, духовно-идеологического
сходства захоронений владык с массовыми
сопогребениями рядом с ними — помимо
богатой утвари, колесниц и прочих роскошных
изделий — различных людей, включая приближенных,
жен и наложниц, слуг, рабов, телохранителей
и т.п. А коль скоро наличие в Аньяне боевых
колесниц с втульчатым оружием и одомашненными
лошадьми (пусть неизвестно как появившимися
— не обнаружено пока близких промежуточных
местонахождений1) — неоспоримый факт,
то почему бы не предположить, что вместе
со всем этим протошанцы принесли в бассейн
Хуанхэ и представление о необходимости
сооружения для своих обожествлявшихся
ими правителей пышных гробниц с помещением
туда сотен сопогребенных людей?
Итак, массовые сопогребения в пышных
гробницах, боевые колесницы с одомашненными
лошадьми, втульчато-полостное оружие
с хорошо известными в ближневосточном
регионе мотивами «звериного стиля» —
все это могло быть единым комплексом.
К нему можно отнести также шанский календарь,
который в принципе мало чем отличался
— если отличался вообще — от древневавилонского.
В связи со всем этим можно поставить и
вопрос о происхождении иероглифической
письменности.
Проблема письменности весьма сложна
и неясна. С одной стороны, аргументы в
пользу ближневосточного происхождения
китайской иероглифики, высказывавшиеся
специалистами еще век-два назад, были
сочтены неубедительными уже достаточно
давно, причем маститыми синологами. С
другой — за последние годы не было обнаружено
ничего, что могло бы дать серьезное основание
для тезиса о местном происхождении аньянской
иероглифики. Аргументы, сводящиеся к
тому, что знаки на керамике из Баньпо
(V тысячелетие до н.э.) или почти такие
же по уровню сложности знаки на эрлиганской
керамике (середина II тысячелетия до н.э.
— речь не идет о тех немногих шанских
костях с надписями, которые были обнаружены
в Эрлигане в неидентифицируемом слое
и потому остаются для науки загадкой)
представляют собой предтечу аньянской
иероглифики, неубедительны. Если за три
тысячелетия не было сдвига — то откуда
взяться ему сразу за два-три века, отделявшие
Эрлиган от Аньяна? А если принять во внимание,
что весь аньянский комплекс развитого
очага цивилизации по меньшей мере частично
был обязан своим уровнем внешнему воздействию,
то сомнения по поводу целиком местного,
автохтонного происхождения иероглифики
не могут не возникнуть. Они и возникают
у разных специалистов (подробнее см. [17,
с. 297—303]).
По-видимому, впредь до новых археологических
открытий, которые смогут дать материал,
существенно проясняющий ситуацию, наиболее
предпочтительным и потому приемлемым
объяснением загадок аньянского очага
урбанистической цивилизации остается
уже сформулированное выше предположение:
аньянский комплекс по происхождению
гетерогенен, причем едва ли не наиболее
существенная в цивилизационном плане
его часть имеет внешнее по отношению
к Китаю происхождение, хотя и остается
неясным, как именно элементы ближневосточной
цивилизации оказались в центральной
части бассейна Хуанхэ.
Не менее существенна и еще одна неясная
проблема: где именно и когда произошел
синтез гетерогенных элементов комплекса.
Все то, что известно об аньянском очаге
урбанистической цивилизации Шан, свидетельствует
о цельности, гомогенности цивилизационного
очага. Элементы его для их анализа приходится
вычленять искусственно. В реальности
же все они гармонично сочетались: иероглифические
знаки писались на гадательных костях,
известных в Китае по меньшей мере с луншаньского
неолита. «Звериный стиль» переплетался
с другими стилевыми особенностями шанской
художественной практики, совершенно
очевидно восходящими к эрлитоу-эрлиганской
фазе, а может быть, и к более раннему времени.
Даже пышные гробницы с массовыми сопогребениями,
а также боевые колесницы и лошади представляются
гармонично вписывающимися в общий стиль
существования позднешанской этнополитической
общности. Стало быть, то, что было внешним
по отношению к неолитическому и раннебронзовому
периоду развития китайской предыстории,
успело до аньянской фазы вступить с местными
элементами культуры в некий плодотворный
синтез. И это было, скорей всего, где-то
вне Аньяна и до него.
Как бы то ни было, однако, но все то, что
пока известно о генезисе урбанистической
цивилизации в Китае и об общем облике
аньянского ее очага, вынуждает говорить
о гетерогенном его происхождении и принимать
во внимание факт внешнего фактора. Это
не исключает того, что аньянский очаг
цивилизации был первичным в обширной
трансгималайской зоне Азиатского материка.
Однако первичность такого рода отнюдь
не равнозначна стерильной автохтонности.
Речь идет об ином: за пределами Гималаев
и Урала другого очага урбанистической
цивилизации той эпохи пока не обнаружено
— только здесь, в Аньяне, в бассейне Хуанхэ.
Если теперь обратиться к комплексной
характеристике материальной культуры
шанской цивилизации, то при всем блеске
дворцов, гробниц, колесниц, бронзового
оружия и изделий художественного ремесла
весьма существенным все-таки окажется
другое. Дело в том, что аньянский очаг
урбанизма сложился на хорошо удобренной
почве, которая создавалась веками, причем
прежде всего в бассейнах великих китайских
рек. Не умаляя роли Янцзы и тяготевшей
к ней реки Хуай и даже напоминая лишний
раз о том, что именно там, на юге, были
освоены богатейшие рисовые поля и, возможно,
положено начало уникальной практике
шелководства, стоит все же подчеркнуть,
что очагом цивилизации в Китае стал бассейн
Хуанхэ. И хотя здесь вполне могла сыграть
свою роль случайность (речь о внешнем
по отношению к Китаю культурном компоненте,
который мог и должен был сыграть роль
катализатора в ускорении процесса сложения
урбанистического очага развитой цивилизации),
в ней была и немалая доля закономерности.
Бассейн Желтой реки во многих отношениях
был уникальным местом, наиболее подходящим
для того, чтобы стать базой для возникновения
такого очага.
Спорадические разливы реки поставляли
— пусть нерегулярно — илистые удобрения,
без которых поля не были бы столь плодородными.
Регулярные дожди вкупе с речными разливами
гарантировали устойчивое богарное земледелие
(ирригационные сооружения в Китае появились
значительно позже шанского времени),
а удобренная илом лессовая почва давала
неплохой урожай. Среди земледельческих
культур преобладали различные сорта
проса, но в Шан, насколько можно судить
по надписям на костях, успешно выращивались
также и пшеница, ячмень, бобы, горох, фасоль,
конопля, не говоря уже о различных овощах
и фруктах. Похоже на то, что климат в бассейне
Хуанхэ в те далекие времена был более
мягким, чем нынче. Некоторые надписи на
костях позволили специалистам предположить,
что урожай собирался — во всяком случае,
кое-где — дважды в год, сначала просо,
потом пшеница. Среди домашних животных
преобладали свинья и собака, но активно
использовались также овца и коза, были
известны корова и лошадь, домашняя птица
— куры, утки, гуси. Из надписей явствует,
что знали шанцы и слонов — скорей всего,
прирученных, привезенных с юга. Для нужд
шелководства выращивался тутовник. Много
упоминаний о ловле рыбы.
Большое место в жизни шанцев занимала
охота — и как развлечение, и как тренировка
воина, и как средство пополнения запасов
пищи. Среди объектов охоты — кабаны, олени,
даже тигры. Немало было и мелкой дичи
— зайцы, лисы, барсуки, водоплавающая
птица. Видимо, собирались грибы, ягоды,
коренья, травы — стоит напомнить, что
в шаманской и особенно лечебной практике,
с которой общество Шан было хорошо знакомо,
все эти продукты играли существенную
роль.
Для собирательства и охоты, включая рыболовство,
больших технических и технологических
новаций не требовалось — они были известны
людям с незапамятных времен. Что касается
скотоводства, то особенно ценились лошади.
Не вполне ясно, где производился выпас
коров, овец, коз, лошадей, ибо в бассейне
Хуанхэ, тем более в районе Аньяна, условия
для этого были не слишком подходящими.
Не исключено — и кое-что из материалов
надписей говорит в пользу такого рода
предположения, — что уход за стадами
возлагался на бывших в контакте с шанцами
соседей-иноплеменников более северных
районов.
Агротехника, связанная с возделыванием
полей и выращиванием зерна, овощей и иных
сельскохозяйственных культур, базировалась
в основном на традициях неолита. Господствовал
ручной труд с использованием орудий из
камня и дерева (деревянные сохи типа лэй,
каменные мотыги и серпы). Ни металл, ни
тягловый скот в земледелии не применялись.
Противоположные утверждения слабо аргументированы,
как и предположения о применении органических
удобрений (навоз, фекалии) для повышения
урожайности полей.
Ремесло шанцев достаточно четко подразделялось
на две сферы — обычное домашнее, необходимое
для жизнедеятельности крестьян и тех,
кого они кормили, и престижное, связанное
с созданием того, что, собственно, и именуется
урбанистическим очагом, т.е. развитой
цивилизацией. Первая сфера — добывающие
и технические промыслы, обработка продуктов
(от выделки шкур, прядения и ткачества,
выкармливания шелковичных червей, выделывания
керамических изделий до сооружения жилищ,
разнообразных плотницких и столярных
работ, изготовления поделок из камня,
кости, дерева, раковин и т.д. и т.п.). Отличие
изделий этой сферы ремесла — повседневная
и массовая потребность в них. Нехитрые
по замыслу и порой весьма примитивные
и грубоватые по исполнению, продукты
такого рода были жизненно необходимы
всем.
Иное дело — ремесленные изделия второй
сферы, которые были предназначены для
ограниченного круга людей, для престижного
потребления социальных верхов, прежде
всего родовой аристократии. Именно эта
сфера демонстрирует блеск аньянского
очага, именно ее высокий уровень создает
общий облик урбанистической шанской
цивилизации. Чем же в этом плане могли
гордиться квалифицированные мастера-ремесленники?
Достаточно многим.
Прежде всего — дворцовое строительство,
создание больших многокомнатных домов-дворцов
на специально сооружавшихся для этого
и использовавшихся в качестве фундамента
постаментах, земляных, утрамбованных
слой за слоем (метод хая-ту) платформах-стилобатах.
Уже в поселениях эрлитоу-эрлиганской
фазы обнаружено немало построек такого
типа, требовавших для своего сооружения
длительного труда сотен людей. Это же
касается и сооружения многометровых
городских стен, также создававшихся методом
послойной трамбовки хан-ту, и огромных
царских гробниц, где главной задачей
было обустройство подземных помещений.
Во всех таких случаях требовался не только
огромный объем работ с использованием
неквалифицированного труда. Нужны были
и определенные навыки архитектурного
мастерства, т.е. строители-специалисты
разных профилей и высокой квалификации,
способные создать крепкие и стройные
деревянные конструкции под навесными
крышами для домов-дворцов и надежные
подземные деревянные каркасы и покрытия
для подземных гробниц. Разумеется, квалифицированные
мастера-строители были выходцами из тех
же работников, что веками строили деревенские
хижины. Однако требования времени и связанного
с ним увеличивавшегося в масштабах престижного
строительства вызвали к жизни обособление
мастеров высшей квалификации, активно
использовавшихся только и именно для
возведения престижных сооружений.
Это же относится к мастерам многих других
специальностей — оружейникам, ювелирам,
колесникам и т.п. Особо следует сказать
о кузнецах-металлургах. Производство
изделий из бронзы, будь то сосуды или
оружие, утварь или украшения, в основном,
если не исключительно было ориентировано
на потребление высших слоев. Соответственно
совершенствовалось качество изделий,
достигало уровня высокого искусства
индивидуальное мастерство умельцев.
Его наглядно демонстрируют великолепные
боевые колесницы, бронзовые ритуальные
сосуды, богато разукрашенные и искусно
выделанные украшения, символы власти.
Конечно, мастера работали с помощью немалого
числа помощников и обслуживавшего их
нужды низкоквалифицированного и неквалифицированного
персонала, выполнявшего черновую работу.
Но сам факт вычленения небольшого отряда
специалистов высокого класса как раз
и следует считать показателем процесса
возникновения очага урбанистической
цивилизации. Для верного понимания этого
процесса необходимы некоторые пояснения.
Дело в том, что на протяжении долгих десятилетий
вульгарные истматовские концепции искажали
исторический процесс. Конечно, для того,
чтобы возник очаг урбанистической цивилизации,
необходим был определенный уровень общественного
производства — именно тот, который был
создан неолитической революцией. Но земледелие,
скотоводство, оседлый образ жизни и появление
принципиально новых условий существования
человека, занятого производящим хозяйством
(в отличие от господствовавшего до того
хозяйства потребляющего), создали лишь
необходимый фундамент. Без него никакой
цивилизации возникнуть не могло.
Однако коль скоро такой фундамент уже
был, от каких факторов зависело возникновение
надобщинных политических структур, урбанистической
цивилизации и государства? Марксизм утверждал,
что от разделения общества на классы,
причем именно на рабов и рабовладельцев.
Между тем все обстояло совершенно иначе.
Современной наукой уже достаточно хорошо
и полно разработана схема генерального
процесса формирования надобщинных политических
структур.