Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 15:59, реферат
Описание работы
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Содержание работы
Источники и историография Древнего Египта.
Страна и население.
Возникновение государства в Египте.
Источники права.
Каменные и медные орудия труда. Ремесла раннего царства.
Земледелие и скотоводство.
Объединение Египта.
Религия Древнего Египта. (Мумификация, боги Египта)
Как установили ученые, во времена,
которые предшествовали образованию объединенного
государства, Египет распался на несколько
десятков отдельных областей. По-гречески
эти области назывались номами. Первое
государство возникло в пределах небольших
номов, которые охватывали несколько поселений,
объединенных вокруг городского центра,
где находились резиденция вождя и святилище,
почитаемого здесь божества. На территории
Верхнего Египта в период нового царства
насчитывалось 22 нома, в Нижнем Египте
- 20 номов. В силу природных условий
номы - древнейшие государственные
образования стремились к объединению,
в следствии чего появились более крупные
царства. Скорее всего объединение
номов Верхнего Египта в одно царство
и Нижнего Египта - в другое крупное царство
произошло в IV тысячелетии до н.э. Правитель
Верхнего Египта стал носить корону
белого цвета, а Нижнего - красного
цвета. Некоторое время царства существовали
рядом друг с другом и вели между собой
войны. Но тенденция к объединению
продолжала действовать и привела в конечном
счете к объединению Верхнего и Нижнего
царств в единое древнеегипетское государство,
охватывающее всю долину от первого порога
до среднеземноморского побережья.
Раннее царство (XXXI XXIX в.в. до н.э.). Объединение
Верхнего и Нижнего царств было революционным
по своему значению в истории Древнего
Египта. В рамках одного государства были
сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты
Нила, появились благоприятные
условия для создания общеегипетской
ирригационной состемы, без которой
невозможно существование продуктивного
и земледельческого хозяйств. На смену
постоянным внутриегипетским войнам,
ослаблявшим страну, пришло политическое
единство. Объединение Египта было достигнуто
в результате множественных воин между
Верхним и Нижним царствами.
В более поздние времена постоянно
разграничивались две половины государства
- верхнеегипетская и нижнеегипетская,
а в особе царя соединялись два властителя
- верхнеегипетский и нижнеегипетский.
До нашего времени сохранились
обломки древнеегипетской летописи, которая
была высечена на камне примерно в середине
III тысячелетия до н.э. Судя по ним, в летописи
перечислялись египе6тские цари и от времени
их царствования имелись погодные записи.
Необходимо отметить, что египетские цари
обыкновенно называются фараонами. Имя
и титул египетского царя являлись священными,
поэтому царя избегали называть по
имени без особой к тому надобности. С
середины II тысячелетия египтяне называли
царя иносказательно: пер-«о» - «большой
дом», откуда происходит видоизмененное
слово «фараон».
Судя по тем же обломкам древнегреческой
летописи, перечисленным царям предшествовал,
по всей вероятности, ещё в IV тысячелетии
до н.э. длинный ряд царей, владевших как
областями Северного (Нижнего), так и Южного
(Верхнего) Египта, для которых летопись
не давала погодных записей.
Увы, мы не знаем, сколько времени
продолжался ранний период в истории Египта
определенно можно сказать, что около
3000 г. До н.э. государство в долине Нила
уже существовало.
Точное летоисчисление древнеегипетской
истории также невозможно за недостаточностью
данных. Поэтому время зачастую обозначается
не столько столетиями, сколько - условно
- династиями.
Древние списки фараонов делились
на династии, и жрец Манефон, написавший
около 300г. До н.э. по-гречески своё сочинение
об истории Египта, насчитывал до 30 династий
фараонов.
Принято историю древнеегипетского
царства делить на несколько периодов
- Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее
царства. К Раннему царству относят I и
II династии по списку Манефона. Кроме того,
сюда же относят и полузабытых древнеегипетской
традицией прямых предшественников I династии,
так как во времена их правления классовое
общество и государство в Египте, скорее
всего, уже сложилось.
Обычно царей этого времени
называют по отношению к манефоновским
спискам династий додинастическими царями.
Источники права
Источником права в Древнем
Египте первоначально был обычай. С развитием
государства активной становится законодательная
деятельность фараонов. Есть сведения
о становлении кодификаций, однако до
нас они не дошли. Сохранившиеся сведения
о египетском праве весьма кратки.
В Египте существовало несколько
видов земельных владений: государственные,
храмовые, частные и общинные. Можно было
совершать различные сделки с землей:
дарить, продавать, передавать по наследству.
В частной собственности было
и движимое имущество: рабы, рабочий скот,
инвентарь и пр.
Существовали несколько видов
договоров - договор займа, договор найма,
купли-продажи, аренды земли, поклажи,
товарищества.
Предусматривался особый порядок
передачи земли из рук в руки, включающий
несколько заключений договора, оплату,
вступление во владение, а также и действия
религиозного характера.
Для семейных отношений Древнего
Египта было характерно довольно высокое
положение женщин в семье. Брак заключался
на основе договора, от имени жены и мужа.
Приданое жены оставалось ее собственностью,
допускалась и передача жене всего имущества
семьи. Развод был свободен для обеих сторон.
Наследниками по закону были дети обоего
пола. Завещание могли составить и муж
и жена.
Уголовное право Древнего Египта
знало следующие виды преступлений: 1)
государственные - измена, заговор, мятеж,
разглашение государственной тайны; 2)
религиозные - убийство священных животных,
чародейство: 3) против личности - убийство,
отступление от правил врачевания в случае
смерти больного; 4) против собственности
- кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления
против чести и достоинства - прелюбодеяние,
изнасилование.
Основной целью наказания было
устрашение. Применялись различные телесные
и членовредительские наказания, широко
применялась смертная казнь. Кроме того,
существовали заключение в тюрьму, отдача
в рабство, денежные штрафы.
Процесс начинался по жалобе
потерпевшего и носил состязательный
характер. В качестве доказательств служили
свидетельские показания, клятвы, допускались
пытки. Делопроизводство носило письменный
характер.
Каменные и медные орудия труда. Ремесла
раннего царства.
Не вызывает сомнения, что добыча
руды и изготовление орудий из металла
явилась сильным толчком для развития
производства. Уже сравнительно давно
при раскопках погребений времен I династии
было обнаружено немало медных орудий,
причем, из естественной меди, без искусственного
приплава. Особенно много было обнаружено
резцов и иголок, а также топоров шильев,
тесел, щипцов, значительное количество
медных гвоздей и проволоки, медных обшивок,
посуды, различных украшений.
Вместе с тем, в то же время еще
широко применялся в качестве материала
для производства орудий и камень. Об этом
говорят многочисленные кремниевые орудия
- ножи, разнообразные скребки, наконечники
стрел, - найденные в погребениях не только
подданных, но и царей как I, так II династии.
Во времена Раннего царства
широкое распространение и значительное
совершенство получило строительство
из кирпича-сырца. Как считают археологи,
кирпичный свод египтяне умели возводить
уже в первой династии.
В то же время в Египте широко
использовалось дерево. По всей видимости,
страна тогда была гораздо богаче деревом,
чем позже. Об этом свидетельствует изображение,
относящееся ко времени около I династии,
на котором показаны целые ряды густых
деревьев в Западном нагорье. Подземные
склепы царей I династии, обшитые внутри
деревом и перекрытые очень толстыми бревнами,
говорят о большом мастерстве в обработке
дерева. Об этом же свидетельствуют и остатки
домашней обстановки.
Вместе с тем при I и II династиях,
более чем когда-либо прежде, была распространена
каменная посуда, особенно изготовленная
из более мягкого камня - преимущественно
алебастра который легко поддавался обработке
орудиями из меди.
Как свидетельствуют находки
археологов, в то далекое время древние
египтяне уже умели изготовлять стекло.
Самый древний образец искусственно
изготовленного стекла - бусину зеленоватого
цвета диаметром около 9 мм. - археологи
обнаружили недалеко от древней столицы
Египта Фив. И скорее всего именно Египет
был родиной стеклоделия. Возраст находки
- 5,5 тысяч лет.
Земледелие и скотоводство.
Характерной чертой истории
древнейшего Египта являлось то, что здесь
в силу природных условий даже при тогдашнем
уровне развития техники оказался возможным
огромный рост производительности земледелия.
Человеку необходимо было освоить
Нил, который не только орошал землю, но
и при ежегодных своих разливах отлагал
плодоносный ил. Освоить для того, чтобы
эту реку можно было приспособить для
развития своего хозяйства. Без искусственных
осушения и орошения долина Нила оставалась
бы топкой низиной посреди зыбучих песков.
Для освоения реки ( т.е. нужно было копать
оросительную сеть, насыпать водопреградные
насыпи, содержать в исправности все эти
сооружения, открывать и закрывать протоки)
требовались достаточно несложные орудия
- мотыги и корзины для переноски земли.
Сохранилось изображение, относящееся
ко времени одного из додинастических
царей. На нем показаны подданные царя,
голыми руками и мотыгой работающие на
многоводном потоке.
Уже при I династии Египет, пересеченный
оросительными сооружениями, стал страной
исключительного плодородия.
В период раннего царства уже
были известны чуть ли не все виды домашнего
скота, распространенные в Древнем царстве.
Египтяне держали быка, осла, барана с
развесистыми рогами, козу. Об этом свидетельствует
изобразительное искусство, письменность,
а также об этом можно судить по находкам
костей животных при раскопках.
Как считают ученые, в то время
держали много скота. Ещё около начала
I династии один из царей хвалился захватом
400 тыс. голов крупного рогатого скота
и 1422 тыс. голов мелкого скота. Этот царь
воевал против Нижнего Египта, так что
вполне возможно, его добыча появилась
оттуда.
Объединение Египта.
Как свидетельствуют исторические
источники, в начале II династии древнеегипетские
цари нарушили вековую традицию и перестали
использовать абидосское кладбище. Впоследствии,
еще при той же династии, в Абидосе опять
стали появляться царские погребения,
однако теперь цари уже носят новую, несколько
необычную титулатуру.
Как уже отмечалось выше, правители
Египта обычно именовали себя богом Гором.
Теперь же, в период II династии, мы обнаруживаем
царя, который неожиданно объявил себя
не Гором, а его противником - богом Сетом.
Мало того, другой, следующий за ним царь,
уже под самый конец династии, вдруг провозгласил
себя одновременно Гором и Сетом и даже
именовался, как считают ученые приблизительно
так: «Тот, в ком умиротворились оба бога».
Трудно сказать со всей определенностью,
были ли такие изменения титулатуры связаны
с кровавыми событиями в Нижнем Египте,
где почитался бог Сет, о которых повествует
царь той же династии Гор-Хасехем. На подножиях
двух своих изваяний он символически изобразил
Нижний Египет пораженным. Там же изображены
трупы бунтарей, а также указано число
павших врагов: на одном изваянии - 48205,
на другом - 47209. На двух каменных сосудах
представлена богиня Верхнего Египта,
которая вручает Гор-Хасемему, украшенному
верхнеегипетской короной, знак соединения
обеих земель в « год поражения Нижнего
Египта».
Поражение Севера и прекращение
династических распрей привели к концу
II династии к окончательному объединению
страны, открывшему новую эпоху в истории
Египта - эпоху Древнего царства. «Белые
стены» царя Менеса - город Мемфис становится
столицей единого государства. Согласно
наиболее распространенному мнению, к
одному из названий этого города - Хет-ка-Птах,
что значит « Усадьба двойника Птаха»
- главного бога столицы, и восходит греческое
Айгюптос и наше наименование страны -
Египет.
Религия Древнего Египта
По представлениям древних
египтян, жизнь не заканчивалась смертью.
Тело умирало, но душа продолжала жить
в потустороннем мире, представлявшем
собой копию реального. И в нем "Ка",
жизненная сила, возвращалась телу. Родственники
обязаны были обеспечить умершему достойную
жизнь в загробном мире. Не сделай они
этого - мертвые "возвратятся с ветром",
и месть их будет страшной. К посмертным
дарам принадлежала так называемая "Книга
мертвых" - сборник заклинаний, которые
должны были уберечь мертвых от опасности.
Одно из почти 200 магических заклинаний
"Книги мертвых" гласит: "Плыви,
о успокоившийся в Осирисе, на ладье Ра,
совершай с миром путь твой, о успокоившийся
в Осирисе, пока не станешь единым, как
Маат с солнечным диском, в бесконечном
объятии его света".
Древние египтяне не верили,
что после смерти человек может занять
другое социальное положение: фараон в
царстве мертвых не мог стать придворным,
а подданный - царем.
В отличие от людей, боги могли
перевоплощаться по своему желанию. Многих
из них представляли в виде животных -
кошки, коровы, быка. Так, бог Себек изображался
с головой крокодила, богиня Хатхор - в
виде коровы или женщины с рогами коровы.
Религиозные представления
древних египтян отличались, с точки зрения
современного человека, противоречивостью.
В самих богах соединялись противоречия:
Осирис одновременно был богом мертвых
и богом плодородия.
Подобно чередованию восходов
и закатов солнца, постоянно чередуются
смерть и рождение. Реальный и потусторонний
мир относили к разным странам света, мир
живых - к востоку, мертвых - к "прекрасному
западу". Так, Луксор на левом берегу
Нила предназначался для живых и для поклонения
богам, а из Фив на западном берегу фараоны
отправлялись в царство мертвых.
Мумификация
Примерно с 3400 г. до н.э. c помощью
высокого искусства мумификации готовили
тела умерших к путешествию в загробный
мир и к их сохранению в вечности. 70 дней
останки находились в пересыщенном содовом
растворе, далее бальзамирование продолжалось
и включало очень много технологических
стадий. Так, мумии фараонов пережили тысячелетия.
Но им наносили ущерб расхитители гробниц,
а также некоторые археологи.