Древняя
Греция
Древняя Греция и ее
культура занимают особое место в
мировой истории. В высокой оценке
античной (т.е. греко-римской) цивилизации
сходятся мыслители разных эпох и
направлений. Французский историк
прошлого века Эрнест Ренан назвал
цивилизацию древней Эллады “греческим
чудом”. Самые высокие оценки греческой
цивилизации не кажутся преувеличенными.
Но что породило мысль о “чуде”?
Греческая цивилизация — не единственная,
да и не самая древняя. Когда она
появилась, некоторые цивилизации
древнего Востока измеряли свою историю
уже тысячелетиями. Это относится,
например к Египту и Вавилону. Мысль
о чуде греческой цивилизации
вызвана скорее всего ее необычайно
быстрым расцветов. Общество и культура
Древнего Египта уже в начале третьего
тысячелетия до нашей эры находилась
на той ступени развития, которая
позволяет говорить о переходе от
варварства к цивилизации. Создание
греческой цивилизации относится
к эпохе “культурного переворота”
— VII - V вв. До н. Э. В течение трех
веков в Греции возникла новая
форма государства — первая в
истории демократии. В науке, философии,
литературе и изобразительном искусстве
Греция превзошла достижения древневосточных
цивилизаций, развивающихся уже
более трех тысяч лет. Разве не
было это чудом? Конечно, никто не
имел в виду сверхъестественное происхождение
греческой цивилизации, но указать
исторические причины появления
“греческого чуда” оказалось
совсем непросто. Возникновение и
расцвет греческой цивилизации,
совершившиеся фактически на протяжении
жизни нескольких поколений, составляли
загадку уже и для самих
греков. Уже в V в. до н. э. появились первые
попытки объяснения этого феномена. Прародителем
многих достижений греческой культуры
был объявлен Египет. Одним из первых был
здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно
высоко ценивший культуру Древнего Египта.
Знаменитый Ритор и Сократ утверждал,
что Пифагор воспринял свою философию
в Египте, а Аристотель называет эту страну
родиной теоретической математики. Родоначальник
греческой философии Фалес был финикийцем
по происхождению. Приехав в Египет, он
учился у жрецов, заимствовал у них представление
о воде как первоначале всего сущего, а
также знания по геометрии и астрономии.
Такие же сведения мы
находим у древних авторов
относительно Гомера, Ликурга, Солона,
Демокрита, Героклита и других выдающихся
представителей греческой культуры. Что
же заставляло греков искать восточные
корни своей собственной культуры? Современная
наука указывает несколько причин. Во-первых,
греки, знакомясь с египетской культурой
и культурой других стран Древнего Востока,
действительно, многое заимствовали, а
в других случаях обнаруживали черты сходства
между своей культурой и культурами востока.
Зная о большой древности восточных цивилизаций,
греки склонны были объяснять происхождение
того или иного явления греческой культуры
заимствованиями эллинов на Востоке, что
казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал
консерватизм жизненных устоев, характерный
для всех древних обществ. Греция не составляла
исключения в этом отношении. Древним
грекам было присуще глубокое уважение
к старине. Вот почему греки были готовы
щедро отдать другим народам свои собственные
достижения.
Современная наука
дает и другие объяснения происхождения
древнегреческой цивилизации. Ренан
усматривал причину “греческого
чуда” в свойствах, якобы присущих
арийским языкам: абстрактности и
метафизичности. Выделяли особую одаренность
греков в сравнении с другими
народами древности. Различные гипотезы
рассмотрены в книге историка
А. И Зайцева “Культурный переворот
в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.”.
Им приведены конкретные сведения,
опровергающие расистские гипотезы.
Многие историки приходят к выводу,
что причины величия греческой
цивилизации следует искать не в
расовой предыстории Греции, а
в конкретной исторической действительности
первого тысячелетия до н. э.
Известный швейцарский
ученый Андре Боннар в соей книге “Греческая
цивилизация” утверждает, что греческая
цивилизация и античная культура базировались
на античном рабстве. Греческий народ
прошел те же этапы развития, что и другие
народы. Боннар утверждает, что греческого
чуда не существует. В центре его книги
люди, создавшие греческую цивилизацию
и созданные ею. ”Отправной точкой и объектом
всей греческой цивилизации является
человек. Она исходит из его потребностей,
она имеет в виду его пользу и его прогресс.
Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно
и мир, и человека, один посредством другого.
Человек и мир, в представлении греческой
цивилизации являются отражением один
другого — это зеркала, поставленные друг
против друга и взаимно читающие одно
в другом”.
Литература, искусство
и философия Древней Греции дали
толчок развитию европейской культуры.
Древняя Греция открыла человека
как прекрасное и совершенное
творение природы, как меру всех вещей.
Великолепные образцы греческого гения
проявились во всех сферах духовной и
социально-политической жизни: в поэзии,
архитектуре, скульптуре, живописи, политике,
науке и праве. Греки создали
науку, которую некоторые исследователи
называют “мышлением по способу греков”.
У истоков европейской культуры
находится микенская цивилизация.
Отличительной чертой
микенской цивилизации является
наличие дворцов-цитаделей, мощных
архитектурных комплексов, содержащих
обширные кладовые, помещения административного
и культурного назначения. Такого
рода дворец — средоточие сложной
экономической военной и религиозной
жизни. “Дворец держал на строжайшем
учете реальные и запланированные
поступления (в основном продукцию
ремесла и сельского хозяйства),
дворец ведал организацией рабочей
силы, военного дела, выдачей продовольствия
лицам, выполняющим какую-либо работу”.
Возглавлял деятельность такого дворца
царь-жрец (ванака). Основная функция царя
заключалась в сохранении “священного
порядка в природе”. Человек в такой системе
был зависим от религиозного мировоззрения.
Кстати, идея божественного происхождения
каждой профессии долго сохранялась у
древних греков. И у Гомера встречается
подробное описание многих ремесел, а
в качестве их творцов указываются Гефест
и Дедал. Мифологическое мировоззрение
было типично для микенской цивилизации.
Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим
силам: родовой аристократии и сельской
общине. И в гомеровском эпосе вместо царя
— “басилевс”, скорее военный предводитель.
“Басилевсы” вели свою родословную от
богов. Обычно Гомер говорит о них накануне
сражения, чтобы подчеркнуть значимость
поединка. Интересен в этом отношении
диалог Диомеда и Главка: “Тщиться других
превзойти, непрестанно пылать отличиться,
Рода отцов не бесчестить, которые славой
своею Были отличны в Эфире и в царстве
ликийском пространном”. Нормами жизни
человека в микенской цивилизации и у
гомеровских героев были честь, слава,
стыд. Платон называл Гомера “воспитателем
Греции”.
Характерным признаком
древнегреческой цивилизации являлся
демократизм. Античная классическая демократия
рассматривалась как форма государственного
устройства, в основе которого лежит
свобода. Гарантией личной свободы
гражданина было право частной собственности
на средства производства (и, прежде всего,
на главное из них — землю) с
возможностью продажи ее или передачи
по наследству, право свободного распоряжения
произведенными товарами (то есть свободный
рынок), право непосредственно влиять
на формирование внутренней и внешней
политики государства и антимонопольные
законы, препятствовавшие концентрации
экономической и политической власти
в руках одной личности, семьи,
сословия, класса. Недостатком классической
античной демократии было то, что свободой
в каждом из греческих государств
(а их было около 2 тысяч) обладал
только полноправный гражданин именно
этого государства и только в
пределах своего государства. Все прочие
лично свободные жители этого
государства — иммигранты и женщины
— гражданскими правами не обладали
и частной собственностью (особенно
недвижимой) владеть не могли. Не говоря
уже о рабах, которые не обладали
даже личной свободой и в саму категорию
людей включались только отдельными
свободомыслящими греками и римлянами.
Одним из видимых результатов
развития греческой цивилизации
стала античная скульптура. Заимствованная
греками из древней и рафинированной,
но безличной и униформированной
деспотичной цивилизации Египта, уже в
архаическую эпоху она отличается от окоченевших
и схематичных греческих фигур большей
мягкостью, живостью и большей индивидуализацией
очертаний. А с началом классической эпохи,
характеризующейся массовым ростом самосознания
свободных граждан демократических полисов,
скульптура приобретает специфические
античные оригинальные черты. Она перестает
служить застывшим в деревянной позе символом
незыблемости привилегий родовой знати
и начинает отражать динамику отношений
полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура
также была сращена с динамичными
общественными процессами. До эпохи
эллинизма царских дворцов не
строили по причине отсутствия царской
власти. Главными зданиями городов
вначале были дома божеств, покровителей
городов, — храмы. По мере роста благосостояния
и развития демократии другой важнейший
центр полиса — агора, площадь, где
собирался народ для решения
как политических, так и экономических
проблем (в частности, для товарообмена),
начала обстраиваться зданиями, предназначенными
для различных общественных нужд
— разного рода правительственных
учреждений, собраний и т.п. Это здание
городского совета — булевтерий, театр,
гимнасий, палестра, стадион. Греческая
архитектура сделала ряд оригинальных
разработок, в частности, как формы храмов,
так и их отдельных деталей. И несмотря
на монументальный характер греческой
общественной архитектуры классического
времени, чувство пропорции не позволяло
создавать сооружения, служившие целям
подавления и принижения чувств свободного
гражданина свободного государства, в
отличие от архитектуры древневосточных
деспотий, эллинистического и римского
времени, где индивидуалистически-монополистические
тенденции поощряли гипертрофированную
монументальность и колоссальность сооружений.
(С эллинистического же времени в греческой
архитектуре появляются дворцы царей
и виллы царских вельмож и состоятельных
людей.) Частные здания вместе с ростом
благосостояния общей массы населения
демократических полисов также благоустраивались.
Города снабжались водопроводом и канализацией.
Вновь построенные города (например, Пирей)
создавались уже согласно греческой философии
архитектуры, наиболее выдающимся представителем
которой был Гипподам из Милета (гипподамова
планировка). Античная цивилизация возникла
как цивилизация городов-государств и
оставалась до своего конца таковой, несмотря
на потерю городами права на проведение
самостоятельной внешней политики, подкрепленной
собственными независимыми вооруженными
силами. Но в процессе все большего наступления
императорской центральной власти на
права муниципального самоуправления
(плоть до драконовского налогообложения
Юстинианом) города терли источники не
только развития, но и регенерации и приходили
в упадок.
Вместе с античным
городом формировалась и греческая,
а затем и римская литература,
все те ее жанры и литературные
образцы, которые в значительной
степени будут определять развитие
европейской и мировой литературы.
В архаическую эпоху производится
запись созданного в темные века дописьменного
эпоса, в частности “Илиады” и
“Одиссеи” Гомера, ставших предметами
школьного образования не только
в гимнасиях античности, но и в гуманистической
(классической) гимназии нового времени.
Живой эпос уже не создается, а лишь пародии
на него, поскольку его естественная среда
— аристократическая община — уступает
свои позиции демократии. Эмансипирующаяся
личность осуществляет свою потребность
в выражении и осознании чувств и переживаний
в другом роде литературы — в лирике. Именно
в эпоху архаики возникает целое созвездие
мастеров разных лирических форм — Алкей,
Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие.
В классическую же эпоху ведущим жанром
становится драма, а обязательным атрибутом
архитектуры каждого города — театр. Величайшие
драматурги трагедии — Эсхилл, Софокл,
Эврипид, комедии — Аристофан. Исэгория
(равная свобода слова для всех граждан)
и исономия (политическое равноправие)
вызывают расцвет некогда аристократического
искусства — ораторского, для проявления
которого было достаточно поводов на заседаниях
народного собрания, совета, суда, на народных
празднествах и даже в быту. Особыми мастерами
этого искусства и одновременно политическими
деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме
них можно назвать десятки имен, поскольку
ораторское искусство не умирало в античности
никогда, хотя с падением греческой демократии
и римской республики оно, скорее, превратилось
в красноречие.
Развитие общественного
самосознания послужило причиной возникновения
литературы, описывающей государства
в процессе развития, то есть историографии,
наиболее выдающимися представителями
начального этапа которой были Гекатей
Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение
субъекта и объекта, личности и окружающего
мира, то есть проблемы, появившиеся вместе
с греческой свободой, с помощью различных
подходов пытается осмыслить родившаяся
вместе с ней греческая философия, в отличие
от других сфер греческой духовной культуры
так и не получившая настоящего развития
в римской культуре.
В тесной связи с
философией развивается и греческая
наука, уже в классическое время
имевшая большие достижения, —
математика, геометрия, астрономия, медицина,
продолжением которых и являются
современные соответствующие научные
дисциплины. Высокого уровня достигла
и техника. Однако в античности она
не образует тесной связи с научными
разработками, поскольку все более
распространявшийся в постклассическое
время рабский труд был дешевле техники.
Стабильное развитие имела только военная
техника. Вместе с тем за тысячу лет от
эпохи классики и до конца античности
инженеры и техники дали сравнительно
сильный толчок развитию производительных
сил, расширили ассортимент товаров потребления,
повысили их качество, увеличили их количество.
Технические новинки кроме военной области
использовались в подъемных механизмах,
судостроении, горной промышленности
(включая каменоломни и метеллургические
предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы,
водяное колесо). Применялось давление
пара и воздуха. Несмотря на тормозящую
силу рабского труда, еще в античности
начинают применяться прогрессивные конструкции
плугов, косилки, жатки, и водяные мельницы.
К четвертому веку до
н.э. в общих чертах в Греции сложилась
система образования — общее
образование или энциклопедическое
образование, энкюклиос пайдейа, которое
в своей основе не было отвергнуто ни Римом,
ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим
новым временем (гуманистическая или классическая
гимназия, гуманитарное образование).
Классические языки — древнегреческий
и латынь — в форме так называемой интернациональной
лексики вошли во все европейские и неевропейские
языки и, являясь международным языком
науки и культуры, связывают воедино, ка
живые нервы и кровеносные сосуды, современную
цивилизацию с ее живительными источниками
— историческим опытом и достижениями
прошлого.
Список
литературы
Энциклопедический словарь
юного историка М.,”Педагогика-пресс”,1993
Казимеж Куманецкий История
культуры Древней Греции и Рима М., “Высшая
школа”,1990
Лев Любимов Искусство
Древнего Мира М.,”Просвещение”,1971
Андре Боннар Греческая
цивилизация Ростов-на-Дону,”Феникс”,1994
Культурология (учебное
пособие и хрестоматия для
студентов) Ростов-на-Дону, “Феникс”,1997