Древняя Русь и ее соседи: Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

Волжская Булгария - государство, существовавшее в VIII—XIII веках в среднем Поволжье и бассейне Камы. Согласно наиболее распространённому взгляду, булгары были одной из самых ранних тюркских групп, продвинувшихся в Европу в ходе Великого переселения народов. Однако, по другой версии, древние булгары на начальном этапе говорили на восточно-иранском (арийском, индоевропейском) языке, и только потом сменили его на тюркский язык. Два народа Приволжья являются прямыми потомками волжских булгар - это коренные жители Республики Татарстан и Чувашской республики.

Содержание работы

Введение
Древняя Русь и Византийская (Ромейская) Империя
Древняя Русь и Хазарский Каганат
Древняя Русь и Волжская Булгария
Список исп. литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ История.doc

— 990.00 Кб (Скачать файл)

Весной 971 г. Цимисхий, один из лучших полководцев X в. Вторгся в Болгарию. В это же время флот, оснащённый греческим огнём, отрезал русским путь к отступлению и помешал подходу подкреплений с левого берега Дуная. 12 апреля Цимисхий осадил Цреслав, а 14 имперская армия уже вошла в город. Царь Борис был пленён и болгарская казна отошла в руки Цимисхия.

Византийская империя развернула широкую кампанию против русских, выступая освободителями болгар от «тирании»  Святослава. К Борису относились как  к царю Болгарии. Часть болгарской знати была деморализована падением столицы и пленением своего царя, а потому отошла о Святослава. Многие крепости и города сдавались Цимисхию без сопротивления. Князь в срочном порядке созвал в Доростоле русские гарнизоны из других городов и крепостей. Святославу пришлось прибегнуть к репрессиям, так как среди знати Доростола появилось антирусское настроение: часть бояр была казнена, часть брошена в тюрьму.

В конце апреля императорская  армия осадила крепость. Флот блокировал Доростол со стороны Дуная. Венгры и  печенеги к тому времени уже покинул  Святослава. Осада длилась 3 месяца, в течение которых русские постоянно совершали вылазки. Осаждённые терпели голод, а к Цимисхию постоянно пребывали подкрепления. 21 июля произошло последние сражение Святослава  с Цимисхием, в котором князь был тяжело ранен, а русские отступили внутрь стен. Византийцы считали победу достигнутой «сверх всякого ожидания»

Святославу пришлось прекратить сопротивление и начать переговоры, на которые Цимисхией  с готовностью откликнулся. По заключенному под Доростолом договору Святослав должен был покинуть Болгарию и никогда впредь не посягать ни на эту страну, ни на византийские колонии в Крыму. В случае нужды князь обязался оказать военную помощь. Византийцы же предоставляли русским свободно покинуть территорию Болгарии, снабдили всю армию продовольствие и обязались относиться дружески к русским купцам.

Пусть попытка Руси распространить свою влияние на Болгарию и не увенчалась успехом, но авторитет Русского государства  значительно повысился, несмотря на поражение, в глазах византийцев.

После утверждения Доростольского договора экономические и политические отношения Византии и Руси возобновились. Русская летопись сохранила предание о переговорах князя Владимира с империей о принятии христианства в качестве государственной религии.

В 986 г. Византию в Европе теснили болгары, а в Азии мятежник Варда Фока. Василий II попросил Русь о военной помощи, согласно принятому договору. Русские согласились помочь, но с обязательным условием: выдать за русского князя порфирородную царевну Анну. Русские, а в первую очередь князь, обязались принять христианство.

Учитывая условия бытия  того времени, тесное родство с императорским  омом означало значительное повышение  авторитета Руси на международной арене.

Весной 988 г. из Руси на помощь Василию прибыл 6-тысячный корпус. Летом 988 г. русские принимали участие в разгроме войск Фоки под Хрисополем. Благодаря этому положение Василия сильно укрепилось. Однако император не спешил с выполнением своей части соглашения: царевна всё ещё не была отправлена на Русь. Дабы принудить Василия к этому, Владимир осадил Херсон в 989 г. В это же время русский корпус громил основные войска Варды Фоки. Чтобы избежать углубления конфликта и желая вернуть крымские колонии, Василий II отправил царевну Анну к Владимиру. Брак, которому предшествовало принятие христианства Владимиром, состоялся, по-видимому, летом 989 г., когда Владимир приступил к крещению языческого населения своего государства. Среди духовных лиц, принимавших в этом участие, находились митрополиты и епископы, отправленные Василием из Византии.

Среди византийских дипломатов испытанным средством была политика христианизации. Болгария, принявшая  христианство от греков, в итоге  была подчинена империи. Впрочем, с  Русью планы империи так далеко простираться не могли. Но византийское правительство явно рассчитывало на политическое главенство, однако этого не случилось. Ни христианизация, ни родственные узы не смогли подчинить Русь интересам империи. От этого союза в большей степени выиграло Русское государство, которое встало в один ряд с мощнейшими христианскими державами Европы. Попытки представить Русь как часть Романии ни к чему не привели и не нанесли никакого вреда Русскому государству.

 

 

Пункт 2.

Древняя Русь и Хазарский каганат

 

Хазарское государство  – Хазарский Каганат – некогда  одно из самых сильных и богатых государств на юге от границ Русского государства. Оно находилось в низовьях Волги, тянулось на запад и восток до Мордовии, включая в себя Северный Афганистан и Крым. Столица – город Итиль – находилась ровно в устье Волги, там, где сейчас Астрахань.

 

 До того, как Хазарский каганат перешёл во власть иудеев, в Хазарии довольно мирно и дружно сосуществовали так называемые белые и чёрные хазары. Белыми хазарами называлась правящая каста профессиональных воителей из Славяно-Ариев, а чёрными – тюркские племена, которые пришли из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. Чёрными хазарами их называли потому, что у них были чёрные глаза, волосы и смуглая кожа.

 

Хазария была многонациональным  государство, в котором люди разных рас мирно жили друг с другом. В таком же мире, каганат находился со своими соседям. Выгодное месторасположение (через каганат проходил «Великий шёлковый путь») привлекло в страну иудеев, которые стали переселяться сюда после совершённой ими персидской революции, начисто обобрав персов и убежав с их богатствами из страны.

 

Едва придя в Хазарию, евреи практически сразу вытеснили  местных предпринимателей, заняв  их места. По свидетельствам того времени, основной статьёй доходов каганата, помимо ростовщичества и посредничества, стала торговля людьми. Постоянные набеги на соседей (как правило славян) давали хазарам больше рабов, которые продавались по всему миру. Хазары укреплялись на славянских землях, строя новые крепости. Под властью евреев, набеги на славянские земли становились всё чаще и чаще. Торговля как таковая и торговля людьми издревле была традиционным источником прибыли у еврейских предпринимателей. Такое стремительное развитие экономики давало возможность быстро обогатить и укрепить свою паразитическую власть в практически «завоёванной» евреями стране.

 

Евреи использовали так  называемый институт еврейских невест. Они отдавали еврейских женщин замуж  за представителей хазарской знати, тем самым завладевая всеми их привилегиями и постами. Это происходило потому, что рождённый иудейкой является исключительно иудеем. Так, все наследники государственных постов постепенно стали евреями. Заняв все высокие чины среди элиты, евреи-хазары начали развивать торговлю своих соплеменников. Получив экономическую власть в свои руки, они так же захотели забрать и политическую.

 

Как только еврейский  царь Обадия полностью захватил власть в Хазарии, государственной религией стал иудаизм. Однако представители  военной аристократии хазар придерживались ведических традиций и являли собой  реальную угрозу.

 

Несмотря на то, что  среди военной элиты ещё было мало евреев по матери, Обадия решил,что  пришло время для восстания. Опираясь на хазарскую знать еврейского происхождения, с помощью наёмников, он развязал гражданскую войну. В результате этого, чёрным хазаром пришлось покинуть свою родину и осесть на территории современной Венгрии. После победы на хазарскими тюрками, хазарские евреи обложили непосильной данью местных. Те хазары, что не покинули свою родину, превратились в рабов.

 

Захватив реальную власть в Хазарии, евреи сделали из неё страну-паразита. Они полностью контролировали «Великий шёлковый путь», а значит полностью контролировали все торговые пути. Это, собственно, и было основной целью прихода евреев в Хазарию.

 

Абсолютный контроль караванных путей, которые проходили через Хазарский Каганат, позволил евреям стать торговыми монополистами, когда они стали контролировать все цены на ввозимые и местные товаров. В результате местные товары были установлены минимальные закупочные цены, а на продаваемые евреями товары устанавливались максимальные цены, что давало иудеям сверхприбыли за счёт откровенного грабежа производителей и покупателей.

 

Когда же гражданская  война в Китае привела к  резкому снижению товарооборота, хазарские  евреи двинулись на север и разгромили и подчинили Камскую (Волжскую) Булгарию, а также заняли бескрайние земли Великой Перми, где организовали свои торговые поселения – фактории. Завоёванные земли давали драгоценный мех соболей, куниц, горностаев, а кроме того, хазарские евреи организовали торговлю детьми. И снова потянулись караваны с мехами и рабами уже с Севера на Юг, а деньги – в закрома хазарских иудеев.

 

Вскоре государство-паразит  Хазарский Каганат превратилось в подобие раковой опухоли  со своими поселениями-факториями во всех странах Европы и Азии, которое тянуло «жизненные соки» в виде серебра и золота изо всех подчинённых им государств, и к концу 10 века это достигло критических размеров. Почти в каждой стране евреи захватили паразитические экономические ниши социально-экономических систем этих государств. И только в странах, которыми правили Славяно-Арии, стоявшие на позициях ведических традиций, они не смогли добиться больших успехов. Постепенно хазарские евреи взращивали наднациональную, надгосударственную паразитическую социальную систему, в которой они были полными хозяевами, и с помощью своей религии, в которой один народ имел превосходство над всеми прочими народами, получал все земные блага за счёт порабощённых им народов.

 

Разгром Хазарии

 

Киевская Русь была самым могучим и непреклонным врагом иудейского каганата. Князь Светослав (этимология его имени идёт от «свет» и «славить») положил конец существованию Хазарского каганата в 964 году.

 

В 964 г., будучи 22 лет от роду, готовясь к походу против Хазарии, Светослав предпринял искусный манёвр. Со своим 20-тысячным войском он спустился до реки Волги и на ладьях осадил столицу каганата Итиль. Хазары не ожидали атаки с этой стороны и потому не смогли организовать серьёзную оборону. Как говорят летописи, Светослав взял крепость штурмом, не оставив в ней камня на камне. Далее князь пошёл в на опорный пункт хазар – крпеость Семендер. После этого дружина Светлого Воина (так называли Светослава) двинулась к Дону, где разрушила Саркел.

 

Согласно преданиям, Светослав  запретил своим воинам брать золото, а приказал бросить в реку, так как считал эти деньги «тёмным», то есть нажитыми тёмным путём, на торговле людьми и ростовщичеством.

 

Таким образом, совершив невиданный поход длиной в тысячи километров, князь Светослав захватил основные опорные пункты хазар на Дону, на Волге и на Северном Кавказе. Одновременно было создано Тмутараканское княжество, для усиления влияния Славяно-Ариев на Северном Кавказе. Этот поход положил конец Хазарскому Каганату.

 

В результате уничтожения каганата Древнерусское государство не только добилось безопасности своих границ и торговых путей, но и стало основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Очистив свои торговые пути от препятствий, Русь смогла возродить торговлю между Азией и Европой.

 

 

Пункт 3.

Древняя Русь и Волжская Булгария.

 

 

История взаимоотношения  Древней Руси и Волжской Булгарии на ранней стадии их существования  и на сегодняшний день остается полностью  не изученной. Долгое время подход историков  был исключительно односторонним  и связано это, в первую очередь, с ограниченным количеством источников. Из письменных это были русские летописи, на страницах которых дана, в основном, отрицательная оценка русско-булгарских отношений. Только комплексное изучение всех имеющихся источников, а это письменные восточные и русские, фольклорные, археологические, эпитафические и нумизматические, дают возможность детально изучить историю взаимодействия двух государств.

 

Судя по восточным  источникам, булгары долго находились в экономической и политической зависимости от Хазарского каганата. Это замедляло становление Волжской Булгарии. Однако следует отметить, что для формирования булгарской государственности большое значение сыграло их местонахождение на серединной магистрали Великого Волжского торгового пути, соединяющего арабский Восток с северо-западом Европы.  Очень скоро булгары становятся торговыми посредниками между связанными торговлей столь отдаленными регионами, и это непосредственным образом повлияло на формирование булгарской феодальной верхушки и развитие многих отраслей экономики, игравших существенную роль в государственном экспорте.

В начале Х в. основу ее экономики составляли развитое сельское хозяйство, ремесленное производство и разветвленная торговля. Причем два первых типа деятельности практически обслуживали последний. Продуктивное земледелие на территории Волжской Булгарии было возможно потому, что почвенный покров здесь представлен мощными массивами черноземных почв на открытых степных пространствах, чередующихся с лесами.

 

Персидский историк и путешественник Ибн-Русте писал: «Болгаре народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие». По свидетельству Ибн-Фадлана, лично побывавшего в Волжской Булгарии в составе посольства багдадского халифа в 922 году, «их пища – это просо и мясо лошади, но и пшеница, и ячмень у них в большом количестве».Одно из первых свидетельств о мирных взаимодействиях Руси и Волжской Булгарии находится в Лаврентьевской летописи, которая под 1024 г. сообщает о голоде в Суздальской земле, который был предотвращен в результате продовольственной помощи  со стороны булгар.

Информация о работе Древняя Русь и ее соседи: Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария