Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:46, доклад
В «Повести временных лет» совершенно четко обозначена начальная точка отсчета мировой истории. Это - планетарный катаклизм, получивший название потопа. Данное событие, в результате которого погибла большая часть человечества, описано в священных книгах почти всех древних народов, а также во множестве устных преданий. В Начальной русской летописи о потопе подробно рассказано в так называемой «речи философа», излагающего перед князем Владимиром основы христианского вероучения. Но и сама "Повесть временных лет" начинается с упоминания этого события, некогда до основания потрясшего мир в прямом и переносном смысле: "По потопе (то есть "после потопа") три сына Ноя разделили землю - Сим, Хам, Иафет".
В «Повести
временных лет» совершенно четко обозначена
начальная точка отсчета мировой истории.
Это - планетарный катаклизм, получивший
название потопа. Данное событие, в результате
которого погибла большая часть человечества,
описано в священных книгах почти всех
древних народов, а также во множестве
устных преданий. В Начальной русской
летописи о потопе подробно рассказано
в так называемой «речи философа», излагающего
перед князем Владимиром основы христианского
вероучения. Но и сама "Повесть временных
лет" начинается с упоминания этого
события, некогда до основания потрясшего
мир в прямом и переносном смысле: "По
потопе (то есть "после потопа") три
сына Ноя разделили землю - Сим, Хам, Иафет".
Следовательно, хочется нам того или нет,
но писаная русская история начинается
с потопа и послепотопных времен.
Хотя Нестор
и начинал свое летописное повествование
с "послепотопных времен" и пытался
сопрячь его с некоторыми событиями мировой
истории, появление славян на исторической
арене он смог проследить только с момента
появления их на Дунае (то есть после длительного
периода общеиндоевропейской миграции,
о чем русские летописцы не имели ни малейшего
понятия).
Покрыты густым туманом для отца отечественной историографии и начальные события, происходившие собственно на Русской земле. Князя Кия - основателя Киева, его братьев Хорива и Щека и сестру Лыбедь он не в состоянии привязать к какой-либо надежной дате.
В 6 веке вырос красивый город наших предков – Киев. Его недаром называют «матерью городов русских». Издавна облюбовало эту землю племя полян, трудолюбивые и сильные люди. Это был народ богатырей. Выделялись трое братьев: КИЙ, ЩЕК и ХОРИВ и их сестра Лыбедь. КИЯ выбрали правителем города и по его имени назвали город. Город КИЕВ процветал и вокпуг него начали объединяться и другие племена.
Тем не менее, первой русской правительницей-женщиной
была не благоверная княгиня Ольга, а легендарная
язычница Лыбедь, к которой восходит фольклорный
образ прекрасной царевны Лебеди. Конечно,
когда писалась христианизированная история
Руси таким деталям уже не придавали серьезного
значения - их просто опускали за ненадобностью.
НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИИ.
По данным археологии на территории нашей
страны первобытный человек появился
в период раннего палеолита - древнекаменного
века (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение
шло с юга, о чем свидетельствуют археологические
находки. Так, в районе Житомира и на Днестре
найдены следы пребывания древних людей
500 - 300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего
палеолита (100 - 35 тыс. лет до н.э.) обнаружены
на территории России: на Средней и Нижней
Волге и в других местах.
В древности доминантными этносами на
нашей территории являлись индоевропейцы
и угро-финны. К середине II тысячелетия
до н.э. археологи относят выделение из
индоевропейских племен праславян. Это
была группа родственных племен; принадлежащие
им памятники прослеживаются от Одера
на западе до Карпат на востоке Европы.
Сам термин «славяне» до сих пор удовлетворительно
не объяснен. Возможно, он связан со «словом»,
и так наши предки могли себя именовать
в отличие от иных народов, речь которых
они не понимали (немцы). Очевидно, термин
«славяне» возник не сразу и не вдруг стал
обще употребительным.
Есть, однако, в русских летописях еще
один факт не признанный официальной наукой.
Речь идет о древнерусском сочинении,
известном под названием "Сказание
о Словене и Русе и городе Словенске",
включенном во многие хронографы русской
редакции, начиная с XVII века.
Здесь рассказывается о праотцах и вождях
русского (и всего славянского) народа,
которые после долгих скитаний по всему
миру появились на берегах Волхова и озера
Ильмень в середине III тысячелетия до н.э.
Основали здесь города Словенск и Старую
Руссу и начали впечатляющие военные походы:
как сказано в первоисточнике, ходили
"на египетские и другие варварские
страны", где наводили "великий страх".
В "Сказании" называется и точная
дата основания Словенска Великого - 2409
год до н.э. Спустя три тысячи лет, после
двукратного запустения, на месте первой
столицы Словено-Русского государства
был построен его градопреемник - Новгород.
Потому-то он и назван "новым городом"
- ибо "срублен" был на месте старого,
по имени которого новгородцы долгое время
еще продолжали прозываться "словенами"
(таковыми их знает и Нестерова летопись).
Досталась Ново-граду от его предшественника
также и приставка Великий.
Во второй половине VII в. до н.э. на территории
Северного Причерноморья появились греческие
города-государства. Наиболее известными
из них были: Ольвия, Херсонес, Пантикапей,
Танаис и др.
Согласно свидетельствам «отца истории»
Геродота (V в. до н. э.) древнейшим населением
Северного Причерноморья были киммерийцы, которые были вытеснены
ираноязычными скифами и, спасаясь от
последних, бежали вдоль восточного берега
Черного моря в Малую Азию.
В VI - IV вв. до н.э. в Северном Причерноморье
сложился мощный племенной союз, во главе
которого стояли так называемые царские Скифы, чьи кочевья располагались
по левому побережью нижнего Днепра.
В V в. до н.э. Пантикапей стал центром крупной
рабовладельческой державы - Боспорского
царства (V в. до н.э.- IV в. н.э).
В III в. до н.э. скифы были разгромлены сарматами - ираноязычными
кочевниками, господствовавшими в Северном
Причерноморье до II в. н.э.
Боспорское царство вело непрерывные
войны с соседними кочевыми народами.
В первых веках нашей эры рабовладельческие
города-государства Причерноморья попали
в зависимость от Рима.
K III в. н.э. отчетливо проявился кризис
рабовладельческого строя, а в IV - V вв.
н.э. рабовладельческие державы пали под
натиском племен готов и гуннов.
У древних авторов (Гесиода, Геродота,
Софокла) периода VII – VI вв. до н. э. древние
славяне выступают под именем «енетов»
или «индов».
В начале нашей эры Плиний Старший и Тацит
выводят древних славян под именем «венедов».
Так же называли древних славян Иордан
и Алкуин в более поздний период (IV – IХ
вв.).
В эпоху Великого переселения народов
(IV - VIII вв. н.э.) масштабные перемещения
племен (преимущественно с востока) привели
к значительным изменениям этнической
и политической карты Евразии. Данному
процессу был дан мощный толчок перемещением
гуннских орд на огромных пространствах
от Монголии до Волги, приходящиеся на
I - II вв. н.э.
В понятие "Великое переселение народов"
следует включить и перемещение готов
от Балтики до Черного моря, а также синхронные
и последующие перемещения германских
племен на запад, а вслед за ними - славян
до Эльбы на западе и по Восточно-Европейской
равнине на востоке.
В V в. славяне, двигаясь на восток, вышли
к среднему Днепру, где ассимилировали
местных иранцев. Затем славяне продвинулись
за Днепр в бассейн реки Десны.
С конца V в. наблюдается и начало славянской
колонизации Балкан, где они довольно
быстро ассимилировали местных иллирийцев,
долматов и фракийцев.
Византийские писатели VI в. делят славян
на две группы. Западная часть славян обозначалась
как славяне (склавины, склавии).
Но, кроме того, византийские писатели
VI - VII вв. упоминают антов, которых они считали
особой (восточной) группой славян.
Анты обитали в низовьях Дуная и Днепра,
где с ними и сталкивались греки. Данный
ареал обитания антов подтверждает и готский
историк Иордан (VI в.), называющий антов
«самыми могущественными из славян». Византийские
писатели вьделяли антов как храбрейших
из славян. Следует отметить, что анты
и склавины враждовали друг с другом и
этим умело пользовались византийцы, еще
более сталкивая своих северных соседей.
В конце VI - начале VII вв. анты заселили
причерноморские степи от низовьев Дуная
до Приазовья. Здесь их застали новые пришельцы
с востока- авары, частично покорившие
антов.
В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись
называла их обрами) создали в южнорусских
степях свое государство, объединив кочевавшие
там племена. Аварский каганат был разбит
Византией в 625 г. «Умом гордые» и телом
великие авары-обры исчезли бесследно.
«Погибоша аки обре» - эти слова с легкой
руки русского летописца стали афоризмом.
В VI – VII вв. славянский мир разделяется
на 3 группы: южную, западную и восточную.
Византийские историки связывали восточных
славян с племенным союзом «антов» (территория
расселения от Черноморского побережья
до Днепра), которых расценивали как потомков
венедов.
К VI в. относится первое упоминание в источниках
термина «славяне». Соседями славян на
западе были восточные балты, на северо-востоке
– финно-угорские племена, на Нижней Волге
– хазары, в Причерноморье – Печенги и
другие тюркские племена. Важную роль
играли контакты со Скандинавией и Византией.
Крупнейшими политическими образованиями
VII - VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское
царство и Хазарский каганат.
В VII – VIII вв. восточные славяне осваивают
пространства современного центра России.
Расселение славян происходило в VI - VIII
вв. по трем основным направлениям: на
юг- на Балканский полуостров; на запад-
в Среднее Подунавье и междуречье Одера
и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейский
равнине. Соответственно произошло и разделение
славян на три ветви - южную, западную и
восточную. Славяне заселили огромную
территорию - от Пелопоннеса на юге до
Финского залива и реки Невы на севере,
от Альпийских гор, средней Эльбы и Ютландского
полуострова на западе до Верхней Волги,
Средней Оки и Верхнего Дона на востоке.
Предками современных русских, украинцев
и белорусов являются восточные славяне,
древнерусские угро-финские и балтийские
племена.
В процессе расселения восточных славян
по Восточно-Европейской равнине у них
происходило разложение первобытнообщинного
строя. Известно, что начиная с VI в. славяне
неоднократно совершали военные походы
против крупнейшего государства того
времени - Византии. Но походы на Византию
могли предприниматься только крупными
племенными союзами славян. Эти походы
способствовали обогащению племенной
верхушки славян, что ускоряло распад
первобытно-общинного строя.
В VII – VIII вв. у славян на смену родовой
общине приходит община территориальная
(соседская), появляется частная собственность
и имущественное расслоение, власть концентрируется
в руках родоплеменной власти знати. Племенные
союзы славян непосредственно предшествовали
возникновению государства.
В летописи называются десятка полтора
таких племенных княжений и места их расселения.
Так, в среднем течении Днепра жили поляне,
в бассейне реки Припять - древляне и дреговичи,
в бассейне реки Сож (левый приток Днепра)
- радимичи. В бассейнах рек Десны, Сеймам
и Сулы селились северяне, в междуречье
Южного Буга и Днестра - уличи, между реками
Днестр и Прут- тиверцы. В предгорьях Карпат
жили "белые" xopваты, а по Западному
Бугу - дулебы, волыняне и бужане, в верховьях
Западной Двины и Днепра- кривичи, в среднем
течении Западной Двины при впадении в
нее реки Полоть - полочане, на севере,
вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
- ильменские славяне, а в бассейне Оки
- самые восточные из славянских племен
- вятичи.
У каждого из союзов было свое «княжье».
Появление князей-вождей означало переход
к военной демократии.
Особой военной организацией была дружина.
По археологическим данным и византийским
источникам, восточнославянские дружины
появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась
на старшую, из которой выходили послы
и княжеские управители, имевшие свою
землю, и младшую, живущую при князе и обслуживавшую
его двор и хозяйство. Дружинники по поручению
князя собирали с покоренных племен дань.
Такие походы за сбором дани назывались
"полюдье". Сбор дани обычно проходил
в ноябре-апреле и продолжался до весеннего
вскрытия рек.
Единицей обложения данью был дым (крестьянский
двор) или земельная площадь, обрабатываемая
крестьянским двором (рало, плуг). С появлением
излишков стало возможным обменивать
продукты земледелия на ремесленные товары;
начали складываться города как центры
ремесла, торговли и обмена и одновременно
как опорные пункты власти феодалов и
обороны от внешних врагов.
Основу экономической жизни славян составляло
земледелие. Носило экстенсивный характер.
В лесостепных районах выжигали траву,
удобряя почву залой, и использовали землю
до ее полного истощения. Затем участок
бросали, пока на нем не восстанавливается
естественный травяной покров. Такая система
земледелия носит название залежной.
В лесах применялась подсечная (лил подсечно-огневая)
система: деревья рубили и использовали
до истощения.
Отметим, что одним из факторов, определяющих
развитие восточных славян, стал великий
водный путь «из варяг в греки», связывавший
Северную и Южную Европу. Он возник в конце
IX в. славяне вели торговлю с византийцами,
получая от них металлы, ткани, соль, предметы
роскоши. Наиболее развитые земли славянского
мира - Новгород и Киев контролировали
северный и южный участки Великого торгового
пути. Сбор дани с племен становился для
князей занятием настолько выгодным, что
порождал стремление объединить в одних
руках всю территорию вокруг торгового
пути, подчинив близкие по языку и культуре
племена.
Главную роль в процессе объединения восточнославянских
земель играли племена полян и ильменских
славян с центрами в Киеве и Новгороде.
Причем положение Киева было предпочтительнее,
так какой давал выход на Византию, а Новгород
- лишь на страны Северной Европы, в IX в.
значительно отстававшие от нее в развитии.
В большинстве случаев города строились
на торговых путях, таких как путь "из
варяг в греки" или Волжский торговый
путь, связывавший Русь со странами Востока.
Связь с Западной Европой поддерживалась
также по сухопутным дорогам.
Точные даты основания древних городов
неизвестны, но многие из них существовали
ко времени первого упоминания в летописях.
В «Повести временных лет» уже называются
города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч,
Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов,
Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось
около 24 городов. Поэтому скандинавские
пришельцы называли славянскую землю
Гардарикой - страной городов.
Далее на страницах летописи появляются
загадочные исторические персонажи. Конечно
же, имеются в виду варяги. В 859 году они
прибыли "из заморья", дабы собрать
со славянских и финских племен причитавшуюся
им дань, в 862 году их изгнали - снова "за
море", но ненадолго: в том же году варяги
вновь вернулись.
Кто же такие варяги?
ВАРЯГИ
Первый раз варяги упоминаются в "Повести
временных лет" на ее первых же страницах
и они же открывают список из 13 народов,
продолживших после потопа род Иафета.
По-древнерусски это звучит так: "Афетово
бо и то колено: варязи, свей [шведы], урмане
["мурмане", то есть норвеги], готе
[готы], русь, агняне [англичане], галичане,
волхъва [обычно переводят "валахи",
предки современных румын и молдован],
римляне, немцы, корлязи [убедительного
объяснения, кого здесь имел в виду русский
летописец, нет], веньдици [венецианцы],
фрягове [итальянцы] и прочие..."
Какой вывод напрашивается первым из этого
хрестоматийного отрывка? Прежде всего:
варяги - какой-то совершенно самостоятельный
этнос в ряду других народов, перечисленных
Нестором. И уж никак не норманны - не шведы
и не норвежцы, которые были на Руси хорошо
известны, но только не под именем варягов.
Сами свеи и урмане также никогда себя
варягами не называли (а именовались викингами),
и в шведском, норвежском и датском языках
такого слова вообще нет.
И говорили варяги по-русски или почти
что по-русски. Во всяком случае переводчика
для общения с полянами, древлянами, дреговичами,
кривичами, вятичами и прочими им не требовалось.
Почему до сих пор не выявлено и не зафиксировано
ни одного варяжского слова? Ответ более
чем прост: какой-то варяжской лексики
не было в принципе, ибо варяжский язык
мало чем отличался от русского. Впрочем,
одно слово имеется: "варежка" (раньше
говорилось "варяжка") - типичная
часть традиционной зимней варяжской
(и русской) одежды.
Особый разговор о варяжских именах. В
летописи их приведено немало. Они во многом
отличаются от традиционных русских имен.
Но они в такой же степени отличаются и
от скандинавских имен, где не встретишь
ни Рюрика, ни Трувора, ни Синеуса, ни Аскольда,
ни Дира. Нет там и Олега с Ольгой, сопряжение
последнего русско-варяжского имени с
какой-нибудь Хельгой - всего лишь искусственная
натяжка и выдача желаемого за действительное.
Конечно, можно назвать варягов и племенем,
но с достаточной долей условности. Скорее
всего, они представляли собой особое
воинское братство - прообраз будущих
рыцарских орденов.
Были варяги хорошо организованы, обладали
богатым опытом во всех областях хозяйственной
жизни, торговли, государственного управления
и особенно - воинского искусства. Потому-то
и обратились в 862 году новгородцы к Рюрику
с братьями, за помощью. Конечно, наивно
полагать, что отношения между варягами,
с одной стороны, и новгородцами (а также
псковичами, киевлянами, смолянами и т.д.),
с другой, были всегда идиллическими и
безоблачными. Варяги бесцеремонно грабили
соседей, те не оставались в долгу. Время
было жестокое, а люди и подавно...
Варяжские общины чем-то напоминали будущую
структуру казачества - только в более
архаичном и уж, конечно, не южном, а северном
варианте. Не исключено, что именно варяги
(или какая-то их часть) заложили основу
русского казачества, включая и Запорожскую
Сечь. По крайней мере, потомки варягов
наверняка могли стать организаторами,
наставниками казачьего воинства.
В дальнейшем загадочные варяги без лишнего
шума исчезли с горизонта отечественной
истории. Часть из них, безусловно, ассимилировалась,
растворилась в безбрежном славянском
море и окончательно обрусела. Некоторая
часть, быть может, сохранила традиции
воинского братства и, как уже было сказано,
стала ядром будущей Запорожской Сечи.
Часть же перешла на службу к византийским
императорам, где составила костяк дворцовой
гвардии. Варяжская дружина насчитывала
подчас до шести тысяч стойких витязей
и отменных рубак. Благодаря им византийское
войско одержало немало важных побед.
Одним из неоспоримых доказательств преемственности
обычаев и традиций между запорожцами
и варягами могут служить характерные
прически (знаменитые оселедцы, или чуприны,
- длинные пряди волос на макушке выбритой
головы), а также вислые усы.
Судя по всему, варяги (как впоследствии
и запорожцы) не обременяли себя узами
постоянного брака. Женщины, скорее всего,
составляли неотъемлемую часть военной
добычи, использовались как наложницы,
а затем вместе с детьми, рожденными от
варягов, расселялись по разным территориям.
В летописях говорится о кровавых конфликтах
между варягами и новгородцами по поводу
женщин. Рассказывая о варяжской дружине
Ярослава Мудрого перед началом его борьбы
за киевский престол, Нестор сокрушается:
"...Варязи бяху мнози у Ярослава, и насилье
творяху новгородцем и женам их". Естественно,
новгородские мужики такой обиды не стерпели
и подчистую перебили всех Ярославовых
варягов, охотников до чужих жен. В описанном
эпизоде интересно еще и другое: несмотря
на то, что цвет варяжского рода бесславно
погиб в новгородской поножовщине, Ярослав
очень быстро набрал новую дружину в количестве
тысячи человек и вместе с новгородским
ополчением повел ее на Святополка Окаянного.
Можно представить, сколько же было на
Русской земле варягов, если, что называется,
в одночасье удавалось собрать тысячу
отборных воинов, и для этого не нужно
было даже никуда ездить или плыть!
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ "РУСЬ"
Древнейшие поселения восточных славян,
из которых позже образовались первые
русские города, все без единого исключения
обосновались на реках. Река в значительной
степени обеспечивала жизнедеятельность
наших предков: давала воду для приготовления
пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой
и водной птицей, предоставляла легкий,
идеально гладкий путь по воде летом, по
льду - зимой; река образовывала также
естественную защиту на крутых, изрезанных
притоками берегах…
Наши далекие предки обожествляли реку
и первое свидетельство о почитании славянами
рек и водяных божеств зафиксировано у
византийца Прокопия в VI веке н.э. Нестор
тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо
богов почитали реки, озера, источники.
Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафранек
(1795-1860) в своих трудах отметил, что в праславянском
языке река называлась руса (rusa). Он писал:
"Это коренное славянское слово, как
общее существительное имя, уже осталось
в употреблении только у одних русских
в слове русло, обозначающем ложбину, русло
реки, глубь, вир; но как собственное имя
рек, городов и селений, более или менее
близ них лежащих, употребляется почти
у всех славян".
Знаменитый русский историк прошлого
века Д.И.Иловайский писал: Народное имя
Рось или Русь, как и многие другие имена,
находится в непосредственной связи с
названиями рек. Восточная Европа изобилует
реками, которые носят или когда-то носили
именно это название. Так Неман в старину
назывался Рось; один из его рукавов сохранил
название Русь; а залив, в который он впадает,
имел название Русна. Далее следуют: Рось
или Руса, река в Новгородской губернии,
Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый
приток Днепра на Украине; Руса, приток
Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье,
приток Полиста и прочие. Но главное, имя
Рось или Рас принадлежало нашей Волге".
От того же праславянского корня "рус"
образовано слово русалка, с древним культом
ее связано множество языческих поверий
и языческие обряды русалии.
В.И.Даль зафиксировал в своем словаре
много диалектных русских слов, производных
от того же исходного корня "рус":
руслень - приполок за бортом, за который
крепятся ванты; руслина - быстрина, стрежень;
руст - "вода идет рустом", это значит,
она идет потоком, струей; собственное
имя Рус - "сказочное чудовище днепровских
порогов"; мужское имя Руслан, памятное
по пушкинской поэме.
Главным же путеводным словом для нас
остается "русло", присущее только
русскому языку и образованное от корня
"рус" с конечной русской флексией,
очень распространенной в нашем языке:
вес-ло, ветри-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло,
коромыс-ло, точи-ло и так далее.
Великое множество племен и народов на
земле называлось по месту их преимущественного
обитания. Самоназвание приморских чукчей
- ан калын ("морские жители"), бедуины
- "жители пустынь", селькупы - шеш
куль ("таежный человек"), индейцы
сенека - нунда-вэ-о-но ("великий народ
холмов").
Приступим к основному выводу: Если "руса"
- это "река" - извечное место поселений
наших предков, с которой всегда был так
тесно связан их образ жизни и верования,
"рус" - праславянский корень, образовавший
такое большое гнездо слов только в русском
языке, Рус - уже полузабытое мифическое
днепровское божество, то обобщенный этноним
"русы" или "руссы" - издревле
значило "живущие на реках", "жители
рек", "речной народ".
В "Авесте", священной книге древних
персов, говорится о реке Ranha, где живут
люди без главарей, где господствует зима
и земля покрыта снегом; позже у персов
это река Raha, отделяющая Европу от Азии.
Скрупулезным филологическим анализом
Ф.Кнауэр доказывает этимологическое
тождество этих названий с древним именем
Волги - Ра, которое обрело впоследствии
такие формы, как Рос у греков и арабов,
Рось, Русь, Роса, Руса у славян.
Таким образом, Ф.Кнауэр считает, что "...имя
народа русь чисто славяно-русского происхождения"
и в точной передаче слова означает не
что иное, как приволжский народ.
НОВГОРОДСКАЯ РУСЬ 1.1. Литература и распространение грамотности. |