Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:53, контрольная работа
Феодальное землевладение (частная собственность, община, колонизация, наследование), города (протогорода, торгово-ремесленные поселения,погосты, древнерусские города), денежное обращение и финансы, земледелие, ремесла, внутренняя торговля, внешняя торговля (балтийско-черноморский торговый путь, волго-балтийский торговый путь,Великий Новгород, торговля с западом), промыслы (бортничество, охота, рыболовство и морские промыслы), налоги.
ВВЕДЕНИЕ
В VIII-IX вв. у восточных славян, наряду с распадом родоплеменных отношений, шёл процесс создания племенных объединений, у каждого из которых было своё «княжение». Эти союзы, представлявшие собой территориальные этнополитические общности, размещались следующим образом: в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины обитали кривичи, продвигавшиеся на север и северо-восток. Часть кривичей, заселивших берега реки Полоты, назывались полочанами. У реки Волхов и озера Ильмень жили словене; в Полесье, между Припятью и Березиной – дреговичи; между Сожем и Ипутью – радимичи. По рекам Десне, Сейму, Суле тянулись земли северян; в верховьях Оки, расселяясь всё дальше вниз по течению, жили вятичи; по берегам Среднего Днепра обитали поляне. По рекам Уж и Тетерев лежали земли древлян; на Волыни жили дулебы (волыняне), по склонам Карпатских гор – хорваты, уличи (угличи) – часть в районе Карпат, другая отделившаяся часть в Лесной Руси (Великороссии); тиверцы – по Днестру.
Понятие племени относится к временам общинной демократии существовавшей у древних славян на этапе разложения первобытнообщинного строя. Территориальные объединения состояли из нескольких племён, а те, в свою очередь – из групп поселений. Каждое из|с| этих образований было отдельной этнической группой с определенной территорией, свойственными ей элементами материальной культуры. Для нее характерна трехкомпонентная система власти: предводитель-князь, наделенный военными, судебными и другими функциями, племенная знать и народное собрание (вече). Центрами союзов племен и их земель считаются древнейшие племенные города: Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк, Изборск (у псковских кривичей), Искоростене (у древлян), Турове (у дреговичей), Перемышле (у хорватов), Пересечено (у уличей), Волыни (у волынян) и др.
В первой половине I тысячелетия н.э. значительная часть лесной зоны Восточной Европы была заселена восточнобалтскими, угро-финскими и другими племенами. Редкое разбросанное население, небольшие родовые поселки, укрепленные в областях Верхнего Поднепровья, Поволжья, Подвинья; и, чаще, вообще не укрепленные севернее; комплексное лесное хозяйство со скотоводством на первом месте подсечно-огневым земледелием – на втором; с большой ролью охоты, рыболовства, лесных промыслов,– вот характерные черты его быта. В III-VIII вв. происходило переселение славян с запада в восточном и северном направлении.
В первой половине IX в. ряд племенных
союзов (поляне, северяне, вятичи) платили
дань хазарскому каганату. С севера, из
Скандинавии, на земли восточных славян
в VIII-IX вв. проникают норманны (варяги).
Скандинавский элемент (так же, как и греческий,
тюркский, кавказский, угро-финский и балтский)
сыграл роль в формировании традиций,
материальной и духовной культуры древнерусской
народности. В исторических документах
того времени сохранилось немного имен
вождей союзов племен (князей), поскольку
славяне и анты в это время не имели своей
письменности; среди них – Межимир, Добрита, Пирогост,
Образование древнерусского государства произошло в 882 г., князь Олег объединил Новгородские, Киевские и Смоленские земли, провозгласил себя Великим Киевским Князем, объединив тем самым Северную и Южную Русь.
Границы древнерусского государства не были неизменны и проходили через: побережье Финского залива, Волхов, Северную Двину в южном ее течении, верховья Волги, Дона, Северского Донца,– Ворсклу, Днепр в среднем течени, Южный Буг, Карпаты, Сан, Неман. Население – в различные периоды могло колебаться от 2 до 5 млн. человек. Киевская Русь была одним из самых крупных государственных образований современной Европы, современной Европы – ее площадь составляла свыше 700 тыс. кв. км. Центрами областей – земель были стольные города: Киев, Чернигов, Суздаль, Новгород и др. Плотность населения – была невелика и неравномерна, сообщение между отдельными районами – часто затруднено или зависело от сезонных факторов.
Древней формой, сохранявшейся со времен самоуправления союзов племен, было вече, которое существовало во всех крупных городах Руси, но имело неодинаковое значение. Нередко в городах вече вмешивалось в военные дела, решало политические вопросы. За ним признавали право на утверждение, избрание и даже отказ в княжении, считались в вопросах о войне и мире, оно участвовало в решении хозяйственных и финансовых вопросов городского самоуправления. В Киеве вече обычно собиралось на торговище возле Туровой божницы или на горе, на нем присутствовали представители местной знати, церкви, городские старосты; а иногда – князь и иноземные послы. Наибольшее значение вече имело на северо-западе – в Новгороде (после 1136 г.: «введоша» князя себе), Пскове и Полоцке. В Древней Руси вече не имело определенной компетенции, формы представительства и порядка созыва.
Рядом с государством возникает и развивается церковная организация, созданная греческими священнослужителями и княжеской властью по образцу Византии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами – стали епархии, приходы и монастыри. В дальнейшем ей были переданы значительные по объему сферы юрисдикции (семейное и брачное право, охрана жизни и чести женщин, отчасти наследственное право), которые раньше принадлежали ведению общины; она выступала против рабства. Система наказаний в новом церковном праве при подобных делах была заимствована из княжеского права – судебные штрафы: типа вира, продажа и возмещение ущерба в гривнах. Кроме того, церковь занималась сельским хозяйством, промыслами, ремеслами, покровительствовала торговле, вмешивалась в политику а также участвовала в обороне.
Киевская Русь представляла
собой военно-политическое объединение
с элементами государственной общности
по этнографическим, экономическим, родственным
(Рюриковичи и пр.) и другим признакам.
Внешнее окружение – было очень разнообразным:
православная рабовладельческая Византия,
имевшая тысячелетнюю историю письменной
культуры; Скандинавия, известная своими
воинами-мореплавателями; католические
славянские Польша и Чехия; мусульмане-тюрки
волжские булгары; разноэтническая Хазария,
включавшая пограничную Салтово-Маяцкую
культуру; языческие племена и народности
Севера и Юга, находившиеся на разных стадиях
родового строя.
2. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ
Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между двумя жизненно важными функциями древнего общества – земледелием и безопасностью (обороной) и характеризуется выделением многочисленных социально-значимых непроизводительных профессиональных групп населения таких как князья, бояре, священнослужители, воины, купцы и др. Драгоценная утварь и произведения художественного ремесла, поступавшие по трансконтинетальным путям из Византии и Европы оседали в сокровищницах знати и монастырей или превращались в личную собственность, а в дальнейшем служили атрибутами светской и духовной власти феодалов.
Феодальное землевладение в Древней Руси осуществлялось следующими способами:
Сочетание и соотношение
приведенных выше факторов
Отношения феодального землевладения, сложившиеся в киевский период, законодательно отраженные в Русской Правде, оказались чрезвычайно консервативными, носили наследственный классово-сословный характер, но не охватывали всего земледельческого населения – летописи говорят о существовании черносошного крестьянства (люди); а в последующие века – приняли форму государственного крепостного права, пережитки которого сохранились до XX в.
Через несколько веков после
киевского периода в степных низовьях
Днепра и Дона возникла и распространилась
другая форма землевладения – свободное
вооруженное земледелие (казачество),
сыгравшее видимую роль в освоении и развитии
Юга.
Окняжение (IX-X вв.) – утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первоначально могло с ним совпадать.
Центром административно-
Отношения с населением окняженных территор
1. непосредственного руководства князем территориальных военных формирований и действий (дружина, городские ополчения, войны и др.);
2. прямого налогообложения различных видов деятельности (дань, полюдье, торговые пошлины, судебные штрафы и издержки);
3. получения доходов от частных владений (промыслы и вотчинное ремесло);
4. торговли.
Грамоты тех лет дают сведения
о княжеской дружине и последующем возникновении
гражданской княжеской администрации,
в которую к XII в. входили: посадник, даньщик, че
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
В XI в. на Руси возникают отчины (перешедший
от отца, поздне – отечество, отчизна)
– укрепленные усадьбы, к которым тяготел
ряд сельских общин с зависимым населением,
и – феодальная прослойка – боярство, которое
формировалось из старшей дружины и общинной
знати. Доходы дружиников включали – кормление,
административно-
В княжеских и боярских вотчинах использовали
Положение смердов, составлявших основную массу общинников-земледельцев, могло значительно отличаться в зависимости от местных условий и вида собственности: от зажиточного или даже богатого с использованием наемного и другого труда, до – бедного и бесправного. В случае смерти земледельца (смерда или холопа) – при отсутствии наследников – его имущество принадлежало собственнику, которым могли быть: князь, боярин, монастырь и др.
Русская Правда не делает строгого
различия между княжеским и боярским частным
землевладением, а в дальнейшем термин отчина (вотчина)
обозначал не только укрепленное хозяйство,
но и любое наследственное боярское или
княжеское землевладение.
С конца XII в. на смену дружинной
организации приходит двор начинается
процесс образования дворянства. В дальнейшем
крупные землевладельцы имели свои вооруженные
отряды. Частные землевладельцы имели
бóльшее значение в Новгроде – к ним относились
бояре и разбогатевшие купцы, которые
составляли совет, избиравший посадника и тысяцко
ОБЩИНА
В киевский период регулярно обрабатываемые поля, приусадебные участки и др. находились в частной собственности. В Р.П. имеются указания на бортовые, ролейные, дворовые межи и межевые знаки (знамения), что позволяет говорить о дальнейшем развитии феодального хозяйства, при этом не оговаривается чья это межа: производителя, общины или феодала; она различает пахотные земли, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловища.
Вервь – веревка, которая использовалась при выделении наделов и определении межей – это поселение земледельцев, состоящее из нескольких индивидуальных хозяйств (дымов), совместно использующих определенный участок земли; так называли не всякую сельскую общину – также использовали названия: весь,селище, село и др; она могла включать и несколько деревень. Возникновение верви в условиях Руси, где не было недостатка свободной земли, было связано с определенным этапом развития, – когда производители стали выбирать лучшие земли, селиться и совместно их использовать.
В Древней Руси сельская родовая
или территориальная община имела самоуправление
(старосты и др.), платила круговой порукой
некоторые виды налогов и исполняла повинности;
в период раннего феодализма характерные
отношения еще не охватили всего населения
она длительное время сохраняла дохристианские
родоплеменные традиции.