Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 19:36, реферат
ДУХОВЕНСТВО ПРАВОСЛАВНОЕ, ведет свое начало с Крещения Руси. До этого времени представители православного духовенства являлись на Руси как отдельные личности, о деятельности которых в истории не имеется подробных сведений. Так, известно, что в Киеве до принятия христианства Владимиром существовала церковь Св. Илии, а следовательно, было и духовенство; один из священников, Григорий, сопровождал вел. кн. Ольгу в Царьград.
ДУХОВЕНСТВО
ПРАВОСЛАВНОЕ, ведет свое начало с Крещения
Руси. До
этого времени представители православного
духовенства являлись на Руси как отдельные
личности, о деятельности которых в истории
не имеется подробных сведений. Так, известно,
что в Киеве до принятия христианства Владимиром сущест
Первоначально князь был племенным вождём, возглавлявшим органы военной демократии. Древнейшее качество князя как старейшины рода отложилось в русской свадебной лексике, где новобрачные (условные основатели рода) именуются «князем» и «княгиней»[1]. Затем князь постепенно превратился в главу раннефеодального государства.
Функции князя:
Судебная — князь лично председательствовал на гласном суде, также взимал судебные штрафы (виры). А его дружину можно считать аналогом судебных исполнителей.
Военная — организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.
Религиозная — в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений[2], что связано с развитием у слова «князь» значения «священник»
Княжеская власть, сначала чаще всего выборная, постепенно становится наследственной
Князья, являвшиеся главами крупных феодальных государственных образований на Руси и в Литве, назывались великими князьями
Боя́рин (ж.р. боя́рыня, мн.ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества
Бояре возникли
при разложении родового строя, однако,
в киевский период (IX—XII века) сначала
в зоне полюдья, а с устроением княгиней Ольгой системыпогосто
Закуп — несвободный человек, находящийся в тяжелых условиях зависимости. Это одна из обычных категорий феодальной зависимости населения, в какой находились непосредственные производители в средние века вообще. Закуп, названный наймитом, — это человек, не просто продавший свою рабочую силу, но при помощи «долга», через особого рода «ряд», т. е. договор, попавший в особого вида личную зависимость. Условия договора займа можно найти в «Правде Русской», но задолжавший человек еще не есть закуп. Закуп не свободный наймит, а человек, стоящий на грани холопства.
Закуп может разорвать свои закупнические отношения с господином. Он на это имеет право, но должен в этом случае вернуть своему господину задаток в определенном размере.
Таким образом закупный наймит выступает в виде зависимого человека, весьма мало похожего на капиталистического рабочего, продавшего свою рабочую силу.
Дружи́на — княжеское войско.
Дружина в доудельный
период не связана с землёй, а только с
князем. Этнический состав дружины не отличался
однородностью: в княжеских дружинах IX—XII вековвстречаются варяги, русы,
Дружина являлась ядром войска и составляла, вероятно, главную часть конницы, но в крупных военных предприятиях в качестве основной военной силы отмечено участие:
в конце IX — середине X веков — войск подвластных князю племён;
во второй половине X — в первой половине XI веков — полков «
с середины XI века — городовых полков, выступавших в поход по решению веча и получавших оружие и коней от князя.
В XI—XII веках дружина резко делится на два слоя: дружину старейшую,
Сверх военной службы члены младшей дружины исполняют
различные поручения князя, сопровождают
его в качестве свиты и телохранителе
Смерд (мн. смерды) —
категория населения по «Русской правде», крестьянин на Руси IX
Согласно мнению советского историка Б.
Холо́пство — состояние
несвободного населения в княже
Холопство —. Больше всего указаний и правил даёт Русская Правда. Из неё прежде всего явствует, что холоп — не субъект, а объект прав. За убийство собственного холопа штраф не налагался, за убийство чужого — налагался штраф за порчу чужого имущества, а не вира за убийство. Уголовный штраф — продажа — взыскивался по этой статье за злонамеренное истребление чужого имущества совершенно так же и в том же размере, как и в том случае, если кто «пакощами конь порежет іли скотину» (80). Точно так же в обоих случаях в пользу владельца убитого раба или зарезанной скотины взыскивался урок, то есть возмещение за причинённый его имуществу ущерб.
Холоп не считался субъектом правонарушения. Ответственность за вред и убытки, причинённые правонарушением холопа, падает на его господина и притом, по общему правилу, в двойном размере..
Холопство могло возникать разными путями. Русская Правда перечисляет всего три случая возникновении обельного холопства, но, кроме них, указывает ещё особо несколько других. Однако её указания неполны: она не говорит, например, о плене. Все известные случаи происхождения холопства можно разбить на две группы:
когда холопство возникало помимо воли лица;
когда оно устанавливалось с согласия самого поступающего в холопы.
К первой группе относятся:
Плен. Это исконный и всеобщий источник рабства. Если принять во внимание, что в ту пору коза и овца ценились по 6 ногат, свинья в 10 ногат и кобыла в 60 ногат, то цена пленника в 2 ногаты должна быть объяснена лишь крайней нуждою поскорее сбыть чересчур обильный товар. Характер древних войн вообще и в частности обычная цель военных походов — захват возможно большей военной добычи — не оставляют сомнения, что плен был одним из самых обильных источников холопства.
Преступление. Русская Правда упоминает о таком последствии только для закупа, совершившего кражу или тайно убежавшего;
Несостоятельность в уплате долга. Русская Правда говорит лишь о торговой несостоятельности, причём различает причины её: только несостоятельность, происшедшая по вине торговца (пьянство,расточительность), ставила его в полную зависимость от усмотрения кредиторов: «ждут ли ему, а своя им воля, продадят ли, а своя им воля» (50).
Рождение от несвободных родителей. Русская Правда «плод от челяди» наравне с приплодом от скота причисляет к составу движимого имущества наследодателя (93): это был естественный прирост господской челяди.
Юридическое положение холопов определяется тем основным положением, что они составляют собственность господ. В отношения между господами и их челядью древнерусское светское право вовсе не вмешивалось; поэтому надо думать, что они определялись единственно усмотрением господ.
Труд холопа
находил широкое применение в домашнем
хозяйстве при городских и загородных
дворах и в сёлах, принадлежавших князьям, боярам