Движение анархистов в западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:40, доклад

Описание работы

Философия анархизма зародилась стихийно, естественным путем. Сам термин восходит к греческому языку и означает «безвластие», «безначалие», и главная его идея заключается в том, что общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения. Единой позитивной доктрины анархизма не существует, если не считать отрицания государства, и его теоретики расходятся даже по фундаментальным вопросам, высказывая порой абсолютно противоположные точки зрения - от пропаганды крайнего индивидуализма до призыва к полному коллективизму. От Пьера Жозефа Прудона и князя Кропоткина до подростков, швыряющих камни в витрины - дистанция огромного размера, хотя и те и другие считаются анархистами, однако благодаря последним само слово «анархизм» зачастую воспринимается как синоним хаоса и распущенности.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 22.69 Кб (Скачать файл)

Философия анархизма зародилась стихийно, естественным путем.  Сам термин восходит к греческому языку и означает «безвластие», «безначалие», и главная его идея заключается в том, что общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения.  Единой позитивной доктрины анархизма не существует, если не считать отрицания государства, и его теоретики расходятся даже по фундаментальным вопросам, высказывая порой абсолютно противоположные точки зрения - от пропаганды крайнего индивидуализма  до призыва к полному коллективизму. От Пьера Жозефа Прудона и князя Кропоткина до подростков, швыряющих камни в витрины - дистанция огромного размера, хотя и те и другие считаются анархистами, однако благодаря последним само слово «анархизм» зачастую воспринимается как синоним хаоса и распущенности.

 

Мечта о свободе  личности в свободном обществе, о  жизни без государства и эксплуатации проходит через многие цивилизации  и эпохи. Эти идеи встречаются  у древнегреческих и древнекитайских  философов, ранних христиан, европейских  анабаптистов, русских духоборов... Элементы анархического мировоззрения  формировались на протяжении столетий, но вплоть до начала XIX века можно говорить только о проявлениях протоанархизма. 

 

Первым теоретиком современного анархизма по праву  считается английский философ и  писатель Уильям Годвин (1756-1836),  несмотря на то, что термином «анархизм» он еще не пользовался. Годвин сформулировал такие важнейшие постулаты, как необходимость уничтожения государства, децентрализации общественной жизни и производства, противоположность интересов общества и государства. Исходя из тезиса о доброй природе человека, на которую оказывают отрицательное влияние государственные институты, Годвин предлагал анархо-коммунистическую программу социальных преобразований. Будучи приверженцем идей Просвещения, Годвин верил в силу слова, в возможность преобразовать общество путем пропаганды и считал, что благодаря убеждению государство падет, а на смену ему придет конфедерация сообществ.

 

Основоположником  второго, анархо-индивидуалистического  направления, был немецкий философ  Макс Штирнер (1806-1856). Штирнер считал существование государства незаконным и противоестественным, поскольку оно является помехой личному счастью каждого человека. «Государство всегда занято тем, чтобы ограничивать, обуздывать, связывать, подчинять себе отдельного человека, делать его «подданным» чего-нибудь всеобщего». (1)  По мнению Штирнера, государство в конечном счёте исчезнет само в результате повсеместного распространения эгоизма.

Воззрения Годвина  и Штирнера во многом дополняют друг друга, и возникшие впоследствии многочисленные анархические течения  основывались на различных вариантах  сочетания стремлений к индивидуальной свободе и к социальной справедливости. (2)

 

Подлинным основателем  современной анархистской традиции по праву считается Пьер Жозеф  Прудон (1809-1865). Он имел множество сторонников и последователей и открыто называл себя анархистом: «Хотя я большой приверженец порядка, тем не менее я в полном смысле слова анархист». (3). Ему же принадлежит знаменитая фраза «Анархия - мать порядка», хотя стоит отметить, что в оригинале она звучала немного по-другому: «Республика есть позитивная анархия (...) Это взаимная свобода (...); свобода не дочь, а мать порядка!» (4) Прудон предлагал заменить государственную власть и социальную иерархию добровольным союзом свободных личностей, общин и местностей. В своих построениях он опирался на общинное самоуправление, противопоставляя его деспотизму государства. Прудон считал, что личности и общины, будучи суверенными субъектами,  должны заключать между собой договора и согласовывать действия, исходя из своих интересов и сохраняя самоуправление и независимость. В результате на смену централизованному государству должно прийти самоуправляющееся федеративное общество. Прудон признавал только одну правовую норму - соблюдение свободных договоров. Договорной порядок должен заменить порядок государственный, а вместо политического деления общества возникнет экономическое, когда все люди объединятся в некую федерацию ассоциаций на началах взаимопомощи, мютюэлизма – это понятие Прудон считал ключевым. Компетенции государства, по его мнению, должны быть строго ограниченными: его ведению не принадлежат ни правосудие, ни финансы, ни образование, ни даже оборона страны - все эти функции возлагаются на местные сообщества. Эта федеративная организация со временем должна распространиться на всю Европу, а затем и на человечество в целом.(5)

 

Идеи европейских  теоретиков анархизма получили широкое  распространение и развитие в  России, где в первой половине XIX века постепенно нарастал кризис крепостнического строя, отразившийся на всех сторонах общественной жизни страны. Кроме  того, Россию всегда отличала сильная  централизация государственной  власти, бюрократизм госаппарата, жесткий  контроль государства над экономикой, наукой, жизнью человека - и неудивительно, что мечта о свободе оказалась  столь притягательной. Именно Россия дала миру двух крупнейших теоретиков анархизма международного масштаба - Бакунина и Кропоткина.

 

Бакунин развил и популяризировал  идеи Прудона и инициировал появление  мощного революционного движения почти  по всей Европе, прежде всего в Испании, Италии, Швейцарии, Франции и России. Наиболее заметным проявлением этого  процесса явились раскол в Международном  товариществе рабочих (Первом интернационале) и Парижская Коммуна, в которой  анархисты сыграли одну из ведущих  ролей.

В 1871 г., вскоре после заключения перемирия с  Пруссией во время франко-прусской войны, в Париже начались волнения, которые вылились в революцию. Восставшие захватили власть над городом  в свои руки, и в результате была образована Парижская коммуна, которую возглавили социалисты и анархисты, объединившиеся в коалицию. Совет коммуны был одновременно и законодательным, и высшим правительственным органом. Была создана исполнительная комиссия для общего руководства делами и 9 специальных комиссий для работы в конкретных отраслях: военная; продовольствия; финансов; юстиции; общественной безопасности: труда, промышленности и обмена; общественных служб; внешних сношений и просвещения. Парижская коммуна упразднила постоянную армию, заменив её вооружённым народом, префектура полиции так же была ликвидирована. Обязанность по обеспечению порядка и безопасности граждан возлагалась на резервные батальоны Национальной гвардии. Однако в области реформ правительство коммуны не имело определенной программы, так как ее состав был весьма пестрым - преобладали бланкисты, неоякобинцы и сторонники Прудона. Политические разногласия весьма затрудняли работу Коммуны, и довольно скоро в ней образовались «большинство» и «меньшинство», столкновения которых не раз ставили под угрозу единство коммунаров.

 

Среди отдельных  социально-политических мероприятий  коммуны можно выделить отмену задолженности  по квартплате, отсрочку платежей по векселям и приостановление продажи просроченных залогов. Были запрещены вычеты из заработной платы, отменена ночная работа в пекарнях, определен минимальный размер вознаграждения для лиц, состоящих в услужении. При всех подрядах и поставках  для города было решено отдавать предпочтение рабочим ассоциациям перед частными предпринимателями, стали открываться  общественные мастерские для безработных. Все промышленные предприятия, покинутые  владельцами, были переданы производительным ассоциациям.  Коммуна признала за незаконнорожденными все права законных детей, декретировала отделение церкви от государства и прекратила финансирование духовенства. В области культурно-просветительной политики была развернута борьба за освобождение школы от влияния церкви, введение обязательного и бесплатного обучения, сочетание изучения основ наук с практическим обучением ремеслу. Был проведен ряд мер по реорганизации музеев и библиотек, принят декрет о передаче театров в руки коллективов артистов, предпринята попытка введения нового республиканского календаря... Но в целом Парижская коммуна оказалась неспособна закрепить и отстоять свои преобразования. Комиссия общественной безопасности с самого начала действовала очень слабо, не препятствуя проникновению агентов версальского правительства, общее руководительство военными действиями отсутствовало. Одной из самых серьезных ошибок была позиция, занятая по отношению к Французскому банку. Коммунары не решились занять банк и конфисковать хранившиеся в нём крупные ценности, и вследствие этого обрекли себя на серьезные финансовые и политические трудности.        

 

В результате этот социально-революционный эксперимент, как известно, продлился недолго - всего 72 дня. Коммуна была потоплена  в крови версальцами, ее защитники  расстреляны и сосланы.

 

В конце XIX века после провала  ряда восстаний, жестких правительственных  репрессий и ухода части рабочих  в социал-демократические партии анархическое движение вступило в полосу идейного и организационного кризиса. Однако в эти годы оно продолжало расти вширь: многие эмигранты из Европы вели активную пропаганду анархизма  на обоих американских континентах, выходило большое количество разнообразных  изданий, брошюр и листовок. Широкую  известность получили своеобразные анархические идеи американского писателя Генри Торо (1817-1862), который одним  из первых выдвинул идею гражданского неповиновения, призывая отказываться от сотрудничества с государством, уплаты налогов и воинской службы. В качестве средства борьбы Торо предлагал  индивидуальное ненасильственное сопротивление  общественному злу.  Конец ХIХ века ознаменовался широким распространением идей Ницше, ставшего популярным среди европейских интеллектуалов и художников, а это, в свою очередь, привело к ренессансу в богемной среде анархо-индивидуалистических идей Штирнера, которого многие считали предтечей Ницше.

Поскольку с развитием  промышленности роль и значение пролетариата в революционной  борьбе неуклонно возрастала, в начале ХХ столетия в рамках анархистской мысли возникло новое течение - анархо-синдикализм. Его цель - социальный переворот, организованный синдикатами (профсоюзами), который должен уничтожить государство и политическую власть и создать общество, руководимое федерацией профсоюзов, ведающей производством и распределением продуктов. Политической борьбе анархо-синдикалисты противопоставляли тактику «прямого действия» (забастовка, саботаж, бойкот и др.). Основным методом достижения своих целей они считали всеобщую экономическую стачку, с помощью которой профсоюзы могли бы без революционной борьбы взять в свои руки управление производством. (11)

 

Широкий размах приобретало  радикальное рабочее движение в  западноевропейских странах, прежде всего  Испании и Франции. Особого упоминания заслуживает деятельность анархо-коммунистической рабочей организации ФОРА в Аргентине. Помимо огромной численности (которая  порой достигала 200 тысяч человек), ее отличал бескомпромиссный радикализм в действиях, который наиболее ярко проявлялся при организации масштабных забастовок и демонстраций, перераставших  в баррикадные бои с полицией.

 

 


Информация о работе Движение анархистов в западной Европе