Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:23, доклад
Процесс политического переустройства общества в условиях Российской империи прошел ряд ступеней и периодов в своем развитии. Особое место в этом процессе, на наш взгляд, принадлежит движению декабристов. Именно политические идеи, революционное мировоззрение дворян декабристов, направленные на коренное преобразование общества, нашли свое отражение в разработанных ими программных документах, а также во всей последующей деятельности. Декабристы – русские дворянские революционеры, главным образом офицеры, участники Отечественной войны 1812 года, поднявшие 14 декабря 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества. Первые организации декабристов возникли в 1816 – 1821 гг.: «Союз спасения» и «Союз благоденствия».
ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ
НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО РОССИИ
Процесс политического переустройства общества в условиях Российской империи прошел ряд ступеней и периодов в своем развитии. Особое место в этом процессе, на наш взгляд, принадлежит движению декабристов. Именно политические идеи, революционное мировоззрение дворян декабристов, направленные на коренное преобразование общества, нашли свое отражение в разработанных ими программных документах, а также во всей последующей деятельности. Декабристы – русские дворянские революционеры, главным образом офицеры, участники Отечественной войны 1812 года, поднявшие 14 декабря 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества. Первые организации декабристов возникли в 1816 – 1821 гг.: «Союз спасения» и «Союз благоденствия». «Союз спасения» - одна из первых тайных организаций декабристов, созданная и действовавшая в 1816 – 1817 гг. По уставу «Союза» он назывался «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его учредителями являлись: А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д.Якушкин, М.С. Лукин, М.Н. Новиков, П.Г. Каховский, П.И. Пестель. Основной целью «Союза» являлось уничтожение крепостного права и установление конституционной монархии путем военного переворота. Организация носила заговорщический характер. Слабостью организации являлись разногласия между его членами, что и привело к самороспуску и созданию нового Союза – « Союза благоденствия».
«Союз благоденствия», созданный и действовавший в 1818 – 1821 гг., был тайной революционной организацией декабристов, которая была основана в Москве на базе «Союза спасения». В его составе действовало около 200 человек. Во главе «Союза» стояла коренная управа, состоявшая из 30-ти учредителей и Думы в составе 6-ти человек. Местные управы «Союза» находились в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и других городах. Цель «Союза» - уничтожение самодержавия и крепостничества, введение конституционного правления, была известна только учредителям. Через печать и литературно-просветительные общества «Союз» воздействовал на общественное мнение. Однако он не просуществовал долго и был распущен ввиду программных и тактических разногласий.
Наиболее активные члены «Союза» образовали в 1821-1822 гг. «Южное» и «Северное» общества декабристов. В 1823 г. на Украине была создана организация «Общество соединенных славян», которая к осени 1825 г. объединилась с «Южным» обществом. Если давать общую оценку деятельности декабристов, то необходимо подчеркнуть их существенную роль в развитии политической истории России, особенно в политическом преобразовании российского государства первой четверти XIX в. В связи с этим необходимо более подробно рассмотреть два важнейших
проекта представителей движения декабристов – «Конституцию» Никиты Михайловича Муравьева1 и «Русскую правду» Павла Ивановича Пестеля2 в аспекте
политического переустройства России. Зарождение интересов, формирование мировоззрения будущих организаторов движения декабристов Н.М. Муравьева и П.И. Пестеля осуществлялось в русле преобразовательных планов в государственной деятельности М.М. Сперанского и относится к годам их молодости. Как и подавляющее число декабристов они видели в М.М. Сперанском человека, которого, по словам современника, «классическое образование, гений, огромная начитанность и разносторонняя деятельность поставили… в среду патрициев»3.В юности декабристы были свидетелями борьбы, развернувшейся среди правительственных группировок и завершившейся в начале 1812 г. падением М.М. Сперанского, что означало изменение всего правительственного курса. История возвышения, активной государственной деятельности, а затем падения и ссылки М.М.Сперанского в обстановке активизации политической жизни России накануне войны 1812 г. стояла в ряду событий, будивших мысль, заставлявших декабристов размышлять над действительными причинами происходящего. «Первый декабрист» В.Ф. Раевский(1795-1872), анализируя причины зарождения декабризма, относил ссылку Сперанского к таким мрачным явлениям русской жизни первой четверти XIX века, как усиление крепостного гнета, солдатчина, учреждение военных поселений и т.д.
По мнению историка А.В. Семеновой4, декабристы хорошо знали, преимущественно негласные, политические проекты М.М. Сперанского. Они им были известны в первую очередь через братьев А.И. и Н.И. Тургеневых – сотрудников М.М. Сперанского. В реестре рукописей М.М.Сперанского, принятых
Н.И. Тургеневым из кабинета бывшего государственного секретаря в 1816 г., упоминается основной труд М.М. Сперанского – «Введение к уложению государственных законов». В архиве братьев Тургеневых хранится в двух экземплярах и рукопись первого политического трактата М.М. Сперанского – записка 1802 года «О коренных законах государства» с карандашной правкой самого автора. Главной заслугой М.М. Сперанского является утверждение о том, что государство возникло как общественный союз, который создан для пользы и безопасности людей, где народ является источником силы правительства, поскольку любое законное правительство возникло на основании общей воли народа. Наилучшей формой правления он считал конституционную монархию, в соответствии с этим выделял и две задачи государственных преобразований: подготовка России к принятию Конституции и ликвидация крепостного права.
С проектами М.М. Сперанского, безусловно, был знаком декабрист Г.С.Батеньков (1793 – 1863), его ближайший соратник и близкий ему человек, который совместно с Н.М. Муравьевым участвовал в разработке проекта «Конституции». Согласно исследованиям Н.М. Дружинина, Никите Муравьеву были такжеизвестны негласные проекты Н.С. Мордвинова и М.М. Сперанского: дворянские связи открывали многие служебные тайны, а политические записки имели широкое обращение в кругах столичного общества5.
Однако проекты М.М.Сперанского и Н.С. Мордвинова были не просто известны декабристам. Они хотели видеть авторов этих проектов в составе своего временного революционного правительства как государственных деятелей, "известных всей России", пользовавшихся передовой политической репутацией6.
М.М. Сперанскому, по мнению многих историков, было известно о существовании тайного общества декабристов и его целях. Политические проекты М.М. Сперанского и декабристов включали основы организации власти. Принцип разделения властей (краеугольный камень буржуазного политического строя), идея представительского правления нашли свое отражение как в планах М.М. Сперанского, так и в проектах декабристов. Вместе с тем есть и принципиальное различие программ М.М. Сперанского и дворянских революционеров. Проект М.М. Сперанского, рассчитанный на реализацию политического переустройства общества путем реформ "сверху", лишь слегка ограничивал самодержавие, при этом сохраняя за монархом высшую исполнительную власть.
Он оставлял за ним также законодательную инициативу и право утверждения законов. Говоря о месте Государственной Думы как представительного учреждения в проектах М.М. Сперанского, необходимо отметить, что, несмотря на зависимость ее от самодержавной власти, ни один закон, в том числе об установлении налогов, не мог быть издан без согласия Думы. Конституционные проекты декабристов также утверждали представительский строй, но на значительно более демократичной основе. Двухпалатное народное вече Н.М. Муравьева и однопалатный высший орган под тем же названием П.И. Пестеля обладали подлинной законодательной властью, ибо являлись верховными органами страны. При разработке конституционных проектов декабристы опирались на исторический опыт своей страны и исходили из тех важнейших задач, которые стояли перед ней, использовав при этом наследие передовых мыслителей России. Критически оценивали общественную мысль передовой Европы, анализировали теоретический и политический опыт Франции, опыт западноевропейских революций первой четверти XIX века, национально-освободительной борьбы балканских и славянских народов. О внимании к взглядам политических мыслителей конца XVIII – начала ХIХ в., в период зрелого декабристского движения, писали многие его участники. Среди хорошо известных в России произведений зарубежных мыслителей они изучали и особенно высоко ценили труды французских просветителей, среди которых были произведения Константа, Франсуа Гизо (1787 – 1874), Луизы
Жермена де Сталь (1766 – 1817) и других авторов. Большой перечень прочитанных и проаннотированных французских книг сохранился в записях П.И.Пестеля, К.Ф.Рылеева, Н.И.Тургенева.
Широкое распространение и поддержку в прогрессивных европейских кругах первой четверти XIX в. получили идеи конституционно-монархического строя. Представления о нем как о наиболее прогрессивном в современном обществе уходили в XVIII в., поддерживались французскими энциклопедистами. В своих взглядах о политическом правлении государством "просвещенным" монархом они выдвигали идеи регламентации прав и обязанностей царя перед народом, то есть по сути дела наметили основы конституционной монархии. Выразителем более радикальных взглядов, непримиримым врагом самодержавия в России был А.Н. Радищев (1749 – 1802), доказывавший, что «самодержавие - наипротивнейшее человеческому естеству состояние», ибо оно разрушило принципы естественного равенства и общественного договора. Отстаивая, как французский философ Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778), идею народного суверенитета, А.Н. Радищев проводил идею «народного правления», которая была близка декабристам. Поэтому декабристы при разработке своих конституционных проектов часто обращались к политическому наследию А.Н. Радищева. Ими
были
также подвергнуты
С республиканскими концепциями были знакомы многие представители декабристского движения в России. Часть декабристов разделяла их положения, что видно, например, из их отношения к политическим воззрениям американских правоведов, к взглядам Детю де Траси, поддерживавшего идею "…республики, основанной на народном представительстве". Книга Детю де Траси "Комментарий к "Духу законов" Монтескье" (1821 г.), написанная по предложению американского просветителя Т. Джефферсона (1743 – 1826), стала для декабристов "высшей степенью премудрости". Декабристы поддерживали критику политических воззрений философа и просветителя Шарля Луи Монтескье (1689 – 1755), согласно которым разделение видов правлений зависело от географических условий страны: в маленьком государстве целесообразнее республика, в большом -монархия и деспотия. Они не соглашались с такими выводами Монтескье, которые могли служить оправданием самодержавия в России и высказывались в поддержку республиканских идеалов Детю де Траси. Важной была не только теоретическая поддержка этих идей, но и проведение их декабристами в жизнь, в частности в республиканском политическом проекте - " Русской правде" П.И. Пестеля. В этом документе, который П.И. Пестель, как и большинство членов Южного общества, рассматривал как наказ будущему революционному правительству, проявлялись наиболее отчетливо и полно программные установки наиболее радикального крыла декабристов. Они раскрываются при их сравнении с основными положениями действовавших в ту пору европейских законодательств, а также с основами другого политического проекта декабристов – «Конституцией» Н.М. Муравьева. В его трактовке закон являлся внешним выражением народной воли, что значительно отличало его правовую концепцию от "английского государственного права, признававшего неограниченное главенство парламента, и германских хартий, утверждавших первоначальную власть монарха"7.
Согласно первому проекту «Конституции» Н.М. Муравьева, будущая Россия должна была представлять собой Федеративное государство, состоящее из крупных административных единиц ("держав"), обладающих определенной автономией, - со своими "столицами", законодательными и исполнительными органами власти, правом самостоятельно решать свои внутренние дела. Федеративное устройство в такой обширной стране, как Россия, по мнению Н.М. Муравьева, явится противодействием чрезмерному усилению центральной власти, которая в централизованном государстве неизбежно выльется в деспотическое правление. Федерация оградит страну от деспотии, обеспечит сохранение свобод граждан.
В третьем варианте проекта «Конституции» деление страны на державы внешне также сохраняется, но сама сущность федеративного устройства претерпевает значительные изменения. Прежние державы с самостоятельной законодательной и исполнительной властью фактически превращаются в "…области, равные нынешним генерал-губернаторствам", а их столицы становятся обычными центрами административного управления и центрами судебных округов. Московская и Донская области занимают одинаковое положение с остальными административными единицами. Таким образом, державы и области преобразовываются в 15 автономных провинций, утративших предусматривавшиеся в предыдущих вариантах черты прежней самостоятельности. Н.М. Муравьев проводит строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно «Конституции», высшим законодательным органом власти в Федерации является двухпалатное Народное вече, состоящее из Верховной думы (верхней палаты) и Палаты народных представителей
(нижней палаты).Высшая исполнительная власть в Федерации принадлежит императору. Функции и прерогативы его как главы исполнительной власти наиболее детально разработаны во втором варианте проекта Н.М. Муравьева. Подчеркивалось, что Россия - "…общество людей свободных", а не "вотчина" императора; "императорское звание учреждено наследственным для удобства, а не потому, чтобы оно было в самом деле семейственным достоянием". Император объявляется "верховным чиновником Российского правительства", его власть наследственна – по прямой линии от отца к сыну, "но не от тестя к зятю". Женщины не имеют прав на престол. Всякий законопроект, одобренный Народным вече, требует утверждения его императором. Но если этот законопроект после вторичного его чтения в законодательных палатах вновь будет одобрен двумя третями голосов, то он получает силу закона. Согласно третьему варианту проекта, императору даже предоставляется законодательная инициатива. Он предлагает Народному вече проекты законов, принуждает его к вторичному рассмотрению принятого или отвергнутого им предложения. Хотя император является "верховным начальником" сухопутных, морских и внутренних сил государства, однако он не может использовать их для подавления "возмущений" внутри государства без санкции Народного вече. Ему предоставляется также право вести переговоры с иностранными державами, заключать трактаты "с совета и согласия Верховной думы", назначать послов и консулов в другие государства, принимать послов и других "уполномоченных" от "иностранных правительств", с согласия Верховной думы назначать судей "верховных судебных мест", назначать чиновников. Император, в случае переговоров с другими государствами или суда, имеет право созывать обе палаты Народного вече, может и отсрочить в случае необходимости их заседания, но не более чем на три месяца. Ему дается титул "Его императорское величество". При вступлении на престол он должен принести следующую присягу посреди Народного вече: "Я клянусь торжественно, что буду верно, исполнять обязанности императора российского и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционного Устава России".