Движущие силы исторического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:57, доклад

Описание работы

Общество находится в состоянии непрерывного движения, изменения, развития. Его развитие представляет собой процесс поступательного движения, в котором осуществляется переход от более низких - к более высоким формам организации. субстанциональной основой этого процесса является сущность человека. Поэтому можно сказать, что исторический процесс по своей сущности - это процесс становления, функционирования, развития человеческой сущности. Или - это действительность человеческой сущности во всем богатстве и многообразии ее проявлений. Источник этого процесса находится не вне, а внутри самого общества

Файлы: 1 файл

1.Общество находится в состоянии непрерывного движения.docx

— 16.56 Кб (Скачать файл)

Общество находится в  состоянии непрерывного движения, изменения, развития. Его развитие представляет собой процесс поступательного  движения, в котором осуществляется переход от более низких - к более  высоким формам организации. субстанциональной основой этого процесса является сущность человека. Поэтому можно сказать, что исторический процесс по своей сущности - это процесс становления, функционирования, развития человеческой сущности. Или - это действительность человеческой сущности во всем богатстве и многообразии ее проявлений. Источник этого процесса находится не вне, а внутри самого общества.

Относительно источников исторического развития общества существуют различные точки зрения. Абсолютное большинство из них исходят из методологического положения, что  источником изменений, движения, развития общества являются внутренние противоречия. Однако, относительно того, какие именно противоречия являются источником общественного  прогресса, мнения расходятся.

Наиболее распространенной и аргументированной является точка  зрения, согласно которой всеобщим источником развития общества является противоречие между материальными  и духовными потребностями людей  и достигнутым уровнем производства. Однако, эта точка зрения касается только одной стороны процесса материального производства

Очевидно, так как субстанциональной  основой всех сторон человеческой действительности является сущность человека, то и в  решении проблемы источника общественного  развития необходимо исходить из сущности человека. Но сущность человека многогранна. Тем не менее, развитие всех уровней  сущности человека проявляется в противоречиях между потребностями и ограниченностью или отсутствием средств, возможностей их удовлетворения, что обуславливает необходимость деятельности. Следует подчеркнуть, что здесь имеет место противоречие не между потребностями и деятельностью, а между потребностями и ограниченностью или отсутствием средств, возможностей их удовлетворения, обусловленных недостаточным уровнем развития самого человека, уровнем производства, характером общественных отношений, масштабностью целей, уровнем свободы.

Так, сущность первого порядка  проявляется в противоречиях  между жизненными потребностями (есть, пить, одеваться, иметь жилище, продолжение  рода) и ограниченностью или отсутствием  средств и возможностей их удовлетворения. Например, чувство голода выражает потребность в пополнении организма  энергией путем использования продуктов  питания. Налицо есть противоречие между  потребностью в еде и отсутствие еды, необходимой на ее удовлетворение. Это противоречие проявляется как  голод, состояние неудовлетворенности, которое вынуждает действовать  с целью добывания пищи или  других средств для удовлетворения других жизненных потребностей. Деятельность обеспечивает удовлетворение потребностей, но со временем она повторяется. Но в этом процессе происходит рождение новой потребности, которая требует новой деятельности, и так без конца. Наша непосредственная жизнь, - это непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей, который осуществляется на основе взаимодействия человека с условиями существования.

Сущность второго порядка ,- это возникновение опосредования удовлетворения жизненных потребностей процессом производства, в котором производство орудий труда приобретает значение особой потребности. Следовательно, сущность второго порядка проявляется как процесс разрешения и воспроизводства противоречия между потребностью в орудиях труда и ограниченностью возможностей ее удовлетворения. Разрешение этого противоречия ведет к рождению новой потребности, для удовлетворения которой необходимо усовершенствование орудий труда. Способом разрешения этого противоречия является трудовая деятельность. А это значит, что труд становится определяющим фактором в обеспечении удовлетворения жизненных потребностей и в развитии общества в целом.

Сущность третьего порядка  проявляется в противоречиях  между потребностью в определенной системе общественных отношений  и ограниченными наличными общественными  отношениями ее удовлетворения, что  обуславливает необходимость в  деятельности для создания соответствующих  общественных отношений. Эта потребность  также реализуется в деятельности, направленной на изменение, усовершенствование или разрушение старых общественных отношений и на замену их новыми.

Сущность четвертого порядка  проявляется в противоречии между  потребностью в развитии общественного  сознания и целеполагания и ограниченностью  наличных возможностей е удовлетворения. Необходимость разрешения этого  противоречия требует усиления деятельности для создания необходимых условий, обеспечивающих дальнейшее развитие общественного  сознания и целеполагания.

Сущность пятого порядка  проявляется в противоречии между  потребностью в свободе и ограниченностью  возможностей ее удовлетворения, что  стимулирует развитие творческой деятельности.

Важно, также, отметить, что  жизнедеятельность общества, как  целостной системы, осуществляется в противоречии между всеобщими  потребностями и ограниченностью  возможностей их удовлетворения, что  обуславливает необходимость объединения  усилий всего общества для создания таких возможностей.

Как итог можно сказать, что  противоречие между потребностями  и ограниченностью условий, возможностей их удовлетворения находит свое проявление в диалектике потребностей и деятельности, в которой потребности выступают  в качестве исходного импульса, побудителя деятельности, а деятельность, - в  качестве способа ее удовлетворения и фактора, обуславливающего рождение новой потребности. Применительно  к историческому процессу, потребности  представляют собой систему, которая  включает в себя: жизненные потребности  человека, потребности в орудиях  труда, в системе общественных отношений  и целеполаганий, в свободе, потребности  общества как целостной системы. Деятельность, также, предстает как система, включающая в себя: деятельность по удовлетворению жизненных потребностей человека; потребности по производству орудий труда; деятельность по производству и воспроизводству общественных отношений; деятельность по производству и воспроизводству общественного сознания и целеполагания; деятельность по реализации свободы, которая предстает как творчество; деятельность общества, как целостной системы по реализации потребностей выживания человечества.

В этой диалектике потребностей и деятельности заключается внутренний источник процесса самодвижения, саморазвития.

На этой основе можно сделать  вывод, что источником общественного  развития является противоречие между  системой потребностей и ограниченностью  возможностей их удовлетворения, обусловленных  уровнем развития самого человека, его жизненных потребностей, уровнем  развития производства, характером общественных отношений, уровнем интеллектуального  развития общества, масштабностью и  направленностью целей, уровнем  осознания человеком сущности мира своего бытия и собственной сущности, уровнем развития свободы, характером, содержанием и направленностью творческой деятельности. Его неуклонное разрешение и воспроизводство и составляет сущность исторического процесса, который принимает конкретные формы на различных этапах его развития.

Следует подчеркнуть, что  в природе возникновение и  разрешение противоречий, составляющих источники ее развития, проявляются  стихийно, как результат действия ее объективных законов, независимо от желания и воли людей.


Информация о работе Движущие силы исторического процесса