Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 17:41, доклад
Смерть Петра I положила начало этапу ожесточенной борьбы за трон между различными группировками российского дворянства, поэтому указанный период получил название “эпохи дворцовых переворотов”. Во многом это было обусловлено отсутствием легитимного преемника умершего императора, разрушением традиционных устоев, усилением новых политических сил, выдвинувшихся при Петре I.
Дворцовые перевороты
Смерть Петра I положила начало этапу ожесточенной борьбы за трон между различными группировками российского дворянства, поэтому указанный период получил название “эпохи дворцовых переворотов”. Во многом это было обусловлено отсутствием легитимного преемника умершего императора, разрушением традиционных устоев, усилением новых политических сил, выдвинувшихся при Петре I.
Изменения в деятельности высших и центральных органов управления
8 февраля 1726 г. указом Сената был образован Верховный тайный совет.
В дополнительном указе 1726 г. фактически был утвержден регламент нового учреждения. В ведении Совета находились вопросы внешней политики и внутренней - “которые до Ее Императорского Величества собственного решения касаются”. Совет контролировал деятельность Сената и коллегий, все законы могли быть приняты только после его одобрения, ему подчинялся Преображенский приказ. Фактическим главой Совета был фаворит Екатерины А.Д.Меньшиков.
В октябре 1731 г. ее указом был учрежден Кабинет министров из трех человек: А.И.Остерман, фактический его председатель, и кабинет-министры Г.И.Головкин, А.И.Черкасский.
Образованный в качестве только совещательного органа Кабинет указом 9 ноября 1735 г. получил высшие законодательные функции: подписи трех кабинет-министров заменяли подпись императрицы, т.е. юридически он был превращен в высшее государственное учреждение. Теперь все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законодательства, контроль за деятельностью коллегий решались в кабинете. После захвата власти Елизаветой
Часть функций упраздненного органа перешла к Кабинету Ее Императорского Величества, восстановленному в декабре 1741 г. (был ликвидирован в 1727 г. решением Верховного тайного совета). Новый Кабинет фактически был только личной канцелярией императрицы: вел личную переписку, принимал доклады коллегий, Сената, генерал-прокурора, занимался военными и дипломатическими делами, рассматривал жалобы, поданые на высочайшее имя.
В мае 1756 г. была учреждена Конференция при высочайшем дворе.Конференция собиралась два раза в неделю, в ее работе принимала участие сама императрица. Четкой регламентации деятельности Конференции не было, первоначально главное внимание уделялось проблемам ведения Семилетней войны и вопросам внешней политики. Решения Конференции оформлялись в протоколы, экстракты из которых направлялись в Сенат. В 1757 г. начинается вмешательство Конференции в дела внутреннего управления. Неопределенность статуса нового органа позволяли Сенату официально отказываться от выполнения экстрактов либо посылать отписки. После смерти Елизаветы это учреждение было ликвидировано.
Петр III в мае 1762 г. учредил новый совещательный орган - Императорский совет, состоящий из восьми человек (принц Георгий, принц Голштейн-Бекский, канцлер граф М.И.Воронцов и др.) и тайного секретаря - Д.В.Волкова.
В 1731 г. указом Анны Иоановны была создана Канцелярия тайных розыскных дел вместо упраздненного в 1729 г. Преображенского приказа. Канцелярия развернула в стране невиданный ранее террор: свыше 20 тыс. человек в царствование Анны Иоановны было сослано в Сибирь, были казнены многие из князей Долгоруких, Голицыных, в 1740 г. такая же участь постигла виднейших сановников - А.Л.Волынского, М.М.Ерошкина, П.И.Мусина-Пушкина, за 1730 - 1736 гг. лишены сана 9 архиепископов. 42% наказанных составляли лица дворянского звания. Печально прославившаяся тайная Канцелярия была упразднена Петром III.
В марте 1730 г. императрица Анна Иоановна восстановила Правительствующий Сенат, число сенаторов достигло 21, в него вошли самые видные государственные деятели. Были восстановлены должности генерал-прокурора и рекетмейстера, Сенат был разделен на пять департаментов. Тем не менее, Сенат являлся исполнительным органом при Кабинете, число сенаторов уменьшалось (одно время было всего 2 сенатора), с ноября 1740 г. разрешалось подавать жалобы на Сенат придворному рекетмейстеру.
Императорский совет при Петре III ослабил позиции Сената: военная и морская коллегии были изъяты из его ведения.
Кардинальные перемены коснулись и Синода. В 1726 г. он стал называться Святейшим Синодом и был разделен на два департамента. Первый департамент из шести архиереев занимался руководством церковной жизни, второй - из шести светских чиновников - администрацией, хозяйством и судом. Должность обер-прокурора была заменена на должность прокурора. В 1738 г. Синод лишился всех доходов и содержался только на отпускаемые из казны деньги. В 1757 г. указом Елизаветы начался процесс секуляризации, он завершился указом Петра III от 21 марта 1762 г. о полной секуляризации недвижимых церковных имуществ и передаче их в ведение Коллегии Экономии. Решение многовековой проблемы завершилось.
Период дворцовых переворотов ознаменовался серией контрреформ системы центральных и местных управлений. Их целью было стремление преодолеть финансовый кризис в стране в 20 - 30-е годы за счет удешевления государственного аппарата и создания новых структур управления.
Тяжелейшее финансовое положение обусловило необходимость создания Доимочной канцелярии (1727 - 1730 гг.), главной целью которой было получение недоимок.
В 1729 г. была учреждена Канцелярия конфискации, объединенная в 1736 г. с Доимочным приказом, созданным в 1730 г. на базе одноименной канцелярии. Канцелярия конфискации занималась заведованием и продажей выморочных и конфискованных за недоимки или преступления имуществ, взысканием штрафов по судебным искам.
Коллегии, занимающиеся сбором и расходом денежных средств в 1726 г. были объединены в одну - Камер-коллегию. В 1731 г. был утвержден ее новый регламент, в ведении коллегии находились заключение контрактов на казенные подряды и откупа, управление промыслами, надзор за состоянием дорог и т.п. Из четырех экспедиций коллегии три занимались делами по губерниям, четвертая была счетной. Ежегодно коллегия предоставляла Сенату смету о доходах и расходах государства.
В октябре 1731 г. к Коммерц-коллегии были присоединены Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия. В новой коллегии дела были разделены на 3 экспедиции: 1) дела по коммерции; 2) горные; 3) фабрики и мануфактуры.
Изменился состав коллегий: численность присутствий уменьшилась с 8 человек в 1719 - 1721 гг., до 3-6 - в 1726 - 1762 гг., иногда присутствие составлял 1 человек, а штаты канцелярий росли, достигнув в 1760 г. в среднем 85 чиновников.
Из нововведений в системе центральных органов необходимо отметить восстановление приказов. В 1730 г. был воссоздан Сибирский приказ (до 1755 г.), вновь учреждены в Москве Судный (судопроизводство жителей Москвы и некоторых близлежащих губерний, апелляции на решения губернаторов и воевод), и Сыскной приказ (до 1763 г.). Кроме того, вновь появились Ямская канцелярия, Раскольничья контора, Соляная контора и др. Управлением императорского двора занималась Главная Дворцовая канцелярия.
Контрреформы местного управления
В 1727 г. в основном была ликвидирована петровская система местных органов. Это было вызвано невероятной сложностью и запутанностью деятельности местных учреждений (губерния, провинция, дистрикт, уезд), дублированием, переплетением функций, неэффективностью. Первыми в 1726 г. были упразднены дистрикты и восстановлено традиционное уездное деление. В 1727 г. страна делилась на 14 губерний, 47 провинций и примерно 250 уездов. Были упразднены и другие местные учреждения: камеристские и рекетмейстерские конторы, земские комиссары, надворные суды.
Все эти новации были закреплены наказом от 12 сентября 1728 г., составленным в Сенате и утвержденным Тайным советом. Наказ во многом возвращал к порядкам ХVII в. В губернии вся полнота власти - военной, административной, финансовой, судебной - переходила к губернаторам. Наказ создал строгую иерархическую систему подчинения: городовой воевода подчинялся провинциальному, провинциальный - губернатору, только последний имел право контактировать с центральными органами власти. В 1730 г. был определен срок пребывания воевод - два года, в 1760 г. он был увеличен до пяти лет. Создавались и соответствующие канцелярии: губернские, провинциальные, городовые, - которые делились на повытья и столы. Наказ запрещал объединять в одном столе судебные и финансовые функции. Губернские и провинциальные канцелярии возглавляли секретари, городскую (уездную) - подъячий.
Изменения коснулись и органов городского самоуправления. В 1727 г был упразднен Главный магистрат, городовые магистраты (ратуши) оказались в подчинении воевод, сохранив только финансовые и судебные функции. В 1743 г. вновь был восстановлен Главный магистрат, но зависимость магистратов от губернаторов и воевод сохранилась, магистраты теперь подчинялись и полицейским органам.