Организация власти
и управления.
Мусульманская держава некоторое
время после Мухаммеда оставалась
теократией в смысле признания ее
истинным владением Бога (государственное
имущество именовалось Божьим) и
в смысле стремления управлять государством
по заповедям Бога и примеру его
Посланника (пророк именовался также
расулом, т.е. посланником). Первое окружение
пророка-правителя составлялось из муджахиров(изгнанников, бежавших вместе
с пророком из Мекки) и ансаров (помощников). После смерти Мухаммеда
главой государства в звании заместителя
(халифа) сделался муджахир, богатый купец
и друг пророка абу Бакр, управлявший поначалу
без визира (верховного чиновника из ансаров).
Муджахир Омар принял в свое ведение суд.
Другой муджахир, абу Убейда, стал ведать
финансами. Этому образцу обособленного
ведения административных, судебных и
финансовых дел стали подражать в последующем.
Омар, уже будучи халифом, принял титул эмира (военачальника) правоверных. При нем же было введено летоисчисление
отхиджры (переселение в Медину, датированное
622 г.). При Омане была осуществлена канонизация
(составлена официальная редакция) текста
Корана. По завету пророка Коран кроме
богослужебных целей имел предназначение
в качестве руководства при отправлении
правосудия. Однако при Омане право по
наложению наказаний (худуж) было отнято у судей
(кадиев) и передано султану
- самодержавному чиновнику, наместнику
халифа. Этот шаг объясняется тем, что
карательное (наказательное) право в Коране
представлено только незначительным числом
указаний и требований (всего около 80),
и это было чревато обвинением халифа
или судьи по стиху Корана о «судящих не
по книге Божией» (Суры ,48 и 5,51) и даже возможным
восстанием под лозунгом джихада (войны за веру). Через 30 лет после
смерти пророка ислам разделился на три
большие секты, или течения, - на суннитов (опиравшихся в богословских
и правосудных вопросах на Сунну - сборник
преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными
последователями и выразителями взглядов
пророка, а также более точными исполнителями
предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику
двух первых халифов - абу Бакра и Омара).
С расширением границ державы исламские
богословские и законоведческие построения
подвергались влиянию более образованных
инородцев и иноверцев. Это сказалось
на толкованиях Сунны и тесно связанного
с ним фикха (законоведения). По мнению В.В.
Бартольда, примером пророка, извлекаемого
из Сунны, стали оправдывать такие положения,
которые на самом деле заимствовались
из других религий или римского правоведения.
«Правила о числе (пять) и времени обязательных
ежедневных молитв были заимствованы
у домусульманской Персии; из римского
права были заимствованы правила о дележе
добычи, по которым всадник получал втрое
больше пехотинца и полководец имел право
выбирать себе лучшую часть; таким же образом
мусульманское законоведение по примеру
римского права проводит аналогию между
военной добычей, с одной стороны, и произведениями
моря, находимыми в земле кладами и добываемыми
из рудников минералами - с другой; во всех
этих случаях в пользу правительства шла
1/5 дохода. Чтобы связать эти законоположения
с исламом, придумывались рассказы из
жизни пророка, будто бы совершавшего
молитву в установленное время, применявшего
указанные правила при делении добычи
и т.д.» Бартольд В.В. Ислам: Сборник статей. М., 1992. С. 29. В Омейядском
халифате, имевшем соприкосновение с римским
культурным наследием и произведениями
греческих авторов, образовалась прослойка
людей, которые стали интересоваться вопросами
богословия и законоведения самостоятельно
и вне связи с правящим классом и его аппаратом.
Правоведы столь широкого профиля могли
быть судьями на службе у отдельных правителей,
но могли быть и весьма критически настроенными
служителями, считая и доказывая, что правители
отходят от требований «богооткровенного
права». Аббасиды тоже старались считаться
с мнениями правоведов. Решения законоведов
не вводились в практику сразу и непосредственно,
а лишь постольку, поскольку правители
сами избирали их в качестве доктринальной
основы для своих политических или судебно-карательных
действий. На практике законоведы обсуждали
и обобщали гораздо больше, чем практические
законоведческие вопросы в современном
смысле: они интересовались и признавались
авторитетными советчиками в области
ритуалов и обрядов, этикета и моральных
заповедей. Богооткровенное право простиралось,
таким образом, на весь уклад жизни и становилось
в силу этого «богооткровенным образом
жизни». При Аббасидах и их наместниках
мечети из средоточия государственной
жизни, в том числе правосудной деятельности,
превращались в богослужебные заведения.
При таких заведениях возникали начальные
школы обучения азбуке и Корану. Знавший
наизусть стихи Корана считался закончившим
свое обучение.
Список использованных
источников
1. Арабо-мусульманская
правовая мысль // Антология мировой
правовой мысли: В 5 т. Т. 1. М.: Мысль,
1999. С. 633-740.
2. Бартольд В.В. Ислам: Сборник статей. М., 1992.
3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства:
Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001.
- 744 с.
4. История государства
и права зарубежных стран. Часть
1 / Под ред. проф. Крашенинниковой
Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. - 624 с.
5. Массэ А. Ислам: Очерк истории. М.: Главная
редакция восточной литературы издательства
«Наука», 1982. - 191 с.
6. Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового
мусульманского Востока. Душанбе, 1999.
7. Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского
права // Мусульманское право (структура
и основные институты). М., 1984.
8. Хрестоматия по исламу
/ Пер. с араб. М., 1994.