Дворянские балы XIX века в России.
Балы проходили в огромных
и великолепных залах, окруженных с трех
сторон колоннами. Зал освещался множеством
восковых свечей в хрустальных люстрах
и медных стенных подсвечниках В середине
зала непрерывно танцевали, а на возвышенных
площадках по двум сторонам залы у стены
стояло множество раскрытых ломберных
столов, на
которых лежали колоды нераспечатанных
карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали.
Бал для дворян был местом отдыха
и общения. Балы проводились по определенной
четко утвержденной в дворянском обществе
традиционной программе. Поскольку тон
балу задавали танцы, то они и были стержнем
программы вечера. В XVIII веке было принято
открывать бал польским танцем или полонезом,
этот танец заменил менуэт, вторым танцем
на балу был вальс. Во второй половине
XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.
Танцы осваивали с раннего детства — с
5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку
спортсмена, которая в нужный момент придавала
танцорам ловкость, уверенность, привычность
в движениях, непринужденность. Танцы
придавали манерам дворянина величавость,
грацию, изящество. Это было, как говорят,
«в крови» и воспитывалось с детства. Балы
позволяли дворянским детям усваивать
азы хороших манер и светских приличий.
Именно тогда появляются книги хороших
манер. Дворянский бал был школой общения
для людей. На балу влюблялись и выбирали
невесту и жениха. Бал – это совершенно
особенное событие в жизни человека прошлого
века. Как отмечал большой знаток русской
истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь
реализовывалась частная жизнь дворянина:
он не был ни частное лицо в частном быту,
ни служивый человек на государственной
службе – он был дворянин в дворянском
обществе, человек своего сословия среди
своих.» Балами славилась столица – Санкт
- Петербург, но любили их и в Москве, и
в провинциальных городах.
Бальный этикет.
Приезжающие гости должны были засвидетельствовать
своё почтение, в виде приветствия, прежде
всего перед хозяевами. Замужняя дама
приезжала на бал с мужем, в его отсутствие
допускалось являться с подругой и мужем
этой подруги. Девицы появлялись на балу
исключительно в сопровождении матери
или пожилой особы, которая зорко следила
за своей подопечной, при необходимости
давала ей советы и, как было в пушкинское
время, искала ей кавалеров для танцев,
если на то была необходимость. Девушка
могла явиться на бал и в сопровождении
отца, который представлял её своим знакомым,
а ему представлялись кавалеры, желающие
танцевать с его дочерью. Дама, отправляясь на бал, брала
с собой бальную книжечку – корне или
агенд – куда, напротив списка танцев,
вписывала имена кавалеров, желающих танцевать
с ней тот или иной танец. Иногда вместо
агенда могла использоваться обратная
сторона веера. Бальные книжечки прикреплялись
к поясу платья и служили подспорьем для
памяти – дать обещание двум кавалерам
на один танец не только считалось дурным
тоном, но могло привести и к дуэли между
претендентами, поэтому, оказавшись в
ситуации подобной неосмотрительности,
даме рекомендовалось пропустить танец.
Согласно правилам, кавалер начинал приглашения
на танцы с хозяйки дома, далее шли все
её родственницы, а уж потом наступала
очередь танцевать со своими знакомыми
дамами. Во время танца кавалер развлекал
даму лёгким светским разговором, дама
же отвечала скромно и не смела смотреть
в глаза танцору слишком часто. В обязанности
кавалера также входило предотвращать
столкновения с другими парами и не допускать
падения своей дамы. Вставать в танец,
не зная фигур, вести себя с дамой фамильярно
(слишком прижимать к себе во время танца,
просить её веер, платок или цветы), забыть
отыскать приглашённую даму перед началом
танца, наступать на шлейфы платьев –
всё это характеризовало танцора не с
лучшей стороны. Но умение ловко и красиво
танцевать, в сочетании с хорошими манерами
и знанием света могло способствовать
карьере молодых людей.
Бальный костюм XIX
века. Бальный внешний вид строго
регламентировался. Платья дам всегда
были открытыми, дополнялись бутоном живых
или искусственных цветов. Для девиц рекомендовались
платья светлых тонов, незамысловатая
причёска, простые украшения. Замужние
дамы имели более богатый выбор в расцветке,
фасоне платьев и ношении ювелирных изделий.
Бальная обувь представляла собой мягкие
туфли, чаще без каблука. Использование
косметики сводилось к минимуму, не возбранялось
пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном
количестве. Для кавалеров существовали
свои каноны бального костюма: фрачная
пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или
чёрный (вторая половина XIX века) галстук.
Фраки были разных цветов, лишь к концу
30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет.
Во времена правления Николая I на придворные
балы гражданские служащие надевали мундир,
полагающийся их должности.
Военные являлись в соответствующем их
полкам торжественном обмундировании,
и все в бальных башмаках, лишь уланам
дозволялось бывать в сапогах. Наличие
шпор не одобрялось, но некоторые нарушали
это правило ради щегольства.
Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно
чистых и белоснежных перчаток. У дам они
часто были выше локтя, шёлковые или лайковые.
Кавалеры в штатском носили лайковые,
а военные – замшевые перчатки. Перчатки
никогда не снимались, даже если они лопнули
– в этом случае рекомендовалось иметь
с собой запасную пару.
Важной составляющей дамского бального
костюма являлся веер, служивший не только
для создания свежего дуновения, но и в
качестве языка общения, ныне почти утраченного.
Вальс.
(от нем. Walzen - кружить, вращать), романтичный
бальный танец, состоящий в плавном поступательном
кружении пар, а также музыка для этого
танца.Услышав вальс, вы никогда не ошибетесь
и не спутаете его с другими танцами. Тысячи
песен звучат в ритме вальса. Символ романтической
любви, вальс увековечен величайшими композиторами
всех стран и времен: Штраусом, Шубертом,
Глинкой, Вебером, Шопеном, Чайковским.
Они вводят мелодии вальса в свои оперы
и фортепианные произведения. Вальс как
танец не знает конкурентов. Появившись,
он имел огромный успех во всех слоях общества
и произвел настоящий фурор в многочисленных
бальных салонах. Характерная особенность
и прелесть вальса заключается в непрерывном
и плавном кружении танцующих пар в сочетании
с общим продвижением по кругу (линии танца). Своей непосредственностью,
оживленностью и простотой вальс вносил
светлую струю в аристократические салоны
с их церемонными, жеманными и вычурными менуэтами и гавотами. Хотя вальс, как и большинство
бальных танцев того времени, произошел
от народных плясок, он встретил отпор со стороны
аристократических кругов, диктовавших
бальный репертуар. Чопорное, обусловленной
строгим этикетом взаимоотношение кавалера
и дамы вальс заменял непосредственным
общением партнеров. Вальс считался неприличным,
неблагопристойным танцем: «как это - обхватить
даму за талию и кружиться с ней по залу!»
(«Русский вестник», 1878 г.) Вальс был самым
романтическим танцем, а близость танцующих
располагала к нежным объяснениям. Не
пошатнет ли такой танец моральные устои
общества? Танец подвергался настоящему
гонению. Борьба с вальсом велась официально
и была непримиримой, выходило множество
предписаний о его запрете.В России вальс
появился в эпоху правления Екатерины
II, но не пользовался одобрением императрицы.
При императоре Павле I было официально
запрещено «употребление пляски, называемой
вальсеном». Только Александр I высочайше
утвердил вальс в правах, самолично исполнив
тур танца на одном из придворных балов. Вальс традиционно исполнялся
вторым танцем на балу и часто был непосредственным
продолжением полонеза. Кому-то вальсирование может
показаться простым, но нужно много тренироваться,
чтобы в движениях пары чувствовались
легкость и изящество. Специально для
вальса открывались большие танцевальные
залы, в которых могли разместиться до
3000 пар! Вальс побеждал не только уходящие,
но и вновь возникающие, модные танцы.
Весь XIX век прошел под символом грациозного,
летящего, страстного вальса, его танцевали
везде, во всех кругах общества; он проник
во многие жанры профессиональной музыки:
оперу, балет, симфонию, сюиту, его музыка
приобрела самостоятельное конкретное
значение. Вальс оказал влияние на развитие
всей европейской музыки XIX и XX вв.Вальс
менялся и развивался и как следствие
дал начало новым танцам, таким, как медленный вальс, вальс-бостон, а также танцы-«гибриды» (вальс-мазурка, вальс-гавот и др.) Был распространен вальс
втроем (алеман) и вальс в два па, популярный
в России. Поколения эстафетой передавали
этот поэтичный танец одно другому. И вот
он, никогда не покидавший танцзалов, дошел
до нас. Сколько за это время появилось
и отшумело танцев? А вальс живет и смеется
над всеми модами века. Может быть, разгадка
его в том, что когда танцуют вальс, каждой
паре кажется, что их только двое, а вокруг
огромный, вертящийся мир...