Египет во время XIX династии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 12:22, реферат

Описание работы

Сегодня туры в Египет, наверное, самые популярны во всем мире, и туристы стремятся сюда не столько за мудростью и знаниями, сколько за впечатлениями, от грандиозности пирамид. И все же при всей «затоптанности» эта таинственная земля, на которой долгое время правили династии фараонов, окончилось их правление только на 30-й династии.

Содержание работы

Введение
Основатели XIX династии в Египте
Правление Сети I
Правление Рамзеса II
Внутренняя и внешняя политика XIX династии в Египте
Падение XIX династии в Египте
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

В царствование Рамсеса II особым почитанием пользовались культы Амона, Ра, Птаха и Сета; однако, именно в это время в религиозной жизни страны все заметнее становится азиатское влияние, выразившееся во включении в египетский пантеон иноземных божеств, ассоциировавшихся с войной или враждебной египтянам морской стихией.

В последние годы правления Рамсес II был обожествлен как «Великая Душа Ра-Хорахте», объявив себя, таким образом, воплощением солнечного бога на земле. Рамсес II скончался на 67-м году правления и пережил двенадцать своих сыновей, среди которых двое — военачальник Аменхерхепешеф и Хаэмуас, верховный жрец бога Птаха в Мемфисе, особенно долго носили титул наследника престола. Египетский трон унаследовал тринадцатый сын царя — Мернептах, сын царицы Иситнофрет I, к этому времени — мужчина средних лет. Он был первым из нескольких наследников Рамсеса II, краткие правления которых завершили XIX династию.

Спустя тысячелетия после правления Рамсеса II его культ процветал в Мемфисе и Абидосе. Весьма показательным стало наследие образа царя и его сыновей в древнеегипетских и античных сказаниях и легендах. В Фивах около 300 г. до н. э. жрецы бога Хонсу для поддержания авторитета их храма даже воздвигли в святилище бога массивную стелу, текст которой, рассказывающий о путешествии целительной статуи бога Хонсу в страну Бахтан, был навеян азиатскими походами Рамсеса II и его свадьбой с хеттскими принцессами.

Высеченный на камне текст договора Рамсеса II с царём хеттов Хаттусили III (это самый древний из мирных договоров, сохранившихся в истории) выставлен на обозрение — в холле нью-йоркской штаб-квартиры ООН.

В сентябре 2008 года в ходе раскопок в районе Айн-Шамс на востоке Каира группа египетских археологов обнаружила руины храма фараона Рамсеса II, также в этом районе обнаружены фрагменты гигантской статуи Рамсеса II.

ИНТЕРЕСНЫЕ  ФАКТЫ

В 1974 году египтологи обнаружили, что  мумия фараона Рамзеса II быстро портится. Было принято решение немедленно везти её самолётом во Францию для экспертизы, для чего мумии оформили современный египетский паспорт, а в графе «род занятий» написали «король (скончавшийся)». В Париже мумию встречали со всеми военными почестями, полагающимися королям.

 

Внутренняя  и внешняя политика XIX династии в Египте

 

Можно было бы ожидать, что торжество  Фив и жречества бога Амона  будет полным. И таковым его, действительно  выставляли фиванские стихотворцы. На деле, однако, это 
было не совсем так. Конечно, южная столица оставалась первенствующим городом, там попрежнему погребались цари, тамошние храмы, посвящённые Амону, были особенно внушительны, а избрание подходящего человека на должность верховного жреца Амона считалось делом первостепенной важности для фараона. Тем не менее Фивы перестали быть единственной столицей. Тутанхамон, по всей видимости, не вернулся туда, а поселился в Мемфисе. Харемхеб сразу же после своего избрания фараоном отплыл на север. В Мемфисе подолгу живал Сети I (второй фараон XIX династии), а его сын Рамсес II выстроил себе великолепную резиденцию на северо-востоке Дельты — Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»). Умалением Фив было и то, что после Аменхетепа IV рядом с Амоном постоянно назывались Ра и Птах — главные божества городов Нижнего Египта — Гелиополя и Мемфиса. Правда, переселение царей на север могло иметь и выгодную для фиванского жречества сторону, поскольку в самих Фивах оно поднимало значение власти верховного жреца.

Если бы победа осталась полностью  за жречеством и старой знатью, то можно  было бы ожидать, что победители примут меры к известному ограничению власти фараона в свою пользу. Но этого не произошло. Рамсес II в установлении почитания собственных изображений далеко превзошёл Аменхетепа III, а раболепная лесть двора ныне превращала царя в хозяина даже всей природы. В то же время, хотя владения в Сирии и Палестине уменьшились и были разорены, а бесконечные войны должны были истощить и самый Египет, никогда ещё не строилось столько храмов, как во вторую половину Нового царства. Вероятно, Харемхеб воздвиг, а последующие цари отделали изумительный чертог перед главным храмом Амона в Фивах площадью в 5 тыс. кв. м со 134 колоннами, из которых средние 12 — высотой в 21 м, а с архитравом —даже 24 м. На вершине любой из 12 колонн могло уместиться до 100 человек. Не менее величественным был вырубленный в Эфиопии в скале храм, известный ныне под именем Абу-Симбельского. Четыре изваяния Рамсеса II, высеченные из скалы у входа в храм, были высотой в 20 м каждое. Подобное каменное изваяние уцелело частично и в поминальном храме того же царя в Фивах (в так называемом Рамессее), значительно меньшие — на месте исчезнувшего храма Птаха в Мемфисе. Рамсес II сооружал множество храмов в Египте и Эфиопии. Груды обломков громадных сооружений видны и поныне на месте новой столицы Рамсеса II в северо-восточной части Дельты. Сооружения, воздвигнутые Сети I и его сыном в городе Абидосе, совершенно затмили всё созданное там прежде. Так же перед гробницами Сети I или Рамсеса III (IV) в Фиванских скалах терялись гробницы их предшественников времён XVIII династии.

Конечно, строительство второй половины Нового царства свидетельствовало о значении храмовой знати, но оно же бесспорно говорило о неисчерпаемых средствах и рабочей силе, находившихся в распоряжении фараоновской власти, которая могла привлекать к строительству массы населения всего Египта. Хозяйственное развитие Эфиопии, ставшей теперь полуегипетской страной, и Нижнего Египта, превратившегося в ведущую часть страны, в значительной мере, если не сполна, окупало урезку прежних сирийско-палестинских доходов.

Последние представители XVIII династии и цари XIX династии оставались согласно надписям царями, «творящими» сановников и выдвигающими «бедняков». Выставлять себя простолюдином, возвеличенным милостью царя, было настолько принятым, что подобное прошлое приписывал себе иной раз даже вельможа, заведомо непростого происхождения. В этой связи нужно отметить, что в числе влиятельнейших людей в государстве при XIX—XX династиях были личные царские прислужники — «кравчие царя» (которым давались ответственные поручения); иные из них были безродными иноземцами (сирийцами).

Свидетельством политики фараонов, направленной на то, чтобы найти  опору своей власти среди средних  и мелких рабовладельцев, является указ, изданный Ха-ремхебом. Под страхом  тяжёлых кар он запрещал должностным лицам и военным забирать у населения рабов, ладьи и т. п. Одновременно царь слагал с судей налог в пользу казны в видах пресечения взяточничества, от которого, конечно, страдали прежде всего люди незнатные. Харемхеб придавал большое значение своему указу и обнародовал его в виде надписей на камне в разных городах страны. Этот указ не только соответствовал интересам «всякого рядового воина и всякого человека, что в земле (египетской) до края её», но и был к выгоде самой царской власти, искавшей поддержку у средних слоёв и мелких рабовладельцев. Должностных лиц он, разумеется, не исправил — известиями о порочности их полны источники того времени; ничему не научил он и судей — об их продажности во всеуслышание говорилось в сказках и даже в школьных прописях.

После Аменхетепа IV между старой знатью и жречеством Амона, с одной стороны, и новой знатью, связанной с  мелкими рабовладельцами — с  другой, было достигнуто какое-то соглашение. По всей вероятности, оно выразилось и в территориальном размежевании: Юг остался за Фивами, за старой столицей, за её могущественными храмами, а Север в силу его положения подле палестинской границы был естественным местом сосредоточения фараоновских войск. Обосновываясь на севере, фараон не только уходил из-под непосредственного влияния слишком сильной южной знати. Он мог обеспечить здесь до некоторой степени благоприятные условия для процветания новой знати, на которую он опирался, особенно в новой столице, где старой знати не было, как не было её и в созданной в своё время Аменхе-тепом IV столице Эль-Амарна. Сосредоточение в Нижнем Египте вооружённых сил, высшего управления и двора не могло не сказаться на его значении. Если ещё в середине XVIII династии Нижний Египет был для столичных вельмож страной на отлёте, до того полу чужой, что поставки оттуда чуть ли не приравнивались к иноземной дани, то теперь Север стал ведущей частью государства, и мы имеем достаточно указаний на царившее там хозяйственное оживление.

Начиная с XIX династии Египет опять  вступил в полосу войн. Они способствовали притоку богатств и рабов в Египет и вызывали сопротивление народов, казалось бы, навечно покорённых фараонами в Нубии и Передней Азии. При кажущемся спокойствии внутри страны продолжалась борьба фараонов со знатью и жречеством, которая приняла теперь скрытую форму. Например, фараон Рамсес II, не порывая решительно вновь укрепившимися фиванскими жрецами, старался лишь ослабить их огромную власть. Оставив Фивы официальной столицей государства, местом своего пребывания, т.е. реальной столицей, он сделал свой родной город Танис в Дельте, который по такому случаю был переименован в Пер-Рамзес (Дом Рамзеса). Местным божеством в этом городе был Сет: его культ, как и культ мемфисского бога Птаха получили в этот период широкое распространение. Однако старая египетская столица, Фивы, по-прежнему оставалась крупнейшим культовым центром: фараоны XIX династии развернули здесь грандиозное строительство в храмовых комплексах Амона в Карнаке и Луксоре, свидетельствовавшее о небывало могуществе правящей династии.

Правление Рамзеса II стало последним  периодом расцвета Новоегипетского  царства. Его преемникам пришлось столкнуться  с натиском ливийцев. В последние  годы царствования XIX династии обострилась вражда между севером и югом с центрами в Фивах и Мемфисе. Правителям следующей династии пришлось вновь столкнуться с серьёзной внешней опасновстью в лице ливийцев и "народов моря". последний крупный властитель Нового царства Рамзес III несколько раз отражал иноплеменные вторжения, но его правление осталось последним периодом сильной централизованной власти в Египте. В конце правления XX династии Египет распался на ряд отдельных царств. Около 1050 года до н.э. он оказался под властью двух самостоятельных групп правителей: на севере, в Дельте, - номархов Пер-Рамзсеса (Таниса), которые образовали XXI династию, а на юге, со столицей в Фивах, - жрецов Амона, родственно связанных с танисскими фараонами. Великая египетская держава перестала существовать: Сирия, Палестина, Финикия не признавали больше египетского владычества, и только Эфиопия оставалась под властью египетского наместника до конца правления XX династии.

 

 

Падение XIX династии в Египте

 

Основатель 19-й  династии Рамсес I занимал должность верховного сановника при фараоне Хоремхебе. После смерти последнего он без затруднений занял престол, но правил совсем недолго. При его преемниках Сети I и Рамсесе II Египет вновь стал могучей ближневосточной державой. Но когда после 67-летнего царствования Рамсеса II фараоном стал его тридцатый сын Мернептах, египтянам пришлось думать уже не о завоеваниях, а о обороне. В это время в Передней Азии началось грандиозное перемещение племен, вызванное вторжением арийцев, известных в исторической традиции под именем "народов моря". В числе нападавших египетские источники называют акайваша (ахейцев?), турша (тусков, то есть этрусков?), луку (ликийцев?), шердани (сардов?) и шакарша (сикулов, то есть сицилийцев?). В союзе с ними выступали давние враги египтян — ливийцы. В 1219 г. до Р. Х. Мернептах сошелся с ними в кровопролитной битве, закончившейся полной победой египтян. Около 8,5 тысячи врагов осталось на поле боя, а 9 тысяч сдались в плен. К сожалению, внутренние неурядицы помешали египтянам воспользоваться результатами этой победы. После смерти Мернептаха и его сына Сети II в Египте началась смута. Власть сначала захватил узурпатор Аменмес, потом страной правил Саптах (возможно, его сын). Когда он умер, Египтом два года управляла вдова Сети II Таусерт. С ее смертью власти 19-й династии пришел конец.

 

 

Заключение

 

Вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые  были намечены, с великими трудностями  определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно - историческое значение.

Изменился ли человек за столь долгую эпоху; существует ли эволюция цивилизаций  или им, как и человеку, суждено  возникать, достигать расцвета и  неизбежно приходить в упадок? Однозначных ответов на эти вопросы, безусловно, не может дать даже история цивилизации Древнего Египта.

Древний Египет вызывал удивление  у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились  мудрости философы и ученые Древней  Греции. Великий Рим преклонялся  перед стройной государственной организацией страны пирамид. Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. За последние 200 лет археологи перекопали Египет вдоль и поперек. Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом.

Египет - колыбель древнейшей цивилизации. Египет - страна, где возникло первое государство, где зародились письмо, математика, астрономия, медицина. До сих  пор не разгаданы загадки таинственных пирамид - кажется, что по сей день эту тайну свято охраняют фараоны. Наследие древнего Египта, к сожалению, пока еще не стало неотъемлемой частью нашей культуры и образования. Тем не менее, лучшим доказательством интереса к древней словесности являются регулярные переиздания переводов текстов, хоть и созданных руками просвещенных писцов несколько тысячелетий тому назад, но продолжающих говорить о вечных ценностях, пробуждать в человеке тягу к прекрасному и мудрому. Можно сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства. Мир Древнего Египта продолжает привлекать к себе миллионы людей во всех странах. Колоссальные памятники и изящные статуи, богатые ювелирные украшения и шедевры литературы, - все это осталось после удивительной цивилизации фараонов как великая хвала таланту и усердию людей, которые все это создали. Созданная в течение тысячелетий культура Древнего Египта была унаследована народами, жившими позднее, и легла в основу современной культуры.

 

Литература

 

1. Вигасин А.А., Дандамаев М.А., Крюков М.В., под ред. Кузищина В.И. 3-е изд., «История древнего Востока» - М, 2003.

2. Низовский А.Ю. «100 Великих чудес  света» - М, 2004.

3. Ионина Н.А. «100 Великих чудес  света» - М, 1999.

           4. Солкин В.В. «Древний Египет. Энциклопедия» - М, 2005.

            5. Перепелкин Ю.Я. «История Древнего Египта» - СПб, 2001

          Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://subscribe.ru/archive/history.alltheuniverse

 




Информация о работе Египет во время XIX династии