Екатерина 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:28, реферат

Описание работы

Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов. Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Молодые годы Екатерины
1.1. Детство и юность будущей императрицы 4
1.2. Восшествие на престол и начало царствования. 7
Глава II. Внутренняя политика Екатерины II
2.1. Уложенная комиссия 8
2.2. Церковная политика 11
2.3. Крестьянская война и ее последствия 13
Глава III. Внешняя политика Екатерины II
3.1. Русско-турецкие войны 17
3.2 Россия и революция во Франции. Разделы Речи Посполитой 24
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Реферат Екатерина 2.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

                                                     План:

 

Введение                                                                                                             2

Глава 1. Молодые  годы Екатерины

            1.1. Детство и юность будущей императрицы                                                     4 

            1.2. Восшествие на престол и начало царствования.                                         7

Глава II. Внутренняя политика Екатерины II

            2.1. Уложенная комиссия                                                                                         8                                                                                                                                      

            2.2. Церковная политика                                                                                         11

            2.3. Крестьянская война и ее последствия                                                           13

Глава III. Внешняя политика Екатерины II

            3.1. Русско-турецкие войны                                                                                     17                                                                

            3.2 Россия и революция во Франции. Разделы Речи Посполитой                   24

Заключение                                                                                                        27

Список используемой литературы                                                                                    28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

 

Разные историки по-разному оценивают время правления  Екатерины II. И это не случайно. Вклад  Екатерины в русскую историю  весьма противоречив, ибо ее время  отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов. Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни. Существует множество противоречивых суждений и о самой императрице. Одни считают ее притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию, другие же видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны. И хотя со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого.

Она настолько  увлекла меня, что я решила сделать её героиней моего повествования. Я прочитала несколько хороших книг, в том числе и художественных произведений, посвященных ей, и каждый раз находил для себя что-то новое, ранее неизвестное, что одновременно поражало и восхищало меня.

Основываясь на своих знаниях и руководствуясь используемой литературой, думаю, что смогу сказать о Екатерине Великой как о человеке своей эпохи. Цель, которую я преследовала в написании данной работы, - не просто изложить факты биографии этой женщины, вознесенной судьбой на самую вершину власти, а попытаться с возможной точностью нарисовать ее исторический портрет, размышляя о судьбе великой императрицы и, вместе с тем, еще раз задуматься о судьбе страны

Я считаю тему «Правление Екатерины Второй» достаточно актуальной, потому что в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать верный путь развития страны, и мне кажется, что ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.

Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее  культурное развитие России. Век её правления называют Веком Просвещённого  Абсолютизма. Екатерине удалось  просветить своих подданных и  приблизить русскую культуру к западной. Так же она сделала существенные изменения и в механизмах управления государством.

Правление Екатерины II продолжалось более трёх с половиной  десятилетий (1762-1796). Оно наполнено  многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.

XVIII в. - эпоха  «просвещенного абсолютизма», «союза  философов и монархов». В ту  пору широкое хождение получили  теория и практика, согласно которым  отжившие институты феодального  общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов, прочих просвещенных людей. Самодержцы, как предполагалось, были, или должны быть людьми просвещенными, своего рода учениками идеологов Просвещения. Такой и была Екатерина Вторая Российская. Новый переворот был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера. Переворот 1762г. поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Императрица желала законности и порядка в управлении; знакомство с делами показало ей, что беспорядок господствует не только в частностях управления, но и в законах; её предшественники непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени Уложения 1649г.,и не могли сладить с этим делом.

Цель данной работы - логично изложить основные моменты, касающихся правления Екатерины  Второй, и относящихся к тому периоду  её правления. Основной задачей моего реферата является обзор политических взглядов и политического мышления Екатерины, а также  исследование ее правления. В своей работе я использовала метод исторической реконструкции событий в годы царствования Екатерины.

 

                                                     Глава 1.

                                  Молодые годы Екатерины.

 

1.1. Детство  и юность будущей императрицы.

      Екатерина II, до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля 1729 г. в немецком городе Штеттине. Её отец принц Христиан Август Ангальт-Цербстский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать—принцесса Иоганна Елизавета—происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского дома.

Родители девочки  не были счастливы в браке и  нередко проводили время порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью. В раннем детстве принцесса София побывала в городах Брауншвейге, Цербсте, Гамбурге, Киле и Берлине. Из событий тех лет ей запомнилась встреча со старым священником, который, посмотрев на Софию, сказал её матери: «Вашу дочь ожидает великое будущее. Я вижу на лбу её три короны».

Другая важная встреча произошла, когда Софии  было уже десять лет: ее познакомили с мальчиком по имени Пётр Ульрих. Старше её на год, он был таким худым и длинноногим, что походил на кузнечика. Одетый как взрослый в парик и военный мундир, мальчик постоянно вздрагивал и с опаской поглядывал на своего воспитателя.

Мать рассказала ей, что Пётр Ульрих, претендент на престолы России и Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей троюродным братом. Принц — сирота, и попечение о нём вверено  случайным людям, которые грубо  и жестоко обходятся с ним. София, которая сама не была избалована вниманием и заботой родителей, искренне пожалела его.

Прошло несколько  лет, и мать Софии вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени  Пётр Ульрих. За это время его  тётка Елизавета стала русской  императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником под именем Петра Фёдоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестёр европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Отчасти — благодаря романтическим воспоминаниям Елизаветы Петровны о своём умершем женихе Карле Августе Голштинском (принцесса София приходилась ему родной племянницей), отчасти же — вследствие интриг принцессы Иоганны.

До российской границы София и её мать ехали  в сопровождении нескольких слуг, сохраняя инкогнито. На территории России их встретила пышная и многочисленная свита, доставившая дорогие подарки  от императрицы.

В Петербурге София предстала перед императрицей. Елизавета увидела совсем юную девушку — высокую и стройную, с длинными темно-каштановыми волосами, белоснежной, чуть тронутой нежным румянцем кожей и большими карими глазами. По-детски непосредственная, живая и весёлая, она умела вести светскую беседу по-немецки и по-французски, рисовала и изящно танцевала, словом, была вполне достойной невестой для наследника престола.

Елизавете Петровне понравилась принцесса София, но не понравилась её мать, принцесса  Иоганна. Поэтому первую она распорядилась «наставлять в православной вере» и обучать русскому языку, а вторую выслала из России за участие в политических интригах.

Принцесса поначалу огорчилась отъезду матери, однако та была всегда весьма строга с Софией, нередко вмешивалась в её личную жизнь и стремилась подчинить своему влиянию весь образ мыслей девушки. Избавление от столь тяжкой опеки быстро примирило принцессу с отъездом близкого человека. Выйдя из-под влияния матери, София по-иному взглянула на мир, в котором теперь жила.

Ошеломляли  воображение необъятные просторы России, удивляли смирение и безграничная покорность народа, роскошь и великолепие придворного общества.

С необычайным  упорством она учит слова и  правила грамматики русского языка. Не довольствуясь часами занятий  с учителем, она встаёт по ночам и повторяет пройденное. Да с таким увлечением, что забывает надеть туфли и ходит босиком по холодному полу комнаты. О стараниях и успехах Софии доложили императрице. Елизавета, заявив, что принцесса и так «слишком умна», приказала прекратить её обучение.

Очень скоро  юная София испытала на себе переменчивый нрав императрицы, неуравновешенность жениха, пренебрежение и коварство  окружающих. В 1745г. состоялась её свадьба  с Петром Фёдоровичем, накануне которой  она приняла православие и  получила новое имя. Отныне Софию стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной. Но счастья и уверенности в будущем у неё не было. Много огорчений и страданий причиняли Екатерине отношения с мужем. Пётр Фёдорович с младенчества рассматривался в Европе как наследник нескольких корон. Он рано потерял отца, и его воспитанием занимались придворные, принадлежавшие к противоборствующим политическим партиям. В результате характер Петра Фёдоровича был исковеркан претензиями и интригами окружающих. Екатерина называла в своих записках нрав супруга «упрямым и вспыльчивым». Оба — и муж и жена — были властолюбивы; столкновения между ними бывали часты и нередко приводили к ссорам.

Положение великой  княгини не изменилось и после  того, как у нее родился долгожданный сын-наследник Павел, а потом и дочь. Детей немедленно забрала под свою опеку императрица, полагая, что лишь она сможет воспитать их разумно и достойно. Родителям редко удавалось узнавать, как растут их дети, и ещё реже — видеть их.

Казалось, судьба посмеялась над Екатериной: поманила её блеском российской короны, но подарила больше тягот и огорчений, чем удовольствий и власти. Но сила характера («закал души», как говорила будущая императрица) позволила ей не теряться в самые трудные периоды жизни. Екатерина много читала в те годы. Сначала она увлекалась модными романами, но её пытливый ум требовал большего, и она открыла для себя книги совершенно иного содержания. Это были сочинения французских просветителей—Вольтера, Монтескье, Даламбера, труды историков, естествоиспытателей, экономистов, правоведов, философов и филологов. Екатерина размышляла, сравнивала прочитанное с российской действительностью, делала выписки, вела дневник, в который заносила свои мысли.

В дневнике великой  княгини появились теперь такие  фразы: «Свобода — душа всех вещей; без тебя всё мертво». Недаром императрица подозревала Екатерину в крамоле. Великая княгиня записывала в дневник идеи, воспринятые ею из сочинений французских философов-просветителей и сдобренные недюжинным честолюбием: «Хочу повиновения законам, а не рабов; власть без народного доверия ничего не значит для того, кто хочет быть любимым и славным; снисхождение, примирительный дух государя сделают более, чем миллионы законов, а политическая свобода даст душу всему. Часто лучше внушать преобразования, чем их предписывать; лучше подсказывать, чем указывать».

И всё же Екатерина  успела привыкнуть к этой стране и  стремилась полюбить её. Овладев русским  языком, она читала летописи, древние  своды законов, жизнеописания великих  князей, царей и отцов Церкви. Не довольствуясь чтением, она расспрашивала окружающих, ещё помнивших мятежную вольницу стрельцов времён правительницы Софьи, царствование Петра I, который дыбой, кнутом и топором переделывал Россию. Ей рассказывали о суровой царице Анне Иоанновне и, наконец, о восшествии на престол и правлении Елизаветы Петровны. Под впечатлением от всего прочитанного и услышанного Екатерине думалось, что страна может стать могучей и богатой только в руках мудрого и просвещенного государя. И она мечтала взять на себя эту роль. О своем стремлении к власти она писала: «Я желаю только добра стране, куда Бог меня привёл»

Медленно, но упорно она завоевывала и навсегда привязывала  к себе сердца окружающих, нередко  превращала ярых недоброжелателей в  своих горячих приверженцев. Один из современников Екатерины писал, что «с самого прибытия своего в Петербург великая княгиня всеми своими средствами старалась приобрести всеобщую любовь, и теперь ее не только любят, но и боятся. Многие, которые стоят в лучших отношениях к императрице, не пропускают случая угодить под руку великой княгини».

Информация о работе Екатерина 2