Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 16:46, реферат
Российский ХVIII век некоторые историки называют веком женщин. И
действительно , после смерти Петра Великого и до конца столетия, Россией почти непрерывно правили женщины , сменяя одна другую на императорском троне.
Введение
Глава I. Личность императрицы.
1.1 Происхождение………………………………………..............................4
1.2 Образование и воспитание…....................................................................5
1.3 Брак с наследником российского престола…………………………..6-7
1.4 Государственный переворот.....8-9
Глава II. Внутренняя политика.
2.1 "Просвещённый абсолютизм" Екатерины II……………..................10-11
2.2 Уложенная комиссия ………………………………………………........12
2.3 Жалованные грамоты.................................................................................13
2.4 Губернская реформа...................................................................................14
2.5 Пугачёвщина................................................................................................15
Глава III. Внешняя политика.
3.1 Разделы Речи Посполитой…………………..........................................16-17
3.2 Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма..................................18-19
Заключение
Список литературы
ФГБОУ ВПО «Орёл ГАУ»
Факультет «Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин»
Кафедра «Философии и истории»
Реферат
по дисциплине «Отечественная история»
на тему:
«Екатерина II».
Выполнила студентка 1 курса группы БЭ-122(4) экономического факультета:
Гончарова Людмила
Проверила:
Милюкова Т. С.
г. Орёл, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Личность императрицы.
1.1 Происхождение………………………………………..
1.2 Образование и воспитание….....
1.3 Брак с наследником
1.4 Государственный переворот.....
Глава II. Внутренняя политика.
2.1 "Просвещённый абсолютизм" Екатерины II……………..................10-11
2.2 Уложенная комиссия ……………………………
2.3 Жалованные грамоты............
2.4 Губернская реформа............
2.5 Пугачёвщина...................
Глава III. Внешняя политика.
3.1 Разделы Речи Посполитой…………………
3.2 Русско-турецкие войны.
Присоединение Крыма...........
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Российский ХVIII век некоторые историки называют веком женщин. И
действительно , после смерти Петра Великого и до конца столетия, Россией почти непрерывно правили женщины , сменяя одна другую на императорском троне.
Понятнее и ближе других кажется мне самая яркая и талантливая из всей
вереницы женщин на русском престоле Екатерина II - деятельная и энергичная, умная и веселая, остроумная собеседница, чья сердечность и простота
удивительно сочетались с истинным величием и мудростью гениального правителя.
О властных , волевых женщинах с сильным характером , умеющих ясно мыслить, нередко говорят : у нее мужской ум. Таким "мужским умом " , без сомнения,обладала и Екатерина , но при этом она оставалась женщиной со всеми чертами,свойственными "слабому полу".
Может быть поэтому , так увлекла меня эта женщина , и я предоставила ей
честь стать героиней моего повествования. Не могу не сказать , что личность
Екатерины II интересовала меня уже давно. Я прочитала несколько хороших книг, в том числе и художественных произведений, посвященных ей, и каждый раз находила для себя что-то новое, ранее неизвестное, что одновременно поражало и восхищало меня.
Основываясь на своих знаниях и руководствуясь используемой литературой, думаю, что смогу сказать о Екатерине Великой как о человеке своей эпохи. Цель, которую я преследовала в написании данной работы , - не просто изложить факты биографии этой женщины , вознесенной судьбой на самую вершину власти , а попытаться с возможной точностью нарисовать ее исторический портрет , размышляя о судьбе великой императрицы и , вместе с тем , еще раз задуматься о судьбе России . Я не собираюсь взвешивать на весах истории достижения и неудачи правления Екатерины Великой . Для меня важны не столько исторические факты и даты , сколько сами люди прошлого,их жизнь, в чем-то так похожая и так непохожая на нашу.
Глава I. Личность императрицы.
1.1 Происхождение
Императрица Екатерина в позднейшее время охотно вспоминала и в шутливом тоне говорила о той сравнительно скромной обстановке, пи которой она, бывшая принцесса Ангальт-Цербстская София Фредерика Августа, родилась (21 апреля ст.ст., или 1 мая н. ст., 1729 года) и выросла в немецком городе Штеттине — столице Померании. (Ныне город называется Щецин и является столицей Западно-Поморского воеводства Польши).1
Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии Ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом.
Мать, Иоганна Елизавета, из Готторпского владетельного дома, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Родословная Иоганны Елизаветы восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.2
1.2 Образование и воспитание
Мать Екатерины мало заботилась о её воспитании. Вот что Екатерина рассказывает, упоминая о приезде графа Гилленборга: «Это был человек очень умный и очень уважаемый моею матушкой. Во мне он оставил признательное воспоминание, потому что в Гамбурге, видя, что матушка вовсе не занималась мною, он говорил, что она напрасно не обращает на меня внимание, что я дитя выше лет моих и что у меня философское расположение ума».
Екатерина получила домашнее образование. Несколько раз Екатерина упоминает о своей воспитательнице госпоже Кардель. Мы узнаём, что наставница Екатерины была хорошо знакома с литературой, что «кроме разных наук, она знала, как свои пять пальцев, всякие комедии и трагедии». «Кардель была умная женщина», – пишет Екатерина. Считая своё первоначальное образование далеко не полным, она однажды заметила: «Что делать? – госпожа Кардель не могла меня выучить лучше». Другой раз она писала: «Мамзель кардель и г. Вагнер имели дело с непутною головою, которая всё, что ей не говорили, принимала навыворот». Своего наставника Вагнера Екатерина называла дураком и скучным педантом. В числе других педагогов упоминается учитель чистописания Лоран, кальвинист, французский эмигрант, о котором Екатерина писала: «хотя он был и дурак, но недаром брал деньги за уроки каллиграфии». Учителем музыки был некто Рёллинг. О какой-то графине Вахтмейстер Екатерина рассказывала: «Она бранила меня за то, что я не убирала своих волос». 3
Настоящее воспитание и развитие Екатерины относилось к несколько позднейшему времени, когда она сделалась невестою Петра, и к её эпохе брака. Она в сущности была обязана своим образование самой себе: большим запасом сведений она обладала благодаря собственным, самостоятельным занятиям.
1.3 Брак с наследником российского престола
Уже в 1743 году был возбуждён и решён вопрос о женитьбе наследника российского престола. Императрица Елизавета, через посредство Брюмера, начала переговоры о браке с княгинею Ангальт-Цербстскою. С давних пор между русским двором и родственниками невесты великого князя Петра Феодоровича существовали довольно близкие отношения. В декабре Иоганна Елизавета получила письмо Броммера, позднее получено было и письмо от Фридриха II, в котором заключалось предложение отправиться в Россию. В ответном письме к прусскому королю Иоганна Елизавета замечает, что никак не могла думать о возможности такого оборота в жизни дочери, и даёт обещание во всех отношениях руководствоваться советами Фридриха II.4
Решение вопроса о браке встретило некоторое затруднение, заключавшееся в близком родстве жениха и невесты. Духовенство легко могло воспротивиться заключению этого брака. Фридриха II говорит в своих записках: «Чтоб устранить эту помеху, не щадили денег: этим способом во всех странах опровергаются возражения».
Нужно было поспешно собираться в дорогу. Принцесса Иоганна Елизавета самым тщательным образом старалась держаться инструкций, которые сообщал ей Брюмер. Были приняты все меры для сохранения в тайне путешествия Ангальт-Цербстских принцесс в Россию.5
О своём отношении к великому князю после своего приезда в Россию Екатерина пишет: «Казалось, великий князь был рад приезду моей матери и моему. Мне тогда был пятнадцатый год. В первые дни он был очень предупредителен ко мне. Уже тогда, в это короткое время, я увидала и поняла, что он мало ценил народ, над которым ему суждено было царствовать, что он держался лютеранства, что он не любил своих приближённых и что был очень ребячлив. Помню, как, между прочим, он сказал мне, что ему всего более нравится во мне то, что я его двоюродная сестра, и что по родству он говорит со мною откровенно. Вслед за тем он мне открылся в своей любви к одной из фрейлин императрицы, удалённой от двора по случаю несчастия её матери, г-жи Лопухиной, которая была сослана в Сибирь; он мне объяснил, что желал бы жениться на ней, но что готов жениться на мне, так как этого желает его тётка. Я краснела, слушая эти излияния родственного чувства, и благодарила его за предварительную доверенность; но в глубине души я не могла не дивиться его бесстыдству и непониманию многих вещей»6
Внешняя обстановка, в которой находилась принцесса, была далеко не благоприятною. Отношение её к жениху не могло обещать ей счастливого брака. Она стояла выше Петра, превосходя его и сосредоточенностью характера, и стремлением к образованию, познаниям, железною волею и уменьем обращаться с людьми. Из записок Екатерины видно, что она с первой же минуты пребывания при русском дворе, при всех затруднениях приняла твёрдое решение не останавливаться ни перед какими препятствиями, преодолевать все преграды, мешавшие ей достичь желанных целей. В её действиях замет холодный расчёт, видно спокойное соображение всех обстоятельств. Она старалась составить себе точное понятие о том, какой образ действий должен считаться целесообразнейшим. Во чтобы то ни стало она хотела надеть обещанную ей судьбою русскую корону.
Цель принцессы была достигнута. Вскоре по приезде её в Россию в «С-петербурских ведомостях» было напечатано: «Молодая принцесса показывает великую охоту к знанию русского языка и на изучение его ежедневно по несколько часов изволит». Так же с похвалою говорилось о «неусыпной терпеливости» Екатерины во время болезни.
Бракосочетание было совершено 25 августа 1745 года, с чрезвычайным великолепным. 7
2.3 Государственный переворот
Многие считали, что Екатерина и Пётр будут царствовать вместе, что императрица примет участие в делах. Вышло иначе. Екатерина находилась в крайнем унижении, в величайшей опасности. Нельзя было ожидать, чтобы дела оставались долго в таком положении. Борьба оказалась неминуемой. Со стороны Петра было сделано всё возможное для того, чтобы доставить полнейшую победу его противнице. Недаром она и прежде рассчитывала на то, что царствование Петра сделается невыносимым.
Екатерина справедливо заметила: «У Петра первым врагом был он сам: до такой степени все действия его отличались неразумием». Не чая беды, он находился на краю бездны.8
Нет сомнения, что и императрица Екатерина находилась в крайней опасности и что её предприятие против Петра может считаться некоторым образом оборонительной мерой, средством самосохранения. Многие современники были убеждены в том, что Пётр хотел развестись с Екатериной, лишить всех прав сына и жениться на Воронцовой. Лица, окружавшие Екатерину, узнали о грозившей ей опасности и старались предупредить враждебные действия Петра.
Пётр III писал Фридриху II: «Кто умеет обращаться с русскими, тот может безусловно на них надеяться». Он не умел обращаться с русскими, и поэтому катастрофа была неизбежна. Зато Екатерина, умевшая обращаться с русскими, вполне могла на них рассчитывать. Восемнадцать лет она имела ввиду ту цель, которой, наконец, должна была достигнуть путём свержения Петра. Настала пора диктатуры. 9
Ранним утром 28 июня (9
июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме,
Екатерина в сопровождении Алексея и Григория
Орловых приехала из Петергофа в Санкт-
В этот же день Екатерина явилась у казанского собора. Куда был привезён и великий князь Павел Петрович; Здесь совершилось торжественное провозглашение Екатерины – самодержавицей, а Павла – наследником, в присутствии. Между прочим, архиепископа Новгородского, графа Разумовского, Брюса, Строганова, князя Волоконского, Панина и других сановников. Около 10 000 солдат окружали собор.10
Глава II. Внутренняя политика.
2.1 "Просвещённый абсолютизм" Екатерины II
Екатерина стремилась к сознательной государственной деятельности, искренне пытаясь разобраться в сложных проблемах России и найти пути к их решению.
Позитивную программу своего царствования, направленную на усиление государства, на решение общенациональных задач, Екатерина пыталась создать, опираясь на труды просветителей. Ей казалось вполне естественным искать ответы на волновавшие её вопросы, обратившись к сочинениям «умнейших людей своего времени». Екатерина стремилась наладить и личные отношения с деятелями Просвещения. На протяжении долгого времени она активно вела переписку с бароном М. Гриммом, писала Вольтеру, пригласила в Россию Дидро, который был назначен библиотекарем в Эрмитаже, но главным его занятием были беседы с императрицей по интересующим её вопросам. Историки много писали о демагогическом характере этих отношений, о стремлении Екатерины произвести впечатление просвещённой государыни.11
По мнению
Екатерины, основанному на трудах
французского философа
Екатерина весьма решительно и систематически отстаивала начала абсолютизма. Неоднократно она утверждала, что неограниченная монархическая власть должна считаться единственной годной для России формой правления. Всякая попытка ослабления центрального авторитета возбуждала в ней негодование и недоверие. Ей казалось необходимым, чтобы все учреждения находились в полной зависимости от неё и действовали исключительно благодаря её внушениям, её инициативе.13
2.2 Уложенная комиссия
Одной из первых мер принципиального характера, предпринятых императрицей, был созыв Уложенной комиссии для создания нового свода законов (уложения). Время тому действительно пришло, так как прошло сто лет со времени принятия Соборного уложения (1649 год).
Екатерина могла бы поручить создание свода чиновникам, однако она предпочла передать это дело Депутатам, выбранных из разных слоёв населения. В назидание депутатам Екатерина написала «Наказ», в котором излагала свои соображения о том, на каких принципах должен был быть построен новый свод законов. Сама императрица писала, что «в этом сочинении мне принадлежит лишь расположение материала, да кое-где одна строчка, одно слово». Главным источником «Наказа» стали труды просветителей. Именно поэтому «Наказ» был смелым произведением: в нём высказывались мысли в корне противоположные реальному российскому законодательству. Например, в «Наказе» провозглашалось, что перед законом все равны. Идеи «Наказа», врученного депутатам, должны были настроить их на серьёзную работу по совершенствованию законодательства.