Екатерина II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 07:46, контрольная работа

Описание работы

Екатерина II (1762 – 1796 гг.), заняв престол в сложное время, выказала недюжинные способности государственного деятеля. И действительно, наследство ей досталось нелегкое: казна практически была пуста, армия давно не получала денег, большую опасность для господствующего класса представляли проявления постоянно растущего протеста крестьян.Екатерине II предстояло выработать такую политику, которая отвечала бы потребностям времени.

Содержание работы

1) Исторические условия, в которых проходила деятельность Екатерины II.
2) Задачи, которые пыталась решить Екатерина II.
3) Роль личных качеств для реализации задач Екатерины II.
4) Оценка результата деятельности Екатерины II.
5) Используемая литература.

Файлы: 1 файл

контрольная история.docx

— 24.37 Кб (Скачать файл)
  1. Исторические условия, в которых проходила деятельность Екатерины II.

Екатерина II (1762 – 1796 гг.), заняв престол  в сложное время, выказала недюжинные способности государственного деятеля. И действительно, наследство ей досталось  нелегкое: казна практически была пуста, армия давно не получала денег, большую опасность для господствующего  класса представляли проявления постоянно  растущего протеста крестьян. Екатерине II предстояло выработать такую политику, которая отвечала бы потребностям времени. Эта политика получила название просвещенного абсолютизма. Екатерина II решила опереться в своей деятельности на отдельные положения идеологов Просвещения – известного философского течения XVIII в., ставшего идейной основой Великой французской буржуазной революции (1789–1794 гг.). Естественно, Екатерина II ставила целью использовать только те идеи, которые могли способствовать укреплению крепостничества и феодальных порядков в стране. В России не было, кроме дворянства, других сил, способных олицетворять собой общественный прогресс.

Французские энциклопедисты Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо разработали основные положения  просветительства, затрагивающие проблемы общественного развития. В центре их раздумий была теория "естественного  права", согласно которой все люди от природы были свободны и равноправны. Но человеческое общество в своем  развитии отклонилось от естественных законов жизни и пришло к несправедливому  состоянию, угнетению и рабству.

Конец XVIII века и начало XIX века имеют  первостепенное значение в экономическом  развитии России. Происходило разложение натурально-хозяйственного уклада; в  стране развивалась промышленность, усиливалось денежное обращение  в зависимости от увеличения оборотов по внешней и отчасти внутренней торговле; начало формироваться сельскохозяйственное предпринимательство, поднимались споры о выгодности и невыгодности крепостного труда в связи с новыми условиями хозяйства. Все эти явления экономической жизни приходится учитывать при изучении эпохи 1812 года.

Во второй половине XVIII века национальная индустрия быстро шагнула вперед. При вступлении на престол Екатерины II насчитывалось всего 984 фабрик и  заводов, а в год ее смерти 3.161. Правда, в начале царствования Екатерины II правительство, в своей экономической  политике отступив от начал Петра  и его преемников, державшихся  охранительной таможенной политики, склонилось в сторону экономического либерализма. Но создававшийся малоблагоприятный  для страны торговый баланс вызвал падение вексельного курса и  принудил правительство перейти  к системе запретительных тарифов, почти уничтоживших всякую конкуренцию  со стороны европейских фабрикатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задачи, которые пыталась решить Екатерина II.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие  перед российским монархом:

  1. Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
  2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
  3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
  4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
  5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

   Екатерина желала широкой законодательной реформой поставить общественную жизнь России на общеевропейские основания. Она не только хотела упорядочить законодательный материал, но стремилась создать новые законодательные нормы, которые содействовали бы установлению порядка и законности в государстве. Она желала создать новое законодательство, а не приводить старое в систему. Уже с 1765г. Екатерина усидчиво принялась за изложение законодательных принципов и работала, не говоря никому о содержании своего труда.

Заботы о народном здоровье и  гигиене вызвали при Екатерине  попытку правильно организовать врачебную помощь во всей стране. Каждый город обязан был иметь врачей не только города, но и для уезда, обязан также был устраивать госпитали  и больницы, заводить приюты для  неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из- за границы, и проводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов. Зависимость от западноевропейских идей сказывалась в отношении Екатерины к русской торговле и промышленности.

  1. Роль личных качеств для реализации задач Екатерины II.

  Екатерина была сторонницею самодержавной формы правления, основанной на законе и взаимном соблюдении монархом и подданными обязанностей в отношении друг друга.

  Она была выдержанная, хорошо  умеющая владеть собой, подавлять  вспышки гнева, поддержать беседу, одновременно терпелива к недостаткам  людей, но непримирима к противникам,  умела быть жестокой. Екатерина  имела достаточно развитое чувство  юмора, в её переписке много  язвительности и насмешливости.

  Преобразовательная деятельность

  Первые годы правления Екатерины  были для неё трудным временем. Сама она не знала текущих  государственных дел и не имела помощников. Упорно трудясь, Екатерина провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел, подбирала советников и укрепляла своё личное положение во власти.

Внешнеполитическая  деятельность

  Во внешней политике Екатерина была прямой последовательницей Петра|. Она сумела понять коренные задачи внешней русской политики и сумела завершить то, к чему стремились веками московские государи.

  Культура и искусство

  Екатерина внесла существенный  вклад в развитие культуры  и искусства в России. Сама  она получила прекрасное домашнее  образование: обучение иностранным  языкам, танцам, политической истории,  философии, экономики, права и  считалась умной и образованной  женщиной. При Екатерине была  создана Российская Академия, Вольное  экономическое общество, основано  множество журналов, создана система  народного образования, основание  Эрмитажа, открытие публичных театров,  появление русской оперы, расцвет живописи.

  1. Оценка результата деятельности Екатерины II.

Политика Екатерины II характеризовалась  в основном сохранением и развитием  тенденций, заложенных её предшественниками. Население возросло с 23,2 млн. (в 1763 г.) до 37,4 млн. (в 1796 г.), по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

Вместе с тем, рост населения  в значительной мере был результатом  присоединения к России иностранных  государств и территорий (на которых  проживало почти 7 миллионов человек), происходившего, как правило, вопреки желанию местного населения. Сотни сел при Екатерине получили статус города, но фактически так и остались селами по внешнему виду и роду занятий населения, то же касается и ряда основанных ею городов. Помимо выпуска монеты, было выпущено на 156 миллионов рублей бумажных ассигнаций, что привело к инфляции и значительному обесценению рубля; поэтому реальный рост бюджетных доходов и других экономических показателей в течение её царствования был значительно меньшим, чем номинальный.

Екатерина была, без сомнения, выше Петра| и никогда бы не сделала  известной его капитуляции при  Пруте. Екатерина совокупила в себе добрые качества Анны и Елизаветы  с теми достоинствами, которые сделали  её создательницею, чем самодержицею своей Империи. Она никогда не пускалась на удачу, как Пётр Великий, и ни в победах, ни в мире не имела ни одной неудачи. (А.М. Грибоевский: Записки о императрице Екатерине Великой).

 

Как писал Ключевский: «Армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс., флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г. считал в своём составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов и 300 гребных судов, сумма государственных доходов с 16 млн руб. поднялась до 69 млн, то есть увеличилась более чем вчетверо, успехи внешней торговли: балтийской — в увеличении ввоза и вывоза, с 9 млн. до 44 млн. руб., черноморской, Екатериной и созданной, — с 390 тыс. в 1776 г. до 1 млн. 900 тыс. руб. в 1796 г., рост внутреннего оборота обозначился выпуском монеты в 34 года царствования на 148 млн. руб., тогда как в 62 предшествовавших года её выпущено было только на 97 млн.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Используемая литература.

 

    1. http://www.borodinsky.org/economika/russia19/russia19.html
    2. http://www.bestreferat.ru/referat-40650.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

  1. Исторические условия, в которых проходила деятельность Екатерины II.
  2. Задачи, которые пыталась решить Екатерина II.

3) Роль личных качеств для реализации задач Екатерины II.

4) Оценка результата деятельности Екатерины II.

5) Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство сельского хозяйства  РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н.Прянишникова»

 

 

Кафедра истории, социологии, права.

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «История отечества»

На тему «Роль личности в Российской истории Екатерины II»

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

факультета заочного обучения

по направлению подготовки

«Строительство»

Гр. 11 «Б»

Шифр Сбу-11-3804

Иванова Анастасия Андреевна

 

Проверил:

кандидат  исторических наук, доцент

Волкова Т.С.

 

 

Пермь 2012


Информация о работе Екатерина II