Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:44, реферат
Для своего реферата я выбрала, на мой взгляд, одну из самых ярких, сильных, волевых представительниц из ряда самодержцев России. Екатерина II оказала огромное влияние на рост и развитие нашей страны: в плане экономики, культуры, внешнеполитических отношений. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения.
Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России. Поэтому в своём реферате я хочу затронуть не только сами реформы по модернизации жизни в эпоху правления Екатерины II, но и их последствия.
Влияние на взгляды императрицы Французской революции
Значительно ужесточилось
отношение к отечественным
Прочитав книгу А. Н. Радищева "Путешествие
из Петербурга в Москву", вышедшую в
мае 1790 года, Екатерина II в сердцах назвала
её автора "бунтовщиком хуже Пугачёва".
Страстное обличение крепостного права
не могло вызвать гнев Екатерины: в этом
её взгляды не так уж сильно отличались
от высказанных Радищевым. Но если Екатерина
всегда стремилась к постепенным преобразованиям,
то Радищев, угрожая помещикам и монархам,
призывал к насилию. И это = когда во Франции
уже развернулась революция. Суд приговорил
Радищева к смерти. Однако казнить человека
за книгу, за высказанное мнение Екатерине,
ценившей свою репутацию просвещённой
монархини, всё же было неудобно. Она заменила
приговор Радищеву десятилетней ссылкой
в Сибирь.
Ссылку Радищева нередко рассматривают
как свидетельство перехода Екатерины
к консервативной внутренней политике
и отказу от либерализма. Но есть и иное
мнение, согласно которому императрица
до конца дней оставалась сторонницей
либерализма и просветительских идеалов,
но категорически отвергала радикальные
призывы к насильственному свержению
власти.
В последние годы царствования Екатерина
думала передать престол не сыну Павлу
Петровичу, а любимому внуку Александру
Павловичу. В Петербурге даже прошёл слух,
что готовится соответствующий манифест.
5 ноября 1796 года императрицу Екатерину
II постиг апоплексический удар, и вскоре
она умерла, не приходя в сознание. Историки
сходятся на мнении, что завещание Екатерины
в пользу Александра действительно существовало,
но во время агонии императрицы оно было
уничтожено Павлом. В 12 часов ночи на 6
ноября 1796 года высшее духовенство и двор
принесли присягу на верность новому самодержцу
- Павлу I.
Заключение
Тридцатичетырёхлетнее
царствование Екатерины Великой
оставило яркий след в истории
России. Её правление выделяют неординарность
личности императрицы, её выдающиеся качества
государственного деятеля и величие
ею содеянного: если Пётр Великий утвердился
не берегах Балтики, то Екатерина
Великая - на берегах Чёрного моря,
раздвинув границы на юг и включив
в состав империи Крымский полуостров.
Екатерина II поняла и счастливо закончила
то, чего не успел закончить Пётр
I. Многие мероприятия, да и сам дух
правления Екатерины II носили либеральный
характер, в котором отражались как
её личные качества, так и стремление
своей реформаторской активностью
укрепить могущество России.
Историческое значение деятельности Екатерины
Великой занимает важное место в самом
историческом развитии Российской империи.
По вступлении на престол Екатерина II
мечтала о широких внутренних преобразованиях.
Она сознательно отступала от традиций,
сложившихся при Петербургском дворе,
не следуя ни за Елизаветой Петровной,
ни за Петром III. А между тем результаты
её деятельности по своему существу были
таковы, что завершили собой именно традиционные
стремления русского народа и правительства
к укреплению могущества государства.
В делах внутренних законодательство
Екатерины II завершило собой тот исторический
процесс, который начался при временщиках.
Равновесие в положении главных сословий,
во всей силе существовавшее при Петре
Великом, начало разрушаться именно в
эпоху временщиков (1725 - 1741 гг.), когда дворянство,
облегчая свои государственные повинности,
стало достигать некоторых имущественных
привилегий и большей власти над крестьянами
по закону. Увеличение дворянских прав
существовало во времена и Елизаветы Петровны,
и Петра III.
При Екатерине же дворянство становится
не только привилегированным сословием,
имеющим правильную внутреннюю организацию,
но и сословием, господствующим в уезде
(в качестве землевладельческого сословия)
и в общем управлении (как бюрократия).
Параллельно росту дворянских прав и в
зависимости от него падают гражданские
права владельческих крестьян. Расцвет
дворянских привилегий в XVIII веке необходимо
соединялся с расцветом крепостного права.
Поэтому время Екатерины Великой было
тем историческим моментом, когда крепостное
право достигло полного и наибольшего
своего развития. Таким образом, деятельность
Екатерины II в отношении сословий (административные
меры императрицы носили также характер
сословных мер) была прямым продолжением
и завершением тех уклонений от старорусского
строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина
II в своей внутренней политике действовала
по традициям, завещанным ей от ряда ближайших
её предшественников, и довела до конца
то, что они начали.
Но особенно важно, пожалуй, то, что новое
правительство только принимало в расчёт
хорошие образцы своих предшественников,
но вело государство по собственной программе.
И значительное место в этой программе
занимали не только задачи, вытекающие
из практической потребности времени
(усиление могущества империи, укрепление
государственного строя и позиций в нём
дворянства и прочее), но и отвлечённые
теории, усвоенные императрицей преимущественно
из французской литературы - Вольтера,
Дидро, Монтескье, Деламбера. Это последнее
обстоятельство и позволяет характеризовать
время Екатерины II как период "просвещённого
абсолютизма".
В России развитие и воплощение начал
просвещённого абсолютизма приобрело
характер целостной государственно-политической
реформы, в ходе которой сформировался
новый государственный и правовой облик
абсолютной монархии. При этом для социально-правовой
политики было характерно сословной размежевание:
дворянство, мещанство и крестьянство.
В России задачи просвещённого абсолютизма
сводились к укреплению самодержавия
за счёт модернизации и совершенствования
системы управления; устранению наиболее
архаичных её элементов; созданию условий
для экономического развития страны. Екатерина
II действительно мечтала о государстве,
способном обеспечить благоденствие подданных.
Свойственная веку Просвещения вера во
всемогущество человеческого разума заставляла
императрицу полагать, что все препятствия
к этому могут быть устранены принятием
разработанных законов. Кроме того, активное
законотворчество Екатерины II было призвано
укрепить законодательную базу самодержавия.
Таким образом, в итоге политики просвещённого
абсолютизма укрепилось и модернизировалось
самодержавие, появились зачатки гражданского
общества; усилилось крепостничество,
но впервые был поставлен вопрос о смягчении
или даже отмене крепостного права; зародились
понятия свободы и прав личности.
Историческое значение екатерининского
времени чрезвычайно велико потому, что
в эту эпоху были подведены итоги предыдущей
эпохи, завершились исторические процессы,
раньше развивавшиеся. Как и другие европейские
страны, Россия в XVIII веке окончательно
вступила на путь структурной модернизации
- перехода от традиционного к индустриальному
обществу. Однако за блестящим фасадом
имперского могущества и внешней приобщённости
к западноевропейским образцам скрывались
глубокие противоречия между новыми методами
хозяйствования в промышленности и торговле
и сохранявшейся в неприкосновенности
государственной системой крепостничества,
становившейся основным тормозом на пути
социально-экономического развития России.
Русская литература
Развитие шло
и в русской литературе. Во второй
трети XVIII века в России складывается
первое литературное направление - классицизм.
Российский классицизм формировался,
с одной стороны, под влиянием
всеобъемлющих преобразований первой
четверти XVIII века, а с другой - идеологии
европейского Просвещения. Условия
формирования определили и наиболее
характерные черты нового направления:
культ государственной власти, проповедь
ценности государственного служения,
вера в творческие силы разума.
К середине XVIII века относится зарождение
просветительства - прогрессивной антифеодальной
идеологии, связанной с отрицательной
оценкой крепостного права, отстаиванием
интересов широких масс народа, последовательной
защитой просвещения и всесторонней европеизации
России. Основоположником просветительского
направления в России был М. В. Ломоносов
(1711 - 1765 гг.). Выходец из поморских крестьян,
одолевший трудный путь к вершинам знания,
Ломоносов добивался доступности образования
- вплоть до университетского - для всех
сословий. В меру своих возможностей он
пытался обратить внимание властей на
положение податных сословий в государстве.
Надежды на лучшее будущее Ломоносов возлагал
на просвещённый абсолютизм. Идеалом государственной
деятельности для него являлись реформы
первой четверти XVIII века, а образцом просвещённого
монарха - Пётр I, которого он сравнивал
с богом.
Русская литература второй половины XVIII
века была отмечена поисками идейно-эстетических
систем, наиболее соответствующих возросшей
общественной роли художественного слова.
Система классицизма с её жёсткими канонами
и частой подменой настоящего предмета
изображения должным или желательным
уже перестала удовлетворять многих авторов.
Ломка законов классицизма заметно проявилась
в жанре комедии (например, комедии А. П.
Сумарокова и Д. И. Фонвизина). В конце XVIII
века в русской литературе складывалось
новое направление - сентиментализм, который
обращался к внутреннему миру человека,
его психологии и переживаниям (наивысшее
развитие получил в творчестве Н. М. Карамзина).
Художественная литература оказывалась
тесно связанной с общественными идеями
века Просвещения. Все ни выросли на благодатной
почве идей европейской философии Просвещения
и рационализма, по-разному трактуя и переосмысливая
их. Общей для всех мыслителей этого периода
являлась идея медленного, постепенного
развития. Но принципиально различались
точки зрения на последовательность мер
призванных привести к созданию нового,
справедливого устройства общества. Сторонники
умеренного направления считали, что сначала
следует заняться просвещением подданных,
их воспитанием и таким образом подготовить
к обретению свободы. Приверженцы демократического
направления предлагали начать с отмены
правителем крепостного состояния своих
подданных, а уже затем просвещать и воспитывать
их.
Автором и выразителем официальной охранительной
идеологии стала сама Екатерина II. В основу
её теоретических построений легли идеи
Ш. Монтескье, автора знаменитого сочинения
"О духе законов". Просвещённая императрица
воспринимала государство как высшую
ценность и видела в заботе о его процветании
главную цель мудрого правителя и каждого
отдельного подданного. Благо государства
вбирало в себя всю совокупность личных
прав и свобод всех подданных и становилось
"всеобщим благом".
Считая себя наследницей и продолжательницей
дела Петра I, Екатерина II внимательно
изучала и анализировала его реформаторскую
деятельность. Главную заслугу первого
российского императора она видела в превращении
России в мощную европейскую державу.
В то же время, озабоченная идеалом справедливого
законодателя, центральным в концепции
просвещённого абсолютизма, Екатерина
II негативно оценивала жестокость тех
методов, к которым прибегал Пётр I, создавая
регулярное государство, а также некоторую
непоследовательность и неспешность преобразований.
Принципиально важным во взглядах императрицы
являлось её убеждение, что стабилизация
государственного порядка возможна лишь
путём постепенной правовой модернизации,
осуществляемой самодержавной властью,
и путём регулирования всех сторон общественной
жизни.
Екатерина II эволюционировала в своих
взглядах на историческую роль и значение
самодержавия, законотворчества, крепостного
права. На первый план в её воззрениях
постепенно выдвинулась мысль об особой
исторической миссии русского народа,
о его превосходстве над другими народами.
Став с годами истинной патриоткой, Екатерина
II пришла к убеждению, что России нет необходимости
заимствовать что-либо у Запада. Напротив,
Европе следует во многом брать пример
с России.
Эти идеи особой исторической миссии русского
народа, идеи естественных прав человека,
свободы и равенства развивала и зарождающаяся
"разночинная" интеллигенция. Всё
более заметные очертания приобретал
процесс формирования русской национальной
культуры, вбирающей в себя достижения
и традиции культуры, созданной многовековой
деятельностью народа, всех его слоёв,
но в первую очередь - крестьянства, и новой
культуры, творившейся, главным образом,
образованными слоями общества.