Европейская Цивилизация эпохи средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:50, реферат

Описание работы

Германские варвары, захватившие Запад, возводят рядом с прежними городами свои крепости — бурги, укреплённые резиденции королей. В бургах проводили время вожди завоевателей со своими дружинами, а также их обслуга — рабы, наёмные ремесленники. Рядом с бургом мог располагаться большой рынок, куда свозили товары с сельской округи. После крещения германцев рядом с бургами появились монастыри, а за стенами — придворные храмы. Бурги становятся тогда столицами не только королей, но и христианских епископов. Постепенно население бургов возрастает до того, что они уже могут равняться с пришедшими в упадок античными городами. Похожий путь проделали и торговые посёлки-пристани варваров, во множестве возникавшие у основных торговых путей.

Файлы: 1 файл

Становление Европейской Цивилизщации в эпоху Средневековья.docx

— 204.84 Кб (Скачать файл)

Наконец, в XI столетии крепости возводят уже из камня, и они обретают привычный современному читателю по историческим романам вид. Замок этой поры защищался высокими и мощными каменными стенами, кладка которых совершенствовалась от десятилетия к десятилетию. Иногда стены располагались в два, а то и три ряда. Замки по-прежнему старались строить над реками на возвышенностях. Река обеспечивала и защиту от врага, и воду — в большинстве замков обустраиваются водопроводы. Неприкрытую естественным потоком часть крепости защищали глубоким рвом, в который запускалась вода. Нередко замок подступал к самым основаниям стен. Попасть в него можно было лишь по подъёмному мосту, опускавшемуся от ворот и заграждавшему их. Ворота защищались также металлической решёткой или несколькими — по числу стен. Стены прикрывались на изгибах башнями. В идеале замок служил неприступной крепостью для своего владельца. Но близость к идеалу напрямую зависела от его достатка, да и развитие техники укреплений всегда лишь подхлёстывало развитие иной техники — осадной...

Если замок был сердцем  владения, то сердцем самого замка  служил донжон. Так назывались высокие  башни, поднимавшиеся посреди каменных замков. Они господствовали над всей окружающей местностью. Как и башни  древних германских бургов, донжоны служили сеньорам наблюдательными пунктами и последними пристанищами в случае поражения. Но не только. Теперь донжон становится почти постоянным жилищем знатного человека, его семьи и свиты. Здесь нередко находилась домашняя молельня. Какие-то помещения донжона служили приёмным покоем и пиршественной залой, какие-то — тюрьмой. Донжон стоял посередине довольно просторного замкового двора, защищенного собственной стеной. Вокруг башни располагались кладовые, мастерские, жилища прислуги. Наземные крытые и подземные ходы связывали донжон со всеми помещениями и стенами. Таким образом, замок превращался почти что в единое здание — в единый и нераздельный жилой комплекс.

К позднему Средневековью, с XV в., лицо замка меняется вновь. Теперь они уже довольно часто строятся внутри разросшихся городов и  больше походят на дворцы, чем на укрепления. К XVII в. каменные стены сменяются  металлическими фигурными оградами, башни — декоративными башенками, бойницы которых уже едва ли послужат стрелкам. Наконец исчезает донжон. На смену боевому замку приходит обычное поместье. Но многие замки  Средневековья дожили до наших дней и напоминают о былом величии древних родов, веками властвовавших над землями Запада. 
 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА 
Некоторый подъём культуры в средневековой Европе наметился в VIII—IX вв., главным образом в империи Карла Великого и его наследников. Неудивительно, что этот период европейской культуры обычно именуется каролингским возрождением. Самым значительным архитектурным памятником той поры считается дворцовый комплекс, построенный на рубеже VIII—IX вв. в Аахене (Германия) для Карла Великого. Комплекс состоял из дворца и храма, соединённых галереей протяжённостью 120 м. До наших дней сохранился только храм, представляющий собой в плане правильный восьмиугольник.

С XI в. цивилизация средневековой Европы переживала подлинный взлёт. Рубежом, после которого начался этот подъём, обычно считают 1000 г., когда европейцы ожидали конца света. Поскольку катастрофы не случилось, в обществе возобладали новые настроения — стремление строить прочные и долговечные сооружения, способные служить не одному поколению. В первую очередь стали возводить церкви, причём, после долгого перерыва, каменные. В бургундской хронике того времени записано: «С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли... оказались свидетелями перестройки церковных зданий... Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей».

С конца X в. на протяжении двух столетий в искусстве господствовал зародившийся в Германии романский стиль. Для него характерны обращение к позднеантичным и византийским образцам и использование элементов каролингского, меровингского, даже языческого искусства. Постройки того времени (в основном церкви) отличаются монументальностью, величественностью. Романский стиль не был единообразен в Европе — в каждой стране и даже провинции он имел собственные черты. Тем не менее есть ряд особенностей, которые позволяют считать его первым для Средневековья общеевропейским направлением в архитектуре. К ним относятся массивность толстых стен, приземистость, небольшое количество окон. Причём окна, как и прочие элементы здания — арки, своды, ниши, чаще всего имеют полукруглые очертания. В плане такая церковь представляет собой удлинённый латинский крест. Внутреннее пространство романских храмов украшалось настенными росписями — фресками. Среди шедевров архитектуры романского стиля можно назвать заложенный в начале XI в. в Хильдесхейме храм Святого Михаила, городской собор в Шпрейере (1030 г.), церковь Сен-Сернен в Тулузе (1080 г.).

В конце XII в. романский стиль  стал вытесняться новым архитектурным  направлением — готикой. Её родиной  была Франция. Готический стиль господствовал  в европейском искусстве до XV—XVI вв. Историки и археологи связывают  его возникновение с ростом и  развитием городов. Увеличение городского населения требовало создания более  просторных соборов. Поэтому характерная  черта готических храмов — их значительная площадь. Так, собор в Амьене (Франция) имеет площадь чуть менее 4 тыс. кв. м; в стенах подобного здания порой  размещалось всё население города. Готические церкви поражали сов ременников и своей высотой — собор в городе Бове (Франция) возвышался над землёй на 47,5 м. Добиться таких результатов удалось благодаря замене тяжеловесного полукруга романского стиля стрельчатой аркой, которую повторяют в своих очертаниях все элементы здания. Стрельчатая конструкция позволила перенести основную нагрузку со стен на колонны, собиравшиеся внутри храма группами. Поэтому некоторые готические храмы остались почти без стен — большую часть их площади заняли стрельчатые окна, украшенные витражами. Жемчужинами готической архитектуры являются церковь Нотр-Дам в Париже (1163 г.), Шартрский собор (1194 г.), городской собор в Кёльне (1248 г.), папский дворец в Авиньоне (1334 г.), храм Девы Марии в Кракове (1360 г.), Брюссельская ратуша (1401 г.). Средневековые постройки, как романские, так и готические, были непрочными и нередко рушились. Многие из памятников архитектуры тех времён сохранились до наших дней лишь благодаря позднейшим реставрациям.


Информация о работе Европейская Цивилизация эпохи средневековья