Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 13:45, реферат
Экономическая интеграция отчасти явилась результатом естественного экономического развития, связанного с увеличением объёма торговли главным образом за счет расширения внутриотраслевой торговли, значение которой в близко расположенных друг к другу промышленно развитых странах постоянно растет. Происходило развитие финансовых связей, которое обусловливалось общим движением к отмене валютного контроля и постепенному дерегулированию финансовой сферы.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Европейская экономическая интеграция – это процесс установления более тесных связей между различными европейскими странами, особенно в торговой и финансовой сферах.
Экономическая интеграция отчасти явилась результатом естественного экономического развития, связанного с увеличением объёма торговли главным образом за счет расширения внутриотраслевой торговли, значение которой в близко расположенных друг к другу промышленно развитых странах постоянно растет. Происходило развитие финансовых связей, которое обусловливалось общим движением к отмене валютного контроля и постепенному дерегулированию финансовой сферы.
Кроме того, процесс экономической интеграции стимулировался целенаправленной политикой, выразившейся в формировании ряда европейских институциональных структур, важнейшими из которых стали Европейское сообщество (ЕС), преобразовавшееся к настоящему времени в Европейский союз (ЕС) (European Union (EU), и Европейская ассоциация свободной торговли (EACT) (European Free Trade Association (EFTA).1
Идея "общеевропейского дома" существовала давно. Объединить под своей властью Европу мечтали еще древнеримские императоры. Идею "Европы для всех" в XIX в. пропагандировал В. Гюго. О перспективах "Соединенных Штатов Европы" писал В.И. Ленин. В 1946 г. к образованию Объединенных Государств Европы призывал У. Черчилль. И именно один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного времени стал процесс объединения Европы.
История имеет множество примеров различного рода альянсов, союзов и т.п. Однако ЕС, без сомнения, образец абсолютно иных мотивов интеграции.
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Историю Европейской интеграции можно разделить на несколько этапов.
9 мая 1950 года министр иностранных дел Франции Робер Шуман провозгласил декларацию, ставшую первым призывом к европейской интеграции. Он заявил, что этот шаг «станет гарантией того, что какая либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям».2
В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланд
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии. ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество. ЕЭС было учреждёно Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.
Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), а также и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).
Второй этап связан с формированием в январе 1960 году Великобританией и рядом других стран, не вошедших в ЕЭС альтернативной организации — Европейскую ассоциацию свободной торговли.
Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.
Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967.
В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейские сообщества.
И только после того как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду и спустя несколько лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %). Однако, в Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту Евро, поэтому в Дании до сих пор в обращении датские кроны. Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.
В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.
В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.
Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Единый европейский акт.
Третий этап связан с 1992 годом когда все государства, входящие в Европейское сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза -Маастрихтский договор. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС:
Экономический и валютный союз (ЭВС),
Общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ),
Общую политику в области внутренних дел и юстиции.
В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.
Австрия, Финляндия (с Аландски
Членами Европейской ассоциации
свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейц
В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались:
Четвёртый этап. 9 октября 2002 Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППС — примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании.
Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.
После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.
Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.
1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит ещё немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.
17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.
21 февраля 2005 года Европейский союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что к власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.
Глава 2. Генезис Европейского союза
Историю европейской интеграции можно разделить на несколько этапов.
Началом истории Европейского союза следует считать 1951 когда такими странами как
ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люкс
9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество(ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был созданЕвропейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.
Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).
25 марта 1957 года согласно Римск
Европейский
Союз - единственная интеграционная группировка
в мире, которая полностью закончила формирование
единого внутреннего рынка и приступила
к созданию Экономического и валютного
союза.
ЕС занимает
территорию в 3236,2 тыс. км. На сегодняшний
день полноправными членами Евросоюза
являются 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания,
Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания,
Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия,
Финляндия, Франция и Швеция.
Роль
ЕС как одного из центров силы в формирующемся
раскладе сил на мировой арене убедительно
подтверждается хозяйственным потенциалом
этого интеграционного объединения. ЕС
представляет собой единый внутренний
рынок с 374,3 млн. потребителей. ВВП четырех
ведущих стран группировки (Великобритания,
Германия, Италия и Франция) в совокупности
составлял 6,4 трлн. долларов США в 1993 году,
7,2 трлн. долларов в 1995 году2 и 6,3 трлн. долларов
в 1997 году, превзойдя на 36% аналогичный
показатель Японии, и был сопоставим с
ВВП США3.
Экономическая
интеграция развивается в пространстве,
на котором действуют единые правовые,
экономические и социальные методы регулирования
хозяйства. В таком пространстве свободно
перемещаются такие факторы производства,
как рабочая сила, капитал и продукты труда
(товары и услуги). В идеале - это хозяйство
одного государства. Когда объединяются
несколько государств, то единое экономическое
пространство не может быть достигнуто
сразу. Причины в разных уровнях экономического
и политического развития, в различии
механизмов регулирования, традиций и
т.п. Признаки единого экономического
пространства - это отсутствие таможенных
границ, единая денежная и валютная системы,
также отсутствие границ для движения
рабочей силы и плюс синхронность развития
экономик.
'Европейский
союз. Путеводитель, под редакцией Ю.А.
Борко, О.В. Буториной. М.: «Интердиалект
+», 1998.
2 La Construction
Eutopeene1. etapes et enjeux, A. Gauthier. Breal, 1996.
3 «Независимая
газета», 15 мая 1998 года.
Итак,
это качественно новый этап интернационализации
хозяйственной жизни, предполагающий
сближение и взаимоприспособление отдельных
национальных хозяйств, то есть экономическая
интеграция, обеспечивающаяся концентрацией
и переплетением капиталов, проведением
согласованной межгосударственной экономической
политики.
Цель и задачи исследования. Цель
данной работы состоит в том, чтобы комплексно
изучить опыт Европейского Союза, выявив
при этом основные проблемы и уроки Союза
на пути формирования европейского интеграционного
объединения.
В соответствии
с поставленной целью в работе намечены
следующие основные задачи:
> исследовать
сущность и причины европейской интеграции,
рассмотреть основные институты ЕС;
> проанализировать
этапы интеграции в Западной Европе;
> обобщить
опыт, уроки ЕС и определить возможности
их использования в России и СНГ;
> проанализировать
современное экономическое состояние
всех стран-членов ЕС (включая внешнеторговые
связи), выявить их проблемы и пути урегулирования.
На основе этого дать экономическую характеристику
ЕС как интеграционного объединения в
целом на современном этапе;
> исследовать
торгово-экономические отношения между
ЕС и Россией, рассмотреть правовую основу
Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве,
обосновать возникающие торгово-политические
проблемы между участниками Соглашения.
Предмет и объект исследования. Предметом
исследования в работе являются проблемы,
поиск путей их решения и, как следствие,
уроки развития ЕС как единой интеграционной
группировки в целом. Объектами исследования
выбраны: указанная группировка в целом,
15 стран-членов ЕС и Россия, имеющая торговые,
экономические и политические отношения
с ЕС, как страна, для которой немаловажен
опыт европейской интеграции.
Теоретической
и методологической основой исследования
стали: основные положения диалектики
развития международных экономических
отношений, мировой торговли как одной
из их форм и развитие внешнеэкономической
деятельности.
Анализируемые
явления рассматривались вне разрывной
связи содержания и формы, сущности и явления,
причины и следствия, исторического и
логического.
При
написании диссертации использованы труды
отечественных ученых-экономистов и исследователей:
Т.А. Башкатовой, А.И. Безрукова, Ю.А. Борко,
Л.И. Глухарева, М.М. Голанского, СИ. Долгова,
К.Б. Зуевой, Н.С. Кишилова, Н. А. Ковальского,
И.Ф. Максимычева, В.А. Мартынова, К.Л. Рожкова,
В.Е. Рыбалкина, В.И. Рыбина, В.А. Савельева,
Р.И. Хасбулатова, В.Г. Шемятенкова, В.Н.
Шинаева, Ю.В. Шишкова, В.В. Шмелева, Ю.А.
Щербанина, М.Л. Энтина; публикации зарубежных
авторов: Berthaut С, Durosset M., Gauthier A., Gerbet P., Herschtel
M.-L., Tchakaloff M.F., Moreau G., Morau-Defarges, Pradeau C, Tanguy
J., Toulemon R., Balassa В., Kennedy P., Reinicke W. Источниками
информации послужили статистические
сборники Eurostat, Госкомстата РФ, материалы
ООН, ЮНКТАД, ЮНИДО.
Научная
новизна работы заключается в последовательном
и комплексном освещении прошлого, настоящего
и вероятного будущего развития европейской
экономической интеграции. Основные результаты,
составляющие научную новизну работы,
следующие:
> определены
основные уроки и опыт развития ЕС как
интеграционного объединения и обоснованы
необходимость и возможность использования
этого на базе России и СНГ;
> подробно
изучено экономическое состояние всех
15 стран-членов ЕС и выявлены их проблемы
на современном этапе;
> дана
характеристика экономического состояния
ЕС в целом на современном этапе и даны
прогнозы на будущее;
> изучены
проблемы и перспективы развития торгового,
экономического и политического сотрудничества
ЕС - России на современном этапе.
Теоретическая
значимость диссертации заключается в
установлении довольно широких рамок
научного использования методики сопоставления
статистических данных по макроэкономическим
показателям, по различным аспектам внешней
торговли всех стран-членов ЕС и европейского
интеграционного объединения в целом
и исследований торгового сотрудничества
между Россией и ЕС.
Практическая
значимость работы состоит в том, что содержащиеся
в ней оценки, выводы и рекомендации могут
быть использованы в практической деятельности
заинтересованных организаций и ведомств
при изучении МЭО, ВЭД последних лет при
разработке стратегии европейской экономической
интеграции на будущее, прогнозировании
направлений развития стран-участниц
ЕС и их сотрудничества с Россией.
Апробация
работы. Основные положения исследования
и его отдельные разделы докладывались
на научно-практических конференциях
аспирантов и слушателей Дипломатической
академии МИД России.
Публикации.
Основные положения диссертации изложены
в 2-х опубликованных работах общим объемом
5 и 6 печатных листов.
Структура
работы определена в соответствии с поставленными
целями и задачами. Диссертация состоит
из введения, трех глав, заключения, библиографии
использованной литературы и приложений.
В качестве
хронологических рамок автор использовал
период с 1958-го по начало 1999-го года, чтобы
наиболее полно осветить все этапы и диалектику
развития интеграционного объединения
ЕС.
I. Развитие
интеграционных процессов в Западной
Европе
1.1. Сущность
и причины европейской интеграции. Основные
институты
ЕС
В наиболее полной форме процессы экономической
интеграции в странах Западной Европы
развертываются в рамках Европейских
сообществ (ЕС), включающих Европейское
объединение угля и стали (ЕОУС, образовано
в 1951 г.), Европейское экономическое сообщество
(ЕЭС), Европейское сообщество по атомной
энергии (Евратом). ЕЭС
и Евратом действуют с 1958 года.
По замыслу
авторов Парижского об образовании ЕОУС
и Римских об образовании ЕЭС и Евратома
договоров развитие интеграционных процессов
в рамках указанных организаций должно
привести к последовательному образованию
на территории стран-участниц таможенного,
экономического и политического союза1.
Наиболее
важную роль среди трех указанных выше
организаций играло ЕЭС, в рамках которого
развивался процесс интеграции основных
отраслей хозяйства стран-участниц. В
1967 г. произошло слияние органов ЕЭС, ЕОУС
и Евратома, и в настоящее время действует
практически триединая организация -Европейские
сообщества.
В основе
процесса европейской интеграции лежит
сложный комплекс причин, связанных с
важными изменениями в развитии производительных
сил и сдвигами на мировой политической
арене. Коренной из них является проблема
рынка. Во вторую половину текущего столетия
страны Западной Европы вступали, испытывая
все возрастающее противоречие между
новыми, невиданными ранее возможностями
производства и узостью внутренних рынков,
отгороженных друг от друга частоколом
протекционистских барьеров. Не могли
решить проблему рынков и привязанные
к большинству западноевропейских стран
колониальные имперские системы, страны
которых в связи с экономической отсталостью
не могли служить партнерами
1 Странами-учредителями
Европейских сообществ являются ФРГ, Франция,
Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург.
В 1973 году членами ЕС стали Великобритания,
Дания, Ирландия; в 1981 году - Греция, а в
1986 году - Испания и Португалия, с 1995 года
- Австрия, Финляндия, Швеция.
метрополий
в деле налаживания кооперирования и специализации
в новейших отраслях производства.
Узость
внутренних рынков, структурная отсталость
хозяйства стран Западной Европы, относительно
низкие масштабы концентрации капитала
и производства затрудняли освоение даже
крупнейшими компаниями этих стран новейших
достижений научно-технического прогресса.
Это предопределяло отставание стран
Западной Европы, прежде всего от США,
не только по количественным, но и по важнейшим
качественным характеристикам производства,
по уровню конкурентоспособности продукции
на основных мировых товарных рынках.
Такое положение в области экономики в
свою очередь усугубляло неблагоприятные
для стран Западной Европы политические
последствия, в частности, подчиненное
по отношению к США положение в НАТО, вмешательство
Вашингтона во внутренние дела этих стран
и пр.
При
анализе предпосылок интеграции автор
считает, что следует помнить и о сложностях
для правящих кругов западноевропейских
стран внутриполитической ситуации. В
ряде из них имела место массовая безработица,
активную роль в социально-политической
жизни играли коммунистические и рабочие
партии. В этих условиях возрастающие
масштабы урона на мировом рынке, возможная
деградация хозяйственной обстановки
были для правящих кругов этих стран и
для Запада в целом чреваты реально опасными
последствиями.
Встав на путь интеграции, страны Западной
Европы рассчитывали посредством отмены
таможенно-тарифных барьеров стимулировать
действие конкурентных рыночных сил, повысить
эффективность производства, расчистить
каналы для углубления кооперационного
сотрудничества и специализации между
фирмами стран-участниц. То
есть речь шла о выработке в рамках блока
целенаправленной межгосударственной
и надгосударственной политики, призванной
ускорить в рамках ЕС процесс концентрации
капитала и производства, их подтягивания
до уровня более мощных соперников из
третьих стран, прежде всего монополий
США.
Вместе
с тем посредством форсирования единой
торговой политики в отношении третьих
стран участники ЕС ставили задачу укрепления
своих позиций в двусторонних переговорах
с торговыми партнерами и в международных
торговых организациях. Прежде всего речь
шла о расчетах изменить ситуацию в ГАТТ,
в рамках которого деятельность определялась
в первые послевоенные годы торгово-политическими
интересами США.
С первых дней существования ЕС важную
роль в реализации интеграционных мероприятий
играют институты Сообществ, система которых
заметно отличается от других международных
организаций.
Главная
особенность организационного механизма
ЕС состоит в том, что руководящие органы
группировки наделены полномочиями, дающими
им право принимать решения, обязательные
для государств-членов, а в отдельных случаях
- для юридических и физических лиц. Они
также располагают собственными финансовыми
средствами для осуществления интеграционных
мероприятий. Объем этих средств в 1990 г.
составил 46,7 млрд. экю, то есть примерно
65 млрд. долларов США (1 экю =1,4 долл.)1. Указанная
сумма в основном представляет собой поступления
от таможенных сборов при ввозе промышленных
и сельскохозяйственных товаров из третьих
стран, а также часть поступлений от налога
с оборота, автоматически отчисляемых
в бюджет ЕС.
Таким
образом, этим органам передан ряд важных
прерогатив национальных администраций
в экономической сфере, что означает существенное
ограничение суверенитета отдельных стран.
Это значительно облегчает ЕС реализацию
интеграционных мероприятий.
Органом политического руководства в
ЕС является созданный в 1974г. Европейский
совет в составе глав государств или правительств,
действующий на основе консенсуса. Его
сессии проходят два раза в год. Совет
ЕС на уровне министров наделен законодательной
властью - принимает решения по основным
вопросам деятельности ЕС. В состав Совета
входят представители правительств, по
одному от каждого государства-члена.
Заседания проходят в
«Таможенное
обложение товаров при ввозе в ЕС». Коллектив
авторов ВНИКИ, 1997 г.
Брюсселе
в составе министров иностранных дел либо
финансов, сельского хозяйства и т.д. с
зависимости от стоящего на повестке дня
вопроса. Председателями Совета являются
министры иностранных дел - поочередно
в течение 6 месяцев. Важнейшим вспомогательным
органом Совета является Комитет постоянных
представителей стран ЕС, на который возлагается
текущая работа по согласованию общей
политики. Решения Совета принимаются,
за некоторыми исключениями, простым или
квалифицированным большинством голосов.
Комиссия
- постоянный исполнительный орган, призванный
выражать интересы Сообществ в целом.
Она обеспечивает повседневную реализацию
учредительных договоров, подготавливает
предложения, направленные на развитие
интеграции, осуществляет контроль за
выполнением решений Совета государствами-членами
и отдельными предприятиями. Члены Комиссии
назначаются национальными правительствами
сроком на 4 года; в своей деятельности
они формально независимы от собственных
правительств. Председателем нового состава
Комиссии, приступившего к работе в январе
1989 г. является француз Жак Делор.
Договорами
об учреждении ЕЭС и Евратома предусмотрены
оригинальные формы взаимодействия («диалога»)
между Советом и Комиссией. Совет, как
правило, принимает решения на основе
предложений, подготовленных Комиссией.
Так обстоит дело в области сельского
хозяйства, торговой политики, транспорта,
унификации законодательства и т.д. Более
того. Совет имеет право внести поправки
к предложению Комиссии лишь при наличии
единогласия стран-членов. Такая процедура
призвана укрепить позиции Комиссии в
ее «диалоге» с Советом.
Европейский
парламент - консультативный орган, осуществляющий
общее наблюдение над всеми институтами
ЕС. С 1979 г. избирается населением всех
стран-членов на основе всеобщего прямого
голосования. Суд ЕС - орган юридического
контроля, обеспечивает правомерность
толкования и применения учредительных
договоров и разрешает споры, возникающие
в связи с функционированием ЕС. Члены
Суда назначаются с общего согласия правительств
стран-членов сроком на 6 лет. Председатель
ю
Суда
избирается его членами на 3 года. Местопребывание
- Люксембург. Экономический и социальный
комитет - консультативный орган при Совете,
в состав которого входят представители
профессиональных организаций и предпринимателей
стран ЕС, назначаемые Советом сроком
на 4 года. С 1967 г. Совет, Комиссия, Парламент
и Суд - общие для ЕЭС, ЕОУС и Евратома.
Кроме
того, в ЕС сложилась целая система совместных
финансовых институтов: Европейский инвестиционный
банк (ЕИБ), а также различные фонды (Европейский
фонд ориентации и гарантии сельского
хозяйства, Европейский региональный
фонд, Европейский социальный фонд, Европейский
фонд развития, Европейский фонд валютного
сотрудничества), действующие за счет
средств единого бюджета ЕС или специальных
ассигнований стран-членов. Для координации
действий участников ЕС в отдельных сферах
экономической и социальной политики
создан ряд консультативных комитетов.
Важнейшие из них: Валютный комитет, Комитет
управляющих центральными банками. Комитет
по экономической политике, комитеты по
ст. 113 Римского договора (тарифные и торговые
переговоры), сельскому хозяйству, научно-техническим
исследованиям, энергетике и т.д.
1.2. Этапы
развития интеграционных процессов
Учредительные
договоры, обусловливающие деятельность
ЕС, определяют график реализации мероприятий
лишь первого этапа интеграции - формирования
таможенного союза. Что касается двух
других этапов, то предполагалось, что
образование экономического и политического
союзов будет происходить на базе договоренностей
в дополнение к этим договорам. В развитии
Сообществ за 50 с лишним лет их существования
можно выделить четыре основных этапа,
различаемых с точки зрения результативности
и организационных форм интеграционного
процесса.
Первый
этап - с момента образования ЕС - до начала
70-х годов. За указанный период участникам
ЕС удалось создать таможенный союз (устранить
пошлины во взаимной торговле, количественные
и некоторые другие виды нетарифных ограничений),
выработать единую
и
сельскохозяйственную
и единую торговую политику в отношении
третьих стран; положено начало либерализации
движения капиталов и рабочей силы.
Образование
таможенного союза (на два года раньше
предусмотренного срока) дало мощный импульс
концентрации и централизации капитала
и производства. Внутри стран эти процессы
развивались в форме слияний и поглощений
мелких и средних предприятий более крупными.
При этом государственный аппарат всячески
способствовал укрупнению отечественных
компаний. Фирмы различных стран заключали
между собой разного рода кооперационные
соглашения (о сопроизводстве, совместных
исследованиях, сбыте товаров и др.), а
также договаривались о специализации
производства. Все это влекло за собой
интенсификацию товарообмена, стимулировало
рост производства, позволяло повысить
серийность продукции, поднять ее конкурентные
показатели. В результате по темпам роста
производства и внешней торговли страны
ЕС в рассматриваемый период в полтора-два
раза опережали практически все другие
страны Запада, за исключением Японии.
Рост
производства, повышение его эффективности
на первом этапе развития ЕС в наибольшей
степени проявлялись в традиционных отраслях
производства, где ощущалось стимулирующее
влияние усиления конкуренции в связи
с отменой тарифных и некоторых нетарифных
ограничений внутри группировки. Однако
для развития новейших наукоемких отраслей
производства только отмены таможенно-тарифных
барьеров было недостаточно, а совместных
механизмов стимулирования в то время
создано не было. Каждая из стран ЕС стремилась
разрабатывать национальные программы
развития этих отраслей, а также привлекать
в них американский капитал, обладающий
новейшей технологией. Это одна из причин
массового притока в страны западной Европы
американского капитала в 50-60-х годах.
Существенные
результаты принесла странам-участницам
ЕС оформленная в 1964 году единая сельскохозяйственная
политика, позволившая им поднять внутреннее
производство, добиться самообеспеченности
по важнейшим видам продовольствия и сократить
импорт из третьих стран.
Успеху
реализации интеграционных мероприятий
в ЕС, по мнению автора, безусловно, способствовала
и благоприятная конъюнктура мирового
12
хозяйства
60-х годов. Подъем производства амортизировал
социальные последствия усиления конкуренции
в странах ЕС по мере расширения либерализации
взаимного товарообмена внутри группировки.
Благоприятная хозяйственная конъюнктура
также открывала большие возможности
для активности наднациональных органов
ЕС, прежде всего Комиссии, в тот период
постоянно генерировавшей предложения
по углублению интеграции, в том числе
и в политической области. Это отражало
стремление некоторых стран-членов, прежде
всего ФРГ, усилить политический характер
ЕС и ускорить создание союза федерального
типа. Однако эти устремления встретили
отпор со стороны Франции. Президент Франции
де Голль опасался, что чрезмерное усиление
наднациональной Комиссии ослабит роль
Франции в развитии интеграции и создаст
трудности для французской экономики
в условиях конкуренции с более мощным
западногерманским соперником. По этим
же причинам Франция опасалась присоединения
в тот период к ЕС Англии, тогда как руководство
Комиссии всячески стремилось форсировать
ее втягивание в группировку.
В связи
с этим Франция добилась в 1966 году ограничения
полномочий Комиссии и прежде всего принадлежащего
ей по условиям Римского договора о создании
ЕЭС права инициативы в подготовке решений
по важнейшим проблемам интеграции. Ей
было предложено консультироваться со
странами-членами до внесения предложений
в Совет ЕС. По требованию Франции был
также отсрочен на неопределенное время
переход к принятию решений в Совете ЕС
большинством голосов, хотя по Римскому
договору это должно было произойти в
1968 году.
Коренным
образом иная обстановка сложилась в ЕС
в начале 70-х годов, которые знаменуют
начало второго этапа интеграции. В соответствии
с планами участников ЕС, в 70-ые годы предполагалось
сосредоточить усилия на формировании
экономического союза, отдельные элементы
которого были созданы еще в 60-ые годы.
Речь, в частности, шла о налаживании тесной
координации экономической политики (гармонизации
структур бюджета, сближении систем налогообложения,
гармонизации валютной политики и т.п.),
а также о выработке единой политики в
области энергетики, транспорта,
13
региональной
политики, то есть о том, чтобы поднять
интеграцию на качественно новую ступень.
Однако,
разразившиеся в начале 70-х годов валютно-финансовый
и топливно-сырьевой кризисы затруднили
реализацию планов углубления интеграционного
процесса в ЕС, а на некоторых направлениях,
например, в области либерализации движения
капиталов отмечался регресс. Слабо продвигалась
разработка единой политики в области
энергетики, развития отсталых районов,
в социальной сфере, в частности, по борьбе
с безработицей. Усугубились разногласия
стран-членов по бюджетно-финансовым вопросам,
тесно связанным с реформой дорогостоящей
аграрной политики. Новые страны-члены,
особенно Великобритания, настойчиво
добивались изменения некоторых сложившихся
в ЕС принципов совместного регулирования.
Крах
золото-долларового стандарта и возросшие
колебания курсов валют стран Запада пришли
в противоречие с единой сельскохозяйственной
политикой, базирующейся на неизменности
курсовых соотношений валют стран-членов
ЕС. Это, в свою очередь, рождало угрозу
подрыва всего механизма интеграции. В
целях недопущения губительных разрывов
в колебаниях валют отдельных стран ЕС
в 1972 году было достигнуто соглашение
о «совместном плавании» валют ряда западноевропейских
стран и их взаимоподдержке. С марта 1979
года это соглашение было заменено договоренностью
о создании Европейской валютной системы
(ЕВС), в рамках которой предполагалось
на первом этапе обеспечить валютную стабильность
в ЕС, а на втором - создать наднациональный
орган, определяющий основные направления
валютной и кредитно-денежной политики
стран-членов, а также коллективную региональную
валюту. Однако и эта попытка продвинуться
вперед по пути валютной интеграции не
была полностью реализована.
Центральную
роль в этой системе регулирования курсов
на данном этапе играет экю (европейская
валютная единица), которая служит основой
для расчета взаимных центральных курсов
валют стран-членов и для контроля за движением
их рыночных курсов. Регулирование осуществляется
как путем традиционных интервенций центральных
банков на валютных рынках, так и путем
регулирования курсов отдельных валют
непосредственно по
14
отношению
к экю. Расчетные, платежные и резервные
функции экю выполняет в очень ограниченных
масштабах и достаточно узких областях
валютных отношений.
Стремление
стран ЕС в условиях экономических трудностей
решать, в первую очередь, собственные
проблемы тормозило углубление интеграционных
процессов на уровне фирм и предприятий,
реализацию совместных научно-технических
и других важных для перестройки структуры
хозяйства этих стран программ. Это усугубляло
отставание в развитии новейших наукоемких
отраслей производства, влекло за собой
замедление общего хозяйственного развития,
осложняло становление ЕС как самостоятельной
политической силы в военно-политической
системе Запада.
Катаклизмы
в экономике, усилившие центробежные тенденции
в отношениях стран ЕС, не могли не оказать
влияния на характер функционирования
органов сообществ.
В этот
период наблюдалось стремление стран-членов
решать основные проблемы деятельности
ЕС на межгосударственной основе. Роль
Комиссии ослабла и одновременно повысилось
значение Совета ЕС и его вспомогательного
органа Комитета постоянных представителей
стран-членов. Сложилась практика, когда
решения по многим вопросам полностью
согласовывались
постоянными представителями и лишь утверждались
Советом ЕС. Ярким выражением усиления
межгосударственного начала ЕС было создание
в 1974 году Европейского совета, действующего
на основе консенсуса. Этот период характеризуется
активным использованием странами-членами
права «вето» для защиты своих национальных
интересов, что крайне затрудняло принятие
решений.
Третий
этап. К середине 80-х годов ЕС подошли в
своем развитии к критическому рубежу.
В условиях быстро меняющегося экономического
и политического положения в мире перед
Сообществами возник ряд сложных проблем,
и прежде всего необходимость повышения
конкурентоспособности западноевропейской
промышленности и ликвидации технологического
отставания от США и Японии. В этих условиях
для принятия решительных мер по выводу
ЕС из застоя в 1985 году была созвана межправительственная
15
конференция
стран-членов ЕС. Результатом конференции
было подписание Единого европейского
акта (ЕЕА) нового договора, который по
своему значению приравнивается к основополагающим
документам об учреждении Европейских
сообществ: ЕЕА был ратифицирован национальными
парламентами всех 12 стран-членов и вступил
в силу 1 июля 1987 года.
Подписание
ЕЕА открыло новый этап в развитии западноевропейской
интеграции, основными чертами которого
являются завершение формирования единого
внутреннего рынка, расширение сферы интеграции
(распространение ее на науку и технику,
валютные отношения, охрану окружающей
среды) и усиление наднационального характера
ЕС. Качественно новым элементом является
включение в интеграционный процесс вопросов
внешней политики, что усиливает тенденцию
превращения ЕС в самостоятельную «политическую
единицу».
Важнейшее
звено в комплексе мер, предусмотренных
ЕЕА - создание единого внутреннего рынка
(ЕВР). Его цель - интенсификация интеграционного
процесса, укрепление позиций стран ЕС
на мировом рынке в условиях обострения
конкуренции с США и Японией. Для этого
программа создания ЕВР предусматривала
устранить к концу 1982 года оставшиеся
барьеры на пути свободного перемещения
между странами-членами товаров, услуг,
капиталов, а также граждан.
В сфере
торговли, в дополнение к уже ликвидированным
таможенно-тарифным барьерам, предстоит
отменить таможенные формальности и другие
формы пограничного контроля между участниками
ЕС; ввести единые технические стандарты
на основные группы промышленных и продовольственных
товаров, обеспечить свободный доступ
фирм стран-членов к государственным заказам,
унифицировать налоговую систему.
Предусматривается
создание единого рынка услуг в сфере
банковских и страховых операций, транспорта,
инжиниринга, информации и др.
Намечено
завершить либерализацию движения капиталов
посредством отмены оставшихся ограничений
на покупку и продажу ценных бумаг, предоставление
инвестиционных займов, на перевод краткосрочных
капиталов.
16
Должны
быть обеспечены условия свободного перемещения
граждан
всех
стран-членов. Имеется в виду полностью
отменить паспортно-пограничный контроль,
введя единый паспорт ЕС, ограничения
на деятельность любых специалистов в
рамках ЕС, обеспечить взаимное признание
дипломов о высшем образовании и свидетельств
о получении специальности или квалификации.
Программа
создания ЕВР включает также меры, направленные
на поощрение совместной предпринимательской
деятельности в странах ЕС и призванные
способствовать созданию трансъевропейских
компаний. Ее реализация увязывается с
прогрессирующей унификацией внутренней
и внешней экономической политики стран-членов.
Вновь ставится цель создания экономического
и валютного союза участников ЕС и постепенного
сращивания их национальных хозяйств
в единый комплекс.
Заметное
развитие в 80-х годах получила научно-техническая
интеграция стран-членов ЕС. Главным инструментом
научно-технической политики ЕС являются
совместные программы НИОКР. Многолетние
рамочные программы принимаются Советом
ЕС единогласно, а отраслевые - большинством
голосов. В настоящее время действует
рамочная программа научно-технического
сотрудничества стран ЕС. Она включает
около 15 программ по конкретным направлениям
науки и техники. Важнейшие из них: «ЭСПРИТ»
(технология информации), «РЭЙС» (технология
средств связи), «БРАЙТ» (исследования
в области промышленных технологий), программы
исследований в области термоядерного
синтеза, биотехнологии и др. Кроме того,
действует примерно столько же вспомогательных
программ, цель которых - способствовать
внедрению результатов совместных НИОКР
в странах-членах и подготовки высококвалифицированных
кадров для науки и промышленности. Основные
«стратегические» программы ЕС включают
в себя исследования как фундаментального,
так и прикладного характера, нацеленные
на разработку принципиально новых технологий,
на базе которых могут быть произведены
новые виды наукоемких товаров и услуг.
На реализацию совместных программ предусматриваются
ассигнования из единого бюджета ЕС.