Фашистський государственно -правовой режим в Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Политический режим всегда находится в самой прямой и непосредственной зависимости от социальной базы диктатуры буржуазии. Еще до наступления общего кризиса капитализма буржуазия систематически прибегала к авторитарным и террористическим методам правления. После первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции отход буржуазии от демократии приобретает практически универсальный характер. Именно в первые послевоенные годы возникает такое принципиально новое политическое явление, как фашизм, который был совершенное неизвестен капитализму в предшествующую эпоху.

Содержание работы

Введение.
1.Условия и методы прихода к власти фашистов
2.Государственно-правовой механизм
3. «Корпоративная система».
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

Фашистський государственно готовый.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Главным родом деятельности фаши стала  пропаганда и вооруженная борьба с социалистами, которые были объявлены  главными врагами Италии. Фаши издавали свою газету, которая была, разумеется, "коллективным пропагандистом, агитатором и организатором" - "Пополо д`Италия" - "Итальянский народ".

Идеология, которую пропагандировала газета не представляла из себя чего-либо стройного и продуманного и была рассчитана на человека массы. Сводилась  она к следующему.

Во-первых, величие Италии. Фашистская идеология - идеология прежде всего националистическая , шовинистическая и империалистическая. Она поддерживала и раздувала политическую истерию массы, направляя ее к довольно бессмысленным, но броским целям, как, например, восстановление Римской империи и превращение Средиземного моря в "mare nostrum" - "наше море". Совершенно откровенно фашисты заявляли, что достичь этого можно только войной с бывшими союзниками по Антанте, которые "испортили" Италии победу в Первой мировой войне. "Только кровь дает бег звенящему колесу истории", - говорил Муссолини. Ближайшими врагами объявлялись Греция, Албания и Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев - ставленники Антанты, угрожающие Италии.

Во-вторых, ненависть к бывшим союзникам  объяснялась загниванием демократии в этих странах. Соответственно, "прогнившая" демократическая система была презираема и должна была быть уничтожена и в Италии. Во всех итальянских бедах оказывались виноваты "неспособные и продажные парламентские болтуны и демагоги". При этом фаши быстро образовавшие вполне легальную фашистскую партию, не брезговали участием в "прогнивших" парламентских выборах (партия нового типа!). Формальными программными требованиями фашистов на этих выборах были: установление республики, выборы в Учредительное собрание, конфискация "непроизводительного капитала" (ненависть к богатым и стремление к "социальной справедливости" характерна всех проявлений массовой психологии, независимо от их политического оформления). Программа характерно популистская.

В-третьих, особо подчеркивалась ненависть  к "красным", в которых фашисты  видели опасных политических конкурентов. Муссолини заявлял себя как национальную альтернативу коммунизму.

Напомним, однако, что главным лозунгом новой партии была "Великая Италия".

 Говорить о социальной  базе фашистов бессмысленно. Их  поддерживали представители совершенно  разных слоев населения предприниматели  и рабочие, крестьяне и священнослужители,  студенты и солдаты, безработные и домохозяйки. Можно вспомнить здесь и "феномен д`Аннунцио" и указать на то, что среди сторонников Муссолини были и представители титулованной знати, так зятем дуче был граф Чиано - массовая ментальность действительно охватывала все слои населения, смыкаясь в Италии с традиционализмом социальных слоев, связанных с аграрным обществом. Привлекательность фашистов для массового человека заключалась в том, что можно было почувствовать себя великим просто в силу того, что ты итальянец (в Германии позднее - ариец, в советской России - рабочий). Такая откровенная лесть дополнялась простым и понятным указанием на врага, виноватого во всех бедах каждого, обещаниями сделать всех счастливыми на следующий день после прихода к власти, апелляцией к "великому прошлому" и "национальным традициям" а также своеобразной, точно просчитанной импонирующей массе эстетикой, эстетикой лакированного сапога (красивая форма черные рубашки, военная выправка, римское приветствие - знаменитый жест, позаимствованный позднее Гитлером, театрализованность всех массовых действий и т.д.). Большую роль в укреплении авторитета фашистов сыграли созданные ими массовые организации, долженствующие играть роль "приводных ремней" партии, соединяющих ее с населением в одно целое. Это детская организация "Баллила", подростковая - "Авангард", молодежная - "Молодые фашисты". Это Добровольная Милиция Национальной Безопасности, которая, имея опыт фаши, в ряде районов страны без особого сопротивления даже разоружала полицию и фактически захватывала власть. Наконец, это сама партия, которая стремительно становилась массовой, причем рядовые партийные организации были отделены от руководства ("внутренняя" и "внешняя" партии, по выражению Дж. Оруэлла).

 Правительство не  приняло сколь-нибудь серьезных  мер для сдерживания явно выходящих за рамки всякого нормального права фашистов. Считая главными врагами демократии коммунистов, правящие партии даже рассчитывали использовать фашистов в антикоммунистической борьбе. Полиция оставалась нейтральной во время погромов социалистических газет (которые стали доброй традицией, первый такой акт произошел в апреле 1919 года, когда боевики разгромили редакцию газеты "Аванти", главным редактором которой незадолго до этого был сам Муссолини), в ряде случаев во время стычек с коммунистами полиция поддерживала фашистов, суды часто оправдывали фашистских боевиков, армия явно симпатизировала Муссолини, многие офицеры вступили в партию (и привнесли в нее военную дисциплину и методическую жестокость).

Опасность фашизации  была понята очень поздно. В 1921 году правительство попыталось урегулировать обстановку в стране, подписав с лидерами фашистов и коммунистов "пакт умиротворения". Но, разумеется, пакт не соблюдался. Чем отчаяннее становилось экономическое положение, тем быстрее теряли авторитет старые демократические партии, тем сильнее делались фашисты.

17 октября 1922 года начальник  службы армейской безопасности  писал: "Муссолини настолько уверен  в победе и в том, что он  является хозяином положения,  что предвидит даже первые  шаги своего правительства. Кажется, он намеревается совершить переворот от 4 до 11 ноября". Офицер ошибся, переворот произошел 28 октября.

 Событие, именуемое  "Походом на Рим", походом  в военном смысле слова не  являлось. За этими громкими словами,  вызывающими в памяти либо имперскую эпоху, либо время Рисорджименто, скрывается не более, чем весьма пышная демонстрация, не встретившая практически никакого сопротивления. Пышные черные формы фашистов выгодно выделяли в центре скромный штатский костюм дуче (показная личная скромность - качество для харизматического лидера необходимое). Это хорошо отрежиссированное представление закончилось весьма эффектно - отставкой правительства Луиджи Факта и назначением премьер-министром Бенито Муссолини.

Таким образом, видимость  легитимности была соблюдена, что было очень важно для традиционалистски настроенной большой части населения да и самой фашистской верхушки, тесно связанной с прежними социальными и политическими элитами ( вспомним хотя бы семейные связи нового премьера с фамилией Чиано). Муссолини получил власть из рук главы государства - короля, то есть мы не имеем дела с революцией (для каковой, кроме незаконного характера, необходимы насилие и участие большой части населения). Но мы не имеем здесь дела и с легитимной государственной процедурой, ибо "Поход на Рим" был организован вопреки действовавшим законам, и королю просто не оставалось ничего другого, как узаконить фактический захват власти "партией нового типа", тем более, что с последней были связаны большие надежды на политическую, экономическую и социальную стабилизацию в стране.

Подобный характер захвата  власти, в отличии от революционных  событий в России, несколько ограничил  на первых порах вожделенную политическую монополию фашистов. Первое правительство  Муссолини не было однопартийным. Видимость легитимности и более сильные, чем в России, либеральные традиции, а главным образом неполная уверенность в собственных силах заставили терпеть в правительстве нефашистское большинство (фашисты получили лишь 4 портфеля), что определенно сводило на нет эффект "Похода на Рим".

Таким образом Муссолини  оказался премьером в рамках старой , "прогнившей", государственной системы. Вывод из этого был сделан весьма простой: эту систему следует перестроить. Перестройка государственного аппарата началась практически сразу, но продолжалась весьма долго. Прежде всего, уже в декабре 1922 года был образован Большой Фашистский Совет, взявший на себя многие функции государственной власти. В него входили министры-фашисты и руководство партии. Назначался он лично Муссолини, который стал его бессменным председателем. Большой Фашистский Совет контролировал деятельность правительства и (!) рассматривал законопроекты перед их поступлением в парламент. Таким образом, уходил в прошлое ненавистно либеральный принцип разделения властей, более того, явно началось сращивание руководства партии с государственным аппаратом - залог политической монополии. Другим актом политической перестройки стал королевский указ, узаконивший Добровольную Милицию Национальной Безопасности наравне с полицией; Муссолини получал таким образом вполне легальную личную гвардию, на все готовую для дуче.

 Но до создания  тоталитарного режима было еще  далеко. Фашисты не пользовались  еще необходимой для этого  поддержкой масс, весьма сильна  была еще оппозиция, армия внушала некоторые сомнения, наконец, экономические проблемы Италии вопреки обещаниям дуче не были решены мистическим способом после прихода к власти, а напротив того, продолжали углубляться.

И хотя на парламентских  выборах 1924 года фашисты победили, довольно много голосов получила оппозиция - социалисты, Народная партия и даже коммунисты. В этих условиях фашисты совершили ошибку, попытавшись одним ударом разрубить гордиев узел политических отношений, ошибку, повлекшую за собой серьезнейший кризис партии. "Партии нового типа" обычно не брезгуют откровенно бандитскими методами политической борьбы, обычно это действует весьма успешно, шокируя оппонентов, но на сей раз мафиозные методы фашистов обернулись против них самих.

Один из лидеров оппозиции, особенно часто донимавший дуче в парламенте - Джакомо Маттеотти - был похищен и убит фашистами. Взрыв возмущения, последовавший за этим, едва не привел партию к развалу. Массовый выход из партии и растерянность руководства заставляла Муссолини даже говорить о возможной отставке. Оппозиция же, воспользовавшись растерянностью врагов создала первый на западе антифашистский фронт - Авентинский блок (по одной из версий, именно на Авентинский холм удалились римские плебеи во время борьбы с патрициями, что принесло первым победу). Блок отозвал депутатов из парламента и начал широкую антифашистскую пропаганду, надеясь на крах фашистских организаций из-за внутренних противоречий и утраты авторитета.

Однако, довольно пассивная  тактика Авентинского блока, непримиримая вражда внутри антифашистского лагеря (коммунисты так и не вошли в блок), а главное - продолжавшийся несмотря ни на что рост влияния сторонников дуче позволили ему реанимировать и усилить свою власть.

В 1925 году, отбросив либеральные  реверансы, Муссолини прямо заявил о своих намерениях. "Мы хотим фашизировать нацию. Должны быть итальянцы эпохи фашизма, как были, например, итальянцы эпохи Возрождения". Более конкретная программы заключалась в намерении обуздать всяческую оппозицию и восстановить Римскую империю: "Для фашизма стремление к империи, то есть к национальному распространению, является жизненным проявлением. Обратное, то есть сидение дома - есть признак упадка. Народы, возвышающиеся и возрождающиеся, являются империалистами".

Именно в этом духе и строилась дальнейшая политика фашистов. В 1926 году, после неудачного покушения на Муссолини, вступили в силу "чрезвычайные законы". Прежде всего, специальным законом распускались все "антинациональные" партии, то есть создавался желанный фактически однопартийный режим. Для рассмотрения политических дел, связанных с деятельностью запрещенной отныне оппозиции, создавался Особый трибунал.

2.Государственно-правовой механизм

Установление фашистской диктатуры привело к существенным изменениям в государственном строе, уничтожению демократических принципов организации и деятельности государственного механизма. Это проявилось в сосредоточении всей полноты государственной власти в руках фашистской верхушки на основе принципа вождизма с концентрацией властных полномочий в руках вождя партии и фактического главы государства, в превращении руководящих органов фашистской партии в ведущее звено государственного аппарата, в строгой централизации государственного управ¬ления и лишении представительных органов их реальных полномочий (а затем и в замене их корпоративной системой), в установлении террористического режима. 
Формально итальянская Конституция не была отменена, но фактически она не действовала. Король превратился в марионетку фашистских главарей, Муссолини стал фактически неограниченным главой исполнительной власти. 
Министры назначались королем по предложению главы правительства и были ответственны не перед парламентом, а перед королем и, что более существенно, перед главой правительства 
Сконцентрировав всю полноту исполнительной власти в руках главы правительства, фашистский режим наделил его и широкими полномочиями в законодательной области. Законом "О праве исполнительной власти издавать юридические нормы" 1926 г. было установлено, что глава правительства может издавать постановления, регулирующие исполнение законов, касающиеся организации и деятельности государственного аппарата. Более того, глава правительства получил право по "уполномочию закона" и "в исключительных случаях" издавать постановления, имеющие силу закона. Закон при этом не определял, что понимать под "исключительными случаями", предоставив это на усмотрение главы правительства.  
Следующим шагом стала ликвидация демократических принципов формирования высших представительных органов.  
Параллельно шла ликвидация представительных органов местного самоуправления, имевших и до прихода фашистов к власти крайне незначительные полномочия. Законы 1926, 1928 и 1932 гг. заменили выборные органы на местах назначаемыми - из кандидатов, выдвинутых синдикатами и организациями фашистской партии. Низшим звеном стали подесты (старшины), назначаемые от имени короля министром внутренних дел (Муссолини), и муниципальные советы, назначаемые префектами областей. Префекты также назначались министром внутренних дел и при них тоже образовывались советы. И те и другие советы являлись только совещательными органами при подестах и префектах. 
В дальнейшем и эта сложившаяся к 30-м гг. антидемократическая система оказалась стеснительной для фашистов. После подготовки мероприятий по созданию "корпоративного государства" парламент в 1938 г. был упразднен и заменен "палатой фаший и корпораций".

3. «Корпоративная система».

Идея создания "корпоративного государства", стоящего над классами, примиряющего интересы "труда и капитала" занимала видное место в демагогической фашистской пропаганде. Первым шагом по пути создания "корпоративного государства" был закон "О правовой организации коллективных трудовых отношений" 1926 г. Существовавшие профсоюзы рабочих распускались. В основных отраслях производства были созданы рабочие и предпринимательские синдикаты. Уставы синдикатов утверждались королевским декретом, а их должностные лица назначались правительственными органами и работали под контролем последних. Считалось, что синдикаты представляли интересы всех рабочих и предпринимателей данной отрасли производства, если в них числилось не менее 1/10 части всех занятых в ней. Для координации взаимоотношений между рабочими и предпринимательскими синдикатами одной и той же отрасли производства они объединялись в корпорации. Из представителей синдикатов, а также представителей ряда министерств и фашистской партии создавались Советы корпораций, члены которых утверждались Муссолини, являвшимся министром созданного тогда же министерства корпораций. 
Закон установил принудительное разрешение трудовых конфликтов в специально созданных трудовых судах, решения которых были под угрозой уголовной ответственности обязательны как для членов синдикатов, так и для лиц, не состоящих в них. 
Основные принципы "корпоративной системы" были изложены в Хартии труда 1927 г. Хартия провозглашала, что корпорации признаются государственными органами и получают право издавать обязательные для синдикатов постановления в области регулирования трудовых отношений и производства. Всего было создано 22 корпорации. В 1930 г. создается Национальный совет корпораций - совещательный орган при правительстве по вопросам производства и труда. 
В 1939 году вместо упраздненного парламента была создана "палата фаший (фашистских организаций) и корпорации", состоящая из членов правительства, высших органов фашистской партии, советов корпораций и отдельных специалистов. Все 650 членов палаты назначались Муссолини. Функции палаты были сформулированы крайне неопределенно: "...сотрудничать с правительством в издании законов". С парламентарной системой было покончено.  
Важную роль в механизме "корпоративного государства" играла фашистская партия. Она превратилась в строго централизованный, бюрократический государственный орган. Устав партии утверждался королевским указом. Партию (как и правительство) возглавлял "дуче" - невыборный и несменяемый вождь - Муссолини. 
Партийные органы делились на единоличные и коллегиальные. Последние выполняли главным образом совещательные функции. К единоличным относились "дуче", генеральный и административный секретари, федеральные секретари, секретари низовых организаций партии - фашистских союзов (фаший). При каждом единоличном органе имелся совещательный коллегиальный орган: при "дуче" - Большой фашистский совет, объявленный законом "О полномочиях Большого фашистского совета" 1928 г. "верховным органом" партии и государства, при генеральном и административном секретарях - Национальная директория и Национальный совет, при федеральных секретарях - провинциальные директории, при секретарях фашистских союзов - директории. 
Все органы партии не избирались, а назначались сверху. Партийный аппарат, таким образом, стоял вне контроля со стороны рядовых членов партии. Они практически не могли участвовать в решении вопросов партийной политики.  
Система карательных органов фашистской Италии формировалась главным образом путем дополнения ранее существовавших органов новыми, предназначенными для подавления оппозиции режиму. 
Важное место в системе этих органов занимала полиция. Наряду с общей полицией были созданы специальные полицейские органы борьбы с антифашистским движением. "Добровольческая милиция общественной безопасности",а также политическая полиция - "Организация охраны от антифашистских преступлений" (ОВРА). 

Информация о работе Фашистський государственно -правовой режим в Италии