Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:19, доклад
Под самозванством историки, прежде всего, понимают присвоение кем-либо имени представителя царствующей династии, хотя в обыденном значении слова самозванцами, конечно, могут быть лица из самых различных социальных слоев и групп. Имена царственных особ принимали и политические авантюристы, и вожди народных движений, однако в России самозванство обретало силу в первую очередь как выражение недовольства социальных низов существующим порядком вещей в целом и общественными отношениями в особенности.
Научное эссе на тему: «Феномен самозванства в России» студентки 7110 группы Шмыковой Евгении Владимировны
Под самозванством историки, прежде всего, понимают присвоение кем-либо имени представителя царствующей династии, хотя в обыденном значении слова самозванцами, конечно, могут быть лица из самых различных социальных слоев и групп. Имена царственных особ принимали и политические авантюристы, и вожди народных движений, однако в России самозванство обретало силу в первую очередь как выражение недовольства социальных низов существующим порядком вещей в целом и общественными отношениями в особенности.
Несмотря на то, что самозванство издавна привлекало внимание историков, корни этого явления до конца не изучены. Эта проблема рассматривалась в работах Н. И. Костомарова, В. О. Ключевского, Р. Г. Скрынникова и др. Ученые рассматривают эту проблему с разных сторон: Ключевский видит причину появления самозванцев в проблеме законной власти. По мнению Н. И. Костомарова, основную роль в выдвижении самозванцев играли иностранцы, претендовавшие на российский престол и жаждавшие распространить на Руси католичество. Я, пожалуй, со своей точки зрения поддерживаю историка Ключевского, нежели Костомарова. Во- первых, народ, оставшись без законного правителя был рад видеть в лице Лжедмитрия 1 истинного наследника престола, нежели «нехорошего» царя Бориса Годунова. (В данной теме я затрагиваю в основном события Смутного времени, так как считаю, что пример Григория Отрепьева является лучшим примером самозванства для России.) Так же существует мнение, будто народ поддерживал самозванцев главным образом потому, что те обещали ему освобождение от крепостного-гнета, сытую жизнь и повышение социального статуса. При этом допускается возможность того, что трудящиеся могли идти за самозванцами, не веря в их царское происхождение, а просто используя их в своих целях. Подразумевается, что «толпе» все равно, кто взойдет с ее помощью на престол, — главное, чтобы новый царь был «мужицким», «хорошим», чтобы он защищал интересы народа.
Самозванчество в России не обладает устойчивой функциональной структурой и имеет лишь некоторые признаки неформального политического института. Характер проявления политического самозванчества в России движениям, признаки и черты, присущие протестным социально-политическим движениям, конечной стадией развития которых является стадия формализации.
По словам В. О. Ключевского, «у нас с легкой руки первого Лжедмитрия самозванчество стало хронической болезнью государства: с тех пор чуть не до конца 18в редкое царствование проходило без самозванца». (Как известно, проявление самозванства не ограничивалось только 17 и 18 вв.; они имели место и в 19 и 20 столетиях.) Наличие самозванцев и на сей день свидетельствует о том, что самозванчество имеет тенденции повторяемости.
Сравнительно долговременное существование в политической истории России самозванцев является одной из национальных особенностей процесса политической модернизации. Самозванство оставило заметный след в отечественной истории и стало постоянным явлением русской жизни.
Говорить об актуальности данной темы, месте в сознании нации – значит не сказать ничего. Ведь именно сейчас, на осколках империи в период Большого безразличия, при становлении новой Российской государственности опять появляются предпосылки для «смутного времени» и возвращения самозванства. Не важно, под чьим именем, и под какими лозунгами, зато ясно – для чего. Цель всегда одна – манипулирование сознанием масс и узурпация власти той или иной группой, избравшей самозванца в качестве символа борьбы за свои интересы.
Список литературы: